Продолжаю выкладывать некоторые кусочки из отчёта лыжного похода по Саянам в 2002 году. Весь отчёт выкладывать лениво, т.к. он очень большой, да и дублировать много раз хоженые и неоднократно описанные на сайте места – не вижу необходимости. Кому, например, будет интересно, как мы на второй день похода, во время акклиматизационного кольца поднимались на Мунку-Сардык… Наверное, кто-то посчитает это странным. (Мунку-Сардык сам по себе требует акклиматизации, а у нас Мунку-Сардык проходился в рамках акклиматизации в начале 24-дневного лыжного похода). Или как мы гуляли по верховьям Китоя, Самарты, Саган-Сайра; там уже много, кто гулял, и фотографий на сайте полно, и качеством лучше наших…

Поэтому я публикую только то, чего нет на сайте, но есть в нашем отчёте. Либо то, что кому-то стало интересным, и попросили показать. Итак, гора Оспин (3134 м) и её окрестности.

13 день (27.02.02 г.) Радиально на гору Оспин.

Утром лёгкая облачность, -21°С. Вышли в 9.10. Сегодня предстоит радиалка на гору Оспин. Наиболее простой путь к вершине лежит через перевал Оспин-Дабан. Перевальный распадок находится напротив перевала Сагансайр. Путь к перевалу Оспин-Дабан идёт вдоль левого берега ручья, ледопадом обрывающегося в долину. До устья ручья от базы шли на лыжах 1 час. Далее - пешком по крутой, засыпанной снегом тракторной дороге, поднимаемся в перевальный цирк, и далее – на перевальную седловину (11.00). Перевал Оспин-Дабан 2618 м, зимой 1А, (определяющая сторона – северная), выводит к верховьям реки Онот. Спуск на север по крутому 30° обледенелому склону. Петли летней дороги еле просматриваются. От седловины 1 час поднимаемся на плато по голой осыпи (крупной и средней), 25-40°, Н=2820 м. Далее ещё час шли по засыпанным снегом крупным камням плато, и ещё час по предвершинному взлёту 20-30°. К старой триангуле на вершине вышли в 13.10 (Н=3134 м, 1А). Небо частично затянуто облаками, -15°С. Спуск по пути подъёма начали в 13.40. До седловины перевала спускались 70 минут, и ещё 1 час до базы, где нас ждала баня. Вечером ясно, -21°С. Сегодня за 6 ходовых часов прошли 16 км.

14 день (28.02.02 г.) Перевал Горлык-Дабан и река Змеевиковая.

Утром ясно, свежо, -32°С. Встали в 7.30, и в 9.10 пошли пешком по дороге, идущей вниз по реке Саган-Сайр. Через час вышли к устью Змеевиковой (Н=1897 м). Перед устьем – обширная сухая наледь. Русло Змеевиковой покрыто крутой наледью. Срезали петлю дороги, и напрямик поднялись к избе (хорошая, на 6-7 человек). От избы дорога ведёт круто вверх в висячую долину. Здесь прошли на лыжах ещё 1 км. Перед началом второго каньона (очень красивого!) ушли вправо и пешком поднялись к перевальному плато. Снова надели лыжи, и пошли вперёд, по обширному, слегка наклонённому и окружённому горами безлесному плато. В 12.00 вышли на седловину перевала Горлык-Дабан 2190 м, н/к. Пологий спуск выводит к наледи в верховьях Горлык-Гола, где у границы леса встали на обед (обедали - 12.40-14.30). Ясно, -16°С. Справа - величественный хребет Сухэ-Батора. На русле начинаются скальные прижимы (верхний каньон, длина около 5 км). Слабый, едва заметный след дороги, выходит на левый берег и теряется в обширной наледи левого притока. Двигаемся по левому берегу среди кедрового леса с глубоким снегом. Пролезли через глубоко врезанное русло притока, и далее по слаборасчленённым террасам. К 17.00 вышли к реке, и по крутому травянистому склону спустились на русло реки Горлык-Гол, напротив устья правого притока. Впереди угадывается долина Хуша-Гола (левого притока). Далее – на лыжах по пологим наледям. В устье Хуша-Гола русло разбивается на рукава, за ним – теснина с мокрыми наледями, около 1,5 км. В 18.20 встали на пологой террасе правого берега, Н=1870 м. Высоко на левом склоне слышен лай собаки и виден огонёк (база нефритчиков). Вечером ясно, -24°С. Ниже по течению видна залитая заходящим солнцем г. Аюшеева, 2603 м. Сегодня за 6 ходовых часов прошли 21 км.

15 день (1.03.02 г.) Горлык-Гол - Озёрный.

Подъём в 7.20, выход в 9.00. Утром ясно, -32°С. Через 30 минут движения вышли по наледям к началу каньона (длина – 300 м). Перед ним много воды, поэтому обошли его правым берегом (это Миша и москвичи обошли, а сибиряки прошли по каньону и долго ждали внизу тех, кто обходил по верху). Сверху на входе в каньон видны два невысоких слива (нижний – более крутой), а дальше, до выхода – ровное ледяное зеркало. После каньона продолжили движение по присыпанным снегом наледям Горлык-Гола. Хорошо просматривается разделённое скальным отрогом обширное понижение в правом склоне долины, а за ним скальный хребет. В понижении находятся устья двух притоков (нижний – ручей Озёрный). Через 1,5 км после каньона (около 11.00) началась небольшая теснина (на наледи много воды), которую лучше сразу обойти правым берегом. Вначале на лыжах, а потом обратно до Горлык-Гола по ледяным ступенькам узкого, заваленного камнями и глубоким снегом, устья ручья Озёрного (ширина – 5-10 м). Ниже по Горлык-Голу начинается теснина (на карте отмечен водопад), левый берег крутой и слегка залесенный (по карте Н=1738 м). Здесь обедаем (12-13.50), ясно и тихо. -15°С.

Долина ручья Озёрного имеет направление С-Ю. Первые 2,5-3 км (1 час 40 минут) от устья идём пешком в теснине, по быстро набирающему высоту руслу, петляя среди засыпанных снегом камней, и ненадёжных ледяных мостов (русло – сухое). Затем долина расширяется, русло меандрирует, глубина снега 40-60 см. Через час (в 16.40) подходим к островку леса, набрав от Горлык-Гола около 200 м высоты (Н=1920 м). Видно, что выше крутизна склона возрастает. Принимаем решение остановиться здесь, и провести вечернюю разведку дальнейшего пути.

Поднимаемся по руслу ручья, т.к. левый (ор.) склон более крут, и завален крупной и средней осыпью с редкими деревьями. На русле снег и камни. Перед развилкой истоков ручья Озёрного начинается каскад моренных валов с крутыми, 20-30°, зафирнованными склонами. Левый (по ходу) исток вытекает из короткого, но мощного скального цирка. Правый по ходу исток (где находится перевал Семинарский) вытекает из более обширного западного распадка. Через 1 км после развилки на правом (по ходу) склоне небольшие кедровые рощицы. Здесь можно ночевать перед прохождением перевала. Выше – расположен бугор, за которым глубокое понижение к верхнему озеру. За озером долину перегораживает высокая морена, за ней налево уходит распадок (к нашему перевалу), а замыкает западный распадок скально-осыпной склон, с вершиной 2883 м.

За 70 минут (17-18.10) мы прошли от места нашего лагеря почти до верхнего озера, лежащего в западном цирке. Спуск назад к лагерю занял 50 минут (прошли для разнообразия по террасе левого склона, но там оказалось хуже, чем по руслу: крутые ступеньки и более глубокий снег). Вечером ясно, -22°С. Сегодня за 6 ходовых часов прошли 12 км, и ещё 4 км во время разведки (2 часа).

Далее – смотрите описание «Перевал Семинарский в Китойских гольцах».

Перевальное плато Саган-Сайр

Гора Оспин 3134 м

Южный клон перевала Оспин-Дабан

Вид от седловины перевала Оспин-Дабан на склон вершины Оспин, путь подъёма

Александр Козлов (г. Королёв) на вершине Оспин у остатков старого тригопункта

На горе Оспин слева направо: М. Красноштанова, А. Козлов, С. Белоусова, М. Васильев

Ниже базы старателей

Устье притока в 500м выше устья Озёрного

Ручей Озёрный после теснины

Схема района

Егор ПолтавченкоСпасибо, Марина. Интересный район, зимние фотографии и описания!
10.04.2016, 07:35:39 |
Марина Васильева (Красноштанова)Всегда пожалуйста, Егор! Постараюсь как-нибудь выкроить время и для Большого Саяна.
10.04.2016, 12:21:56 |
Андрей РябинаСпасибо за отчёт!

А фотография этой избы есть? А то на сайте, в этой точке, фото другого зимовья, находящегося метрах в 200-х ниже по течению Саган -Сайра и для жилья не пригодного.
12.04.2016, 22:23:17 |
Марина Васильева (Красноштанова)Андрей, я спрошу у мужа, но скорее всего, нет. Потому что мы никогда БЕЗ ОСОБОЙ надобности в зимовья не заходим. И снимать зимовьё для отчёта тоже считаем не нужным. Вот у Дядькина, возможно, есть. Но Дядькин — в Усолье, а я в Москве...