Часть маршрута

Заброска

5 июля мы выехали на поезде Иркутск - Абакан из Ангарска, нас 5 мужиков-туристов.

7 июля прибыли рано утром на станцию Журавлёво, от моста через Кизир в 7-30 местного времени нас забрали два сплавщика из Кордово - Михаил и Алексей на 2 лодках. На обратном пути Валера Худых рассказал нам, что Михаил один из лучших сплавщиков на Кизире. Путь по Кизиру очень подробно описан в отчёте Артёма Загайнова, повторяться не буду.

5 порог - р. Пихтовый

8 июля в начале 12-го прибыли на зимовье перед 5 порогом, оставили заброску на обратную дорогу, пообедали и в путь до р. Пихтового. Ночевали на зимушках, тропа приличная для этих мест (у Артёма путь описан подробно), прибыли на р. Пихтовый к ужину 10 июля.

Немного ниже от старого зимовья, метров 60, построено новое. С нами обратно от 5 порога 2 августа выезжал охотник из Кордово - Евгений, который рассказал нам, что зимовьё на р. Пихтовом полностью готово, есть крыша, полы, нары на 8 чел., стол, печь, окна и дверь, он его доделал. Организовал строительство и собирал средства М.И. Кутузов, турист из Москвы, более 20-ти лет приезжающий летом в этот район (http://www.tofalaria.ru/bibletofalaria/mikutuzov_odinvsajnah.htm).

На 10 июля были только стены и кровля, поэтому ночевали возле старой зимухи.

Пик Грандиозный

11 июля рано утром, оставив ненужные вещи на зимушке, взяли продуктов на 4 дня и пошли на п. Грандиозный. Прямо у зимовья через р. Пихтовый упала большая ель, высоко над водой, вышел очень удобный мост. Через Кизир брод нашли выше метров 500 по течению (координаты – градусы, минуты, секунды N53 57 03.4 E96 00 20.3)

Описание подъёма на п. Грандиозный можно посмотреть у Артёма (путь до базового лагеря) и у Славы Завьялова (http://slazav.mccme.ru/saj11.htm#709).

11 июля разбили базовый лагерь у последних кедров на левом орографически берегу р. Водопадный, место хорошее, спасибо Артём за координаты. После обеда вчетвером пошли на вершину, но не судьба была в этот день подняться, туман,дождь и град заставили нас просидеть на отметке 2600 под вершиной 1,5 часа и около 19-00 начали спускаться в лагерь.

12 июля примерно в 7-30 втроём отправились знакомой уже дорогой на пик, горы нас приняли и погода улучшилась. Забрались на вершину в 14-00, перекусили и долго ждали когда раздует облака, в 16-00 появились просветы и заработали фотоаппараты.

После спуска с горы в базовый лагерь пообедали и до ужина успели добраться в зимуху на р. Пихтовом.

Р. Пихтовый - пер. Медвежий (Пихтовый) - р. Прямой Казыр

13 июля двинулись вверх по р. Пихтовый правым бортом (здесь и далее орографически), тропа плохая, заваленная, прошли 4 км и перебрели на левый борт, шли без тропы высоко от реки, неудобно, т.к. много глубоких оврагов с ручьями и без. Вверх по притоку Пихтового с перевала Медвежий поднимались по руслу со снежниками, очень облегчает движение. Перед перевалом встретили первого медведя, забрались на пригорок, он подбежал к нам метров на 20, по кустам и незамеченным по руслу ручья, высунул голову, посчитал нас за 3 секунды и ретировался. Испугаться и сфотать вблизи не успели. На перевале сложили тур с запиской. Данные перевала наши N53 58 12.7 E96 07 22.1, высота 1902 м, категория 1а, подъём и спуск по травянистым склонам, со стороны Прямого Казыра снежный карниз 2 м. Под перевалом большое озеро (отм. 1731) и ниже каскадом 4-5 озёр поменьше. Место красивое, есть дрова кедровые, здесь и ночевали. С утра 14 июля спускались правым бортом по лугам и снежникам, после нижнего водопада по тропе, наверное звериной. На стрелке истоков, выше небольшого каньона метров на 50, на пне кедра установлена памятная доска туристам погибшим в 1971 г., руководитель М. Корень, Арик Крупп - известный бард. Координаты N53 58 33.0 E96 08 51.2, высота 1592 м.

К обеду вышли на Прямой Казыр, брод не сложный, нашли быстро. На левом берегу оставили заброску на оставшуюся часть похода.

Агульская пила

Наш путь далее лежал к Агульской пиле (вершина на картах и на сайте 2615), по реке Базовый (левый приток Пр. Казыра, отм. устья 1207,7), его левому притоку на перевал Игонькин Слив на р. Игонькина, по ней до реки Ванькина, и по ее левому притоку в юго-западный цирк горы Агульская Пила.

Р. Базовый перебрели выше (20 м) впадения притока из-под перевала Игонькин слив (N53 58 33.0 E96 08 51.2, высота 1305), брод не сложный. Далее вверх по руслу, по снежникам, подъём комфортный. Выше устья метров через 600 встретили второго медведя, он нас не видел, но долго вынюхивал, мы поднялись на правый борт к скальному сбросу, метров на 15 выше русла ручья. И небольшой медведь быстро пробежал под нами по снежнику русла, вниз к р. Базовый.

В 20-00 поднялись на перевал, перевальный тур по координатам Завьялова не нашли, оказался под снегом, сложили свой на каменном пригорке, справа по ходу нашего движения. Спуск с перевала несложный по снежникам, до первых кедров, там и ночевали. 15 июля к реке Игонькина спускались правым бортом притока, без тропы, спуск не сложный, перешли р. Игонькина по бревну, и далее по хорошей тропе левым бортом, правда часто теряли и вновь находили, по тропе идти быстрее, в разы. Не доходя устья р. Игонькина траверсировали правый склон р. Ванькина, брод нашли быстро, неглубокий перекат с ровным и широким руслом. р. Ванькина большая и полноводная. Пообедав на левом берегу р. Ванькина, вышли вверх правым бортом его левого притока, крутой склон, спустились на русло - завалы и прижимы, подъём до стрелки истоков, был очень сложным. Место для ночёвки было неплохое на левом борту левого истока, но мы поднялись по снежнику в русле правого истока, выше зоны леса, координаты стоянки N53 59 48.3 E96 22 20.2, высота 1810 м, зато здесь прекрасный обзор и виды.

16 июля прекрасная погода, идём на вершину. С вершины спускаются расходящимися лучами два кулуара, и третий со снежником выходит левее их на западный гребень.

Сначала поднялись по снежнику ближнего к нам кулуара, затем перевалили через ребро, справа по ходу в соседний кулуар, ведущий на вершину, траверсировали его по наклонным полкам, перевалили через ещё одно ребро в кулуар, примыкающий к основному гребню, и также ведущий на вершину, траверсировали его по наклонным полкам, и последние 50 метров поднялись по гребню. Верёвки и железо не понадобились, использовали лыжные палки и каски. Тур нашли по координатам С. Завьялова в сугробе, используя лыжную палку как щуп, раскопали, записку не нашли, только кусок полиэтилена, может выдуло. Записку написали. На спуске завернули к пещере, это оказался небольшой грот метров 6х6 с камином вверху и отверстием. Пообедали. Вниз по притоку спускаться не стали, а траверсом вышли на западный лесистый гребень и по нему комфортно спустились к следующему левому притоку, впадающему в р. Ванькина. Здесь и ночевали.

схема

Перевал Уфимский - ледник Чатыг-Хемский - водопад Чатыг-Хемский

17 июля вышли вверх по р. Ванькина, левым бортом, тропа неплохая не далеко от воды, путь лежал в цирк г. Ледниковой. На границе зоны леса перешли на правый борт, пообедали, к 18-30 подошли под перевал Уфимский, самый простой из всех в этом цирке. Перекусили усиленно - шоколад, орехи. Подъём комфортный по травянистому контрфорсу, в верхней части метров 50 курумник. Через час были на перевале, в туре записки не было, выдуло баночку, нашли метров в 10 ниже по склону. Товарищи туристы прячьте записки надёжней! Написали свою, во все стороны прекрасные виды, а времени нет, еще спускаться надо. Спускались по левому борту вдоль ледника, по курумнику, затем по леднику и снежникам прямо в исток Чатыг-Хема не заходя на перевал Монгольский. Сфотали водопад, солнца уже не было, лагерь начали разбивать почти в 23-00, у первых кедров на правом борту, тропа шикарная. Напряженный денёк получился.

100

101

102

103

104

Р. Чатыг-Хем - р. Сигач - траверс хребта Сигач

С утра 18 июля прекрасная погода, идём вниз по р. Чатыг-Хем правым бортом, по одной из лучших троп за поход, развивали скорость до 3 км/ч. Светлый, чистый лес, широкая долина, на маленьком озере-болотце прекрасная рыбалка. За километр до устья р. Чатыг-Хем срезали стрелку, перебрели на правый берег, и по мшистому подболоченному плоскогорью вышли на тропу у р. Сигач. Выиграли по расстоянию, но проиграли по скорости передвижения и затратам энергии, т.к. передвигаться с кулями по щиколотку утопая в мох, который пружинит, очень трудно. Вдоль р. Сигач правым бортом идёт хорошая тропа, прошли метров 500 и начали искать место для брода через Сигач, река в этом месте бурная, т.к приличный уклон и полноводная. Минут через 20 нашли упавшее дерево, через большую протоку, мелкую прошли вброд и переправились без проблем. Переходить вброд в этом месте было бы опасно, нам повезло с бревном. На левой стороне р. Сигач сразу наткнулись на хорошую тропу, которая и дальше шла вдоль нужного нам левого притока р. Сигач (второй левый приток, если считать от места слияния с р. Чатыг-Хем). Здесь на высоком борту долины и ночевали.

19.07 около 8-00 вышли вверх по гребню по приличной тропе, в 10-30 поднялись до первой вершины хребта Сигач (отм. 2014,8), перед этим на ГЗЛ встретили очередного мишку, хозяина хорошей тропы. Вышли из-за скалы на хребте и метров 40 нас разделяло, увидели друг друга одновременно, медведь был крупный, упитанный, темно-бурый, наверно сытый и умный, т.к. быстро убежал в кедровый лесок на склоне. На фото видна только спина. После отм. 2014,8 траверсировали склон двух промежуточных вершин слева по ходу движения и вышли на перевал Барбалыгаякский, разделяющий наш левый приток и р. Барбалыгаяк. Название и геоданные наши (N54 10 41.9 E96 18 36.4, высота 2201 м., категория 1а, оценка при виде сверху, со стороны нашего притока, подъём не сложный, по травянистому склону. Со стороны р. Барбалыгаяк средне и крупноглыбовая осыпь и травянистые полки и покруче. Сложили тур, написали записку. Красивое место, в истоках р. Барбалыгаяк несколько озёр. Перекус был на узловой вершине в основном хребте, на карте она не отмечена, геоданные наши N54 10 44.5 E96 17 50.4 высота 2384 м. Отремонтировали тур, записку не нашли, написали свою. Далее шли по основному хребту и отрогу вдоль р. Мысовая, которая впадает в Агульское озеро. Движение по хребту комфортное, есть снежники, встречаются небольшие курумники, но в основном скально-травянистое плоскогорье.

На вершине 1978,2 повернули налево и начали спуск по хребту, ведущему к устью р. Мысовая, к озеру. По хребту идет слабая тропинка, но идти по ней проще, чем без неё. При подходе к р. Мысовая, вдоль каньона подсекли хорошую тропу, по ней и спустились к самому озеру в 22-30. Ночевали на берегу в палатке, справа 50 метров от устья р. Мысовая, а слева от устья 50 метров, находится зимовьё. Нашли его на следующий день, зимовье хорошее, небольшой песчаный пляж. Второй за поход наш напряжённый день закончился, завтра днёвка.

111

136

137

Озеро Агульское

За два часа добрались до зимовья у в падения р. Б. Агул в озеро. Зимовьё похуже чем на Мысовой, но жить можно, есть печь, разбитое стекло заделали полиэтиленом. Помылись, постирались, отдохнули, порыбачили. Больших хариусов Витя поймал в р. Б. Агул, у них там откормочный цех, трёх штук хватило заполнить пятилитровый котёл.

140

141

142

143

144

145

146

Р. Б. Агул - перевал Агульский - р. Базовый - р. Пр. Казыр 21 и 22 июля

Тропа по р. Б. Агул от озера идёт правым берегом, затем переходит на левый, координаты брода N54 10 27.6 E96 09 45.4, тропа похуже чем до брода. Порыбачили N54 09 45.7 E96 09 18.5, посолили рыбу, в обед уже ели малосольного хариуса. Почему так быстро? Так кушать хочется! К вечеру 19-00 перешли по бревну левый приток Б. Агула из-под перевала Кусургашева, пошёл дождь, на правой стороне Б. Агула стоит зимовьё, в отчётах его называют «Ледниковым», вопрос с ночёвкой решился сразу. Брод через Б. Агул выше переката, прямо у зимовья. Окна были выбиты, одно заделали подручным материалом, второе Витиным полиэтиленом. Печь хорошая. Согрелись, выспались. С утра солнце, словно и не шёл весь вечер дождь. Утренний брод - бодрит, лучше кофе и мы на тропе, трава и листья мокрые, но солнце и рюкзаки греют. До стрелки истоков шли левым берегом, перед каньоном перешли на правый, здесь тоже тропа , правый исток Б. Агула, ведущий на перевал на р. Ванькина (координаты N54 03 22.3 E96 14 44.2, высота 1995 м, нк), перешли вброд выше водопада, без проблем. На перевал Агульский поднимались левым бортом, по лугам и кустам (куда без них). Перевал не категорийный, определяющая сторона на р. Базовый, покруче склон. Данные наши N54 02 30.3 E96 10 32.9, высота 1811 м. Сняли записки, оставили свою, и в низ к заброске на Прямом Казыре. Спускались левым бортом р. Базовый, тропа есть, главное её не терять, дошли до притока, на перевал Игонькин слив, перебрели р. Базовый и через час дошли до заброски - замкнули колечко!

150

167

168

Р. Прямой Казыр - перевал Альбинос - р. Фомкина 2-ая, 23 июля

По Прямому Казыру шли по тропе левого берега, путь комфортный, перебрели реку в районе отм. 1458 м, и шли правым берегом правого истока под перевал Альбинос на р. Фомкина 2-ая. Подъём на перевал не сложный, по цветущим лугам, название придумали быстро, т.к. только здесь на склоне мы встретили очень много цветов водосбора, но необычного белого и бледно синего цвета. На перевале был тур, без записки, оставили свою, спуск не сложный, левым бортом. При спуске к истоку реки из-под перевала Ключевой, встретили туристов из Москвы, прилетели сюда на вертолёте. Пожилой мужчина (83 года) - оказался В.И. Рогальский. Написавший книгу «Туристические маршруты в Саянах» ещё в 60-е годы прошлого века (http://www.tofalaria.ru/bibletofalaria/virogalskii_turmarsh.htm), а женщину не помню как зовут, но это подруга Кутузова М.И., который принимал в эксплуатацию в это время, зимуху на р. Пихтовом. Пообщались немного, т.к. после перевала зарядил дождь, стоять под дождём холодно. Вниз по 2-ой Фомкиной спускались левым бортом по луговым проплешинам в кустах. После крупного левого притока нашли брод, и на высоком правом берегу ночевали, координаты (N54 03 44.1 E96 01 29.7).

171

179

180

р. Фомкина 2-ая - р. Фомкина 1-ая - р. Кинзелюк, 24 июля

По р. Фомкина 2-ая шли правым бортом, на отм. 1260 траверсировали склон стрелки истоков, далее уже левым бортом, правого истока. Путь комфортный по заливным цветущим лугам. На пер. Фомкина тура не нашли, может его там и не было, т.к это луг 200х200 метров. Гена заметил на левом склоне, на снежнике, очередного медведя, он нас не видел, или мы были ему не интересны. Мы оглядываясь пошли до первых кедров обедать. Далее по правому борту р. Фомкина 1-ая, склонны траверсировать не надо, путь комфортный вдоль реки, на притоке с перевала Кинзелюкский, подрезали тропу и на перевале были в 20-45 (т.к. вышли сегодня около 10-00). Забрали все записки (более 10 шт), оставили свою, съели шоколад, и вниз, до стоянки получилось около 3 км. Координаты N54 08 43.5 E95 52 52.8, место уютное.

181

191

195

р. Кинзелюк - водопад - озёра, 25 июля

День солнечный, шли правым бортом, по отличной тропе, подошли под водопад, спустились к р. Кинзелюк, перебрели,не сложно, перевалили через бугор, и вышли на место стоянки (координаты N54 10 14.3 E95 49 53.0), две площадки рядом с видом на водопад, недалеко от истока из озера. После обеда сходили на верхние озёра, вечером рыбалка - активная полуднёвка получилась.

196

203

204

р. Кинзелюк - перевал Фирновый – озёро Медвежье - р. Кинзелюк, 26-29 июля

Проспали до 10-00, шёл дождь. До обеда, за два перехода, дошли до точки очередной Заброски, на левом берегу правого притока р. Кинзелюк из-под перевала Фирновый. Переход это время в пути между «перекурами», у нас это 45-50 минут передвижения, затем отдых - 10-15 минут. Оптимальный для нас режим передвижения. Заброска- буквально это подвешивание ненужных временно вещей и продуктов на дереве, толщина ствола 25 см, на высоте ~4 метра. На толстое дерево мишка может залезть. Вещи упакованы герметично.

Поднимались на перевал левым бортом , но спускались по другому. До верхнего водопада левым бортом, после него правым до водопада «Борода», потом опять левым - это оптимальный путь, испытано. При подходе к перевалу Фирновый, зачастил дождь, опустился туман, прохладно было, тура не заметили, шоколад съели стоя и вниз. Вниз шли по фирну и зелёнке левым бортом, поднимались уже правым бортом обходя снежники, только верхние два сброса, по снегу, по пути спуска. На крутых участках били ступени и самостраховка палками. Встретили хозяина озера, нами не заинтересовался, ковырялся на снежнике, левого борта. Перевал Фирновый, по мнению всех участников, самый красивый перевал в этом походе. Перевал Фирновый, название и геоданные наши, с р. Кинзелюк на озеро Медвежье, 1а - лето, координаты N54 12 23.0 E95 50 38.0, высота 1699 м. Озеро Медвежье – просто сказка. Отдохнули два дня и назад. Ночевали 29.07 уже на левом берегу р. Кинзелюк (N54 08 45.7 E95 45 06.4), 4 км до устья р. Сурунуг.

206

225

226

р. Кинзелюк - перевал Удобный - р. Кизир - п. Кордово, 30 июля - 3 августа

По р. Кинзелюк дошли до устья р. Сурунуг, брод не сложный, через час были на зимовье у реки Н. Сурунуг, пообедали. Зимовьё старое, видно нет хозяина, крыша течёт, маленькое. Вверх по реке Н. Сурунуг шли по старым затёсам на кедрах и ловушкам, тропы уже нет, левым берегом. За вторым левым притоком перешли на правый и двигались по краю каньона, путь комфортный, сначала по чистому лесу, потом по лугам и кустам, дошли под сам перевал. Сделали усиленный перекус (остались запасы) и в 20-45 мы на перевале. Ночевали на перевале. Потенциально красивое место, но погода подкачала, опустился туман и дождь пошёл, утром тоже самое. Спускаться решили через хребет до локальной вершины 1263, добрались за полтора перехода, затем начали траверс хребта, наверное самое худшее решение, за весь поход. Натолкнулись на сплошной буреломинг вековых деревьев, упавших вместе с корнями, но мы не ищем лёгких путей, и честно прошли запланированный маршрут, проще было свалить к Кизиру и дальше по тропе. Только к 16-30 добрались до устья ручья с перевала Удобный, т.е. спускались дольше чем поднимались на него. После обеда за два перехода дошли до зимовья на 5 пороге. Вот и всё, конец пешеходной части похода, время пролетело стремительно, но сколько увидели и пережили, целая эпопея. Валера приехал с туристами из Кургана (у них всё впереди) в 13-00, 2 августа. За полтора дня выспались, отьелись - отдохнули, и вниз по Кизиру. 3 августа были в п. Кордово, вечером поезд и 5 рано утром мы в г. Ангарске. Прошёл ровно один месяц, а для нас целая вечность на другой планете. Остаётся вспоминать и мечтать о новых походах.

230

243

245

Итоги:

Ходовых дней - 21, 3 днёвки, 4 дня заброска и выброска по Кизиру, 4 дня в пути на поезде. Прошли (грубо по прямой): пешая часть ~243 км, водная 308 км.

Продуктовая раскладка 650 гр. на человека, вес рюкзаков - 35 кг. Перевалов основных - 11, вершин - три основных. А сколько озёр, водопадов и бродов, а рыбалка, а трава выше роста человека, а нетронутый лес с вековыми деревьями, и мошка, и комары , и …….

Извиняюсь за ошибки, править будем долгими зимними вечерами, в понедельник на байдарках по Байкалу.

Приложение

• Трек похода и точки вершин, перевалов района (они же в формате gdb),

• перевальные и вершинные записки с пика Грандиозного (сильно погрызли черви); с перевалов Уфимский, Агульский, Кинзелюкский, Фирновый.

• Александр Казиначиков

Артём ЗагайновХорошо сходили! И маршрут отличный!
    25.08.2013, 19:24:05 |
    Егор ПолтавченкоМолодцы!!
    26.08.2013, 20:06:41 |
    Павел ЖовтюкСпасибо автору за предоставленную возможность пусть виртуального, но интересного путешествия по диким местам Тофаларии!
    27.08.2013, 11:32:04 |
    Ольга ДёмкинаОчень интересно, места дикие и красивые. Молодцы!!! Спасибо за фотоотчёт
    27.08.2013, 23:34:20 |
    Александр КазиначиковОснову маршрута разработал Егор Полтавченко, жаль что сам не смог участвовать в походе.