Маршрут

Маршрут для похода готовился заранее, я рассматривал карты и фотографии.

Вот эта фотография (сделанная в сентябре 2012-го года) на удивление стала иллюстрацией большой части маршрута - на ней видно три участка, по которым были вопросы. Я её рассматривал довольно подробно до похода, но вот перевал с Левой на Правую Билюту удалось рассмотреть только после его прохождения (почему-то до этого я не понял, что тот участок гребня, который виден в левой части на этой фотографии, как раз и есть именно интересующий меня участок). Именно эта фотография внушила уверенность, что вполне можно пройти перевал рядом с вершиной 2830 м, разделяющей истоки Перевальной.

Ещё одна фотография, иллюстрирующая другой интересный участок, была сделана в прошлом году уже специально именно ради этого участка. Но об этом позднее.

В общем замыслы вылились вот в такую нитку маршрута. На её прохождение нужно было около двух недель (минимум я оценивал в 12 дней). И всё бы хорошо, но с начала лета один за другим несколько участников не смогли найти время для похода. Сроки всё сдвигались и сдвигались. И вот уже в самый конец августа всё же удалось сходить с Владом Воробьёвым. Из-за того, что время уже "упиралось" в сентябрь, пришлось сокращать маршрут почти в два раза по времени. Но наиболее интересные места удалось сохранить.

Вот эти интересные места и ложатся в основу фотоотчёта. Попутно я кратко расскажу обстоятельства.

Радиалка с Перевальной

По предварительному плану предполагалась однодневная радиалка с Перевальной через пять перевалов (три непройденных, впрочем все, кроме первого, довольно ясные). Я хотел сохранить эту радиалку и в сокращённом варианте, но вот незадача - у нас на полдня задержался выезд. В результате в первый вечер мы успели дойти только чуть дальше развилки на Хубуты и Эхе-Гер. На следующий день я попытался догнать график, но пары часов нам всё же не хватило (вот в июне более длинный день позволил бы нагнать). В результате к нижнему озеру на Перевальной мы подошли уже почти к полудню третьего дня. Тратить целый день и переносить радиалку на день было слишком расточительным, так что мне пришлось вместо длительной радиалки ограничиться гораздо более короткой (Влад остался на лагере). Но наиболее интересный объект - перевал с Перевальной на Левую Билюту рядом с вершиной 2830 м - вот он прямо перед нами над озером. Так что его вполне удалось окончательно "прояснить" - не только на карте и фотографии. Так он и стал Прояснённым.

Перевалы Прояснённый и Мраморный Северный от нижнего озера

2884,8 м с подъёма

Озёра на Перевальной

Перевальная и Нарин-Гол

Долина Перевальной

Верхняя половина подъёма на Прояснённый со стороны Перевальной

Подъём на перевал - простой и довольно приятный. Правда, длинноват. По пути зашёл на пупырь в боковом ребре. Отсюда хороший обзор почти на всю Перевальную. А потом и Нарин-Гол показывается.

После первого травянистого участка подъёма на перевал и дальше можно идти по травянистому склону. Только в самом конце небольшой участок мелкой осыпи.

Последний участок подъёма на Прояснённый со стороны Перевальной

Седловина перевала Прояснённого

«Гаечный ключ»

Вот и седловина. Точнее, две. Следующая вправо выглядит пониже, подхожу туда. Здесь лежат несколько камней, похожих на разваленный тур - очень может быть, что здесь были раньше люди - но записки нет. Складываю тур как следует.

Интересные камни тут - с круглыми выемками одинакового размера. Вот наиболее характерный из таких камней, позволяющий предложить ещё один вариант названия перевала - «Гаечный».

Далее я прошёл по гребню до водораздельной вершины на юг - она совсем близко. Оказалось, что у самой вершины есть седловина, с которой спускаются кулуары по обе стороны - хорошо просматриваемые кулуары. То есть, по сути, вариант перевала Мраморного Северного. Причём, я бы сказал, что вариант вполне в пределах 1Б. Так что, получается, с перевала Прояснённого возможен спуск как на приток Левой Билюты из-под перевала Ясного, так и к цирку перевалов Мраморного и Ветреного.

Озеро под перевалом Мраморный Северный

Вариант Мраморного Северного

Панорама основного хребта от Соана до Баруна со стороны Билюты
Далее я поднялся на вершину 2830 м. И от неё направился прямо на гребень перевала Светлого.

Виды с подъёма на 2830 м: Перевальная

Контрасты Левой Билюты

Солнечные Билютские Гольцы

Ещё раз 2884,8 м, покрупнее

Панорама Китойских Гольцов с вершины 2830 м

Массив вершины 2830 м и озеро под ним
Если посмотреть сверху на склоны над озером в цирке перевала Ясного, то становится ясно, какое именно место должно называться перевалом Светлым. И по цвету породы и по сложности (у Светлого 1А категория сложности).

Перевалы Ясные (первый и второй) со стороны реки Перевальной

Гребень, ограничивающий долину Перевальной с севера

Перевал Светлый
Выхожу на гребень над озером немного восточнее седловины к востоку от вершины 2584,4 м (сохраняя высоту, да и подниматься по слишком узким кулуарам-щелям прямо под седловиной как-то не хочется). Седловина и со стороны притока Шумака выглядит не на 1А, а, как минимум на 1Б. Так что всё же на хребтовках и картах, изданных ЦДЮТиКом, перевал указан неверно. Впрочем, в этом месте на исходных хребтовках были неправильно проведены хребты - не было бокового гребешка от вершины 2584,4 м (и был один лишний), так что верное и неверное положение оказывались неотделёнными, что частично объясняет ошибку.

А вот уже к западу от вершины 2584,4 м склоны и в ту и в другую сторону выглядят проще. Я дохожу до первой седловины. От неё в сторону притока Шумака ведёт осыпной кулуар. В верхней части вполне в рамках 1А. Но, к сожалению, он полностью не просматривается (спускаться и подниматься уже не было времени - хотелось вернуться до заката), так что, возможно, правильная седловина не эта, а следующая.

Перевал Светлый и озеро под ним

Крутоватый подъём с притока Шумака

Перевал Светлый?

Скальный палец на боковом отроге

Вид вниз по долине притока Шумака

Перевальная на закате
Перевал Лавинный

Далее нам надо на Левую Билюту. Идти Ветреный не интересно, а вот насчёт Лавинного как раз хотелось бы окончательно разобраться. До этого я проходил вариант Лавинного по кулуару - очень логичный вариант. Но вариант первопроходцев проходит по склону. И, например, Станислав Романчук проходил именно так. Но фотографии на сайте не иллюстрируют в достаточной степени этот вариант, да и хотелось бы сравнить эти два варианта.

Пик Пильмана с подъёма на Лавинный

Перевал Лавинный Ложный с подъёма к Лавинному

Гребни над Перевальной
Выход на перевал со стороны Перевальной по склону вполне логичен и прост. А вот спуск на Левую Билюту не столь ясен. Спускаемся почти от тура, вскоре начинается кулуар. Я, чтобы не бросать друг на друга камни, ухожу правее - туда уходит отдельный кулуар. Спускаюсь без проблем - по пути встречаются три небольших уступа, а больше никаких трудностей. А вот Владу в месте соединения кулуаров пришлось преодолевать скалы, которые смотрелись довольно сурово.

Ворота на Перевальной по пути к Лавинному

Склон перевала Лавинного со стороны Перевальной

Место схождения кулуаров на перевале Лавинном

Преодоление участка между широким кулуаром и восточным его продолжением

Общий вид перевала Лавинного с Левой Билюты

Склон цирка к югу от перевала Долгожданного
Перевал с Левой Билюты на приток Правой

Далее нам надо пройти первопроход с Левой Билюты на приток Правой. Идея попасть на этот приток родилась, как и многие замыслы, реализованные в этом походе в 2012-м году, когда, поднимаясь к перевалу Мойгота мы увидели привлекательную долину с озером, про посещение которой туристами абсолютно ничего не известно. Ну а если уж заходить туда, то и перевалы сразу разведать. Так что по плану зайти туда перевалив с Левой Билюты и выйти, перевалив на Правую.

Озеро на Левой Билюте

Озеро пониже

Левая Билюта
На подходах видна только верхняя часть гребня, в котором нам надо найти перевал. С нашей стороны там всё просто, но это было известно заранее. Чуть пониже по склону есть сбросы, их легко обойти справа по ходу, но, вероятно, можно даже в лоб. Самое главное - найти спуск на приток Правой Билюты.

Прежде чем дошли до подъёма на перевал, мы отдохнули на верхнем (самом большом) озере, миновали следующее озеро, спустились к Левой Билюте и, прежде чем от неё отходить, устроили обед.

Перевал на приток Правой Билюты со стороны Левой Билюты

Нижняя часть склона перевала на приток Правой Билюты

Верхняя часть склона
Подходы к перевалу от Левой Билюты - все сплошь по курумам. Ещё хорошо, что в долине ручья прямо перед подъёмом на перевал мы нашли небольшой участок без камней и там был ручеёк. Больше нигде воды не было.

Выше участка сбросов не сложный, но длинный и нудный осыпной склон. Я ушёл влево на боковой гребень, по нему на вершину и уже оттуда на гребень перевала. Как оказалось потом (хорошо видно с другой стороны) наиболее низкая точка в гребне находится в правой части гребня. Но с подъёма она совсем не просматривается.

С вершины видно, что в сторону Правой Билюты гребни обрываются очень круто. Но буквально в двадцати метрах от вершины натыкаюсь на место, выглядящее как широкая скальная трещина. От гребня вниз наискосок, "подсекая" вершину, отходит осыпной кулуар, зажатый скалами. Просматривается до низу. С левой стороны стенка с элементами нависания, из-за которой перевал и получил своё название - Бастион.

Виды с вершины: панорама

Пик Дипломник и перевал Ангарский

Спусковой кулуар с перевала Бастион на приток Правой Билюты

Скальная стенка, ограничивающая кулуар

Спуск с перевала Бастион - на выходе из кулуара

Перевал Бастион со стороны Правой Билюты
По ту сторону перевала тоже сплошные каменные россыпи. Только при выходе в основную долину появляется травка и вода. По плану мы должны были пройти немного вниз по долине и подняться на ночёвку к озеру на борту долины. Но уже поздновато, весь день шли, так что гнаться за озером будет уже излишне. Ночуем на русле.

Перевал на Правую Билюту

Программа на следующий день - пройти перевал на Правую Билюту (первопроход) и потом перевалить на Правый Шумак.

Первый перевал намечен в гребне западнее ночёвки. Есть вариант перевалить и прямо от места ночёвки. По-моему, получится примерно то же по набору высоты и расстоянию. Сложность, вероятно, сравнимая или (как оказалось) здесь даже было бы проще. Но вообще-то логичнее выглядит перевалить на Правую Билюту выше по течению, нам ведь сразу вверх по ней.

Проходим вверх. Здесь тоже каменный цирк, но всё же не совсем одни камни, как было вчера всё время после обеда.

Вариант перевала

Перевал Радиальный со стороны верхнего притока Правой Билюты

Перевал Радиальный со стороны нижнего притока Правой Билюты
В нужной нам части гребня по верху идёт пояс скал. Впрочем при ближайшем рассмотрении он оказывается не стенкой, а вполне проходимым участком. Поднялись на гребень. Спуск тоже не совсем очевиден, но желания повесить верёвку не возникало - всё прошлось просто. С противоположной стороны логично смотрится седловина в западной части гребня. Интересно, насколько просто было бы преодолеть скалы в этом месте.

Спускаемся вниз на приток Правой Билюты. Здесь намного веселее - ручеёк, долина спускается вниз уступами, на одном из них небольшое озеро.

Озеро на притоке

Противоположный борт Правой Билюты

Озеро на Правой Билюте, мимо которого обычно проходят

Перевалы у основания хребта Билютские Гольцы

Далее знакомая долина Правой Билюты. По полному плану пройти туда мы должны были через перевалы Академический (1Б) и Хомякова (2А). Но, учитывая то, что вчерашний день получился напряжённым, решено было ограничиться одним более простым перевалом (оценивая по результату, времени нам, вероятно, хватило бы и на два, но устали бы, конечно, сильнее), тем более, что тут я никаких перевалов ещё не ходил. Прошли через Тринадцати-2. На спуске по Правому Шумаку пытаюсь рассмотреть и зафотографировать спуск с перевала Хомякова, который мы не пошли. Не так уж всё очевидно...

Хребет у вершины Вечерней. Вид снизу. Видимо, вот тут и есть спуск с перевала Хомякова.

Основной хребет у вершины Вечерней

Кулуар перевала XXV партсъезда
Частично как раз чтобы рассмотреть, частично из-за небольшого озера, отходим от русла на борт долины.

Озеро оказалось неглубоким и тёплым (всё же на солнечном месте). Искупались. До Правого Шумака прошли напрямик - сначала по ручейку, а потом по плоскотине с тундровой растительностью (я в прошлом году видел на основном русле перед стрелкой истоков каньон и это место мне показалось не очень удобным для прохождения). Спустились прямо к левому притоку Правого Шумака, по которому нам подниматься завтра. Тут, на левом берегу, хорошие стоянки.

Озеро, к которому мы идём, и наш завтрашний путь

Озеро на борту Правого Шумака

Спуск от озера к Правому Шумаку
Попытка выйти на основной хребет между Зун-Бортоем и Барун-Бортоем

Первые пять дней похода стояла солнечная жаркая погода. С вечера пятого дня прошёл довольно сильный дождь. Встаём утром - дождя нет, вроде бы всё хорошо. Выходим. Туман, но пока можно идти и в тумане. К сожалению, плотный туман продержался долго - до середины дня. Перед перевалом появились отдельные просветы, так что сомнений, что мы идём правильно, не было. Но и поднявшись на перевал, мы оказались в тумане.

А здесь был запланирован самый сложный участок маршрута - выход на основной хребет.Я присматривался к этому участку хребта ещё в 2012-м году, планируя поход вдоль основного хребта (с запада на восток - от Эхе-Гера до Барун-Хандагая). Уходить от хребта к Шумакским источникам было бы отходом от линии хребта, перевал же с Левого на Правый Шумак был тогда известен только один - Ахтунг, 2А - и он был слишком сложноват для нашей команды. Я знал, что хребет от перевала Илтыкшинского до вершины Барун-Бортой (и немного дальше по хребту от вершины) легко проходим. Так что было бы заманчиво пройти по этому хребту и дальше, спустившись на Правый Шумак. Но разглядывая всевозможные фотографии, карты и спутниковые снимки, я так и не нашёл простого варианта. Нашёлся только перевал с Левого на Правый Шумак - Летучая Мышь.

Но после того, как Олег и Сергей Зубковы прошли западный вариант перевала Летучая Мышь, идея найти всё-таки выход на основной хребет с Правого Шумака, снова стала меня интересовать. Ведь от этого западного варианта перевала до хребта всего около сотни метров. Правда, гребень там смотрится совсем не простым. В прошлом году я заснял этот участок гребня с севера - появилась надежда, что там можно будет подняться, хотя видно, что это непросто. Вот с юга - там вообще лазанье по стене.

Так что мне предстояло попробовать пройти этот участок. Ну что же, туман и сырые скалы - хоть и плохо, но всё же это не столь страшно - общее ориентирование после такого подробного изучения для меня тут уже не было проблемой, а в пределах 10 метров видимость есть.

Сначала всё пошло отлично - в 10 метрах от перевала перехожу через пологий контрфорс, следом через ещё 15 метров - ещё один такой же. И оттуда уже проще выход на гребень - здесь небольшие осыпи. Далее - по гребню. Местами приходится лезть, но пройти можно. Прохожу около 50 метров по гребню. Выхожу практически наверх. Гребень уже становится пологим. Но вот очень уж он тут острый. Как-то совсем не хочется проходить его без страховки. Да и уже становится понятно, что в данном походе нам придётся отказаться от этого варианта движения. Всё-таки с рюкзаками лазание тут будет далеко не самым приятным, и хоть у нас есть и верёвка и жумар, но мы тут потеряем много времени, и Влад будет совершенно не в восторге от этого участка. Да и что делать дальше - не вполне ясно будет. Выйдем на вершину мы уже во вторую половину дня, с собой у нас всего по поллитра воды, так что вскоре с гребня придётся спускаться на ночёвку (видимо, на озеро на правом истоке Хэра). Так что по сути по гребню прогуляться не очень-то и получится. Да и при таком тумане как-то малопривлекательна такая прогулка. В общем, принимаю решение - спускаться. Пришлось идти старым вариантом - через перевалы Лисий Хвост и Пёстрый.

Спустился на перевал - здесь возник просвет в тумане. Но пока доставал фотоаппарат, всё снова затянуло.

Гребень от перевала Летучая Мышь до основного хребта - где я прошёл. Вид снизу.

Этот же участок с вершины Барун-Бортой

На спуске
Пошли вниз. Вот на спуске уже стало растягивать. Вдали сквозь туман начинают проглядывать вершины. Постепенно туман уносит.

С перевала Лисий Хвост поднимаюсь на Барун-Бортой. Ах, вот он, оказывается, где, туман. По южную сторону хребта тумана по прежнему - море. Но в просветах можно рассмотреть вершину, на которую я пытался подняться. Вот она - вершина в основном хребте между Барун- и Зун-Бортоем - этот же участок с вершины Барун-Бортой. И наш дальнейший предполагаемый путь по хребту (с южной стороны основного хребта). Хоть крутовато смотрится, но осыпь, значит всегда можно и обойти неприятные участки гребня и вообще спуститься вниз.

Туман начинает растягивать

Перевал Летучая Мышь со стороны Левого Шумака

Вот он где, туман

Лисий хвост сверху

Участок перед перевалом Пёстрым

Добрыня Никитыч

В последний день перевалили под Шумакский через перевал Пёстрый, прошли Шумакский и вернулись к Сухому руслу.

Круговые панорамы

По данным круговым панорамам можно проследить почти всю основную часть маршрута. Только предпоследний день из-за тумана выпадает.

Круговая панорама из-под перевала Шумакского

Круговая панорама с борта долины Перевальной

Круговая панорама с водораздельной вершины над истоками Левой Билюты

Круговая панорама с вершины 2830 м над стрелкой Перевальной

Круговая панорама истоков Перевальной

Круговая панорама с вершины 2584,4 м

Круговая панорама из-под перевала Лавинного

Круговая панорама с перевала Лавинного

Круговая панорама Левой Билюты из-под перевала Лавинного

Круговая панорама долины Левой Билюты

Круговая панорама с вершины над перевалом Бастион

Круговая панорама из-под перевала Бастион

Круговая панорама притока Правой Билюты

Круговая панорама из-под перевала Радиального

Круговая панорама с перевала Радиального

Круговая панорама притока Правой Билюты из-под перевала Радиального

Круговая панорама от озера под пиком Стрельникова

Круговая панорама с вершинки над перевалом Тринадцати-2

Круговая панорама Правого Шумака из-под перевала Тринадцати-2

Круговая панорама от озера на борту Правого Шумака

Круговая панорама с вершины Барун-Бортой

Круговая панорама из-под перевала Хэрского

Спасибо Владу Воробьёву за поддержку!

Эраст БутаковМаняще в дорогу! Спасибо, Слава!
10.11.2015, 01:47:12 |
Sergey VЗдорово сходили! Как жаль, что сие меня миновало. Особенно гребешок от Летучей Мыши волнует кровь. Кстати, что планировалось в случае успешного выхода на основной хребет?
У Славы все так основательно, Школа! Но лично мне, при таком, я бы сказал университетском подходе, не хватает оцифрованных итогов — сколько и каких первопроходов, сколько всего вершин и перевалов.

И еще, множество замечательных фотографий, которые еще долго буду рассматривать и мечтать :-)
Слава и Влад, спасибо вашей маленькой команде за этот "труд"!
10.11.2015, 11:28:17 |

Sergey V: Кстати, что планировалось в случае успешного выхода на основной хребет?

А у меня же указан планируемый маршрут. Пройти по гребню до перевала Трёх Долин. То есть по сути спуститься только с Илтыкшинского на Хэр. Тут желательно с утра стартовать.

10.11.2015, 15:17:26 |
Лев БелыхВячеслав, ваши фотографии , как всегда вдохновляют. Глядя на ваши фотографии я всякий раз думаю, что такое творчество под силу лишь человеку отчаянно преданному Восточным Саянам. Хочется тут же направится вслед за вами, чтобы увидеть все собственными глазами.
10.11.2015, 20:34:16 |
Вячеслав ПетухинЛев, Эрик, спасибо за похвалу.
10.11.2015, 23:57:49 |
Sergey V

Вячеслав Петухин: Кстати, Сергей, ведь это так и не пройдено, так что всё ещё впереди. :-) Можно запланировать такое прохождение. Я вот даже не знаю теперь, в какую сторону лучше...

Так если как и планировалось изначально, через Красавина до Лисьего Хвоста и оттуда по гребню, а далее с Летучей Мыши спуститься и назад к Сухому Руслу, либо — в обратном направлении. За 3 дня с хвостиком, где то в июле, в первой половине можно уложиться?
11.11.2015, 10:11:31 |
Вячеслав ПетухинУ тебя, видимо, Лисий Хвост с Илтыкшинским перепутан — с Красавина на Лисий Хвост не попадёшь. Подход с Сухого русла под Красавина — чуть меньше дня, даже если сильно постараться, потом ещё с Красавина до Илтыкшинского, день надо бы на движение по гребню и день на выход (вниз до Левого Шумака и через Шумакский). Ну вот если очень постараться, то вроде так можно попытаться: с вечера заехать и пройти хотя бы до поляны лесорубов. Второй день — Красавина и немного подойти к Илтыкшинскому. Третий — по гребню. Четвёртый — выход. В принципе, можно. Но как-то не совсем то — это ведь способ попасть на Правый Шумак, а тут с Летучей Мыши придётся идти назад на Левый.

Ну а то, в каком направлении идти, зависит от того, что хочется — полазить или подюльферять.
11.11.2015, 10:41:01 |

Вячеслав Петухин: У тебя, видимо, Лисий Хвост с Илтыкшинским перепутан

Видимо каша получилась.
Зайти так же, как в 2012, через Шумакский-Пестрый-Лисий и подняться на Л.Мышь. Оттуда назад по гребню. Далее — через Трех Долин и Красавина.
В первый день можно до озер, по дороге можно с фонарями. Тогда на второй за Лисьим ночевать. Но потренироваться нужно будет и рюкзаки полегче. Либо ночевка — перед Лисьим, где в 2012 не остановились вечером и жалели потом :-)

Лучше лазить, чем дюльферять.
11.11.2015, 11:54:21 |
Вячеслав ПетухинВообще-то до Летучей Мыши быстрее дойти просто через Шумакский, вниз до второго правого притока и по нему вверх. Вот до Лисьего Хвоста, вероятно, быстрее через Пёстрый, а до Летучей Мыши — уже нет. Так, конечно, интреснее, но, я думаю, уже безусловно надо будет четыре полных дня. Мы же в 2012-м дошли до притока с Летучей Мыши за два полных дня, и что-то у нас даже никакого запаса по времени не осталось, а ты хочешь за один. А после ещё два дня напряжённых. Это уже слишком, по-моему.
11.11.2015, 13:43:02 |
Sergey V

Вячеслав Петухин:  в 2012-м дошли до притока с Летучей Мыши за два полных дня, и что-то у нас даже никакого запаса по времени не осталось, а ты хочешь за один.

Так мы тогда с пищей на 2 недели, да с запасом. У меня куль на старте был больше 30 кг! И не тренированные почти. За полтора по моему реально. Хотя может и не так и принципиально, все равно лучше 4 дня сразу планировать
11.11.2015, 13:58:25 |
Sergey VА вот вопрос — а прямо с Шумакского реально все это по гребню пройти? До Летучей Мыши?
11.11.2015, 14:06:56 |
Вячеслав ПетухинПонятно, что рюкзаки будут полегче, но ведь почти только за счёт продуктов. И в два раза быстрее — это всё же слишком.

Прямо с Шумакского (точнее, видимо, лучше с 3069 м) можно попробовать — вроде как не видно принципиально труднопроходимых участков, но там почти везде скальный гребень — скорость будет низкой.
11.11.2015, 15:34:36 |
Алексей МисюркеевСлава, как всегда, интересный маршрут. С удовольствием почитал.
Что касается гребневого маршрута, подобное я хотел попробовать в июне. Второй день — гребень от Красавина до Шумакского и, по возможности, далее на север, спуск к зимовью "Бегущий олень". Третий день прямо от "Бегущего" подъем на гребень к вершине севернее пер. Лисий Хвост (вы на ней были, вроде) и далее через перевал по гребню до Илтыкшинского. Но тогда не вышло: забрался на Добрыню и пошел обратно. Снега в начале июня, понятное дело, было много. Красавина, так вообще с Илтыкшина был лавиноопасен и труднопроходим.