Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

У меня есть одна мечта – чтобы родители маленьких детей умели быть волшебниками и могли исполнять детские мечты. Детская мечта – это сказка, приключение, выполнить её так просто, надо лишь суметь посмотреть на неё глазами ребёнка, а не родителя. Приключение всегда можно придумать, режиссировать и исполнить, если только очень захотеть потратить на это своё «драгоценное взрослое время». Детскую мечту, даже, казалось бы, самую сумасшедшую, всегда можно корректировать, трансформировать, поиграть в неё вместе с ребёнком, и сделать ребёнка счастливым. Станьте волшебниками для своих детей, родители! Для этого не обязательно идти в магазин за танком или пистолетом…

Мы с Илюшей пошли в гости к Витязю. Это был самый первый в жизни поход Илюши. Ему 5 лет, он мой внук. Про походы он знает со слов прабабушки (моей мамы) – что это «бесполезное безделье, когда все работают, а кто-то шатается в своё удовольствие и рискует собой, а мы тут волнуемся, аж сердце болит»… Со слов деда – «пойдёшь в поход, когда станешь мужиком, и не будешь гундосить»… Со слов мамы: «поход – это сказка, но на неё есть время только у бабушки, а нам некогда, лучше давай я куплю тебе пистолет»… Со слов воспитательницы в детском саду: «Не шуми, ты не в лесу! Вот пойдёшь в лес, там и кричи, сколько хочешь». В общем, как ни крути, а поход для Илюши был чем-то очень заманчивым: это что-то очень весёлое, отчего смешно пугается прабабушка (ну так же, как когда он прыгает на батуте или несётся сломя голову с горы на самокате); что-то взрослое, в чём могут участвовать только настоящие мужики, которые не ревут, как говорит дед… Что-то сказочное, но недостижимое для вечно занятых родителей… Что-то беспредельно дозволенное, раз там можно даже кричать сколько хочешь, как говорит воспитательница… И что-то безмерно интересное, и безразмерно большое, раз уж для любимой бабули – это целая жизнь... В общем, вместо пистолета «как у Вани», танчика «как у Серёжи», планшета, «как у Маши», каруселей с утра до ночи, «как у прабабушки», ребёнку было уготовано развлечение «покруче» - поход по тайге Прибайкалья. А всё остальное – потом. Никуда оно не денется.

День был жаркий. Но в тени тайги – хвойный аромат и прохладный влажный воздух. Вышли с электрички на станции Орлёнок в 11 часов и выдвинулись вместе с многочисленной толпой по тропе к скальнику Витязь. Через 8 минут толпа рассортировалась у развилки: одни ушли по нижней тропе, другие – по верхней, третьи – присели позагорать у реки. А мы подождали, когда все пройдут, поправили лямки рюкзаков , сняли лишнюю одежду, побрызгались репеллентами от клещей, достали фотоаппарат, и не спеша потопали вверх, вдвоём. С одной стороны, было жаль, что не собралась компания деток для Илюши, ведь ребёнку со сверстниками всегда интересней, чем с бабулей. С другой стороны – ничто и никто не сможет помешать нашему общению – любимого внука и любимой бабули. Всё, чему я его научу сегодня, всё, что покажу и открою для него, ляжет, как на чистый лист. Без тени сомнения. И это – бесценно. И это очень ответственно.

Ребёнок в 5 лет впитывает всё, что видит и слышит, как губка. Он уже достаточно вырос, чтобы подражать и повторять, но он ещё слишком мал, чтобы не верить. Поэтому всё, чему Вы его научите, будет заложено НАВСЕГДА. Надо быть очень аккуратным с этим возрастом.

В 11.32 – мы у родника на верхней тропе. Один родник уже пройден, но тот был в самом начале подъёма, его все проскакивают мимо за ненадобностью. А этот, верхний родничок, манит прохладой и мирным журчанием. Тут можно и посидеть, поразмышлять, полюбоваться, или подождать отстающих попутчиков. Мой Илюша пил-пил эту волшебную водицу, никак остановиться не мог. Вкусная! С собой тоже в бутылочку набрали. Посидели минуты три, дальше пошли. В 11.43 - мы на просеке. Тут мы догнали большую группу взрослых детей из лагеря Олха, чему Илюша был очень рад и гордился, что идём мы не самые последние, хоть он тут и самый маленький. К этому времени, правда, Илюшин рюкзачок уже перекочевал на бабкины плечи, ну да не беда… (Без ребёнка раньше я забегала сюда за 27 минут от станции, но это так, на всякий случай, вдруг кому пригодится; бывает, что когда торопишься на электричку, полезно знать). Дальше, после просеки, уже нет крутого подъёма, больших камней, тропа выравнивается. В арке ольшанниковых ветвей уютная тропа сказочно-таинственна. Илюша в восторге. Идём в гости к Витязю по туннелю из деревьев.

- Баба, я сорву тебе цветок!

- Не надо, мой мальчик, пусть он растёт красивый и свежий, и радует всех, кто придёт сюда после нас.

- Почему, баба? Я хочу, что бы он тебя радовал!

- А давай его сфотографируем? И он ещё долго будет с нами. И маме покажем, и Юле… Только не рви!

- А давай!

На тропе видим красивую бабочку. Пока бабуля охает, скачет и радуется вокруг неё с фотоаппаратом, внук очень удивлённо наблюдает, а потом, как только я закончила, он подбегает и… топ ногой по бабочке! Раздавил. Я в шоке!

- Илюша! Что же ты наделал? Зачем ты её убил? Ведь она такая красивая, когда живая!

Илья, видя, как я расстроилась, расстроился ещё больше:

- Баба, баба, прости! Только не плачь! Я больше так не буду! - и я вижу, что он совсем не понимает, почему я так огорчена, он искренне просит прощения только потому, что меня огорчил… Спрашиваю:

- Илюша, зачем? – он отвечает вполне разумно:

- Это вредитель. Мы на капусте в огороде всегда бабочек убиваем.

Всё ясно. Нормальная реакция нормального огородника. Родители научили убивать, а бабуля придумала какую-то «красоту»… В течение следующих минут пытаюсь объяснить Илюше, что на капусте в огороде бабочки вредители, а в лесу – их не нужно трогать. Трудно объяснить ребёнку, что и мама с папой - тоже правы… И что разные правды имеют разные стороны в разных жизненных ситуациях… И то, что в одной ситуации – добро, в другой – оказывается совсем наоборот…

- Баба, ну а как же птички? Если они съедят бабочку, они плохие? Их надо убивать?

- Не надо никого убивать. Пусть птички накормят бабочкой своих птенцов, если бабочка не сумеет улететь. Смерть бабочки пойдёт на пользу птенцам. А если бабочку убить просто так, это не принесёт никому пользы.

- Баба, а зачем польза? – ещё один вопрос ставит в тупик.

- Так надо, - иногда это самый понятный ответ для ребёнка 5 лет. Ну, надо, так надо. И точка. Всё сразу понятно. А то развела тут демагогию о том, что такое хорошо и что такое плохо…

Случай с бабочкой меня изумил. Ребёнок, так бездушно затоптавший бабочку, до слёз расстроен оттого, что огорчил этим любимую бабулю. Информация для педагогического размышления. Родители, чаще огорчайтесь, когда Ваши дети шалят или поступают плохо, а не орите на них, и не читайте нотации.

На «перевале» - высшей точке верхней тропы - мы отдыхали в 12.15-12.17. Тут уже Илюша немного подустал, скорей не физически, а от однообразия дороги. Но сидеть долго не захотел: «давай уж быстрей придём, а там будем отдыхать».

Дальше – движение по гребню отрога, ведущему к скальнику Витязь. Тут появилось некоторое разнообразие пути, что для ребёнка очень важно. Выбрали тропинку вниз (их там несколько), не крутую и не пологую, а такую, чтобы можно было спускаться «на палке», и научились работать альпенштоком на склоне. С этими играми и пришли незаметно к юртам Витязя в 13.20. Итого на весь путь ушло 2 часа 20 минут вместе со всеми остановками.

Тут, конечно, усталость всю как рукой сняло, потому что захотелось всё облазить, осмотреть, побегать по мосту, попрыгать по камушкам, заглянуть в юрту, поиграть с котом, побеседовать с дядьками, у которых огромные рюкзаки, (больше самого Илюши!), и с дядьками, которые кидают диски на поляне, и с дядьками, которые болтаются на верёвках со скал… Ну а также и время обеда подошло, да и на вершину скальника надо слазить. Мы же в гости к Витязю пришли! Столько важных дел сразу появилось! Это тебе не по скучной дороге шагать…

В общем, решили мы тут остановиться, в этом весёлом месте. Пошли на правый берег Олхи. Научились ставить палатку! Насобирали дров! Научились разводить костёр! (Тут по секрету мне Илюша сказал, что «спички детям не игрушка», и что я ни в коем случае не должна говорить маме с папой, что он держал их в руках…) Ну вот, что-то я не то опять сделала… Получается, родители одному учат, а бабуля – другому. Не хорошо. Может, и вправду, нельзя было учить ребенка разводить костёр? А вдруг дома захочется повторить, а взрослые не углядят… Приходится опять долго рассуждать о том, что в разных ситуациях одна и та же вещь может оказаться как добром, так и злом. Дома спички – зло. В лесу – жизнь. Хотя тоже могут быть величайшим злом. Поэтому надо очень хорошо уметь с ними ладить. В общем, целая лекция о технике безопасности при работе со спичками и костром. И не только лекция. На практике научились подбирать растопку (береста), готовить место под костёр (очистили от сухой хвои, обложили камнями, поставили рядом ёмкость с водой, сожгли весь мусор вокруг, достали рукавицы для работы с горячим…)

Когда всё готово, можно варить обед. Но суп с тушёнкой – это так скучно! Каждый ребенок, даже впервые попавший в лес, знает: самая вкусная еда – это зажаренная на костре колбаса! Откуда они это знают, ума не приложу:

- Баба, дай-ка, я тебя научу! Только колбасу нарежь мне сама, мне нельзя нож брать. – И дальше в ход идёт веточка, нанизанная на ней колбаска, угольки костра, и вот, уже через минуту, он протягивает мне дымящийся шашлычок. Откуда они это знают? Любой ребёнок, попавший к костру, «изобретёт» это блюдо тут же, не раздумывая, даже если никто его раньше этому не учил.

- Ну, парень, если ты всему так быстро научился, вот тебе подарок, - и я достаю из рюкзака новенький маленький складешок, - будешь теперь сам резать колбасу и строгать прутья.

- Баба-а-а! Это мне?! Да ты что, баба! Правда, мне?! – и заветный подарок, мечта всех мальчишек моего поколения перекочевал в руки счастливого обладателя:

- Баба, но это же не игрушка, у меня мама с папой заберут, нельзя играть ножом!

- А кто сказал, что ты им будешь играть? Ты им будешь колбасу и хлеб резать в походе.

- А дома?

- А дома – как с мамой договоришься. Будешь помогать ей на кухне – хорошо, а будешь баловаться им – заберёт и спрячет.

- Давай уж лучше сразу спрячем…

И опять приходится долго и терпеливо объяснять про разные стороны одной медали: что и ножик (как и бабочка, как и спички) тоже может принести как добро, так и зло… Это в какие руки попадёт.

После обеда мы слазили на скальник Витязь, погуляли по окрестностям, проводили до дороги каких-то заблудившихся тётенек, идущих с Трудного… В общем, совершили массу полезных дел. И совсем не пожалели, что не ушли сегодня на Сказку. Потому что, если бы ушли, не успели бы мы сделать эту массу полезных дел: со спичками, костром, ножичком, колбаской, лазанием по скале и провожанием тётенек… Ах, да, ещё одно очень полезное дело научились делать. Вытаскивать клеща. Не из себя, конечно (мы по всем правилам репеллентами обработались). Две дамы с голыми ногами присели возле нашего костра, чтобы вытащить клещей из своих коленок. Наглядное пособие – как не надо одеваться было продемонстрировано хорошо.

Вечер был светлым. Гроза прошла стороной, слава Богу. Мы к ней были готовы, но она нас миловала. Издали попугала, погрохотала, и ушла. Погулять по ночному лесу с налобным фонариком Илюше не удалось, как он ни мечтал, как ни силился дождаться темноты, уснул засветло. Зайчик. Устал… Летний светлый длинный день сморил маленького походника.

Утром мы отправились обратно по нижней дороге. Привожу только хронометраж пути, может, кому пригодится для похода с малышами.

Подъём – в 6.15, выход – в 7.20

У моста через Олху (где развилка к горнолыжке) – в 8.20-8.25 (5 минут отдых).

У родника нижней тропы – в 8.40-8.45 (5 минут отдых). Набрали воды с собой (гостинец от белочки для сестры Юльки).

На деревянном мосту – в 9.10-9.15 (5 минут отдых).

На станции – в 10.00.

- Илюша, пойдёшь ещё в поход?

- Да-а-а! Баба, давай прямо сейчас!


Показать фотоотчёт полностью


Марина Васильева (Красноштанова)


Zooly- Мам, ты когда снова в этот поход пойдешь, меня деду оставь.
- Что, находился в походе?)
- Даа, я уже находился...
Диалог с аналогичным походником после полных ходовых выходных (с Переезда через Ангасолку).
Очень приятно читать такие рассказы, даже про Витязь.
17.07.2014, 08:25:38 |
Олейник Дмитрийа какие диски кидали дядьки на поляне?
17.07.2014, 10:02:53 |
Константин СухановМарина, Вы идеальная бабушка!
17.07.2014, 10:27:20 |
PeterПравильная и позитивная бабушка! Полезный рассказ!
17.07.2014, 10:48:51 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Олейник Дмитрий: а какие диски кидали дядьки на поляне?



А вот, Илюша сам фотографировал:
17.07.2014, 13:25:42 |
Олейник Дмитрийясненько.
фрисби.
17.07.2014, 13:27:40 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Zooly: - Мам, ты когда снова в этот поход пойдешь, меня деду оставь.



Это знакомо... Сами были молодые и таскали своих детей чёрт знает куда, за что ругали нас бабушки, и правильно ругали. Конечно, надо рассчитывать силы ребёнка, чтобы осталось впечатление удовольствия, а не монотонности и дикой усталости. Именно поэтому я с Илюшей на Сказку уже и не пошла. Пусть всё будет по мере сил, и доставит радость.
17.07.2014, 13:29:42 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Олейник Дмитрий:  ясненько.
фрисби.



Я даже и не знаю, что это такое. Что-то новомодное? Илье очень понравилось, бегал за этими дисками, подавал мужикам, когда далеко улетали.
17.07.2014, 13:32:05 |
Марина Васильева (Красноштанова)Всем большое спасибо, что прочитали и оценили! Я думала, что про походы с детьми никому не интересно будет...
17.07.2014, 13:34:07 |
Олейник Дмитрийа почему с дочками не получилось?

ну, в смысле приобщения к туризму
17.07.2014, 13:37:19 |
И. Фефелов

 Марина Васильева (Красноштанова): Что-то новомодное?


Не такое уж новомодное, мы, помню, на биостанции в конце 90-х играли, а диск то был из профсоюзных покупок, значит, еще в начале 90-х приобретен, не позднее. Кажется, и в 80-х были. Просто тут как попадешь на любителя.
17.07.2014, 13:42:24 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Олейник Дмитрий: а почему с дочками не получилось?ну, в смысле приобщения к туризму



А с чего Вы взяли, что не получилось? Они у нас много ходили вместе с нами, занимались и спортивным туризмом, и ориентированием, имели разряды спортивные... Но девочки — это девочки. Выросли — учёба — замуж — дети — огород — семейные заботы... Походы они любят, но их любовь не разделяют их близкие люди, в этом вся суть.
17.07.2014, 13:55:04 |
Олейник Дмитрийиз рассказа и взял.
вот и удивился.
17.07.2014, 13:59:36 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Олейник Дмитрий: из рассказа и взял.
вот и удивился.



Пока мы таскали своих дочек по лесам и горам, другие (более мудрые) мамы и папы учили дочек правильно выбирать себе спутника жизни (чтобы, как минимум, совпадали интересы).
Большинство женщин ставят крест на своих увлечениях, когда выходят замуж за человека, который их не разделяет.
17.07.2014, 14:12:59 |
Олейник Дмитрий

 Марина Васильева (Красноштанова):  Большинство женщин ставят крест на своих увлечениях, когда выходят замуж за человека, который их не разделяет.


боюсь Вас удивить, но у мужчин точно те же проблемы при женитьбе.
тут дело не в партнёре (партнёрше), а в себе самом.
слабак всегда проиграет борьбу.
17.07.2014, 14:42:00 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Олейник Дмитрий: слабак всегда проиграет борьбу.


А сильный даже и бодаться не станет. Зачем бороться с любимым человеком? Любишь — уступаешь. Не любишь — борешься только за свои интересы.
17.07.2014, 14:47:16 |
Олейник Дмитрийконечно, моя госпожа))
17.07.2014, 14:50:13 |
FelixДушевно)) внуку повезло с таким инструктором))
17.07.2014, 20:17:22 |
Artem KuharenkoОчень хороший рассказ!
У меня сын несколько лет назад на вопрос "что будем делать в выходные?" ответил "Пап, давай только не в поход?".
Надеюсь, что к тому времени, как стану дедушкой, наберусь мудрости, что бы сходить в такой же замечательный, как у вас, поход.

А фрисби — это же "летающие тарелки". Мы ими в детстве, в конце 80-х вовсю играли.
17.07.2014, 21:24:03 |
Юрий К.Ирина К.: Марина, спасибо Вам за рассказ! Очень интересно и поучительно даже для нас! А внук запомнит этот поход на всю жизнь! Такой забавный кроха, особенно с рюкзаком на первой фотке!
17.07.2014, 21:55:49 |
Марина Васильева (Красноштанова)Спасибо, Феликс, спасибо, Артём! Я знаю много туристских семей, в которых детей походами перенасытили. Ходили в поход не ради детей, а ради себя, либо ради компании друзей, либо ради других детей, а своих просто тащили рядом, потому что некуда их было деть. Мы и сами такие были... Каждый выходной — в лес, а детям иногда хотелось просто поваляться в постели.
Для детей разного возраста существуют рекомендуемые нормы протяжённости, продолжительности пути и веса (чем меньше возраст — тем меньше норма), если их не соблюдать, то ребёнка можно легко перегрузить (и физически, и психологически). Мы раньше это не особо понимали, таскали детей за собой во взрослые походы. (Удивляюсь, как вообще не отбили охоту ходить).
17.07.2014, 22:12:02 |
Вячеслав Петухин

 Марина Васильева (Красноштанова): Я знаю много туристских семей, в которых детей походами перенасытили. Ходили в поход не ради детей, а ради себя, либо ради компании друзей, либо ради других детей, а своих просто тащили рядом, потому что некуда их было деть.

Зря Вы так, Марина. Детей в подавляющем большинстве случаев берут в походы ради них самих. Вот только результат бывает разный. И тут не столько в нормах дело, сколько в характере ребёнка, в случае и т.п. Если не пытаться водить, то дети будут сидеть в городе. Если активно водить, то есть случаи как "привития" отвращения к походам, так и положительные случаи. Причём даже у одних и тех же родителей часто бывают разные результаты. Психология тут играет одну из основных ролей. Но с психологией вообще всё непросто, рассчитать и предугадать здесь очень трудно...
17.07.2014, 22:58:50 |
Константин Суханов

 Марина Васильева (Красноштанова): Любишь - уступаешь.


Вплоть до того, чтобы бросить туризм?
Чаще всего, человек без цели в жизни ничего из себя не представляет.
17.07.2014, 23:55:48 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Вячеслав Петухин: Детей в подавляющем большинстве случаев берут в походы ради них самих. Вот только результат бывает разный.



Я это и имела ввиду. Только многие из выросших детей сейчас представляют это именно так (что не ради них). Вот, например, учительские дети (и мои в том числе). До сих пор вспоминают, как мы "сопли утирали" всем детям подряд в походе, всех жалели, всех выслушивали, всем помогали, а стоит своему подойти — "подожди, видишь я занят, с тобой ещё успеем". Учительские дети всегда были недоласканы в походе одителями. И у них всегда было ощущение, что родители просто работают, а их с собой взяли заодно.

Впрочем, Вячеслав, я же не говорю обо всех, я лишь говорю об ошибках своих личных и своего окружения. Вас или Ваших близких вовсе не имела ввиду.
18.07.2014, 00:06:43 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Константин Суханов: Вплоть до того, чтобы бросить туризм?



Не бросить туризм могут только истинные фанаты, таких мало. Но ради семьи многие и бросают. В основном, женщины, конечно (дети, пелёнки, болезни... и т.д.) А мужчины — нет, конечно, не бросят... :-)

 Константин Суханов: Чаще всего, человек без цели в жизни ничего из себя не представляет.



Это да, но цели в течение жизни меняются, ведь так? Например, после серьёзной травмы со спортом покончено, и что? Не может быть другой жизни, другой цели?
18.07.2014, 00:11:28 |
Вячеслав Петухин

 Марина Васильева (Красноштанова): Я это и имела ввиду. Только многие из выросших детей сейчас представляют это именно так (что не ради них).

Ну, мне-то проблема видится гораздо более серьёзно. По-моему, вопрос не в деталях воспитания, не в интенсивности походов, не в недостаточном внимании к детям, а вообще в том, насколько дети принимают жизненную систему ценностей родителей. Чем увлечённее родители занимаются туризмом (а это всегда в какой-то мере в ущерб чему-то другому), тем больше они могут дать детям, но тем же больше риск, что дети сделают другой выбор, захотят жить другой жизнью. Насколько я понимаю, это и в подростковом возрасте может произойти, и попозже. Так что, по-моему, то, что есть как положительные случаи (тот же Алексей Стрелюк), так и отрицательные — это не просто какие-то просчёты, ошибки — это закономерность, это глобальная проблема.
18.07.2014, 10:57:08 |
И. Фефеловне совсем о туризме... кем-то подмечено, что дети преподавателей либо стремятся выбрать именно и только эту же работу, что у родителей, или, наоборот, "что угодно, только не это"; а третьего не бывает.
18.07.2014, 11:09:40 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Вячеслав Петухин: а вообще в том, насколько дети принимают жизненную систему ценностей родителей.



Но ведь и это почти напрямую зависит от родителей (если только генетика не перебьёт в другое русло). Когда дети видят, что родители успешны и счастливы в своих ценностях и своей деятельности, то они тоже этим будут заниматься, пусть не работать, но увлечение останется.
Опять же, Вы правы, Вячеслав, может случиться всё, что угодно, чтобы отвернуть ребёнка от этой деятельности. (Например, несчастный случай, заболевание, ссора, любовь к человеку, который эти ценности не приветствует...)
18.07.2014, 13:32:17 |
Вячеслав Петухин

 Марина Васильева (Красноштанова): Когда дети видят, что родители успешны и счастливы в своих ценностях и своей деятельности, то они тоже этим будут заниматься, пусть не работать, но увлечение останется.

Не всё так просто. Они видят, что родители счастливы, но они же видят, что многие относятся к этому занятию скептически (а то и с презрением), видят, что это не даёт престижа в обществе, богатства, власти и т.п. Далеко не всегда будет выбор в пользу увлечения наперекор общественным стереотипам.
18.07.2014, 14:09:39 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Вячеслав Петухин: видят, что это не даёт престижа в обществе, богатства, власти и т.п.



Но ведь и отношение к богатству и власти тоже воспитывается в семье...
Может, немного не в тему: в Новой Зеландии мы посетили несколько семей, как русского происхождения, так и новозеландцев, так и смешанных. В этой стране отношение к богатству и власти — очень нейтральное, если не сказать равнодушное, и даже ироничное. Там люди не считают себя бедными, но живут в очень простых домах, одеваются совсем почти как бродяги, а деньги тратят на путешествия по стране и по миру, на спорт, и считают это главным богатством. Как и считают любовь к власти и финансовым накоплениям — чем-то отсталым, архаичным. В общем, не парятся по поводу своего статуса в обществе. (Опять же — не говорю за всех, но те, с которыми мы общались — именно такие).
Так что, сознание формирует окружение.
18.07.2014, 15:41:20 |
Вячеслав ПетухинМарина, Вы слишком идеалистичны. :-) Вы всерьёз считаете, что всегда надо презирать деньги и положение в обществе, и только так воспитывать детей? Да и не о том речь, что дети за богатством и властью гонятся. А, может, отказываются от того, чтобы быть нищими и презираемыми (какими порой бывают в большой степени их родители, вот к преподавателям во многом именно такое отношение).

 Марина Васильева (Красноштанова): В общем, не парятся по поводу своего статуса в обществе.

Тут категорически не соглашусь. Такое отношение свойственно бывшему СССР, то что называют "совком". А те, кто, в частности, уехал в Новую Зеландию, именно потому уехали, что их не устраивала жизнь здесь. А что именно не устраивало? Конечно же, именно статус в обществе. Ну а если брать не наших эмигрантов, то тем более положению в обществе в западном мире уделяется первостепенное внимание.
18.07.2014, 15:54:50 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Вячеслав Петухин: Тут категорически не соглашусь.


Это Ваше право. Но то, что я видела — то и говорю. Большинство наших сограждан с двумя высшими образованиями, полученными в России, в Новой Зеландии катают тележки в супермаркетах. Максимум достижений — инструктор по туризму.

 Вячеслав Петухин: положению в обществе в западном мире уделяется первостепенное внимание.


В западном — да, но в Новой Зеландии — не совсем так. Там всё по-другому.
18.07.2014, 16:11:24 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Вячеслав Петухин: Вы всерьёз считаете, что всегда надо презирать деньги и положение в обществе, и только так воспитывать детей?



Я нигде не писала, что я так считаю.
18.07.2014, 16:13:04 |
Вячеслав ПетухинПро Новую Зеландию у меня совсем иные (практически противоположные) сведения. Неделю назад несколько часов общался с другом, который там почти 15 лет живёт. Так что вовсе не на пустом месте говорю.

 Марина Васильева (Красноштанова):    Вячеслав Петухин:   Вы всерьёз считаете, что всегда надо презирать деньги и положение в обществе, и только так воспитывать детей? Я нигде не писала, что я так считаю.

Так вот о том и речь, что выбор между идеалистическими ценностями родителей и более обыденным отношением к жизни — он вовсе не однозначен. И часто бывает именно так, как написал Игорь — либо полные союзники, либо наоборот, но не что-то промежуточное.
18.07.2014, 16:17:10 |
И. Фефелов

 Вячеслав Петухин: А что именно не устраивало? Конечно же, именно статус в обществе.


Смотря что понимать под статусом опять же. Моих знакомых, которые уехали в другие страны, не устраивало, по большому счету, только или одна вещь, или другая вещь: или материальное положение, или же какие-то вещи из сферы отношений власть-общество-люди-человек в той или иной комбинации. Ни то ни другое не вполне попадает в понятие "статус", если это понятие не конкретизировать (без этого статус — понятие чересчур размытое).
18.07.2014, 16:18:35 |
Марина Васильева (Красноштанова)Люди разные, мнения разные, я отвечаю только за то, что видела и слышала сама лично от нескольких людей, а не от одного. А наш товарищ, бывший москвич, который уже 20 лет живёт в Новой Зеландии, будет возвращаться со сплава из Монголии 25 июля, одну ночь ночевать в Иркутске, может, собственно, дополнить меня, именно с его слов у меня складывались первые впечатления о стране.
Кстати, он ищет, где переночевать в Иркутске одну ночь. Их четверо, водники. так что есть повод интересного знакомства и обмена мнениями... :-)
18.07.2014, 16:21:29 |
Вячеслав ПетухинНу, я то "статус" понимаю как раз в очень широком смысле. Именно что тот социальный статус, который был у преподавателей (и инженеров, программистов и т.п.) в советское время, стал совершенно неустраивать. То есть если брать энтузиаста-туриста — человека, который жил ради походов — то с голоду он бы не помер и в походы ходить возможностей было много. А вот социальное положение (и материальное, как следствие) было неудовлетворительным.

Собственно, я выбор между "уехать" и "остаться" и воспринимаю как выбор между идеалами (любовью к родной земле, необходимостью разделять судьбу Родины и т.д.) и желанием получить достойный статус и материальное положение для себя и семьи. И, собственно, мы тут как раз недавно затронули тему этого выбора с человеком, который сделал выбор противоположный моему...
18.07.2014, 16:25:18 |
Вячеслав Петухин

 Марина Васильева (Красноштанова): Люди разные, мнения разные, я отвечаю только за то, что видела и слышала сама лично от нескольких людей, а не от одного.

Ну а я говорю на основании многолетних наблюдений очень вдумчивого человека, которого очень волнует развитие западного мира вообще и Новой Зеландии в частности, и который очень подробно делился со мной этими наблюдениями. :-) А не на основании впечатлений от недолгой поездки. :-)
18.07.2014, 16:28:27 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Вячеслав Петухин: А вот социальное положение (и материальное, как следствие) было неудовлетворительным.



Неудовлетворительным — для кого? Для них самих? Для их детей? Для их окружения? Это всего лишь субъективные мнения отдельно взятых людей. Если человека устраивает, как он живёт — он удовлетворён, независимо от того, что по этому поводу думают другие. Только слабаки оглядываются на то "что обо мне люди скажут".
18.07.2014, 16:29:37 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Вячеслав Петухин: Ну а я говорю на основании многолетних наблюдений очень вдумчивого человека


Вы всерьёз думаете, что наш товарищ, проживший 20 лет в Новой Зеландии, не наблюдал, не сравнивал, и не такой вдумчивый, как Ваш знакомый? Или думаете, что я, как идеалист, "перекроила" его слова на свой лад? :-)
18.07.2014, 16:31:54 |
И. ФефеловТо-то и оно, что это слишком широко.
Один вот из знакомых эмигрантов материальное положение имеет очень приличное что по тамошним (США), что, конечно, и по российским меркам, но вот социальное положение у него там теперь... он, как говорится, попал...
Другой, собственно, по какой главной причине уехал — не устраивала в первую очередь манера общения между людьми (в том числе между занимающим служебное положение и не занимающим такового, хотя и не только).
Впрочем, оффтопик уже пошел.
18.07.2014, 16:37:36 |
Марина Васильева (Красноштанова)Вот здесь можно почитать про нашего товарища Анатолия Чернышёва, который был нашим первым гидом (но не последним) по Новой Зеландии:
http://www.tourister.ru/responses/id_2355
Интереснейший, образованный человек, собеседник, спортивный турист высочайшего уровня. Есть возможность с ним познакомиться 25 июля в Иркутске.
Прошу прощения за отклонение от темы.
18.07.2014, 16:40:53 |
Вячеслав Петухин

 Марина Васильева (Красноштанова): Это всего лишь субъективные мнения отдельно взятых людей.

Так социальный статус это и есть по определению чисто субъективная вещь. В том-то и дело, что физически прожить можно было, но субъективное восприятие жизни многих не устраивало.

 Марина Васильева (Красноштанова): Вы всерьёз думаете, что наш товарищ, проживший 20 лет в Новой Зеландии, не наблюдал, не сравнивал, и не такой вдумчивый, как Ваш знакомый? Или думаете, что я, как идеалист, "перекроила" его слова на свой лад? :-)

Марина, Вы вот сами смайлики ставите, а мой вроде как не замечаете. :-) Для меня слишком важен этот вопрос, чтобы Вы меня переубедили, я слишком много слышал, знаю, думал по этому поводу. Ну а если уж Вы хотите знать по поводу Вашего товарища, то могу сказать, что я думаю, что его мало волнует общая ситуация, судя по Вашим словам, он живёт в удовольствие, как ему нравится. И, конечно же, сейчас у него таких возможностей не меньше, чем 20 лет назад, когда он был чужаком в своей стране. Так что аналитического подхода к ситуации в общем я бы от него ожидал в последнюю очередь...
18.07.2014, 16:43:14 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Вячеслав Петухин: Марина, Вы вот сами смайлики ставите, а мой вроде как не замечаете. :-)


Замечаю, конечно :-)
Кроме Анатолия, мы общались еще 10 дней непрерывно (жили у него) с Сергеем (тоже бывший москвич, живёт в Веллингтоне почти 20 лет), скажу, что его рассказы были совсем не похожими на рассказы Анатолия, но в целом, впечатление — то же. Ещё мы общались с Гордонами (смешанная семья — американка и новозеландец), с 4 семьями чистых новозеландцев, включая их взрослых детей), с тремя русскими гидами по Новой Зеландии, тоже спортивными туристами. Так что я отражаю мнение не одного человека, а нескольких, причём большинство из них — уроженцы страны.
Ну, и читала я о стране очень много и перед отъездом, и после возвращения. Не думаю, что я так уж заблуждаюсь в своём идеализме. Каждый видит то, что хочет видеть — отсюда все корни растут...
18.07.2014, 16:57:30 |
Вячеслав ПетухинМарина, зачем же спорить? Я же сказал, что у меня слишком надёжные источники, чтобы Вы меня переубедили. Так что остаётся только зафиксировать, что наши оценки настроений в Новой Зеландии расходятся.
18.07.2014, 17:30:42 |
Вячеслав ПетухинМарина, а по поводу "родника раздора" :-) у Вас всё же неточно написано. При движении по верхней тропе нет двух разных родников. Там один и тот же ручеёк, сначала тропа проходит рядом с ним снизу, потом приближается к нему перед лэпкой.
18.07.2014, 18:23:25 |
Марина Васильева (Красноштанова)Слава Богу, вернулись к теме :-)
Вячеслав, я вообще не спорю, а лишь констатирую факт наличия родника на верхней тропе (который был оспорен другим человеком). Я не проверяла — один и тот же это родник (ручей ли, уходящий под землю и выныривающий из под неё...), или два разных. Но то, что вода выходит из-под земли в обоих случаях — это факт. Или ещё нужны фотографии, доказывающие это? :-)

Точно также тут был оспорен факт наличия родника и на нижней тропе. Я и тот родник сфотографировала и представила зрителям, если Вы это заметили :-)

18.07.2014, 18:32:11 |
Вячеслав ПетухинНу так или иначе спор у вас с Юрием возник на пустом месте. Оба писали то, что есть, только почему-то не могли понять друг друга. И зря Вы видите оспаривание там, где его совершенно не было. В частности, в наличии родника у нижней дороги никто не сомневался, он давно на сайте указан в качестве объекта, и на схему нанесён и gps-координаты есть (единственное упущение — состав воды не изучен :-)).

Да, и если уж быть совсем точным (раз уж неточности порождают споры, стоит быть максимально точными), то всё же:
1. У нижней дороги явно выраженный родник, выход воды недалеко от дороги.
2. Вдоль верхней тропы течёт ручей. Где уж и как он выходит на поверхность — в виде явного родника или нет — сей факт ни мне, ни одному из моих знакомых неизвестен. :-) Можно, конечно, дойти до истока и посмотреть, стоит ли это называть родником. Вот, нашли повод для исследования. :-)))
18.07.2014, 18:54:33 |
Марина Васильева (Красноштанова)На моём снимке видно, что родник на верхней тропе под ЛЭП выходит из-под земли. Скорее всего, это именно родник и есть. А вот дальше, возможно, он течёт ручьём, то прячась под камни, то выходя из-под земли.

На счёт спора — лучше промолчу, дабы не будить...
18.07.2014, 19:01:00 |
Вячеслав ПетухинНу, по снимку никак точно не скажешь, выходит он из-под земли или нет. Я особо вдоль него не ходил, но по крайней мере течёт он и немного выше того места, где к нему тропа подходит, так что если и есть место явного выхода родника на поверхность, то не в точке съёмки.
18.07.2014, 19:12:10 |
Артем К.Спасибо за очередной интересный и поучительный рассказ! Думаю, курс таких эссе все-таки будет уместен на этом сайте. Что касается причин брать с собой детей в такие походы, озвучу еще одну — в современном мире (особенно — городе), к сожалению дети все больше отрываются от природы и нормальных, естественных отношений. Особенно этому "способствуют" всякие айподы и планшеты. Не считая себя ретроградом и противником прогресса, полагаю, что для детей это — зло. Открыв этот ящик Пандоры, назад его уже не закроешь: по силе влияния и вовлечения он просто перебивает все остальное. Становятся ненужными и неинтересными книги, "обычные" детские игры. Дети не хотят играть во всякие там догоняшки и войнушку, так как это просто неинтересно. Типичной становится ситуация, когда они элементарно не могут организовать себе развлечение, ноют о том, что им скучно и рано или поздно это должно закончиться планшетом. Если раньше ребенка невозможно было загнать домой с прогулки, то теперь наоборот — выгнать на улицу. Так вот походы (особенно в горы) показывают им реальную, а не виртуальную жизнь. Умение разжигать костер на ветру, оказывается, нужнее, чем складывать кубики в Майнкрафте на айпаде. Причем (по крайней мере, у моих детей) с наибольшей теплотой вспоминаются именно трудные походы, которые проходили чуть ли не со слезами. Пересматривают видео, фотографии...
20.07.2014, 20:14:00 |
Марина Васильева (Красноштанова)Артём, большое спасибо за поддержку, за единство взглядов. Действительно, современное поколение сильно отличается от нашего. В моём детстве никто не учил выживанию, мы сами носились по лесам, и ничего не боялись, и всё умели, друг от друга перенимали. Теперь для многих молодых — разжечь костёр без бумаги или розжига и готовых купленных дров — целая проблема.
У меня очень много уже написанных давно рассказов о походах с детьми по Прибайкалью и не только, если это будет востребовано на данном сайте, мне не составит труда их опубликовать. Да и мои ученики были бы рады почитать о себе спустя много лет. Единственно, что меня смущает — тематика сайта: не хотелось бы "навязывать" свою походную педагогику читателям, ждущих материалов о природе Байкала. (Хотя, в самом-то деле, тут уж чего только нет на форуме... :-)))
21.07.2014, 04:33:31 |
Артем К.Вот-вот, действительно — чего здесь только нет. Может, ветка про походы с детьми даже станет изюминкой сайта: на других я такого не встречал. Кроме того, я думаю, в Ваших рассказах кроме педагогики есть еще и про маршруты, как шли и т. д. Этот рассказ — тому пример.
21.07.2014, 09:00:56 |
Есения

 Марина Васильева (Красноштанова): Единственно, что меня смущает - тематика сайта: не хотелось бы "навязывать" свою походную педагогику читателям, ждущих материалов о природе Байкала.


Тематика сайта как раз что ни на есть подходящая, очевидно ж.

Здесь полезно бывать всем.
Наличие умения и желания читать приветствуется ;)

Кто знает! вполне вероятно, что ПБ постепенно станет меккой как для
бывалых, так и для начинающих, совсем ещё юных, путешественников;
как для опытнейших, заслуженных, так и для самых-самых младшеньких
научных сотрудников.
21.07.2014, 16:57:03 |
theodor japs

 Марина Васильева (Красноштанова): Единственно, что меня смущает - тематика сайта: не хотелось бы "навязывать" свою походную педагогику читателям, ждущих материалов о природе Байкала


Тогда стоит вопрос, -
Это сайт только для обсуждение фотографии или
обвинения между участники?
Я за публикациа материалы, мы это обязаны для молодые поколение.

 Есения: Наличие умения и желания читать приветствуется ;)


Это достаточно Есения, или я что не понимаю.
21.07.2014, 18:35:15 |
Korben Dallas

 Есения: вполне вероятно, что ПБ постепенно станет меккой


http://lenta.ru/news/2014/07/21/uezdy/
21.07.2014, 18:44:25 |
Есения

 theodor japs: Это достаточно Есения, или я что не понимаю.


Если верно понимаю — да, Вы верно поняли :)
ПБ — это очень познавательно-увлекательно-красиво для любого посетителя,
для читающего — тем более.


(Олег, не поняла, о чём "плач Ярославны"... ;))
21.07.2014, 20:06:03 |
Марина Васильева (Красноштанова)Спасибо всем за отзывы! Я постараюсь найти время, чтобы опубликовать свои походные "Педагогизмы" (будем считать, что часть из них здесь уже есть).
21.07.2014, 22:11:49 |
Олейник Дмитрий

 Есения:  ПБ - это очень познавательно-увлекательно-красиво для любого посетителя



нет.
не для любого.
Туризм и Краеведение — это не Педагогика.
не сбивайте Марину.
она и понимает, что не в тему и в тоже время хочется опубликовать.....а тут и вы сердешные)))
22.07.2014, 13:34:29 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Олейник Дмитрий: не сбивайте Марину.
она и понимает, что не в тему и в тоже время хочется опубликовать.....а тут и вы сердешные)))



Публиковаться надо, на мой взгляд, не тогда, когда тебе этого очень хочется, а тогда, когда это востребовано другими.
Спасибо, Дмитрий, за "заботу", а то я совсем как телёнок, не понимаю что делаю...
22.07.2014, 19:27:43 |
Есения

 Олейник Дмитрий: нет. не для любого.


Да, для любого.


 Олейник Дмитрий: Туризм и Краеведение - это не Педагогика.


Хе. Ещё какая!
23.07.2014, 00:11:49 |
Олейник Дмитрий

Скрыт оффтоп

Скрыто модератором (показать)

 Марина Васильева (Красноштанова):  Публиковаться надо, на мой взгляд, не тогда, когда тебе этого очень хочется, а тогда, когда это востребовано другими.



ну да, ну да.

Жил–был один миллиардер. Все у него было — и друзья, и женщины, и яхты, и автомобили, и путешествия… Все. Но чем дальше, тем больше этого миллиардера мучили вопросы: что такое жизнь и в чем ее смысл? Стал он, не жалея денег, обращаться к разным философам, но и те говорили, что затрудняются ему это разъяснить. Наконец он прослышал, что в далекой заброшенной пещере в Тибете живет отшельник, который познал всю мудрость и простыми словами может объяснить, что такое жизнь.

И тогда миллиардер бросил к этакой матери свои яхты и своих подруг и за бешеные бабки снарядил экспедицию в Тибет. Преодолевая палящий зной и ледяную стужу, лавины и камнепады, рискуя жизнью, потеряв своих спутников, наконец добрался миллиардер до заветной пещеры. Внутри пещеры сидел убеленный сединами отшельник. И сказал ему наш миллиардер:
— О, мудрейший, я пришел к тебе издалека. Объясни мне, что такое жизнь и в чем ее смысл?

Отшельник посмотрел на него просветленным взглядом и промолвил:
— Жизнь — это большая медленная река.
— Что?
— Жизнь — это большая медленная река.
— Ты что, одурел, старый козел? — вскричал миллиардер. — Я перся сюда, рискуя жизнью, я затратил кучу денег, я бросил таких друзей, таких баб, такие автомобили, такие удовольствия, такую жизнь — и все это для того, чтобы услышать от тебя такую херню! Просто херню!

Тут у отшельника затряслись губы, он побелел, потом покраснел, потом позеленел и кинулся вглубь пещеры. Через минуту вновь появился с котомкой и обратился к миллиардеру:
— Мужик, это точно? что... жизнь вовсе не большая медленная река?
23.07.2014, 08:48:56 |
hasti-toshimoМне кажется, личные отношения нужно выяснять не на сайте! Если есть какие -то претензии по общим вопросам темы -то да, а переходить на личные оскорбления, всё же, НЕ стоит, Дмитрий! Напишите в личку автору свои претензии и жизнь наладится и у Вас и у сайта!
24.07.2014, 00:56:14 |
Олейник Дмитрийкакие оскорбления, какие претензии?
где?

24.07.2014, 08:11:00 |
Артем К.Дмитрий, вы не правы. Какие-то советы, левая побасенка про миллиардера... А что, по вашему, нужно читателям? Рассказ о том, как компания поднялась на пик Любви и фотографировалась в свадебных нарядах?
25.07.2014, 13:18:54 |
Олейник ДмитрийАтрём, это не советы, а высказанное мнение.
и конечно оно не претендует на “абсолютно верное”.
просто одно из тысяч….
оно не связано с читателями, а связано с тематикой.

и если выбирать из описания свадебного путешествия на пик Любви vs лекции Макаренко, то на этом ресурсе мне кажется уместнее – первое.
25.07.2014, 16:31:54 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Олейник Дмитрий: и если выбирать из описания свадебного путешествия на пик Любви vs лекции Макаренко, то на этом ресурсе мне кажется уместнее – первое.



А что, мой рассказ "Первый поход" — похож на лекцию Макаренко? Спасибо, польщена. Но Макаренко нет среди моих кумиров педагогики :-)))
Лекции я читать тут не собираюсь (что ж Вы их так боитесь-то...), но у меня есть множество очерков про детей в походных условиях.

Педагогами ВСЕ МЫ СТАНОВИМСЯ рано или поздно, хотим мы этого или нет, как только у нас появляются дети и внуки :-)))
А Вы — разве не педагог? Ведь у Вас есть дети? Вы их воспитываете сами? И у Вас никогда не возникает никаких проблем с воспитанием? Тогда поздравляю: Вы — гениальный педагог, и нам всем есть чему поучиться у Вас! Поделитесь, пожалуйста своим опытом.


25.07.2014, 19:04:26 |
Марина Васильева (Красноштанова)Дорогие друзья! Я рада сообщить Вам, что этот рассказ занял 1 место во Всероссийском конкурсе рассказов "Я — экотурист".
Среди множества других рассказов, почему-то именно этот, скромный небольшой рассказ о походе с ребёнком выиграл. Наверное, всё-таки, очень важна эта тема — воспитание детей...
Пишу об этом не для того, чтобы похвалиться, а для того, чтобы поднять эту тему — походная педагогика.
Предлагаю следующим летом организовать большую компанию с детьми в поход выходного дня в Прибайкалье, и чтобы он был первым у большинства детей, которые пойдут. Приглашаю всех мамочек и папочек, в том числе и своих бывших студентов, которые уже обзавелись детками. Также приглашаю бабушек и дедушек с внуками. Думаю, что детям будет интересно, да и взрослые не заскучают.
Ориентировочные сроки — начало июля.
17.09.2014, 13:13:16 |
Евгений РензинПоздравляю!
17.09.2014, 13:21:17 |
Марина Васильева (Красноштанова)Спасибо, Евгений! Я не ожидала, что так оценят. Теперь рассматриваю это как "знак" и думаю над продолжением. А ведь на этот поход вдохновил меня рассказ "В гости к сказке". Жаль, что не нашла его через поиск, хотела поблагодарить автора.
Теперь будут запущены аналогичные проекты: "В гости в лосю", "... к бабе Яге", "... к белкам", "... к осени", "... к бобрам" и т.д. А следующим летом — обязательно "... к Байкалу".
17.09.2014, 23:46:38 |
theodor japs

 Марина Васильева (Красноштанова): Педагогами ВСЕ МЫ СТАНОВИМСЯ рано или поздно, хотим мы этого или нет


Думаю, педагоги в природа быть невсегда так просто, здесь необходимо
дозировка тактичность и лучше знание личности персона, независимо это
есть дети или взрослые. Один (почти) всегда есть козырь, — личной пример.

 Марина Васильева (Красноштанова): Я рада сообщить Вам, что этот рассказ занял 1 место


Поздравляю Марина.
18.09.2014, 03:59:22 |
Sara FanМарина, с удовольствием прочитала рассказ и посмотрела фотографии, жаль, что не упросили девушек с клещами в коленках, чтобы они вас с внуком в обнимку зафотографировали у костра (но я думаю, что это дела поправимое — не в последний раз вместе в походе).

Видимо так и надо было, так лучше, чтобы были только вы и лес и сказка, потому что иначе всё было по другому, а важно в первом знакомстве как раз это — научить ребёнка ходить, видеть красоту, ставить палатку, разводить костёр (обращаться с ножом и спичками), это всё очень и очень важные вещи, были бы другие ребятишки, может не до уроков было бы, да и полезно бабушке побыть с внуком, а внуку с бабушкой тет-а-тет.

И поздравляю с победой в конкурсе! Повезло Илюше с бабушкой, с такой бабушкой не заскучаешь
18.09.2014, 09:24:24 |
Sara Fan

 Артем К.: что касается причин брать с собой детей в такие походы, озвучу еще одну - в современном мире (особенно - городе), к сожалению дети все больше отрываются от природы и нормальных, естественных отношений. Особенно этому "способствуют" всякие айподы и планшеты. Не считая себя ретроградом и противником прогресса, полагаю, что для детей это - зло. Открыв этот ящик Пандоры, назад его уже не закроешь: по силе влияния и вовлечения он просто перебивает все остальное. Становятся ненужными и неинтересными книги, "обычные" детские игры. Дети не хотят играть во всякие там догоняшки и войнушку, так как это просто неинтересно. Типичной становится ситуация, когда они элементарно не могут организовать себе развлечение, ноют о том, что им скучно и рано или поздно это должно закончиться планшетом. Если раньше ребенка невозможно было загнать домой с прогулки, то теперь наоборот - выгнать на улицу. Так вот походы (особенно в горы) показывают им реальную, а не виртуальную жизнь. Умение разжигать костер на ветру, оказывается, нужнее, чем складывать кубики в Майнкрафте на айпаде.

полностью согласна, я своих детей просто не могу оторвать от компьютера, а не допускать до него невозможно, так как это прочно вошло в жизнь, и выход в лес, на природу хоть как-то отвлекает детей от компьютера, хотя частенько в электричку берём планшет, а иначе не поедут:))) вообще, я всегда детей спрашиваю, хотят ехать или нет, и если не хотят и есть возможность оставить, то не беру, но вот есть места, где им нравится, куда они сами рвутся, это: Мунку, Мамай, Ольхон, Ворона, Витязь.
18.09.2014, 09:44:49 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Sara Fan: но вот есть места, где им нравится, куда они сами рвутся, это: Мунку, Мамай, Ольхон, Ворона, Витязь.



Эх, на Вороне сейчас красиво, наверное... Золотая осень. И для ребёнка по силам. В гости к Вороне — самое время сейчас...
18.09.2014, 13:29:33 |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную