Маршрут: улус Хойто-Гол - река Эхе-Булнай - перевал Эхебулнайский - перевал Самарский - река Ара-Ошей - река Ара-Хубуты - перевал Хубутский - река Хубуты - Ниловка.

Этой зимой как-то всё не получалось собраться в зимний поход. То не с кем идти, то морозы пугали, то дела неотложные. И вот появилась информация о группе красноярцев, собирающихся на лыжах в Тункинские Гольцы. Самое главное, совпали интересы - посмотреть зимний Ара-Ошей. Сроки совпали не совсем, поход был на две недели, а я мог только на одну. Но это уже мелочи :-). Итак, всё решено, и рано утром 20 февраля я подсаживаюсь в красноярский поезд.

Участников было много. Но, к счастью, "зима" - вместительная палатка. А две "зимы" вмещают ещё в два раза больше! Это наша палатка. Так она выглядела.

А вот он палаточный быт.

Не только участников было много, но и рюкзаки у каждого были нагружены довольно прилично.

В первые дни на обеде приходилось большую часть этого скарба вытаскивать, что представляло собой довольно беспорядочную картину.

Первый день шли по долине.

Потом - вверх по лесу.

И вот, наконец, показались вершины.

Третья ночёвка была на границе леса на Эхе-Булнае.

И вот он, наиболее трудный день. Вверх на перевал.

А идти довольно далеко. И высоко...

Но вот уже последние метры. И перевал Эхебулнайский.

Можно немного передохнуть. Тем более, что остальные участники еще подойдут не скоро. А для некоторых из них известие о том, что надо подниматься ещё выше - на следующий перевал - будет как удар ниже пояса.

По ту сторону снега больше и фирна нет. Но ведь вниз - не вверх!

Зато видны все окрестные вершины!

А путь лежит через озеро.

До границы леса добирались уже на закате.

И даже в сумерках...

Следующий день - всё достаточно просто. Поднимается солнце и мы неторопясь отправляемся вниз по реке.

Вскоре начинаются наледи.

А теперь мокрые наледи. Но это только начало... Кирилл проходит их на лыжах. Правда, лыжи после похода, видимо, придётся выбрасывать :-( Здесь надо сказать, что у всех были деревянные лыжи. Только у меня - пластиковые лыжи с кантом. Вниз по Ара-Ошею преимущество пластиковых лыж очевидно.

На обед.

И вот очередной каньон. Настолько узкий, что некоторые боялись, как бы их не одолела клаустрофобия...

Зато какая красота...

И какие сосульки!

Радиалка. На Левый Ара-Ошей. Отдельная история. Маленький рассказ в рассказе. Вот такая красота там была.

Было время и пофотографироваться самим...

... и всё вокруг пофотографировать.

Вот так преодолевали первый небольшой ледопад.

А это - первый большой водопад. Даже большой турист рядом с ним кажется маленьким. :-) Его проще обойти.

Второй большой водопад. В кошках проще - напрямик. Без кошек - обойти.

Сверху вода поверх льда на реке смотрится очень эффектно.

Ну а здесь уже никто не пытался пролезть в кошках. Самый высокий водопад.

А за ним - пещерка...

Ну а дальше каньон кончился, река, петляя, течёт в долинке. Вот только у всех стойкое ощущение, что русло дальше идёт вниз. Понять, как так получилось, что мы вроде как шли вверх, а река уходит вниз, не мог никто. Не проще становится, если посмотреть в обратную сторону - тоже вниз...

А это уже после радиалки под вечер.

И это тоже.

Ниже устья ручья с перевала Дабан-Жалга на Ара-Ошее всегда огромная наледь. Катиться здесь просто. Сложнее, наоборот, остановиться, чтобы сфотографировать эту красоту.

Альтернативные варианты движения по снегу / мокрым наледям. В кошках или на лыжах. Причем интересно, что как ни передвигайся, общая скорость примерно такая же. Главное - время на переобувку не терять.

Вот здесь - в устье Ара-Хубутов - была последняя ночёвка с красноярцами. На следующий день мне надо было одному выходить через Хубутский перевал.

Выходить пришлось пораньше, чтобы выйти в Тункинскую долину засветло. Это наледи в рассветных лучах.

Это - наледи и лёд на Архате.

Деревья, выросшие на льду :-)

Красиво, вот только не так-то просто здесь идти вверх...

И вот Хубутский перевал. Но он насколько приятен, что его и одному пройти не страшно.

Озеро на перевале.

Вниз с перевала слетела куропатка. Здорово она смотрится на фоне гор. А ещё говорят: "курица - не птица"...

По поводу лыж. Вообще я остался доволен лыжами в этом походе. Но есть места, где льда слишком много для пластиковых лыж. :-) Как здесь. Если здесь поехать на лыжах, в каком месте тебя вынесет на камни, угадать трудно ;-( На деревянных было бы безопаснее. Правда, еще лучше на кошках.

На следующий день поход для меня закончился - на ниловском автобусе до Слюдянки...

А это привет от остальных участников. Они возвращаются через перевал Шумакский.

КириллСлава, привет! Спасибо за долгожданный фотоотчет! Но свои деревянные лыжи я не выбросил, сохранил до конца похода :-). Еще и в следующий год на них собираюсь.
28.04.2005, 18:40:55 |
Юрий"Лучше гор могут быть только горы..."