Маршрут: р. Хубуты - пер. Хубутский - р. Архат - р. Ара-Хубуты - р. Ара-Ошей - пер. Дабан-Жалга - р. Жалга - р. Китой - р. Ара-Ошей - р. Яман-Гол - пер. Обзорный - р. Нарин-Гол - Шумакские источники - р. Левый Шумак - пер. Шумакский - р. Эхе-Гер - Сухое Русло.

Сроки: 20-27 февраля 2016 г.

Участники:

1. Будагаев Николай (руководитель),

2. Маглич Владимир,

3. Петухин Вячеслав,

4. Роговцев Андрей.

Лыжное снаряжение у всех схожее: типа Бэккантри, фирм Fisher и Salomon - лыжи, крепления, ботинки. Ширина лыж, правда, разная, у меня наиболее узкие.
Печки не было, палатка обычная четырёхместка, большинство ночёвок в зимовьях.
Судя по тому, что известно, по градусам было довольно холодно, но никто не мёрз.

20 февраля

На подъезде к Култуку нас застал рассвет

Оставили машину в Ниловке. На Ниве доехали немного дальше Сухого Русла и дошли до серпантина на входе в ущелье Хубутов. Здесь заночевали. Погода была хорошая, правда поздно вечером пошёл небольшой снег.

21 февраля

С утра довольно холодно, ветер. Особенно неприятно уже наверху (после подъёма по серпантину) в продуваемой долине Хубутов это обычное дело.

Мы до Шумака шли следом за большой группой спасателей - так получилось, что мы не сговариваясь выбрали одинаковые маршруты. Они вышли за три дня до нас. На Шумаке мы их догнали. На Хубутах местами шли по остаткам их тропы, местами тропили (по руслу не пошли) - там снега немного.

На Хубутах

Одно из немногих прикрытых от ветра мест на Хубутах - в устье ручья с перевала Гранатового Ложного. Перекусываем.

Далее идём по руслу. Сбоку скальный массив Навгатхэра.

Под Хубутским перевалом. Погода уже получше. Ветер утих.

За перевалом погода ещё лучше, правда вдали дымка.

Пройденный Хубутский.

На Баром-Голе.

Вниз по руслу реки.

* * *

Начинается каньон Баром-Гола.

Наледь.

Близится к закату
Хребет Сухэ-Батор подсветился вечерним солнцем. Мы уходим ночевать на зимовьё.

22 февраля

Луна восходит ещё до заката. Светло - полнолуние.

Утром продолжили путь по Архату. Потом пришли к выводу (по информации от спасателей), что это был самое холодное утро - около 30 градусов мороза.

Вниз по льду.
По Архату и Ара-Хубутам всегда много наледей. По Архату русло довольно широкое, наледи редко бывают сплошь мокрыми, только, бывает, к вечеру раскисают, но мы проходим утром. А вот в каньоне Ара-Хубутов уже вместе с участками снега встречаются предательские участки мокрых наледей. Для креплений Бэккантри они особо неприятны - крепления замерзают. В этом походе обошлось без замёрзших креплений.

Первые мокрые наледи в самом начале пути.

* * *

Наледь на Архате.

Приметная скала ниже устья Зун-Гола

Воды всё больше.

Лёд Ара-Хубутов.
На последнем участке наледей со мной случилась довольно неприятная история. Под верхним тонким ледком был слой воды сантиметров десять. Я выехал на это место с сухого льда, в результате лыжи проламывали лёд и на скорости упёрлись в зазор между двумя слоями льда. Я падаю вперёд прямо лицом и не так-то быстро получается встать и выбраться. В итоге и в ботинках вода и вся одежда и фотоаппарат под корочкой льда. Но на обеде (над каньоном Ара-Ошея) просушился.

На Ара-Ошее наледей немного, но много открытой воды. Тропа спасателей завела нас на правый берег Ара-Ошея, а перейти Ара-Ошей по льду в этом году здесь нельзя, в месте перехода спасателей лёд уже обвалился. Проходим ещё с полкилометра в поисках более удачного места для брода. Находим место, где перебираемся по камням. Как выяснилось позже, у спасателей при переправе не обошлось без промокших участников.

Вот переход на правый берег. Возможно, правильнее было вообще не переходить.

Участок со льдом.

И такие места.

Спасатели переходили где-то около этого места.

Нижний край обширной наледи.

Вверх к перевалу Дабан-Жалга. Идём уже в тени, хотя до заката ещё есть время.

Массив вершины 2504 м.

С перевала
На перевал поднялись уже перед закатом. А надо ещё спуститься до устья Жалги. Внизу шли с фонариками, но помогала и полная луна. Переход в результате был довольно долгим - немного времени потеряли на Ара-Хубутах и на Ара-Ошее, когда искали переправу.

23 февраля

Идём вниз по Китою. Лыжня то идёт по руслу, то уходит в лес.

Китой утром.

Парит открытая вода.

Левый берег Китоя.

Перевал Энтузиастов с Китоя.

Гребень вершины 2987 м

Устье ручья Каскадного.
Через некоторое время начинаются Верхние Щёки. Русло сужается, утыкаясь в скальный пояс. Водопад.

Облезли водопад по скалам слева.

Водопад снизу.

Верхние Щёки. Вид вниз по каньону.

Вид вверх по каньону.

Правый приток Китоя в Верхних Щёках.

Брусок.

Этот порог я опознал как Винт.

На выходе из порога Винт.

Конгломераты, которыми сложены Верхние Щёки.

Ещё один интересный камень.

Левый приток Китоя ниже Верхних Щёк, впадающий ледопадом.

В профиль.
Обедали в устье Ара-Ошея. После обеда пошли вверх по Ара-Ошею. Кратчайший путь идёт по тропе, обходящей каньон, от устья Яман-Гола, но мы этой тропы не знали, да и проще идти по натоптанному, поэтому пошли до устья Ара-Хубутов и там по тропе, переваливающей на Яман-Гол. Каньон в этой части Ара-Ошея тоже оказался довольно живописным, хоть и без таких впечатляющих наледей, как выше - по Ара-Хубутам.

Устье Ара-Ошея.

В нижней части каньона Ара-Ошея.

Каньон.

Одна из проталин.

Вверх по Ара-Ошею.

Зелёный лёд Ара-Ошея.

Приток Ара-Ошея с перевала Котёл.

Небесное явление

Хребет Сухэ-Батор с тропы, переваливающей на Яман-Гол.

24 февраля

С утра идём по глубокому каньону Яман-Гола. Солнце сюда ещё не попадает. Морозно. Первые лучи солнца появились уже после каньона.

После стрелки Левого Яман-Гола начинаются довольно крутые наледи. По ним либо в кошках, либо пешком.

После каньона.

Лёд

Пешком по наледям Яман-Гола.

Оптимальный вариант подъёма на Обзорный.

Под Обзорным

Вверх по Нарин-Голу

Каньон Нарин-Гола выше перевала Обзорного.

Ледопад рядом с карстовым мостом.
Интересно, что в 2002-м году ледопада здесь совсем не было, вот так было в 2011-м, вот так в 2015-м.

Ледопад вблизи

Вверх по Шумаку. Подходим к источникам.

В небе - явление, схожее со вчерашним.

25 февраля

Днёвка на Шумаке.

В гостях у спасателей.

На днёвке выяснилось, что одному из участников в воскресенье надо на работу, другому - на самолёт. Так что пространства для манёвра не осталось: Шумакский перевал надо проходить на следующий день, но и днёвку сокращать не хочется.

26 февраля

Весь день на днёвке шёл снег. Вышли в утренних сумерках, луна переместилась на утро, подсвечивает. Следы прошедших по Левому Шумаку екатиринбуржцев были видны не везде. Весь путь по Левому Шумаку в этом году был в мокрых наледях. Если первое время мы умудрялись их проходить без потерь, то ближе к концу воды стало больше и как не беги по льду, ноги погружаются в воду на несколько сантиметров, и в результате у всех ноги оказались мокрыми.

Заснеженный Левый Шумак.

Мокрые наледи вперемешку со снежными участками.

Вид вниз по Левому Шумаку.
У водопада переобулись. Обошлись без обеда. Выше леса следов уже совсем нет. Тропим по целине.

Шумакский водопад.

К Шумакскому перевалу

След на целине.

Среди снегов.

Путь подъёма на Шумакский.

Подъём на Шумакский

Шумакский обошли правее, по камням. Внизу видны небольшие лавинные выкаты.

Потеряв время на Левом Шумаке и на Шумакском перевале, к Эхе-Геру мы спустились уже вечером. Русло Эхе-Гера местами во льду, местами под снегом и с водой (в том числе под снегом). Так что идём то по руслу, то по тропе. В сумерках окончательно ушли с русла. Следов тропы нет совершенно, так что приходится её искать. На границе леса на Эхе-Гере рельеф довольно сложный, искали тропу в темноте. Вот когда бы луна не помешала! Фонарики выхватывают из темноты только небольшие фрагменты, по которым рельеф не разобрать. Но всё же дошли до границы леса и заночевали.

27 февраля

Ночью снова шёл снег. Лавиноопасность в горах уже явно повышена...

Снег кончился. Небо необычного цвета и на его фоне красивые деревья в инее.

Утренняя красота.

На склоне.
Дошли до Сухого Русла. Вечером доехали до Иркутска.

Круговые панорамы

Круговая панорама верховий Хубутов

Круговая панорама с Хубутского перевала

Круговая панорама долины Ара-Ошея

Круговая панорама с борта Ара-Ошея

Круговая панорама от устья Ара-Ошея

Круговая панорама с перевала Обзорного

Круговая панорама от ледопада на берегу Нарин-Гола

Круговая панорама с Шумакского перевала

Константин СухановМолодцы, красивый такой прогулочный маршрут для пожилых людей.
22.03.2016, 18:53:49 |
Марина Васильева (Красноштанова)Хорошо, спокойно, снега мало, за что я Тунки зимой люблю...
23.03.2016, 00:50:46 |
Константин Суханов

Вот буржуи! Я так до сих пор на Бескиде ползаю с пружинными креплениями.
23.03.2016, 10:26:31 |
Вячеслав ПетухинНу, колиным лыжам более 14 лет (в данном случае, кстати, по-моему, вовсе не Fisher, Fisher и Salomon — в основном про ботинки с креплениями, тут выбор небольшой). А я, например, ботинки с креплениями купил с рук довольно дёшево. Так что кто как...
23.03.2016, 10:32:05 |
Егор ПолтавченкоОтличный маршрут! Легко и красиво!
23.03.2016, 18:59:54 |
Ирина ОвчинниковаЭто называется легкая прогулка? Что значит переобулись? Вы берете вторые ботинки?
29.03.2016, 01:48:34 |

Ирина Овчинникова: Это называется легкая прогулка?

Ирина Овчинникова: Что значит переобулись?

29.03.2016, 08:37:57 |
Ирина Овчинникова

Вячеслав Петухин:    Ирина Овчинникова:   Это называется легкая прогулка? Это только для пожилых людей прогулка. :-) А про пожилых это у Кости юмор в некотором роде такой.   Ирина Овчинникова:   Что значит переобулись? Носки переодели. Берём сменку, но в ней на лыжах не пойдёшь. Если идёшь непрерывно, то обычно (при отсутствии какой-то ужасно холодной и ветреной погоды) и с мокрыми носками ноги не мёрзнут.

Вы меня немного напугали, хотя и маленькие ничего не боялись: только в детстве гуляли на морозе с мокрыми ногами, а то и мокрые по пояс, возможно, еще на первом курсе. А потом — брезентовые бахилы по самое не балуйся. За что и люблю зимние походы. По мокрым наледям ходить не доводилось. Для бродов планируем взять как минимум трое рыбацких бахил. Большой воды в ноябре не ожидается. :))
30.03.2016, 15:05:51 |
Алексей МисюркеевЗима. Холодно. Круто...