Природа Байкала | На вершине эволюции …

На вершине эволюции …

автор:Александр Мамонтов
дата съемки:июнь 2015
дата публикации:16 июля 2015

комментарий автора:на 4/5 прежнее гнездовье цапель занято бакланами в этом году. Приблизительная численность всех бакланов этого места около 300 особей (минимум).

ПредыдущаяСтраница 3 из 4:  1 2 3 4 всеСледующая
Александр Мамонтов

Эраст Бутаков:  Тогда получается, у этих морских ворон остались в генетической памяти побережья с уровнем воды на метр ниже. И как только к этому виду берегА стали подходить - "Здрасти! Не ждали?!"Такое может быть?

Да обсуждали все это уже где то и вроде нет точного и ясного ответа как такое могло случиться. Может время подскажет хотя бы где эти создания зимуют...
19.07.2015, 01:23:41 |
Эраст БутаковО как! Даже пока не известно где они зимуют?
Что ж, если это они — то в Эфиопии на озере Аваса:
19.07.2015, 01:55:38 |
Эраст БутаковНо, похоже, это другие — с белыми манишками....
19.07.2015, 01:57:00 |
Александр МамонтовИнтересно, на фото есть цапли. В этом контексте цапли могли быть теми, за кем прилетели бакланы. Тогда и понятно почему цапли стали мишенью для баклана. Пусть Игорь скажет что по этому поводу, не для экологической химии загадка. Вдруг какая глупая цапля высидела по каким то причинам кладку алфа-баклана со всеми вытекающими ...
19.07.2015, 06:43:26 |
И. ФефеловЭрик, ну тут скорее не в генетической памяти, а в улучшении кормовых условий в прибрежной зоне из-за малой воды. С начала 2000-х высоководных годов не бывало. А генетическая память у них в 1970-х годах вымерла вмест с самим местным бакланом.

n_i_r_v_a_n_a:  Нашла очень интересную статью про бакланов. "Заполнение водохранилища Иркутской ГЭС началось в 1956 году и вызвало подъём уровня воды в Байкале. Вероятно, что 1957 год стал поворотным в судьбе байкальской популяции большого баклана. Именно в этом году вид из обычного стал очень редким, а окончательное угасание популяции затянулось на несколько лет.Подъём уровня воды в оз. Байкал оказался решающим фактором в судьбе местной популяции баклана. Началось формирование новой береговой линии озера, вода прибрежных мелководий, места нереста всех байкальских бычков, стала мутной.Как следствие этого, икра бычков гибла и обилие всех их видов снизилось, в том числе до критических величин. Большинство же байкальских бычков в мутной воде жить просто не могут и потому были вынуждены покинуть прибрежные мелководья. Один из самых массовых в прошлом видов, бычок-желтокрылка, был даже включён в Красную Книгу страны.--Версия, почему исчезновение бакланов растянулось на долго. И почему они сейчас живут в основном на островах и отвесных берегах: "Только благодаря тому, что часть побережья Байкала, в том числе его островов, представлена отвесными скалами и вода при подъёме её уровня у скал оставалась относительно чистой, видовое разнообразие бычков сохранилось, а процесс исчезновения бакланов растянулся на десятилетие."http://baikal-1.ru/nature/fauna/aves/aves-150605-phalacrocorax-carbo.php

В качестве одной из важных причин — вполне возможно. Бычки, судя по всему, один из основных кормов. Но дело вряд ли в мутности воды, а в самом переформировании береговой линии, волнение стало работать иначе и тому подобное. В первую очередь массовым прибрежным видам бычков икру стало негде класть, стало их мало, это, кстати, ударило и по тем расам омуля, которые питаются молодью бычков.

Но вот что бакланы ели в то время, теперь уже не узнаешь. А сейчас что едят — надо исследовать, это ключевой вопрос во всей оценке роли баклана и в байкальской экосистеме, и для человека.

То, что баклан дольше всего держался на скалистых островах, тут причина явно не во влиянии изменения уровня на бычков. Просто сами острова — наиболее труднодоступные места для гнездования, и находятся они посреди рыбных сравнительно мелководных мест. Самые крутые участки подводного склона — от Кругобайкалки и до Б.Голоустного, но там баклан еще в начале 20-го века пропал, одни названия остались.

С монгольскими чайками было аналогично, в середине 20-го века и у них тоже очень сильно снизилась численность и сократилось распространение на Байкале. Но чайка более пластична, и, видимо, поэтому совсем не пропала. Кстати, судя по кое-каким последствиям, всему, немалую роль сыграла и пропаганда охраны чаек — когда их стало мало, биологи об этом довольно много говорили. Что до последствий... еще до 90-х годов кольца с чаек приходилось добывать всякими кривыми путями, поскольку рыбаки считали, что "чайка же в Красной книге, ее нельзя стрелять". Как результат — застрелят окольцованную чайку на сетях, увидят кольцо и выкинут или припрячут, "а то как бы не оштрафовали", кольца потом приходится практически выманивать, целое дело было.
19.07.2015, 10:43:58 |
И. Фефелов

Александр Мамонтов: Интересно, на фото есть цапли. В этом контексте цапли могли быть теми, за кем прилетели бакланы. Тогда и понятно почему цапли стали мишенью для баклана. Пусть Игорь скажет что по этому поводу, не для экологической химии загадка. Вдруг какая глупая цапля высидела по каким то причинам кладку алфа-баклана со всеми вытекающими ...

Готовые гнёзда. А это большая экономия времени. Ну и само наличие колонии других крупных птиц — показатель того, что "и нам здесь прожить можно". Поэтому в первую очередь и подселяются на имеющиеся колонии.
Колония цапель там существует с 1964 года, они и сами уже усушили и пороняли многие деревья, места стало меньше, они начали раселяться на другие места по Ангаре и водохранилищам, на Усть-Илимском есть не менее одной колонии, на Братском не менее трех (думаю, сейчас и много более) трех. Теперь, похоже, процесс ускорится — выселяют.

Куда летят... ну, видимо, куда-то в Китай, а вот куда конкретно — можно выяснить, но только точными методами, (если кольцевать, то возвратов колец оттуда не дождешься). Есть тут кое-какие надежды...
19.07.2015, 10:51:23 |
ЕсенияС бакланами так же, как и с горностаевой молью: природа сама потихоньку будет вести своё хозяйство, люди привычно будут как бы не у дел и как бы ни при чём.
19.07.2015, 15:12:16 |
n_i_r_v_a_n_a

Эраст Бутаков: Тогда получается, у этих морских ворон остались в генетической памяти побережья с уровнем воды на метр ниже.

Не совсем так. Скорее, восстановились цепи питания, нарушенные ранее. До такой степени, что это максимально способствует воспроизводству стада)) Но, если выражаться художественно, то где-то так, как вы сказали. Можно развить сюжет и написать книжку)
19.07.2015, 15:20:14 |
n_i_r_v_a_n_a

Есения: С бакланами так же, как и с горностаевой молью: природа сама потихоньку будет вести своё хозяйство, люди привычно будут как бы не у дел и как бы ни при чём.

В общем. да. Природа все сделает так, как ей надо))
19.07.2015, 15:21:37 |
Эраст БутаковПитание, питание, питание, кормовая база... Миллион раз слышал это, как причину всего, что касается птиц и животных. В некотором (и не малом, конечно) случае это так. Но наблюдая за птицами из своей хибары и бродя по джунглям Эфиопии, я пришел к одной любопытной мысли:

В жарких странах, где воды чистой вообще нет — она кишит бактериями, червями, прочей неизвестной нечистью невиданных форм и размеров и всегда вредоносной и опасной — птицам, особенно водоплавающим, особого кайфа жить нету. Там и люди-то европейской расы никогда не жили, если только их туда не отправляли по делам или алчность не гнала (хотя колоний было много, и, казалось бы, три урожая в год, тепло и всякого вдоволь, но самого главного — воды — не было! Вот они и тянули всё, что можно через наместников и сочувствующих, но сами туда ни ногой!). Так вот о птицах:

Все эти бактерии, черви, мокрицы, амебы, личинки и прочая мразь могли легко сожрать вылупившихся едва птенцов. Или заразить их неизлечимо. Поэтому, неглупые птицы улетали выводить потомство к нам, на Север — здесь и воды чище, и всей этой пакости нет (такой кайф, когда земля промерзает, уничтожая всё это — там же, вечная вонь, верхний слой земли всегда шевелиться-перегнивает-живет, и фотограф, показывающий красивые пейзажи Африки, стоит как возле силосной ямы — хорошо, что на фотографиях запах не чувствуется). Они выводят здесь потомство, дают ему окрепнуть, ставят на крыло (эмунная система, конечно, у птенцов появляется), потом приходит осень и птицы улетают на Юг — туда, где снова лето.
В экваториальных странах сезон дождей (то есть, в их понимании Зима) выпадает в аккурат на май-сентябрь. Получается, птички наши из лета в лето улетают — зимы не зная. Те же, кто зимует на Ангаре — им медаль, и в Африку их, надо полагать, не заманишь.

Так вот, может причина вовсе не в Байкале — местах гнездовья, а в том, что где-то в других местах (где они все эти годы гасились) что-то произошло — леса вырубили, озера засохли, вода стала ещё хуже, химия и прочая ерунда? А Байкал, как старый запасной аэродром, вдруг всплыл в памяти (генетической в том числе) птиц, и они отправили сюда разведчиков... а потом и всеми своими многочисленными косяками прилетели. И дело вовсе не в ухудшении жизни на Байкале, а наоборот — здесь лучше, чем где-либо.

Конечно, от таких рассуждений некоторые экологи могут грантов на помощь Озеру лишиться, но зато некоторые могут их получить, доказывая обратное.

(Без относительно — Просто размышления...)
19.07.2015, 18:53:01 |
И. ФефеловДа, в тропиках жизнь со своими прелестями, оттого наши там и не остаются на лето — там своих хватает. Причем большая часть паразитов и болезней, которые весной приносятся птицами с юга, на севере уже не выживает.

Судя по всему, о чем я уже и говорил, как-то так так и было — то есть причин было несколько, не обязательно все в гнездовом ареале, и баклан пропал тогда и оттого, когда все они сошлись "одно к одному". В целом же восточный большой баклан сейчас (в последние десятилетия и, вероятно, даже много столетий) процветает.

Разведчиков они постоянно посылают. В конце концов те, полагаю, пришли к выводу, что пора попробовать
19.07.2015, 19:28:35 |
Дмитрий Мызников

И. Фефелов: Да, в тропиках жизнь со своими прелестями, оттого наши там и не остаются на лето

Жрать там просто нечего. Например в оз. Танганьика обитает всего 2 или 3 вида рыбы. и то в прибрежной мелководной зоне. В воде мало кислорода. Или практически его отсутствие.
19.07.2015, 19:52:16 |
И. ФефеловЗато в прибрежной зоне и биомасса, и скорость ее роста больше, чем в Байкале, а разнообразие для таких жрунов не главное. Но на всех бы в самом деле не хватило.
19.07.2015, 19:56:34 |
Александр Мамонтов

И. Фефелов:    Готовые гнёзда. А это большая экономия времени. Ну и само наличие колонии других крупных птиц - показатель того, что "и нам здесь прожить можно". Поэтому в первую очередь и подселяются на имеющиеся колонии....

Но об этом надо знать, не телепаты же они.

И. Фефелов:    ...Куда летят... ну, видимо, куда-то в Китай, а вот куда конкретно - можно выяснить, но только точными методами, (если кольцевать, то возвратов колец оттуда не дождешься). Есть тут кое-какие надежды...

Т.е. пока новостей нет по проблеме.

Думается тема себя исчерпала, до новых данных.
Спасибо всем за внимание к фото!
20.07.2015, 12:39:06 |
И. Фефелов

Александр Мамонтов:    И. Фефелов:     Но об этом надо знать, не телепаты же они.

А это определяется уже по факту по прилёте.
20.07.2015, 12:47:18 |
Александр Мамонтов

И. Фефелов:   ..  А это определяется уже по факту по прилёте.

Но кто прокладывает путь до района? Чем руководствуется? Это ведь не слетать на соседнее болото, а сотни и тысячи километров ...
20.07.2015, 12:56:47 |
И. ФефеловДаже после 1970-х единичные негнездящиеся бакланы на Байкале каждый год где-то да мелькали. Буквально от 0 до 2 штук за сезон. И, естественно, еще часть (думаю, большая) их осталась никем не замеченными — если ничего привлекательного не находят, они надолго не задерживаются. Но когда их мало, они как прилетели, так и улетели. Однаок в начале 2000-х уже попались стайки штук по 5. А вот в середине 2000-х, по-видимому, определенно стало есть кому прилетать, поскольку они стали появляться хоть и в небольшом числе, но по всему региону... ну и далее.
20.07.2015, 13:07:46 |
Александр МамонтовНу вот теперь все становится на свои места. Спасибо!
Осталось понять кто кормит всю эту толпу (и чем) 8 месяцев в Поднебесной :)
20.07.2015, 13:20:27 |
И. ФефеловНу, думаю, там не всё сразу китайцы вылавливают. Мелкой рыбы там хватает. (Хотя, надо сказать, и мелкую в Китае тоже ловят — на Янцзы в ход идет рыбка и 10-20 см, часть этого прилова взрослая, насчет другой части — не скажу, толком не рассмотрел)
К тому же у нас это разве толпа — взрослых от силы тысяч 8, молодежи (этого и прошлых лет) еще раза в полтора больше. А вот сколько бакланов в бассейне Амура...
20.07.2015, 13:36:00 |
Светлана БогородскаяВот бы еще на Ольхон дрофы вернулись.