Эти выбранные фотографии немного рассказывают о совершенном спортивном туристском походе (катамараны) V категории сложности по маршруту: п. Орлик - зим. Хадарус - вулкан Перетолчина - река Жомболок - река Ока - пос. Верхнеокинский (01.08.2003 - 24.08.2003). Я, как типично равнинный житель (да, наверно, и любой другой) был просто шокирован красотой и величием Саянской природы. В походе участвовало два 4-х местных катамарана и один 2-х местный.

Фотография сделана на летнике Хадарус, расположенном выше поселка Орлик. Вид реки Жомболок в верховьях до основных порогов.

Озеро Бурсагай-Нур. Вид с места ночевки. По пути в Долину Вулканов.

На этого бурундука мы сразу обратили внимание - как будто красовался перед нами. Отгадка проста - рядом его норка.

Ради такого вида стоит ходить в походы. Вид кратера вулкана, хоть и давно уснувшего очень впечатляет. Большая воронка, лишенная какой либо растительности, с небольшим озерцом на дне. Глаза поневоле искали струйки пара из кратера. Кстати бывший геолог Стас нас убеждал, что с геологической точки зрения проявления вулканической деятельности в этом районе еще вполне вероятны. Об этом красноречиво свидетельствуют горячие источники Хойто-Гол.

Yes!!!! Кричала моя душа. Я тут. Я это вижу!!!! Ну как не сфотографироваться?!

С вершины вулкана Перетолчина открывается красивый вид на расположенный неподалеку вулкан Кропоткина. Кстати вершины близлежащих гор покрылись снегом в течении прошедшей ночи.

Начало сплава по реке Жомболок. Один из порогов (вроде 42) который вы ошибочно приняли за Биллиард. За что и поплатились, влетев в порог Биллиард без осмотра.

Главный порог реки Катапульта. Перепад больше 2-х метров. Название не случайно, здесь нередки оверкили через нос. Возможно название порога пошло от того, это в случае переворота через нос человек, сидящий на корме, вылетает из стремян как из катапульты. На фотографии начало прохождения желтого катамарана.

Удар был довольно жестким и у Гали разобрались стремена. Запечатлен момент ее вытаскивания на катамаран. Счет шел на секунды. После того как Володя Царев вытащил ее на катамаран и она закинула вверх ноги, катамаран этим бортом жестко навалило на береговую плиту. Сила воды была такой, что можно смело утверждать, что благодаря быстрым и слаженным действиям экипажа мы смогли избежать довольно крупных неприятностей.

Прохождение порога Недотрога семейным экипажем Ползуновых на катамаране двушке. По словам Стаса нырнули с головой. Очень красивый и интересный порог.

Прохождение Недротроги 4-х местным катамараном. Весело.

На этом участке реки следует идти правыми протоками, так как они более полноводны и менее засорены. Но это не правило. "Желтый" катамаран пошел влево и попал в несколько завалов. Обнос (вернее, перетаскивание) катамарана через завалы занял у экипажа более часа. "Зеленый" катамаран и катамаран-2 пошли правыми протоками и долго ждали "желтопузиков" после слияния всех проток в одно русло. Оказалось что они влетели в завал и долго из него вылазили. В результате была раздавлена гитара и много мелких предметов. На фотографии Володя пытается разобрать два вложенных друг в друга а затем смятых кана. Надо сказать что это у него получилось неплохо - мастер спорта все-таки!!!

При движении необходимо соблюдать осторожность, так как русло реки сильно извилистое и завалы из-за поворотов не видны. Скорость водного потока вподне приличная. Много нависших над водой деревьев. В разбоях предпочтительнее идти на отрицательной скорости, держа катамаран под углом 30-40 град к струе. Это позволяет оперативно реагировать на неожиданно возникающие препятствия (завалы) и быстро зачаливать катамаран к тому или иному берегу, в зависимости от ситуации на воде. Это упавшее дерево было замечено вовремя. Запечатлен момент обноса.

Начинается хорошо обжитая Шарзинская котловина с неплохими видами. Во время одного из привалов сфотографировались всей группой.

Место слияния р. Жомболок с р. Ока очень хорошо известно туристами и традиционно используется для дневок. Не отступили от этого правила и мы.

Дневка-блаженное время. На фото мы после обеда. А если еще повезет с погодой, то это вообще счастье. В нашем походе, за 16 дней, количество солнечных дней можно пересчитать на пальцах одной руки. Можно приготовить что-нибудь этакое. Для дневки мы везли 2 двухлитровых бутылки пива. Как оно пригодилось в бане!!!

А еще нам удалось прикупить барашка. Вы только представьте: баня, пиво, жаренные ребрышки и грибы и после бани шашлык!!! Лично у меня такая дневка случилась впервые.

Утренний пейзаж. Тишина. Горы...

Берега Оки скалистые и высокие. Метров 200 выше по течению Оки от места слияния с рекой Жомболок. Отчетливо виден коричневый цвет воды. Паводок. Говорят вода поднялась примерно на 2 метра.

Типичный пейзаж р. Ока.

Через 300-400 м, на правом повороте, после порога Бурятский, слева песчаная отмель и хорошая стоянка, с находящимся на ней "музеем народного туристского творчества". Порой удивляешься упорству людей тащивших все это. На фотографии я у одного из "музейных" деревьев.

Групповая фоторгафия туристов-водников с людьми героической профессии - спасателями. На старом катамаране, в плохих спазжилетах они выполняют свою нелегкую работу. Большой им поклон.

Ущелье Орхо-Бом заканчивается, основные пороги пройдены. Немного грустно...

Солнышко выглянуло - мигом забылись дожди и холод. Жизнь прекрасна. На фото мы после обеда.

Вячеслав Горбачев

Маша
В этом году тоже собираемчя на Оку Саянскую. Посмотрела на пороги, что вы засняли, чесно говоря, маленько не по себе теперь! А вы молодцы!!!
15.03.2005, 23:33:58 |
Василий Татариновдас, сне тоже на Оку захотелось...