Природа Байкала | Вид на Шишкинские Писаницы (2)

Вид на Шишкинские Писаницы (2)

автор:Дмитрий Большедворский
дата съемки:24 июля 2010
дата публикации:24 января 2017

комментарий автора:Шишкинские писаницы — наскальные рисунки (петроглифы) эпохи палеолита, протянувшиеся по отвесным скалам в верховьях реки Лены почти на 2 км. Древние художники изображали животных, людей, занятых коллективной охотой или плывущих в лодках. Шишкинские писаницы признаны памятником мировой культуры. По данным профессора Алексея Окладникова, шишкинским писаницам около 15 тысяч лет. Всего на древних скалах когда–то было 2000 рисунков. Сегодня от них осталась лишь треть изображений. http://irkipedia.ru/content/shishkinskie_pisanicy

Алексей ДенисовСимпатичный вид. Интересный ракурс.
24.01.2017, 23:55:55 |
Дмитрий БольшедворскийСпасибо! Алексей.
25.01.2017, 16:45:14 |
Егор ПолтавченкоФотография хорошая, а вот информация в иркипедии не совсем точна. По Окладникову А.П., на Шишкинских скалах можно выделить по крайней мере пять групп рисунков. От палеолитической эпохи и до периода современности, — Х — ХVII века н.э. Для каждой из этих групп свойственны определённые стилистические особенности, своя техника исполнения и особое содержание, свои характерные сюжеты. Анализ писаниц показывает, что Шишкинские скалы являются своеобразным зеркалом, в котором отразилась вся сложная и многокрасочная история Ленского края на протяжении многих десятков веков. Чем и уникальны Шишкинские скалы!
Но это было до появления современного Васи....
25.01.2017, 20:56:07 |
Дмитрий Большедворский

Егор Полтавченко: Фотография хорошая

Спасибо!

Егор Полтавченко:  а вот информация в иркипедии не совсем точна.

Согласен, отнёсся спустя рукава к подачи материала:) Попробую исправить пробел:)
Самая точна информация должна быть в книге Окладникова и его жены Веры Дмитриевны Запорожской "Ленские писаницы. Наскальные рисунки у деревни Шишкино". В свободном доступе к сожалению я её не нашёл. Зато нашёл интерестную книгу: "Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве", где в главе "Наскальные изображения Сибири" в статье "Шишкинские писаницы —взгляд в прошлое", есть шикарное описание к фотографии:

Шишкинские писанные скалы принадлежат к числу наиболее живописных и своеобразных мест в долине реки Лены. Они непрерывной, широкой дугой тянутся вниз вдоль реки почти на три километра. С противоположного берега Лены скалы представляются в виде сплошной отвесной стены, увенчанной сверху густой темно-зеленой каймой. В действительности стена разделена на ряд отдельных
скальных выходов, также в ней отчетливо выделяются ступенчатые ярусы в виде двух, трех или даже четырех уступов.
На всей протяженности Шишкинских скал рассеяны древние изображения. Они имеются и на самой нижней части, вблизи дороги-тракта, на средних ярусах и даже у самой вершины. Местами они разбросаны отдельными небольшими группами,
местами концентрируются целыми скоплениями и часто густо перекрывают друг друга.
Представленные на памятнике изображения выполнены самой различной техникой и имеют многообразное содержание. Здесь можно найти упоминания почти о всех временах и народах когда-либо населявших Ленский край.
Такая плотная концентрация рисунков на определенном участке, прежде всего, объясняется удобством скал для создания изображений и их последующего сохранения. Скала сложена мощными и плотными слоями красного песчаника с широкими
вертикальными плоскостями. Эти вертикальные плоскости, особенно в верхней части стены, отличаются особенной гладкостью поверхности. Шишкинские скалы были приспособлены самой природой для художественной деятельности древнего человека.
Гладкие отвесные стены были прекрасным материалом для древнего творца, достаточно плотный и в тоже время мягкий песчаник легко резался кремниевым или бронзовым ножом, его можно долбить, царапать и шлифовать обыкновенным камнем. По этому здесь нашли применение различные способы нанесения изображений, в особенности вытирание поверхности скалы камнем, резьба по нему и шлифовка. Благодаря пористости скальной поверхности на памятнике до наших дней сохранились рисунки, выполненные красной охрой. Правда, сегодня они едва различимы.

И ещё три страницы подробной информации.
25.01.2017, 23:09:54 |
Дмитрий БольшедворскийИ в завершении два видео сюжета.

Спуск к Шишкинским писаницам

Видео начинается как раз от места моей съёмки.

И фильм Вадима Алтухова, 2009 г.

Шишкинские писаницы — взгляд в прошлое

25.01.2017, 23:51:11 |
Дмитрий Большедворский

Шишкинская писаница: путешествие во времени

Уникальный памятник древнего наскального искусства Восточной Сибири – Шишкинская писаница расположена на берегу Лены. На сегодняшний день это единственный комплексно изученный объект с наскальными росписями не только в России, но и во всем мире. Долгие годы писаницу изучали и реставрировали специалисты из Иркутска и Москвы. Но несмотря на то что памятник археологии по документам с 1948 года стоит на госохране, в реальности он мало защищен от вандалов.

25 лет Шишкинскую писаницу изучала иркутский археолог Лариса Мельникова. Вместе с супругом археологом Вадимом Николаевым и геологом Ниной Демьянович они написали двухтомную монографию, посвященную памятнику. Сейчас Лариса Мельникова, как может показаться на первый взгляд, относится к проблемам объекта философски. Но чем больше она говорит о писанице, тем очевиднее становится, что у археолога буквально сердце кровью обливается за их судьбу.

Подробнее здесь: [url]http://www.ogirk.ru/news/2016-08-03/shishkinskaya-pisanitsa-shans-sovershit-puteshestvie-vo-vremeni.html[/url]