«Тофалария - загадочная страна на северных склонах Восточного Саяна, от его горных вершин до подножия, где бурные реки наконец-то успокаиваются и плавно несут свои воды дальше, на север. Эти суровые неприветливые места издревле обживали племенные группы, которые известны под именем карагас, или тофов.»

Свинин В.В.

Предисловие

Сейчас в Тофаларию из Иркутской области можно попасть только вертолетом из Нижнеудинска, либо зимником по Уде до Алыгджера, или зимником по Большой Бирюсе до Верхней Гутары.

В прошлом году наши спелеологи забрасывались в Алыгджер вертолетом из Нижнеудинска (что оказалось довольно дорого - два раза гонять вертолет стоило 40 тыс. рублей, билет на рейсовый вертолет стоит около полутора тысяч), и узнали про этот зимник по р. Уде. Появилась идея - добраться по нему до Алыгджера и побывать в красивейших пещерах Тофаларии - Зимней Сказке и Спиринской.

Собрались ехать в зимние каникулы с 3-го января на «Делике» и грузовике. Ближе к Новому году выяснилось, что из-за теплой зимы Уда практически не встала, и зимника еще нет. Мы уже отчаялись, стали звонить в Алыгджер и узнали - первая машина (66-й) по льду пришла в поселок. Поняли, что если ехать сейчас, то только на 66-м. Взяли машину в спелеоклубе «СКЭП». Собралось нас 10 человек.

Маршрут

Нижнеудинск - пос. Порог - устье р. Огнит - пос. Алыгджер

3 января. Как ни старались, выехали все равно поздно: грузили машину, собирали участников.

Первый пункт маршрута - г. Нижнеудинск. Прибыли туда к 12 ночи и остановились в ТУСМе (узел связи Ростелекома).

Вот она – наша первая теплая ночевка. Устроил ее Евгений Данилович – один из участников пробега, работник Ростелекома.

4 января. Собираемся добраться за сегодня до Алыгджера (это около 300 км). Надо заправиться на всю дорогу туда и обратно.

Второй пункт маршрута – поселок Пороги. (40 км от Нижнеудинска). Заехали к леснику справиться о дороге. Поняли, что надо ехать не по дороге на заимку Плиты (там мы не раз были – ходили в Богатырские пещеры), а по другой стороне реки, через хребет.

Видно, что-то недопоняли, свернули не на ту развилку, заблудились и прокатались до вечера.

Решено было вернуться в Пороги, пополнить запасы топлива, получше узнать дорогу и на следующий день выдвинуться.

Узнали у лесника, что должны, перевалив хребет, выехать на Уду в районе р. Огнит. У него же одолжились топливом. Переночевали в школе. (Отзывчивый все же народ в деревне!)

5 января. Через 60 км от Порогов, перевалив какой-то там хребет (высотой 1000 м.), спустились к Уде и увидели заимку (на карте – Оленево) в устье Огнита.

А это – Тузик (местный житель).

Следы первопроходца видны – значит можно ехать дальше. (В Порогах предупреждали: если нет колеи – лучше не соваться.)

Едем. Справа и слева видны полыньи и обширные наледи. А вообще дорога ровная, зря нас пугали опасностями.

Слава отмечает точки маршрута с помощью GPS'ки.

Фотографируем берега (большей частью из окна машины) - они очень живописны. Часто попадаются крутые скальные выходы.

По берегам, в устье практически каждой речушки, встречаются зимовья. Запомнилось одно – с занавесочками на окнах и кошкой.

Ближе к вечеру вступаем в полосу больших торосов. Скорость резко падает. Не успев доехать до Хадамы каких-то 10 км, останавливаемся на ночевку в зимовье на правом берегу Уды. У зимухи стоит БТР – вот на каком транспорте надо здесь ездить!

Третья теплая ночевка. Отмечаем удачное вступление на зимник.

Вечеринка удалась.

6 января. Мороз наверное градусов 30-35. Торосы продолжаются. Заехали за поворот и увидели большую четырехугольную полынью, затянувшуюся льдом. Здесь провалился и сидел 2 дня наш предшественник – тоже на 66-м.

Через час езды по торосам из-за крутого поворота показалась Хадама – метеостанция у одноименной реки.

Жители метеостанции (среди них одна женщина) вышли нам на встречу, пригласили в дом. Новые люди тут нечасты, особенно зимой. Говорят, дальше дорога будет почти хорошая.

От Огнита до Хадамы (73 км) Уда поражает резкими петлями. От Хадамы петли становятся более плавными.

Лес по берегам – лиственницы да березы. Часты ели. Примерно за Хайламой (приток Уды) появляются заросли верблюжьих хвостов, так характерные для Восточного Саяна.

Берега с высокими скалами-останцами – красивейшие. Конфигурация берегов и состав слагающих пород все время меняется. Хочется остановиться, осмотреться.

Встречаются разноцветные наледи. Опасные места объезжаем по валунным и галечным пляжам, а то и по крутому берегу (прямо по лесу).

Вот интересное место – скальный массив из красных гранитов. Петрушин разглядел на них что-то вроде наскальных рисунков. (Впоследствии это подтвердилось).

Сразу за этим местом – порог Миллионный. Откуда такое название? Как позже рассказывал местный краевед М.И. Пугачев, есть легенда, что везли по первому льду золото с прииска немерянное количество, а телега с золотом возьми да и провались под лед. А глубина здесь достигает 10 м. и течение сильное. С тех пор назвали порог Миллионным.

Устье реки Нерхи. В нескольких км выше устья – поселок Нерха (один из 3-х поселков Тофаларии).

В районе устья р. Тальмы остановились сфотографировать красивую наледь. Уда в этом месте покрыта гладким льдом из которого торчат причудливые камни-скалы.

В одной такой скале посреди реки в каменных «карманах» обнаружили большие валуны, занесенные потоком воды. Вот это силища!

За 25 км. до поселка Алыгджер на чистом льду дорога теряется. Петляем с берега на берег.

Долина Уды расширяется. Теперь едем по невысокому песчаному берегу. Преобладает береза и лиственница. Снега – минимум, как в Тажеранских степях. Встречаются пасущиеся кони.

В Алыгджер въехали в сумерках.

Поселились в поселковой больнице. Машину поставили в соседнем дворе.

Вечером у нас праздничный ужин, посвященный приезду и наступающему Рождеству.

Пригласили в гости Михаила Ивановича Пугачева. Он, как и все здесь, рад пообщаться с каждым новым человеком. С энтузиазмом рассказывает об Алыгджерских пещерах, исследованием которых он занялся задолго до спелеологов. Постепенно разговор перешел на Тофаларию и тофов. Коренных тофов осталось немного более 300 человек. Остальные – русские, тувинцы и др.

Вот Пугачев рассказывает о «священных камнях» Кастармы.

«Месторождение иматровых камней, …находится в среднем течении р. Кастармы (бассейн Уды). … Иматровы камни – глинисто-известковые конкреции, встречающиеся в четвертичных ленточных озерных глинах.»

Мельникова Л.В.

До позднего вечера собирались в пещеры. У нас на две пещеры остался один день. Слава собирался фотографировать пещерные «красоты», а это без опыта непросто.

7 января. Рано утром вышли из дома, пересекли русло Уды по льду. Путь наш лежит вверх по притоку Уды - Урунгайке , по ее левому борту.

Подо льдом видны камни.

Небольшой отдых на середине подъема, и опять вверх.

Пещеры находятся на высоте – 300-350 метрах в примерно 2,5 км. от поселка.

Вход в пещеру Зимняя Сказка (Урунгайская Ледяная). В глубине привходового грота находится узкий лаз, ведущий внутрь пещеры. Этот лаз регулярно закрывается ледяной пробкой. Нам повезло – в этот раз пробка не толста.

От лаза вниз спускаешься по ледяной катушке и попадаешь в систему гротов с ледяным полом, изобилующую уникальными ледяными образованиями.

Вот ледяные сталактиты, некоторые похожи на острые ножи.

Из потолка «вытекает» поток льда, образуя колонну. А по-моему похоже на какой-то диковинный цветок.

Громадная ледяная пагода. Там внутри сидит Дима Орлов (забрался туда для подсветки).

Там в глубине – ледяная купель.

Драпировка из сталактитов у начала ледяной катушки. На заднем плане видны кристаллы льда, достигающие порой 15 см. в диаметре.

Участники (не в полном составе) в Зимней Сказке.

Пещера выработана в белых мраморах с включениями темных минералов: графита, воможно серого кварца, что обусловило полосчатую структуру ходов и залов.

За ледяной частью пещеры начинается часть с кальцитовыми натеками.

В зале Большом.

Под Большой ведет Графитовый ход. Пол хода засыпан мелкой каменной крошкой черного цвета с большим содержанием графита. В продолжении хода – озеро. Брали с собой лодку, чтобы сплавать в продолжение ходов за озером – да что-то никто не захотел ее надувать. Кроме этого есть еще продолжение ходов за сифоном, который пронырнул в 197? г. Губанов.

Ходили по галерее в районе озера Сердце, однако вход в лабиринты так называемого грота Колокольного и Сталактитовые лабиринты не нашли.

Пещера Светлая - эта небольшая пещера, расположеная недалеко от Зимней Сказки и Спиринской (между ними). Пещера сухая и действительно светлая, т.к. сложена также белыми мраморами и имеет в конце основного хода еще один выход (небольшое отверстие).

Летучая мышка в пещере Светлой.

А вот еще две.

Пещера Спиринская находится на склоне недалеко от п. Светлой.

Вход в пещеру Спиринскую – небольшое отверстие, вертикальный спуск по деревянной лестнице (5-6 м.). Здесь начинаются обширные лабиринтовые ходы 1-го этажа пещеры. В дальней от входа части ходов известный сталагмит «Гномик».

На 2-ой этаж пещеры ведет колодец глубиной 27 м. и диаметром входной воронки 4-5 м. Для его прохождения необходимо спецснаряжение.

Федор Стексов поднимается по колодцу.

2-ой этаж это огромный зал, в который попадаешь сверху по колодцу. Стены зала покрыты различными натечными образованиями. Попадаются натеки необычных цветов: черного, зеленого (обусловлены наличием минералов марганца и др.)

В торце зала – огромный каскад кальцитовых образований белого, кремового цвета под названием «Крокодилова пасть».

В коротких ходах ведущих из большого зала вниз обнаружено: озеро с очень прозрачной водой, сталактитовый дождь, несколько спящих летучих мышей, черные гуры.

Из пещер пришли усталые, но довольные.

8 января. Узнали, что в нашей машине местные выставили стекло в двери. Однако утащить им ничего не удалось - мы предвидели такое развитие событий и все забрали в дом.

Были в гостях у Пугачева. По дороге встретили местного жителя. Вот они какие – настоящие тофалары.

В 3 часа дня двинулись в обратный путь. Ночевка в этот раз была у нас в добротном зимовье на левом берегу Уды. Не доехали немного до устья Нерхи. Ошибка: плохо бурханили вечером, отчего и произошли на следующий день все неприятности (или приключения – кому как).

9 января. Выехали в 9 утра. Погода стоит отличная. Мороз градусов 35. Опять заходили в гости к гостеприимным метеостанщикам Хадамы. От них узнали о памятнике Валерию Грушину недалеко от метеостанции на берегу Уды.

Памятник Грушину – это небольшой барельеф-портрет на высоте метров 10 и под ним табличка с четверостишием. И прислоненное весло…

Полосу торосов проходим пешком.

Фотографируем преодоление «полосы препятствий».

Иногда машине приходится помогать...

Километрах в 4-х ниже первой зимушной ночевки (где стоял БТР) 66-й неожиданно ухнул всеми колесами в реку. Но до конца не провалился, а остался стоять на огромном куске льда.

Под ним медленно текла вода. Мужики героически вытаскивали машину до 11 вечера. А женщины героически готовили пищу.

Все хорошо, что хорошо кончается. Из этой ямы мы вылезли.

Ночью нашли на правом берегу большой дом. Шел снег, мы перетаскивали спальные вещи из машины в дом. Поужинали, побурханили на хорошую дорогу и легли спать.

10 января. Последний день до Нижнеудинска – как рывок – только вперед. Без происшествий добираемся до Огнита, потом до Порогов и вот мы в Нижнеудинске опять поздно вечером.

11 января. Выезжаем в Иркутск.

Послесловие

Побывав в Тофаларии и немного узнав ее, хочется еще раз вернуться в эту «загадочную страну» с ее горами и бурными реками, озерами, наскальными рисунками, пещерами, кастарминскими камушками и непроходимой тайгой.

Наталья Кривошеева

Павел МирошниковЭтим летом, июль-август группа автопутешественников на автомобилях доехала до тофаларского поселка Верхняя Гутара. Если интересно смотрите в инете!
11.09.2004, 18:00:19 |
Гелий ФедосеевС большим интересом прочитал путевые записки Наташи Кривошеевой о зимнем прорыве в Тофаларию, в которой я бывал в 70-е годы в связи с проведением геологических работ по другую сторону Восточного Саяна. Буду весьма признателен, если кто-то мне пришлет почтовый адрес жителя или учреждения для прямой связи с В. Гутарой, т.к. я намерен еще раз побывать в этой удивительно-неповторимой местности.
21.01.2005, 00:52:27 |
Олег БулгаковВ Ввехнюю гутару летом 2004 на автомобилях
05.04.2005, 20:52:29 |
Александр РезницкийПрочитал-просмотрел, нахожусь в совершеннейшем восторге!
Одно жалко — меня там не было... :)))
07.06.2005, 15:48:33 |
Альберт ШумовЛюди, помогите!

В конце 60-х мы жили на прииске Покровский, что не очень далеко от В. Гутар на п. Бирюсе. Прииск вскоре был закрыт.

Сейчас я живу в США и пытаюсь найти хоть какую-то информацию об этом месте. Книги, фотографии, что угодно. Места там были (и надеюсь остались)красивейшие.

Если кто-то что-то слышал или был там, а может планирует побывать напишите, буду благодарен за любую информацию.

Заранее спасибо!

ashumov@sbcglobal.net
09.07.2005, 03:07:53 |
Валерий Шашков Бывал в Саянах несколько раз из Алыкджера и Верхней Гутары 1968-1972 годы- это лучшие воспоминания нашей молодости. Последние новости о быте тофаларов
видел по телевизору в годы перестройки. Думаю,что на
сегодня их численность сократилась до нескольких десятков человек.
Буду признателен за полученную информацию от едино
мышленников по email : scavot @ rambler.ru
21.12.2005, 10:07:08 |
НатальяВсе это, конечно, пркрасно — природа и все такое. Действительно приводит в восторг. А как же люди? Как им живется без денег, продуктов, работы? вертолеты с провизией прилетают раз в столетие, и тофы запихивают детей в вертолеты (заведомо зная, что навсегда), лишь бы эти дети выжили. Краски природы на этом фоне как-то меркнут.
14.03.2006, 14:22:33 |
Андрей ОжогинВесной этого года два квадроцикла и три члена экспедиции из Иркутска через Нижнеудинск достигли п.Верхняя Гутара за 12 ходовых часов.
06.06.2008, 12:09:07 |
Виктор ГрассНикогда не забуду те годы,когда жил и работал на ХАДАМЕ.С 1977 по 1982.До сих пор помню каждый перекат на Уде от Миллионного до метеостанции.Это самое красивое место в моей жизни.Охота и рыбалка незабываемы.
13.06.2008, 01:48:00 |
n_i_r_v_a_n_a

Виктор Грасс: Никогда не забуду те годы,когда жил и работал на ХАДАМЕ.С 1977 по 1982.До сих пор помню каждый перекат на Уде от Миллионного до метеостанции.Это самое красивое место в моей жизни.Охота и рыбалка незабываемы.

Тогда вы должны помнить наблюдателя водопоста Елисеева.)
28.02.2011, 00:43:28 |
Валерий ВалеговЭтим летом клуб "протектор" организовал пробег на внедорожниках по ТОФАЛАРИИ,- отчет выложен на сайте клуба протектор и ленд- крузер, прочитайте очень интересно!
04.12.2011, 00:09:57 |
Zoolyэтим летом чего (и кого) только не было в Тофаларии)
04.12.2011, 09:40:08 |
Ирина Бабаева (Василькова)Наташа Кривошеева -привет!Может помнишь меня -это Ирина Василькова .Мы с тобой когда-то давно начинали заниматься спелеологией,вернее ходили в турклуб Саяны.С удовольствием прочла твой отчет и просмотрела фото.Ты молодец,что не забросила это дело-продолжаешь заниматься!Хотелось бы как-то связаться с тобой.Привет Максу!
19.01.2012, 14:53:05 |
Дмитрий СергеевВсех приветствую!
как говориться АП теме!
Подскажите, примерно в 2011 году на этом форуме должен был обсуждаться вопрос по странной находке в районе посёлка Алыкджер.

Мне эту легенду поведали буквально на днях. Поэтому прошу направить куда надо или помочь решить эту задачу:

В году эдак лохматом, а может и раньше в реке Уда чуть выше посёлка Алыгджер выловили местные катамаран со шмурдяком разным. Людей на том катамаране не было, да и потрёпан он был изрядно. Среди вещей был найден фотоаппарат. Распечатав плёнку поняли что это катамаран пропавшей экспедиции. Среди фото пейзажей разных были фотографии то ли распадка, то-ли цирка в котором в определённом порядке были расположены камни разной величины с письменами.