Желто-зеленое закатное солнце светило строго горизонтально, на уровне асфальта высокой дорожной насыпи. От этого тень, отбрасываемая машиной на придорожное поле и холмы за ним, казалась неумелым детским рисунком: вытянутые по вертикали огромные овальные колеса и маленький кузов. Нереальности в эту картину добавлял бесшумно парящий в небе над Оёком человек под разноцветным куполом. Баяндай проехали ещё по свету, а затем – «в ночное». Экономя время, выехали из Ангарска на Байкал вечером.

Хорошо, никто не обгонял, и встречных почти не было. Только на обочине как-то зловеще тихо стояли «Камазы», груженые явно ворованным лесом; похоже, ожидали условленного часа выезда на дорогу без контрольных постов.

На перевале не было никого: ни торговцев позами, ни суетных путников, выпивающих у кустов с привязанными лоскутками. Были только звезды, о которых мы почти позабыли в городе.

В темноте небольшим освещенным островом промелькнули Еланцы. А после сворота с асфальта в свете фар виделась совершенно фантастическая картина: огромные охапки ковыля, вымахав за лето до размеров кустов, казались высокой живой изгородью, колыхавшейся под свежим ночным ветром совсем рядом с машиной. При известной доле воображения может показаться, будто через саванну пробираемся, ещё и львиный прайд поблизости пригрезится.

Но вот на наше счастье мелькнул огонек в одиноком домике. Заслышав стук в ворота, из дома выходит пожилая женщина. На расспросы о правильной дороге машет рукой во тьму: «держите все время правей, а то здесь ночью и местные блуждают». И вот, вверх-вниз по острым большим камням «Нива» взгромоздилась на сопку и, каким-то чутьем угадав верный путь, «ух,ты! мы въехали в бухту!». И бухта эта называется Ая.

Через пятнадцать минут на песчаном берегу стоит палатка, горит костерок, сооруженный из припасенных по-хозяйски по дороге дровишек.

Мы мирно ужинаем под роскошным августовским небом, по которому время от времени бесшумно чиркают и вспыхивают на мгновенье падающие звезды. Утром прямо в глаза заглянуло солнце, невдалеке от палатки шуршали, перекатывая песок, волны. После завтрака отправились к знаменитым наскальным писаницам. Добраться до рисунков можно двумя путями: лодкой к левому скальному берегу бухты - ориентиром служат небольшие кустики на берегу - или пешком по верху каменной гряды. Мы выбрали второй путь. Сверху бухта смотрелась огромным сапфиром в каменной оправе серо-желтых безлесых берегов, «Ая» означает «красивая», верно! Вниз спустились по широкой расщелине довольно быстро, есть тропа. Не доходя до воды метров пятнадцать-двадцать, тропка отворачивает вправо. Под естественным козырьком на светлой поверхности камня видны «картины», изображающие людей и животных: два стрелка из лука, шаманы, лось, лебедь. Рисунки выбиты древними людьми при помощи железа на поверхности скалы более двух тысяч лет назад – просветили нас позже случайно встретившиеся археологи. Такого же типа писаницы и на отдельно стоящем камне по левому берегу Анги, недалеко от устья. На обратной дороге, проехав мост через Ангу, гору Ёрд, и вспугнув невзначай стайку рябчиков в прибрежных кустах, поворачиваем от Усть-Анги направо вверх. Река скрылась из виду, зато встретился на левом от дороги склоне замечательный «Сад камней», ничуть не хуже, чем в Баргузинской долине. Некоторые лежащие камни весьма округлой формы – прямо мячи для великанского гольфа. Дальше был красивый смешанный лес с осенними цветами, потом страшный сосновый горельник, а на спуске вновь засинел Байкал. Колея приводит в уютную бухточку между Бегулом и Бирхином, стало быть, привал и обед. Стоянка расположена на высоком берегу, до «колодца» далековато, зато отсюда вся бухта на виду: галечный пляж обрамляют каменные изваяния: слева профиль парня с острова Пасхи, справа – голова с чисто римским носом. После обеда переваливаем по крутому подъему в бухту Бирхин и продолжаем культурную программу, заехав по пути в Саган-Забу. Ещё раз восхитились тамошней большой «галереей» древних наскальных рисунков: опять шаманы, лебеди, лоси, олени.

Через поле с солеными озерами у летника Хал выбираемся к Петрово. Отсюда едем по дороге Петрово-Тальники, и поворачиваем снова к Байкалу, в местность Марта. Недалеко от одинокой сосны на берегу устраиваем ночевку. С вершины горы разглядели в очертании дальнего каменного мыса Боро-Елга застывшую лосиху на водопое. «Лосиха» - скульптура, монумент. А рядом с нашим кострищем нас веселил подвижный мелкий зверек, пятнистый суслик. Лежащие у края кострища картофельные очистки ещё не сгорели, но уже подсохли и запахли вкусно. Евражка чипсы попробовал, одобрил, и даже поаплодировал в конце трапезы. И так по-домашнему, выглядел наш очаг: камень, удивительно похожий на сохнущий валенок и жующая животинка рядом. Однако пора возвращаться домой. На трассу, к поселку Косая Степь, едем лесной дорогой через Бугульдейку. Попутно любуемся красивой горой над поселком, речкой вдоль дороги, лошадиным табунком. На обратном пути в голове возникают мысли о делах повседневных, городских. В лесах же, слева и справа от нас, идёт праздник золотой осени. Как-то быстро заканчиваются выходные!

1. Тажераны

63. Дорога домой

64. Стерня у Тургеневки

Ольга Цысляк

Владимир ПрадедовПознавательное путешествие и фотографии.
27.01.2016, 14:40:55 |
Надежда СтепанцоваХороший рассказ, Ольга, спасибо.
Только даты на фотографиях не соответствуют, на многих стоит июнь. Наверное лучше исправить.
27.01.2016, 23:21:37 |
Вячеслав ПетухинДаты соответствуют реальности. Они ведь здесь скорее иллюстрации к рассказу, совсем не обязательно подробно описывать когда какой кадр сделан.
28.01.2016, 00:05:25 |
Ольга ЦыслякСпасибо всем, кто обратил внимание на мой материал о Еланцах. Это даже не технический отчёт, а скорее импрессия. Съемка велась двумя фотоаппаратами, на одном был сбит счетчик, что и вызвало недостоверность: летние даты под осенними видами.
30.01.2016, 21:30:06 |
Вячеслав ПетухинИсправил даты с июньских на сентябрьские.