Воспоминания о Байкале

На туристической тропе

Фото-4

В тот далекий 1992 год.

Насколько вы понимаете, это было уже давно и много чего забылось. Я попытался, с помощью нашего руководителя Валерия П. восстановить в памяти те события Байкальской экспедиции, так как именно у него находятся все дневники. Но, увы. То ли я недостаточно настойчивый был, в том, чтобы настроить его на это дело, то ли, может быть, его занятость не позволила. Тем не менее, есть то, что есть. Мне приходится самому вспоминать те события и впечатления от поездки. Вполне возможно, что-то могу перепутать, простите. Но если кто-то это заметит, поправьте меня.

В тот далекий 1992 год у нас было две больших экспедиции. Одна на остров Валаам, что находится на Ладожском озере, а вторая на озеро, а может быть, правильней было сказать море Байкал. Так, как я помню, местные жители его называют. В этих двух экспедициях, как основной средство передвижения у нас были байдарки. Конечно, задачи и цели были довольно специфичные, ведь организация, в которой я работал, называется «Латвийская Ассоциация Уфологии и энергоинформационного обмена». Наверняка все знают газету «М-ский треугольник», которая в те времена крайне популярной была во всем Советском Союзе. Это наше детище. Но речь не об этом. Так как, я считаю или может быть, правильней сказать, мне так кажется, что я «толстокожий» (ничего не чувствую, ничего не слышу и ничего не вижу, в отличии от многих наших сотрудников), моя задача была, как фотографа, все фиксировать на фотопленку. Что я и делал. Ну а так как был физически более подготовлен, хотя сам таким себя не считаю, всегда был как основной помощником руководителя экспедиции в вопросах не связанных с тонкими энергиями (эту обязанность, так не скромно, я присвоил сам себе).

Мыс Дед и бухта Бабушка

Мыс Дед

Бухта Песчаная

Первые впечатления.

Наш байкальский маршрут пролегал от поселка Листвянка до острова Ольхон и обратно в Иркутск. О красоте байкальской природы много говорилось, но больше всего меня удивило, даже поразило на Байкале, чистота воды. Не в визуальном смысле слова чистота, а во вкусовом. Когда плывешь по Байкалу на байдарках, и, зачерпнув кружкой забортной воды, пьешь ее удаляя жажду, вкус этой воды сравним с хорошей ключевой. При этом в то время, средства массовой информации раскручивали тему загрязнения южной части озера целлюлозно-бумажным комбинатом, который находится под Иркутском. И действительно, даже на снимках, сделанных со спутника видно это было. Нам бы такую вкусную воду в водопроводный кран. А вот с негативной стороны удивило то, что только в двухтысячном году на остров Ольхон провели свет. Это же двадцать первый век!!! Еще понимаю, что существует в наше время автомобильная паромная переправа, но электричество..... Бывает же такое!!! Конечно, не хочется говорить, как некоторые, характеризуя данную ситуацию одним словом с негативным подтекстом, Россия....

Фото-26

Большая Колокольня

Бухта Синичка

Фото-6

Фото-7

Шагающие сосны

Возможен склероз.

Байкал, это, конечно, не только само озеро, но и скалы, горы, пещеры, ландшафт. Многое я зафиксировал на своих фотографиях. Некоторые снимки я уже даже не помню, где снимал. Возможно, кто-то узнает эти места, (фото-1, 2, 3, 5, 16, 20, 21, 27, 28, снимки с названием «Байкальская фантазия», «Бах по байкальски», «Пещера» и «Кварцевая жила») буду благодарен, если напишете мне.

Очень понравились люди, которые живут там. Правда, мне показалось, что жизнь их крайне не легкая и полностью зависит от государственных программ развития Прибайкалья. Зато они очень добрые, отзывчивые и гостеприимные. Мы заходили во многие поселки, общались с местными охотниками и самим егерем, который любезно показал часть своих владений, пещеры и места, где появляются медведи. Правда, медведей мы не видели. А в конце егерь даже почитал нам свои стихи о любви к дочери и о Байкале. Может и не совершенны, но зато душевные. Где-то у меня они есть. Когда найду, напишу.

Фото-22

Кварцевая жила

Фото-5

Фото-2

Фото-21

Пещера

Бухта «Спелеологов».

О бухте «Песчаная» и бухте «Бабушка» не буду говорить, об этих местах много кто писал. Конечно это и сама бухта, и шагающие сосны, и мыс «Большая Колокольня» и многое другое. Одно скажу, красивые места, где я немало сделал снимков. Часть из которых я разместил здесь.

Самое длительное время экспедиции мы провели в бухте, которую в народе называют бухтой Спелеологов. Это место, где недалеко находится пещера «Мечта» и пещера, как нам тогда называли местные спелеологи «Святая». А может я что-то и путаю. Официальное название этой пещеры «Байдинская». С местными спелеологами мы даже подружились. Их руководителем был Александр Алексеев, бессменный руководитель местного детского клуба спелеологов «Мечта». Недавно этот клуб отметил двадцать пять лет своей работы. По данным Иркутской прессы, через него прошли более 1000 подростков, познавая навыки техники в романтике спелеологии. Крайне мало, кто занимается с подростками, особенно в наше время. Шляпу снимаю перед такими людьми.

Фото-28

Фото-27

Байкальская фантазия

Фото-20

Бах по байкальски

Байкальские размышления

«Мечта», это мечта.

В то время они исследовали пещеру «Мечта», открывая новые ходы и «помещения». Тогда, когда мы были, был изучен только верхний уровень. Но и этого было достаточно, чтобы получить дозу впечатлений. До этого мне не приходилось бывать в серьезных пещерах. В моих дилетантских представлениях о больших пещерах, рисовались картины с широкими коридорами, большими залами в которых свисают разноцветные сталактиты и столбами стоят сталагмиты. И все это, непонятно откуда, освещается. Побывав в пещере, мы познали реальность красоты ее и трудности прохождения по ее проходам. Нас даже провели по самым узким местам, которые называются шкуродерами. Этот «экзамен» не прошел только один человек из нас, не буду называть кто, чтобы не обидеть. Оказывается, это было сделано специально, чтобы испытать нас. Ведь, оказалось, что рядом был нормальный проход, и тот человек, который не прошел испытание, потом присоединился к нам, чтобы продолжить путь. Александр нам показал и самое красивое «помещение», если так можно было его назвать. Я не помню, как оно называлось, но картина сказочная. В это помещение нужно было заползать на спине, так как высота его была около метра, а потолок усеян хрупкими, легкими, воздушными коралитами, если так можно их охарактеризовать. Они напоминали сказочный ковер не тронутый человеком цивилизацией, который природа изготавливала тысячи лет. Александр крайне мало кому это помещение показывал, опасаясь потери его естественной первозданной природной красоты. Грустно будет, если сегодня этой красоты уже не будет. Фотографировать там я не мог, так как необходимо было специальное освещение. Александр Алексеев показывал свои слайды, сделанные с использованием специальных подсветок. Очень удачные снимки. Правда, сегодня нигде, на Байкальских сайтах я не видел его фотографий сделанных тогда в пещере «Мечта». А жаль.

Фото-9

Фото-1

Фото-10

Фото-23

Аномальные круги, но не на пшеничном поле

Фото-24

То, чему многие не верят.

Самое интересное было тогда, когда вернулись в лагерь. Ни много - ни мало, как говорит наш руководитель Валера П., нам повезло увидеть самое настоящее НЛО. Мы видели его не боковым зрением и не, тем более, в энергетическом виде, а конкретно, материально и очень даже близко.

После экскурсии по пещере «Мечта» мы вернулись в лагери, поужинали и разбрелись. Фотоаппарат я повесил на шею одной из наших сотрудниц. Дело было примерно в около двенадцати часов ночи. Тихая, теплая погода. Мы сидим у костра и болтаем о том о сем и тут, я увидел разноцветные ракеты со стороны озера, над скалой. Я воскликнул, ребята смотрите, какие красивые ракеты, а сам смотрю, они то стоят на месте и не куда не летят. Тут я слышу Валера, наш руководитель экспедиции, кричит, Саня... Саня... фотоаппарат. А фотокамеру-то я отдал сотруднице. С моей точки наблюдения, это выглядело как разноцветные огни, по-моему, желтого, красного и зеленого цвета. Давно это было. Точные цвета и последовательность их размещение мог и забыть. А размещены были они по контуру формы глубокой миски, если так можно назвать. А те ребята, которые находились на берегу, видели и огни снизу. И выглядел весь объект в виде русской буквы У (глубокая «миска» и от края «миски» ряд огней которые шли в низ, а в низу загибались в лево) Я их не мог видеть из-за скалы. Этот объект был очень близко, и стоял на месте в течении, примерно девяти - десяти секунд и потом, на этом же месте, очень медленно огни погасли. Это не возможно было нечем объяснить. Жаль, что сфотографировать не получилось. Зато потом, через несколько дней, я все-таки сделал аномальный снимок. Это были круги на воде, которые стояли весь световой день и не куда не пропадали. Этот снимок я назвал «Аномальные круги, но не на пшеничном поле». На следующий день их уже не было.

Вот такие вот пироги.

Фото-17

Фото-3

Фото-18

Знаковый камень (недалеко от пещеры Мечта)

Фото на память

Познать язык птиц и зверей.

Была и еще одна история, связанная с местной легендой, которую нам рассказал Александр Алексеев.

На скале, со стороны озера, недалеко от пещеры «Мечта» есть место, где большой кусок белого мрамора с гладкой поверхностью как бы вживлен в скалу. Это можно увидеть на фото - 24. В верхней части фотографии белая точка, это то самое место. По народному приданию, тот, кто доберется до этого места и дотронется до этого белого мрамора, станет понимать язык птиц и зверей. Конечно это только легенда, потому что я самостоятельно тогда добрался до этого белого пятна, обполз его кругом и даже полежал на нем, но язык птиц и зверей все равно мне не понятен. На фото «Знаковый камень (Недалеко он пещеры Мечта)» наши ребята добрались тоже до этого пятна. А местные жители не верили тому, что мы были там. Правда, на следующий день к нашему лагерю подплывал тюлень, наверное, желая пообщаться. Он длительное время плавал около берега, не желая уходить. Так что, какая то доля правды в этой легенде, наверное, есть.

Дыхание Сармы

Ольхон

Малое море

Фото-16

Галопом по впечатлениям.

Конечно, было еще много впечатлений от увиденного в этой экспедиции. Но это наши впечатления, которые для других повседневность и читать не интересно. На пример как местные ребята спелеологи ловят омуля, используя, так называемый кораблик. Или как мы собирали грибы, которые практически все были червивые. Но мы, сварив из них суп и за милую душу, его умяли. А спелеологи из этих грибов спекли пирог в самодельной печке. Очень вкусный он был. Наверняка все знают коварство пролива «Ольхонские ворота», когда здесь бывает неожиданный порыв шквального ветра со стороны реки Сарма. Этот ветер бывает такой силы, что может перевернуть судно и утопить его. Некоторые сравнивают это место с бермудским треугольником, потому, что суда, которые тонут, бесследно пропадают, так как глубина озера не позволяет их обнаружить. Один из самых удачных снимков на озере Байкал, это снимок именно в районе этого пролива и называется «Дыхание Сармы»

А вообще, здесь только десятая часть всех снимков, которые я сделал в экспедиции. Здесь в основном снимки природы.

Вот и все.

Не судите строго мой слог. Я не писатель и не журналист, хотя работаю в бизнес-журнале. Правда, здесь я решаю в основном коммерческие вопросы. «Чукча не читатель. Чукча писатель!»

Рига, Латвия

Красота!!!
Чувствуется рука профессионала.
Большое спасибо!
Не хватает текстового описания похода. Это здорово дополнило бы фотоотчет.

Максим
09.06.2006, 20:54:57 |
Aleksandr BuliginЗдравствуйте Максим.
Большое спасибо за оценку моей работы. Мне очень приятно, что Вам понравилось. Что же касается описания, я постараюсь подготовить текст воспоминания и впечатлений. Тем более что в этой экспедиции были и очень интересные моменты.

С уважением Александр
13.06.2006, 03:17:06 |
Lyudmila UrbazginaBilo bi interesno pochitat prodolgenie vospominanii...
06.08.2007, 20:40:30 |
Aleksandr BuliginКонечно, можно еще раз изогнуть свои извилины и изобразить что-нибудь еще, попробовав вспомнить еще чтото в этой экспедиции. Но в этом случае уже будет больше фантазии. Если получится склонить нашего бывшего руководителя на это героическое дело. А именно, изложить мысли его дневниковых записей той экспедиции, ну а я бы их эмоционально причесал бы. Это было бы совсем другое дело. Ведь сам я очень много чего забыл. Забыл, где, когда и какой памятник восстанавливали, с какими охотниками общались, в каком месте японцы нашли большие залежи белого мрамора и многое другое.
Я очень надеюсь, что после прочитанного моего повествования он предоставит мне информацию.