См. также Трейлер к фильму «Хамар-Дабан: Белые дороги»

Нитка маршрута: автомобильный мост через р. Зун–Мурэн – р. Зун–Мурэн - р. Маргасан - хр. Хамар–Дабан – ур. Козья Шея – хр. Хамар-Дабан (водораздел рек Тумусун и Маргасан) - р. Тумусун – безымянный хр. – верш. Тумусун 2219,1 м - г.л. р. Усун - верш. 2368 мверш. Маргасан 2278,3 мверш. Босан 2275,2 мправ. исток р. Подкомарнаяметеостанция Хамар-Дабанг. Слюдянка.

Топооснова 1:100000 масштаба, в порядке следования листов: М-48-2; М-48-14; М-48–15; М–48-27; М–48–16. Всего по маршруту 162 км.

Идея маршрута - от пос. Зун-Мурино проникнуть вглубь хр. Хамар-Дабан в район Утуликской Подковы - родилась ещё в январе 2010 г, когда мы объединённой командой ангарчан и иркутян шли по хребту Тумусун и наблюдали соседний, разделённый р. Тумусун, ещё более высокий безымянный хребет, во главе которого возвышается конус г. 2368 м (Тумусун–Дулга Восточная?). Реализовать же идею в новогодние каникулы не получалось, не хватало выходных, и вот, наконец, джек-пот выпал на 2015 г.

2 января. Дружной компанией состоящей из двух групп ангарских и иркутских альпинистов, туристов, и лыжников едем до пос. Торы. В Торах, забрасываем до пос. Хонгодоры команду бывалых под руководством В. Никонова. Бывалые идут через хребет в Тальяны. Остаёмся вшестером, все ангарчане, руководитель Виктор Торженсмех и едем к началу нашего маршрута, мосту через р. Зун-Мурэн.

Сразу за мостом отпускаем водителя и спускаемся на реку. Ясно, -18 градусов. На реке снега около десяти сантиметров, идёт накатанная дорога. Пешком проходим до освещённого солнышком места, перекусываем и одеваем лыжи. Собираемся, достаём наши бутыли в качестве волокуш и выходим в 10.40 вверх по реке, придерживаясь правого берега. Красиво! Искрящийся снежок на поверхности льда, красивые скалы правого берега. Зимняя дорога уходит по Зун-Мурэну, а мы, после слияния рек, уходим вверх по Маргасану. Первая точка на карте, брод в трёх км от моста. В этом месте видимо летняя дорога, идущая из пос. Зун–Мурино переходит реку вброд и уходит на хребет. На местности, брод оказался в 300х метрах выше по реке от взятой мной точки на карте. То есть когда показались загоны, летники на правом, низком берегу, следует их пройти и сразу за ними брод. Видно недавний след от проехавшей буханки. Начинаем движение по старой дороге. Дорога некоторое время идёт вдоль реки, а затем начинает подьём на хребет Хамар-Дабан, с выходом на водораздел. Снега совсем мало, камни. Лес представлен молодым осинником, берёзой и редко лиственницей. То ли он и был такой, то ли его нещадно уничтожил человек разумный? Проходим табличку, прибитую на дереве: «Тункинский нац. парк», всякая деятельность запрещена! На подъёме неловко падаю на носок правой лыжи и ломаю его, хорошо время обеда. Тут же выстругиваем из осины дощечку – накладку и прибиваем к носку гвоздями, можно продолжать путь.

Дорога выходит на осевую часть хребта и вытягивается на юго-восток. Кругом следы порубок березняка, много следов косули. Неожиданно дорога пошла вниз, повернув по ходу круто влево. Где–то, уже рядом, должно быть урочище Козья Шея. Бросаем дорогу и продолжаем движение на юго-восток. Местность становится более каменистой, лес редеет, появляются просветы, и вскоре выходим на вершинку, обзорную точку с которой открывается чудесный вид на урочище Козья Шея. Как метко дано название! Действительно перед наблюдателем предстаёт тонкая скальная перемычка, соединяющая горные массивы хребта. Бока Козьей Шеи неустанно без устали подтачивают с одной стороны р. Зун–Мурэн, а с другой р. Маргасан. Видно в излучине Зун-Мурэна интересные обнажения. Побывать бы здесь ещё летом. Судя по отметкам уреза воды р. Зун-Мурэн интенсивнее врезается в рельеф, чем Маргасан. Кажется, ещё не много и водная стихия одолеет горы. На вершинке культовое место. Отчётливо видно дорогу, поднимающуюся со стороны Маргасана на хребет. Не хватает солнца для полноты красок чудесной природной панорамы. Вечереет и нужно продолжать путь. Решаем спуститься и пройти по перемычке пешком, тем более, что снега мало. На спуске, под ногами, чувствуется слабая тропка, и мы проходим по гребню между двух рек до выхода на дорогу, вернее старый бульдозерный след. Надеваю лыжи и вижу в отвале дороги глыбу базальта, очень интересно! Не является ли Козья Шея реликтом вулканической постройки? От Козьей Шеи затяжной тягун выводит снова на горизонталь хребта. Интересно, но после перемычки начинается хвойный лес. Уже в сумерках поднимаемся на хребет и находим место для ночлега. За день пройдено 15 км. Остался непонятным момент с дорогой. То ли это дорога, по которой мы шли изначально по хребту, сделала большую петлю к р. Маргасан и затем вышла на перемычку, либо другая дорога, идущая от Маргасана?

Начало пути

Перекус на солнышке

Последние метры р. Зун-Мурэн

Река Маргасан, взгляд на отроги Хамар-Дабана

Маргасанский пушок

Недалеко от летнего брода через р. Маргасан

Выход дороги на водораздел хр. Хамар-Дабан

Урочище Козья Шея

ур.Козья Шея

ур. Козья Шея

Дорога ведущая на хребет после К.Ш.

3 января. С утра -15, тепло и тихо. Выходим 8.45 по дороге, петляющей по водоразделу. Кругом преимущественно кедровый лес. Дорога напоминает Старокомаринскую тропу, идущую по хр. Комар. Глубина тропления лыжни 10 - 20 см. Сменяя друг друга, тропим на юго-восток. Вдоль дороги часто попадаются таборы заготовщиков ореха. После обеда подошли к рамке листа М-48-14. Дорога стала распадаться на рукава и теряться в кедровом лесу. От высоты 1363,3 м спускаемся на перевал между р. Тумусун и Маргасан. Среди бурелома находим старую тропу с пропилами и затёсами. Снега по-прежнему мало, торчат упавшие лесины, и поэтому спускаемся пешком. Далее очередной подъём по лесу на хребет. Перепад высоты 400 м. Виктор, Андрей Зорин, Алексей Редькин первыми прокладывают лыжню в гору. В какой-то момент подъёма устаю бороться с отдачей, плюхаюсь на рюкзак и наматываю репы на лыжи. Впереди Юра Данилов успевает вести видеосъемку, рядом Саша Ермаков также шнурует лыжи. На вершине горы опять встречаем визирку-просвет из подрубок хвойной поросли, видимо, когда-то охотники чистили тропу. Темнеет, и мы находим место под бивак недалеко от геодезического пункта 1772,6 м. За день пройдено 14 км.

Команда

Обед в пути

Подъём на хребет, после перевала.
4 января. С утра -23. Всю ночь дул сильный ветер со снегом. Снега, правда, совсем мало подсыпало. К рассвету всё действо закончилось, и установилась хорошая погода. Выходим в 8.30 по направлению хребта. Впереди просматривается определяющая высота хребта. Довольно быстро поднимаемся и выходим на старинную, деревянную пирамиду. Вокруг кедровый в морозном куржаке лес, очень красиво. Тропа местами пропадает, теряется в буреломе, но в целом следится. Попадаются квартальные столбы. К вечеру, где пешком, где на лыжах спускаемся с хребта на р. Тумусун, недалеко от зимовья, о наличии которого известила громким лаем собака. Впереди у нас ещё два перехода поэтому решили не беспокоить хозяина своим присутствием, а перешли реку и пошли вверх по редкому лесу на сближение с ручьём, сбегающим с безымянного хребта к юго-востоку от геодезического пункта Голый 1884,1 м. Примерно на середине подъёма Виктор находит неплохую площадку для ночлега. Мы с Сашей ставим палатку, Виктор с Алексеем и Андреем занимаются дровами, Юра кашеварит. Первым делом пьём чай с каркаде и сахаром. Сегодня пройдено 14 км. Завтра у нас непростой день, нужно успеть пройти весь безымянный хребет во главе с вершиной Тумусун, чтобы находится в графике, и спуститься на г.л. р. Усун.

Высота 1772,6 м

Изменение направления хребта после пирамиды

Река Тумусун

На привале

Место спуска с хребта и выход на р. Тумусун

Река Тумусун, на дальнем плане гора, правый борт распадка
5 января. С утра –22, ясно. Завтракаем по обыкновению в тёплой палатке, собираемся и выходим в 8.30. Траверсируем с набором высоты левый борт распадка, выходим в истоки ручья и серпантином начинаем подъём к границе леса безымянного хребта. На подъёме Юра теряет камеру, но Виктор, каким-то чудом её находит в снегу в целости и сохранности. Хребет встречает нас сильным боковым ветром. Идём почти, не проваливаясь, но лыжи плохо скользят, снег какой- то непонятный. По мере продвижения по хребту открываются красивые панорамы Саян, Хангарульского хребта и Хамар-Дабана. Идём то пешком, то на лыжах, местами склоны каменистые, перевальные скаты крутые, с выходами скал, лес, не считая исток р. Бол. Зубкогон, далеко в низу. Хорошо виден соседний хребет Тумусун. Чем более мы набираем высоту, двигаясь по хребту, тем более базальтов. Кругом остатки лавовых покровов, а снега всё меньше. Уже в сумерках траверсируем вершину Тумусун 2219,1 м с деревянным сигналом. Включаем фонарики и преодолеваем последний на удивление снежный подъём и выходим на седловину перевала с р. Усун. Спуск крутой и кто не дружит с лыжами, наматывает репы. Выходит луна, и мы спускаемся в распадок к лесу. Местность преображается, становится по- новогоднему сказочной. Игра лунного света и тени. Пробую снять, но фото получилось смазанное. Приходим на бивак в 20.00.

Горит жаркий костёр, варится каша, пьём чай со смородиной, которую где то по пути щепанул Андрей Зорин и кажется, что не было никакого ветра и трудностей пути. За день пройдено 22 км.

Начало подъёма на безымянный хребет

Верховья ручья

Вид с хребта на Тумусун-Дулга восточная 2368 м

Истоки р. Эхе-Нарын

Вид на правые истоки р. Усун, гребень Утуликской подковы

Лагерь в левом истоке р. Усун
6 января. Пасмурно и тепло, -10. Идём в радиалку на г. 2367,9 м. Вчера, на закате, гора здорово смотрелась, величественно возвышаясь над окружающей местностью. Хотя у горы нет официального названия (неофициальное Тумбусун–Дулга Восточная), топографы не забыли её отметку подписать жирным шрифтом, что означает командная высота ( высота с наибольшим обзором окружающей местности), так же как и г. «Вершина Утулика». Что касается топонимии рядом находящейся вер. Тумбусун-Дулга, то оно отражает сложное наслоение древнетюркского и монгольского языков (мнение автора). Усун - вода, река (монг; бур.) Тум (Ср. перс.) холм, гора по Э.М. Мурзаеву. Если посмотреть на карту, то видно, что у горы берут начало истоки многих рек. «гора рождающая реки», (предположение автора).

Из нашей команды на вершине был Андрей Зорин, он и стал нашим проводником. По кедровому редколесью выходим в исток р. Усун, и по ходу правым, пологим распадком поднимаемся на хребет. В долине Усуна, снега значительно больше, глубина тропления лыжни 30 - 40 см, на хребте камни и снег в виде тонкой корки наста. Подходим под основание горы и складываем лыжи в кучу, привалив их камнями. Конус горы сложен базальтами и пирокластическим материалом, шлаком, пемзами. Подбираю кусочек шлака для коллекции. Сам подъём не вызывает трудностей. Воздух напоен ароматом саган–дали. Совсем маленькие кусточки стойко сопротивляются суровой природе. На вершине горы сложено большое обо, точно также, аккуратно сложенное, как и на горе 2247 за перевалом Бархе-Даба! Ясно, что складывали топографы. В куче нашли туристическую записку, из текста которой явствует, что туризм жив, народ бродил, и будет бродить, в том числе непоседа Марина Красноштанова. Красивая круговая панорама гор Хамар-Дабана открывается с вершины. Подводит солнце, спрятавшись в облаках. Фотографируемся и оставляем свою записку. Рядом в снегу находим старые следы росомахи?

После обеда у нас полуднёвка. Андрей и Виктор уходят прокладывать лыжню вверх по правому притоку р. Усун к основному гребню Утуликской Подковы, а Юра, Саша и я переставляем палатку и готовим дрова. Алексей Редькин отправился на поиски воды и принёс два котла чистой воды. Пьём душистый чай с листочками саган-дали. За день пройдено 4 км.

Гора над р.Усун

Исток р.Усун

походная печка

Полевая походная труба
7 января. С утра –14, ясно. Выходим в 8.30 по готовой лыжне. Лыжня переходит р. Усун на правый борт и плавно начинает траверсировать склон с набором высоты на границу леса отрога, ручей глубоко внизу. Быстро проходим готовый участок лыжни и продолжаем идти по границе леса почти до перевала на Быстрый ключ. Под перевальным взлётом большая наледь. С Усуна, перевал вполне пологий. От перевала траверсируем г. «Трапеция» по границе леса с юга на север, и под взлётом на седло пер. Тумусунский устраиваем ранний обед. Традиционно это - пельмени. После обеда выходим на линию гребня и идём пешком, лыжи в рюкзаках. Совсем тепло, светит солнце как в мае и народ загорает. Аномально тёплая погода! Идём по реликтам лавовых покровов с крутыми спусками и подъёмами. На эрозионных срезах гор хорошо видно переслаивание покровов базальтов с несортированным материалом, отчего горы выглядят полосатыми. Наконец к вечеру показалась уже знакомая мне вершина Маргасана 2278,3 м, а перед ней спуск в бездну и такой же подъём. Выхожу на вершину с лучами заката, карабкался более 40 минут. Деревянный сигнал на горе уже сломан. Пьём чай из термосов, фотаем и быстро топаем по линии гребня к Маргасанской сопке. Путь от вершины Маргасана к сопке, уже значительно легче, нет больших перепадов по высоте. Здесь следует заметить, что существует некая путаница, расхождение с картой. То есть большинство туристов и натуралистов знают под Маргасанской сопкой, ярко выраженную вулканическую конусообразную гору, тогда как на карте Маргасанская сопка находится в водоразделе между двух притоков р. Маргасан. Спускаемся в долину правого притока р. Маргасан уже в сумерках. Включаем фонарики и идём пешком практически до русла, снега на склоне не много. Внизу надеваем лыжи и идём вниз по долине до первого леса. Снега в долине немало, г.т.л. 40 см. Алексей находит сушину. Мы прямо под сопкой. Время 20.20. Сначала чай, потом всё остальное. За день пройдено 17 км.

К перевалу в истоке правого Усуна

Седло перевала с Усуна на Быстрый Ключ

Обед на г.л. под пер. Тумусунский

Перевал Тумусунский

Взгляд на высоту 2301м

Путь по гребню

Хребет Тумусун

Перевал Икс

Южная стена вершины Маргасан

Взгляд назад с подъёма на Маргасан

На вершине Маргасана

Вид с вер. Маргасан на Маргасанскую Сопку

К Маргасанской Сопке

Спуск с Маргасана

Вечерний костёр под Маргасанской Сопкой
8 января. С утра -12, ясно. Переваливаем плечо сопки и галсами спускаемся в долину ниже перевала Солнечный. Снега на склоне к Солнечному немного, местами торчат камни и участки тундры. Внизу собираемся и отдыхаем. Решаем подняться по каменистому отрогу на основной гребень. Наш путь лежит через вершину Босан. Юра начинает движение и кричит - Лыжня! Лыжня идёт снизу по направлению к перевалу. Приятно, что народ ходит! По долине р. Улун–Кутул проходит зона контакта. Правый борт долины уже граниты. Поднимаемся по отрогу между гранитных глыб на хребет Бешечный и обнаруживаем следы пешие и лыжные, цивилизация! Проходим давно знакомый сад камней, вершину Босана. В 15.00 мы уже на входе в распадок двухэтажки. Очень помогла сэкономить время толковая лыжня, проложенная Иркутянами? Плавным траверсом мы быстро прошли последние вершины. Зимовьё занято, рюкзаки, коврики, ребята видимо гуляют. Мы уходим за озеро, где Витя и Андрей находят хорошее место и дрова. Сегодня праздник, пришли засветло. Поставили палатку и затопили печку. За день пройдено 11 км. Ещё на подходе к распадку возникла идея вытропить лыжню на гребень по правому истоку на основной хребет, не возвращаясь к зимовью. Виктор уже вечером налегке спустился от озера к ручью. Долго сидим у костра, мерцают звёзды. Саша отогревает телефон и включает музыку малых народов, подключаются и соседи, слышен звук мотопилы, жизнь продолжается.

Рассвет над долиной Маргасана

Маргасанская Сопка

Подъём на плечо маргасанской сопки

Спуск в исток р. Утул-Кутул

Подъём на хребет Бешечный

Мастер своего дела

Подъём на Бешечный

Гранитные истуканы Босана

Вершина Босана
9 января. С утра –10, ясно и тепло. Прямо от места стоянки за озером спускаемся в ложе ручья по пухляку и обнаруживаем лыжню, идущую вверх, но лыжня быстро заканчивается и лыжник пошёл обратно. Продолжая благое дело, выходим на водораздел из распадка и сразу же подсекаем магистральную лыжню. Видимо народ активно посещал в праздники эти места. Погода отличная, набитая лыжня и катание. Вспоминаю 2010 г эти же числа января. Тогда мы выходили в пургу и все поморозились, насколько разные бывают условия. Устраиваем обед на солнышке, под скалами ригеля и в 16 часов выходим на гребень над долиной Подкомарной. Виктор находит отличное место для ночёвки на гребне. За день пройдено 18 км. Вечером в темноте видно как на метеостанции запускают фейерверки, народ гуляет.

Выход на хребет из рассохинского распадка

Базальтовый останец

К долине Подкомарной
10 января. С утра –1, фантастика! Спускаемся с гребня на лыжню и быстро подходим под голец Черского. Лыжня так утоптана, что можно идти пешком. Навстречу попадаются группы восходителей спешащие полюбоваться горными видами Хамар–Дабана. Здороваемся и спешим вниз домой. В Слюдянку выходим в 16.00. Пройдено 20 км. Поход окончен.

Всего по маршруту пройдено 135 км х 1.2 = 162 км. Из специального снаряжения брали лавинные шнуры, но они не потребовались. Волокуши-бутылки показали себя хорошо, на камнях их переносили в руках или в рюкзаке. На мой взгляд, ключевой участок маршрута, наиболее трудный - из долины р. Усун до Маргасанской сопки. Один день брали как резервный, но уложились в запланированный график движения.

Мет. ст. Хамар-Дабан

Егор Полтавченко

Алексей ДенисовСудя по данным метеост. Хамар-Дабан 10 января максимум температуры составил +2,5; 2 и 3 января было до +2,2 и 1,5 соответсвенно, и 9 января — +0,7.

Смотрел как-то рекордные значения максимумов января по некоторым метеостанциям Иркутской обл.: в Иркутске +2,5 или +2,6, а на станциях в Предгорьях Саян и Тофаларии рекорды заметно выше +8-+10 — фёновый эффект.
28.01.2015, 14:52:21 |
Sergey VНаконец-то и я добрался до этого лыже-похода года! Молодцы мужики! Показали всем, как и куда нужно ходить! И фотоотчет и сам маршрут просто радуют и зовут. Эхх, как же я опять пролетел мимо этих мест.

А что по снаряжению скажете? Оправдано ли использование деревянных широких лыж для такого маршрута? Или на пластиковых с кантами раза в полтора все быстрее и легче прошли бы? Хотя это конечно не так и важно.
28.01.2015, 16:03:15 |
Павел ЖовтюкС большим интересом познакомился с отчетом. Спасибо!
В предложении: "Рядом в снегу находим старые следы росомахи?" вопросительный знак можно убрать, вид животного определен верно. Интересует, какие еще следы зверей и птиц попадались на маршруте? В первую очередь интересны дикий северный олень и выдра.
28.01.2015, 18:03:12 |
Егор ПолтавченкоСпасибо, Алексей,Сергей и Павел за информацию и добрые отзывы!
Большое спасибо всем участникам — авторам фотографий и Вячеславу за редакционный непростой труд.
Павел, большинство встреченных следов были уже старые, для расшифровки специалистом, но спрошу ещё у ребят.
28.01.2015, 19:04:45 |
Егор Полтавченко

Sergey V:  Оправдано ли использование деревянных широких лыж для такого маршрута? Или на пластиковых с кантами раза в полтора все быстрее и легче прошли бы? Хотя это конечно не так и важно.

Сравнить не с чем. Уже много лет мы ходим на деревянных лыжах и привыкли, а если менять на пластик, то нужно менять всем в команде, а это не каждому по карману.
31.01.2015, 13:38:37 |
Юрий МельниковЕгор! С большим удовольствием и завистью прошелся с Вами и Вашими спутниками по маршруту.Отдельное спасибо за фото(кстати, чем снято?).Рад был встретить Вас на сайте.
10.02.2015, 23:24:13 |
Егор Полтавченко

Юрий Мельников:  Егор! С большим удовольствием и завистью прошелся с Вами и Вашими спутниками по маршруту.Отдельное спасибо за фото(кстати, чем снято?).Рад был встретить Вас на сайте.

Юрий, спасибо за отзывы. Аппараты самые простые. У меня Sony DSC-RX100, у Виктора- Panasonic, у всех мыльницы.
20.02.2015, 20:39:54 |
Юрий ДаниловЕгор, давай следующий!