Природа Байкала | Харгино. Прикосновение к истории
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина
Харгино. Прикосновение к истории
Харгино. Прикосновение к истории

Харгино. Прикосновение к истории

автор:Андрей Таничев
дата съемки:май 2017
дата публикации:22 мая 2017
Просмотров: 6438
Рейтинг: 7 (7 голосов)


комментарий автора:Прибайкалье, Харгино. С XVIII века, в течение почти 200 лет, здесь велась добыча кварцевого песка, служившего сырьём для развивающейся в Сибири стекольной промышленности. От карьера, расположенного в горах Приморского хребта, песок доставляли вагонетками по рельсам к длинному (около 250 м.) спусковому жёлобу, построенному на крутом склоне, и далее — по лесной дороге к пирсу на берегу Байкала, где уже велась его погрузка на баржи.
..


Страница 1 из 2:  1 2Следующая 
Александр МамонтовА стекло варили надо полагать в Больших Котах или ближе что было?
Интересно, как работал желоб на левой фотке?
22.05.2017, 22:20:40 |
Андрей Таничев

 Александр Мамонтов:  А стекло варили надо полагать в Больших Котах или ближе что было?

Первым был построен стекольный завод в Тальцах, позднее в Верхнеудинске (Улан-Удэ) и др.
22.05.2017, 22:28:00 |
Александр МамонтовСпасибо! Очень интересное начало :)
22.05.2017, 23:00:57 |
Дмитрий Большедворский

 Александр Мамонтов:  А стекло варили надо полагать в Больших Котах или ближе что было?

В Котах был стекольный завод, это информация из детства:) Надо покопать, могу ошибаться:)
23.05.2017, 00:11:51 |
Дмитрий БольшедворскийТочно был!

В 1854 г. в казенной палате Иркутска зарегистри­ровано прошение Бобривникова об аренде пустопорожней земли. Свой капитал Бобривников объединил с Сибиряковым, и на берегу Байкала был построен стекольный завод, где работало 20 человек. [url]http://www.magnit-baikal.ru/publ/goroda_i_poselenija_irkutskoj_oblasti/malenkij_poselok_bolshie_koty/13-1-0-204[/url]

Не обманули ребёнка 40 с лишним лет назад я думал, что это легенда:)
23.05.2017, 00:34:05 |
И. Фефелов
вот, например, контора фабрики


23.05.2017, 10:15:37 |
И. ФефеловАндрей, интересно, есть ли среди этих рельсов маркированные?
23.05.2017, 10:18:39 |
Андрей Таничев

 И. Фефелов: Андрей, интересно, есть ли среди этих рельсов маркированные?

просмотрел пару обрезков рельс, клейма на них не было.
23.05.2017, 11:43:27 |
И. ФефеловУзкоколейные и вагонеточные реже маркировались, чем полнопрофильные. Но на старых и на них встречались клейма, например, на КБЖД находили такие начала 20-го века.
23.05.2017, 12:12:57 |
Наталия ЗаручейскаяКак интересно!
по опыту — на месте стекольного завода обычно много интересных штучек можно найти.. пробки от флаконов, сами пузырьки — если варили штучное, а не оконное стекло.
У нас возле деревни был в 19 веке такой заводик, до 20 годов продержался...
24.05.2017, 23:28:42 |
Дмитрий Большедворский Вот как описывает это место В. П. Брянский в своей книге "Здравствуй Байкал ! "
АКВАТОРИЯ И ПОБЕРЕЖЬЕ ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ

В устье речушки Харгинки был поселок, от него теперь сохранилось всего два полуразрушенных дома, В нескольких километрах выше по течению в хребте когда-то работал открытый еще в 18 веке песчаный карьер, его продукцию доставляли на стекольный завод в поселок Тальцы (на Ангаре). Сейчас о тех временах напоминают лишь разрушенные рельсовые пути да вагонетки. Для перегрузки кварцевого сырья в бухте был построен мощный причал, от которого сохранились остатки ржавых опор. Вся книга: [url]http://oopt.aari.ru/ref/550[/url]

25.05.2017, 23:27:03 |
Светлана Богородская

 Дмитрий Большедворский: песчаный карьер, его продукцию доставляли на стекольный завод в поселок Тальцы

Куйбышевский завод при литье также пользовался песком из Харгино. Папа помнит такую баржу с песком еще из своего ушаковского детства, баржа стояла в глубоком месте и мальчишки плавали около нее.

"Некоторое исключение представлял собой карьер завода имени В.В. Куйбышева, в котором работы велись более рационально и технически грамотно. Помимо толщи делювиальных песков частично эксплуатировалась верхняя зона элювиальных песков на глубину 3–8 метров мощности, чем и объясняется более высокое качество песка, добываемого заводом В.В. Куйбышева, по сравнению с сырьем «Стекло-строя». ИСТОРИЯ ХАРГИНСКОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ КВАРЦЕВЫХ ПЕСКОВ
26.05.2017, 00:17:58 |
И. ФефеловКстати, у Имшенецкого в "Секрете лабиринта Гаусса" фигурирует заброшенная деревня Жаргино. Правда, кроме схожести названия, общего с Харгино ничего.
26.05.2017, 08:32:34 |
Дмитрий Большедворский Андрей, судя по этому снимку 2005 года, возникает вопрос, сейчас кто то восстанавливает первозданный облик карьера?

26.05.2017, 22:20:46 |
Дмитрий Большедворский

 Светлана Богородская: ИСТОРИЯ ХАРГИНСКОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ КВАРЦЕВЫХ ПЕСКОВ

Спасибо Светлана, за интересную статью. Вот например точное описание к фотографии Андрея:

Интересны методы транспортировки добытого в карьере песка. Как отмечалось, месторождение песков находится примерно на высоте 420 метров над уровнем Байкала. Особеннокруты подъемы около месторождения, где дорога на протяжении полутора километров поднимается вверх метров на 250. Склоны боковых отпадков, примыкающие к месторождению,тоже чрезвычайно круты. Это обстоятельство было учтено и использовано для транспортировки песка: к югу от карьера по крутому склону небольшого распадка был проведен деревянный лоток протяженностью около 250 метров. По этому лотку песок спускался на уровень дна ручья Харгин в трех километрах выше пристани. Для уменьшения трения движущегося песка о дно лотка последнее было выстлано толстым листовым железом.

Кварцит вручную отбивался кайлой, которая была единственным орудием труда забойщиков. Затем порода загружалась в вагонетки и по рельсовой дороге доставлялась к лотку.После эстафету подхватывали лотошницы — в основном молодые женщины. Ссыпая песок в лоток, они бежали вместе с ним вниз, подталкивая его пихлом. Добежав до нижней части, они ловко спрыгивали с лотка, чтобы не угодить в кузов телеги. Песок загружался в ящики объемом 0,4–0,5 тонны и лошадьми доставлялся к берегу.

Очень хорошее описание работы карьера в период с 1935 года, когда там находился лагерь НКВД. А вот ранний период с 1784 года (год основание по Черскому) практически не описан. Много остается вопросов, как добывали и доставляли до берега, кому принадлежал карьер, кто был потребителем песка и т.д.
26.05.2017, 23:04:12 |
Андрей Таничев

 Дмитрий Большедворский:  Андрей, судя по этому снимку 2005 года, возникает вопрос, сейчас кто то восстанавливает первозданный облик карьера?

Не похоже на то. Желоб в основном хорошо сохранился, но на участках разрушен
28.05.2017, 16:45:24 |
Дмитрий АндроновВ тему. В конце 19- начале 20 в. в Тарбагатае (Респ. Бурятия), существовала стекольная ф-ка купца Голдобина. Образчики весьма интересные продукции её сейчас можно увидеть в музее отца Сергия, трудами которого создан великолепный краеведческий музей, отец Сергий в котором и собиратель и исследователь и хранитель и экскурсовод в одном лице. Подвижник совместил старообрядческую церковь, построенную своими руками и музей этнографии старообрядчества. Не для рекламы, а чтобы поделиться открытым совсем рядом культурным сокровищем.
28.05.2017, 22:31:19 |
Дмитрий Мызников

 И. Фефелов:  Узкоколейные и вагонеточные реже маркировались, чем полнопрофильные. Но на старых и на них встречались клейма, например, на КБЖД находили такие начала 20-го века.

Рельсы с клеймом Демидова я встречал в Култуке на складских путях, что сразу за подстанцией еще в конце 80-х. Они наверное и сейчас там лежат!?
29.05.2017, 00:20:02 |
И. Фефелов

 Дмитрий Мызников:    Рельсы с клеймом Демидова я встречал в Култуке на складских путях, что сразу за подстанцией еще в конце 80-х. Они наверное и сейчас там лежат!?


В смысле, от подстанции по ветке на лесопилку и по правой ветке в сторону нефтебазы? Может, и лежат, при случае проверю, не по пути. А с какой стороны туда можно попасть, если не перегорожено заборами?
29.05.2017, 08:51:21 |
Андрей Таничев

 И. Фефелов:   ... если не перегорожено заборами?

Пытливому уму забор не преграда:))
29.05.2017, 11:03:08 |
Страница 1 из 2:  1 2Следующая 
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную