Наружная кромка Селенги показана в "Фотолоции Байкала" в разделе "Вокруг Дельты Селенги". В этом разделе будет показана река Селенги по левым протокам до выхода в Байкал. Центральные и северные протоки Селенги у меня не описаны, потому что там я непосредственно не был, но их описания можно найти у других авторов "Природы Байкала".

В районе Кабанска берега Селенги и расположенные на ней острова возвышаются над урезом реки и имеют твердое основание. А далее это площадь из земляной начинает превращаться в земноводное пространство.

Любая дельта рек, а Дельта Селенги в особенности - это неповторимая экосистема со своими отличительными особенностями. Вода Селенги в этом районе растекаясь по огромной площади прогревается, отстаивается и втекает в Байкал через несколько десятков больших и малых проток и рукавов.Большие имеют собственные наименования, малые протоки без названий могут ежегодно менять свою конфигурацию. Заблудиться в этом водном ребусе очень легко, неоценимую помощь может оказать GPS.

Если посчастливится найти кусочек реальной земли и с него оглянуться на 360 градусов, то вода просматривается только по наружной кромке Дельты, а все остальное пространство заполнено сплошным зеленым ковром камыша и нимфоцветника.

После длительного блуждания по протокам кажется, что Байкал выглянет после очередных зарослей камыша, но за этой зарослью появляется еще и еще, пока наконец в просвете протоки как не окажется этих зарослей и Байкал предстает во всем своем размахе.

Лошадки села Романово

Левая протока Селенги в районе Большое Колесово

Крайний возвышенный над урезом воды участок земли (остров Корчажиха) после переката Романовский

Сено на корню в направлении на Кудару и залив Провал из района Малое Колесово

Крайняя левая протока Селенги в районе Творогово

Село Мурзино

Крайняя левая протока Селенги в районе Шигаево

Крайняя левая протока Селенги перед урочищем Бараний Мыс, справа пока земля

Начало настоящей Дельты Селенги, район полузатопляемых островов Тепленский и Черчихинские

Вид на Дельту из района острова Сорокоустовский

Урочище Бараний Мыс

Вид по левому берегу Селенги в районе села Ранжурова

Вид на село Шигаево со стороны протоки Глубокая

Вид по левому берегу Селенги в районе села Степной Дворец

Протоки между заросшими участками, земля здесь ниже уровня воды

Цапля в полете

Одна из бесчисленных и непрозванных проточек Селенги

Камышевое и нимфоцветное царство

Заросли водорослей и нимфоцветника

Сплошные поля нимфоцветника

В полете над Дельтой

Одинокая избушка на клочке суши в Дельте

Дельта - вид на запад

Дельта - вид из протоки Глубокая на юг

Птичье царство

Золото Дельты

Выход в Сор-Черкалово из протоки Глубокая

Вид на Дельту Селенги из залива Сор-Черкалово

Чайки на песчаных отмелях по границе Дельты и Байкала

Вячеслав Резунов

Александр Мамонтов"Налево пойдешь, может быть в протоку Шумиху попадешь, направо пойдешь, может быть в протоку Игнашиху попадешь"
Вот наверное самое точное описание дельты Селенги :). Сравнивая прохождение 2007 и 2012 годов по одному и тому же району не только не узнавал протоки, по которым ходили, но и сами протоки часто вроде есть, но идти по ним уже невозможно из-за наносов и травы. Места стоянок перемыты. Только основные протоки еще имели прежние очертания.
18.02.2015, 17:58:47 |
И. ФефеловПерехваты и перемывы там постоянно. Выход из Шумихи в сор вообще энигматическое место, если ты на моторной (если не на моторной, можно перетащить, если что).

Протока Кривая, обозначенная на всех картах до 1990-х годов, как протока исчезла полностью после того, как в ее начале сперва перемыло протоку Среднюю, а затем та нашла себе другую дырочку — чуть ниже Кривой, но этого хватило. Хотя нет, дырочку нашла, видимо, как раз раньше. В середине 80-х по большой воде там (в верховье Кривой) еще можно было на лодке плавать, а в середине 90-х уже всё, сухо стало. Осталась только нижняя половинка как тупик.
18.02.2015, 18:56:39 |
И. ФефеловКстати о "заблуждании". Старшие коллеги рассказывали, как они однажды в начале 80-х спасли из болотного плена мужчину с сыном на резиновой лодке, которые решили сплавиться из Кабанска (то ли из Улан-Удэ, не помню) в Посольск. Но промахнулись в верхней дельте и вместо левобережной протоки попали в центральную часть. В итоге блуждали там по озерам и старицам в попытках попасть в левую часть, потом решили выйти к Байкалу в сор и грести вдоль дельты, но им и это не удалось. А вверх против течения на "резинке" не много погребешь... За два дня съели все продукты и были объедены комарами, пока наконец не наткнулись на наших.
19.02.2015, 13:13:22 |
Ася Вячеслав, большое спасибо за отличный фотоотчёт!!! Здорово!!!
20.02.2015, 15:47:15 |
Вячеслав РезуновСпасибо всем за комментарий. Река Селенга представлена в 6 фотоотчетах на 400 км своего бурятского участка. Представлено около 200 фотографий, по одному примерно через 2 км, показывающих особенности этих мест. Надеюсь эта информация поможет тем, кто захочет пройти по Селенге.
21.02.2015, 10:08:46 |
Анна Панова.

Вячеслав Резунов:  Надеюсь эта информация поможет тем, кто захочет пройти по Селенге.

А кто не захочет или не сможет, получит огромное удовольствие от просмотра этих фотоотчётов, представляя себя в лодке, плывущей по прекрасной Селенге, рассматривая берега, растения и птиц, наслаждаясь простором, тишиной и хорошей погодой. Спасибо, Вячеслав, за такую возможность.
23.02.2015, 10:22:07 |
Егор Полтавченко С удовольствием посмотрел фотографии. Необыкновенные места! Спасибо.
23.02.2015, 21:03:36 |
Вячеслав РезуновСпасибо за комментарий. Прошу просмотреть мой маленький фильм "Воспоминание о Байкале", ссылка на который сделана в разделе сайта "Фильмы о Байкале", и высказать к нему свои замечания. Фильм выставлен с октября 2014г, а кроме меня и Петухина в него никто и не заглянул.
25.02.2015, 17:15:57 |
ComanestoПо Вашей ссылке переводит только на главную страницу ю-туба
25.02.2015, 17:47:25 |
И. ФефеловЕсли кликаю на ссылку, попадаю куда надо.
25.02.2015, 17:56:33 |

Comanesto: По Вашей ссылке переводит только на главную страницу ю-туба

Вы, видимо, говорите про вот это, а Вячеслав — про это. Впрочем, в "ссылках" я сейчас тоже адрес подправил.
25.02.2015, 18:24:27 |
Александр МамонтовСмотрел через личку автора. Нормально смотрится, только фильм как бы из двух частей получился — песни и фоток :). Вот если бы и во время песни пояснялки были в углу текстом, было бы вообще здорово. Ну и рисково в одиночку через Байкал ходить. Доски с гвоздями не везде плавают, но на юге это вероятнее всего.