Данная подборка фотографий имеет чисто информационную цель: показать маршрут к вершинам Босан и Маргасанской Сопке.

Это один из наиболее интересных маршрутов по Хамар-Дабану. Он сравнительно недолог (требует 4-6 дней) и доступен как летом, так и зимой.

Маршрут идёт по гребню и это даёт возможность показать весь маршрут на фотографиях! Для прохождения маршрута достаточно иметь хорошую карту (можно обойтись двухкилометровкой, но лучше покрупнее) и уметь ориентироваться по ней. Но и с картой в случае плохой видимости (а это не редкость в этом районе) могут возникнуть затруднения в ориентировании. Надеюсь эта подборка фотографий тоже может оказать какую-то помощь.

Маршрут описывается от перевала Чёртовы Ворота. Что представляет отрезок от Слюдянки до перевала и так хорошо известно. При описании этого маршрута принято ориентироваться по горам. Горы на гребне нумеруются от перевала Чёртовы Ворота. Нумерация эта не вполне однозначна. Поэтому недостаточно указать номер, надо ещё описать гору.

Вид с серпантина под пиком Черского на вершины Босан и Рассоха

Вершину Босан хорошо видно ещё с верхней части серпантина под пиком Черского. Идём дальше, до Чёртова озера.

Панорама от Чёртова озера

От Чёртова озера поднимаемся на гребень - на гору 1. Здесь, собственно, и начинается маршрут.

Участок от первой до четвёртой горы.

С первой горы обзор как назад (в сторону пика Черского), так и вперёд. Хорошо виден участок от первой до четвёртой горы. Тропа с первой горы по склону спускается на гребень к перевалу Голому Ложному и от него к перевалу Голому, расположенному меньше чем в полукилометре. После довольно крутой, но короткий подъём на вторую гору (она совсем небольшая). Рядом и третья гора - она тоже небольшая и не выражена ярко - вытянутый, немного приподнятый участок гребня.

Вид с третьей горы назад на вторую.

Но и с неё хорошо виден уже пройденный путь и пик Черского вдалеке. Зато четвёртая гора со всех сторон смотрится как явная вершина.

Между горами 4 и 5. Вид назад на четвёртую гору.

Вот так она смотрится с обратной стороны. Склоны поросли кедровым стланником. Тропа не поднимается на вершину горы, а обходит с северной стороны.

Участок между четвёртой и шестой горой (вид назад).

От четвёртой вершины к пятой тропа идёт по довольно узкому гребню. На гребне стланник, в начале лета - снежники.

Тропа по склону пятой горы (вид от шестой).

Вытянутую пятую вершину обходим вообще далеко от вершины гребня. Тропа траверсирует голый склон примерно в сотне метров от гребня.

Вид с пятой горы на шестую и далее.

Далее - шестая гора. Она встречает нас скальными выходами. Под ними - одна из немногих скальных осыпей (некрупые камни). Можно пройти в лоб или обойти справа. Выходим наверх - на плоский платообразный участок. Он продолжается до седьмой горы - более двух километров.

Участок от седьмой до восьмой горы. Вид вперёд.

От седьмой горы до восьмой гребень становится уже. На юг (к Малому Солбаху) он круто обрывается.

Участок от седьмой до восьмой горы. Вид назад.

Панорама вперёд от восьмой горы.

Восьмая гора - выше всех предыдущих. С неё хороший обзор. Даже не обязательно подниматься на саму вершину. Гора вытянута с юга на север - поперёк хребта. Тропа проходит к югу от вершины.

Панорама участка от восьмой горы до Босана.

С восьмой горы (при хорошей погоде) можно рассмотреть дальнейший путь. Здесь он из прямого превращается в длунную петлю. Девятую гору обходим стороной, держа направление на озеро за ней. Впрочем, озеро тропа тоже обходит справа и поднимается наверх - к перевалу Рассоха.

Озеро - самое крупное из тех, что встречаются у нас на пути.

Так оно выглядит с тропы.

Истоки Среднего Солбаха.

Летом петлю можно срезать. Но при этом придётся пересекать крутые склоны долины Среднего Солбаха с большой потерей высоты.

Вид с одиннадцатой горы на девятую и восьмую.

Если же мы продолжаем идти по гребню, то за перевалом Рассоха тропа идёт по крутому южному склону десятой горы и подходит к седловине между десятой и одиннадцатой горой. Здесь - наиболее крутой участок маршрута. Зимой его обходят севернее - там положе, или, при лавиноопасности, вообще спускаются в долину реки Босан и поднимаются на гребень уже за пиком Босан. Если же мы поднялись на одиннадцатую вершину, то нам будет хорошо виден наш путь от восьмой вершины.

Вид с двенадцатой горы на тринадцатую - пик Босан.

Двенадцатая гора не выражена явно. Спускаемся с неё на седловину и начинается самый продолжительный подъём - на тринадцатую гору - пик Босан.

Западный склон пика Босан.

Теперь - вниз с Босана. На спуске много причудливых скал. В конце спуска наиболее интересные скалы - каменные столбы.

Путь от Босана к Маргасанской Сопке.

Далее путь лежит на четырнадцатую вершину. И уже с неё - длинный продолжительный спуск до перевала Солнечного.

Озеро над перевалом Солнечным.

Сначала спускаемся на промежуточную седловинку (по сути в боковом гребне) - на ней небольшое озеро.

Вид на перевал Солнечный со склона Маргасанской Сопки.

И потом уже к самому перевалу Солнечному. На перевале - небольшие озёра. Озеро побольше - под перевалом (на Большом Солбахе), но его видно только с отдельных участков маршрута.

Вид на перевал Солнечный и Маргасанскую Сопку.

Последний участок - подъём на Маргасанскую Сопку. Сначала надо подняться на пологий гребень, идущий от сопки на север. По этому гребню подходим к вершине и наконец подъём на Маргасанскую Сопку. Крутизна склона - около 40 градусов. Летом подъём какой-либо трудности не представляет. Зимой - многое зависит от погоды и состояния склона.

Технические характеристики можно посмотреть в описании маршрута. Есть трек маршрута и gps-точки.

Александр РютинХороший маршрут. Только у меня сомнения насчет 4 дней. Один день до Чертовых Ворот, второй до зимовья Камкина. Если на обратную дорогу столько же, то на оставшиеся объекты маршрута время нет. Реально для обычных (не крутых) туристов 6-10 дней, а для тех кто до метеостанции идет 3 дня, не меньше месяца.
23.10.2006, 23:48:49 |
Василий ТатариновНу там всего то начиная от Чёртовых ворот 29 км. ну и + до Чёртовых ворот (25), а после Босана в Тибильти (50).. Помоему тык в тык 4 дня, если нигде не задерживаться... Но лучше по моему не спеша, осматривая все окрестности.. Там наверно и реально около какого нибудь озерца сделать днёвку (если летом).. Маршрут супер... ! надо будет прогулятся как нибудь..
А тем, кто до метеостанции идёт 3 дня пока ещё ранова то в этот маршрут, как и было сказано в начале описания маршрута... Спасибо, Вячеслав! Раньше почему то на этот маршрут особого внимания не обращал...
24.10.2006, 01:11:08 |

Люди по разному ходят. Если указывать срок, в который уложатся все, слишком большая вилка получится. Но если, скажем "Кругосветку" считать двудневным маршрутом, то на этот 4 дней будет достаточно. А для крутых туристов, по-моему, реальна задача пробежать этот маршрут за выходные. Примерно так: в пятницу заезжаем на вечерней электричке. Вечером доходим до Горелой поляны. С утра до Чёртовых Ворот, по гребню на Босан и где-нибудь за Босаном (на перевале Солнечном или перед ним) оставить рюкзак и сбегать на Маргасанскую Сопку. Если постараться, можно успеть засветло (конечно, в июне или июле, когда день длинный). Я, например, от конца дороги до перевала Солнечного добрался в световое время (это при том, что я довольно много времени тратил на фотографирование и задачи пробежать как можно быстрее у меня не было). Ну и в последний день выйти. Тоже, по-моему, реально. Чтобы успеть к 8-часовой электричке надо часа в 4 быть на метеостанции, в 3 — на Чёртовых Воротах. Если поставить такую цель, по-моему, — реально.
Впрочем, согласен: для человека, идущего туда впервые, четыре дня — маловато. Хочется ведь и окресности осмотреть. На Камкинское зимовьё зайти переночевать... Можно и на вершину Маргасан сбегать...
24.10.2006, 10:55:08 |
Василий ТатариновТ.е. тогда уже существует третьий тип возвращения назад — обратно, через Чёртовы ворота... И вот ещё, я посмотрел.. График высот небольшой — чуть больше 2000 метров! Это меньше, чем поднятся и спустится с Пика Черского.. Ну правда надо будет ещё до ворот поднятся и спустится (если возвращаться третьим способом)...
Вячеслав, а реально ли без GPS в Тибильти придти, не заблудившись?
24.10.2006, 15:02:51 |
Вячеслав ПетухинА почему "третий"? По-моему практически два варианта есть: либо в Тункинскую долину (в Тибильти), либо назад. Всё остальное намного сложнее.
Сам я в Тибильти не выходил, но многие ходили и я не слышал, чтобы кто-нибудь блудил. Должно быть не сложно — всё вниз. Скоре всего работает принцип "идти по самой натоптанной дороге".
24.10.2006, 17:10:59 |
Василий ТатариновВсё. Понял в Тибильти по Бешечному хребту.. Исправляюсь — 2 варианта.
24.10.2006, 19:34:04 |
Василий ТатариновВячеслав, а будет ли актуален этот маршрут в январе? Как там с ночёвкой зимой и вообще там как с ловиноопастностью?
14.12.2006, 02:53:30 |
Вячеслав ПетухинКонечно, там и зимой можно ходить. По гребню какие там могут быть лавины? С ночёвками — по-разному. Есть избы, но полностью по избам вряд ли получится.
Кстати, есть же фотоотчёт о зимнем походе, захватывающем этот участок.
14.12.2006, 14:56:14 |
Вячеслав ПетухинТак как эта страничка основная для данного маршрута, стоит указать здесь особенности зимнего маршрута. Мы шли 7-го марта. Почти везде на гребне был фирн. Почти все крутые участки обходятся. При движении вперёд только при подъёме на первую горку использовали камуса. При движении назад вообще не было крутых подъёмов. Глубокий снег с тропёжкой был только на очень небольшом участке — подъёме от озера (под перевалом Рассоха). Буквально несколько десятков метров. Шестую гору в отличие от летнего варианта логично обходить справа — так длинее, но положе.

И соберу здесь зимние фотографии, показывающие участки маршрута:

Подкомарная
Вид назад с подъёма на первую горку
Босан и Чернушка видны издали
Вид назад на вторую горку

Под четвёртой горкой
Обход шестой горки справа
Вид вперёд с восьмой горки
Спуск с восьмой горки

Путь по озеру
На перевале Рассоха
Двухэтажка
23.03.2014, 21:25:50 |
Sergey VНемного добавлю про лыжный вариант. На пути "туда" снимали лыжи несколько раз-на спуске со второй, на траверсе пятой, в начале подъёма к шестой, на спуске с седьмой горки. Обратно — только на спуске после шестой, там сплошные камни и не обойти. Все остальное легко обходится. Не всегда это сразу видно из-за перегибов.
Ну и лыжный вариант как-то интереснее, разнообразнее. И фотографии красивее.