Природа, Великая, Прекрасная, щедрая, разная – самый большой и самый важный учитель. Пусть у нас не будет никакой блестящей, сотворенной человеком роскоши, но пусть всегда будет возможность взглянуть на дали Природы, побродить по лесу, увидеть весенние, пусть еще без листьев, кустики. Окунуться в речку или коснуться воды в ручье. Понаблюдать, свериться со временем, пособирать, не вредя. Не зря Мудрые говорят:

«Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны, торжественную тишину ночи, — услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку природы». В.А. Сухомлинский.

Нельзя отрываться от Природы и терять ее, как учителя. А еще терять понимание ее жизненной, практической важности для нас. Люди жили потому, что пользовались ее дарами. И при этом понимали, что нужно ее беречь как кормилицу – нельзя стрелять в изюбриху, грибы нужно срезать ножом, чтобы не повредить нежный мицелий. Отсюда культура шла. Теперь между нами много посредников, связь не так очевидна, поэтому о ней нужно доносить, учить быть внимательными.

«Любовь к родной стране начинается с любви к природе». К. Паустовский.

И еще много чего начинается. Чтобы жить, нужна постоянная тренировка. Человек тренирует себя и живет в своем диапазоне возможностей. Природа с ее постоянными сменами погоды, сезонов тоже тренирует, и не только физически, но духовно, а еще эстетически. Всё это есть у нашего старшего поколения, которое было более приближено к природе в своем детстве.

О практичности.

«У человека самая яркая пора - детство… Но ведь детство было и у человечества в целом. Ничего нельзя было купить в магазине, не существовало стольких кафе, ресторанов, магазинов с доставкой продуктов на дом. Все, от лесного ореха до мяса мамонта, от рыбины до гриба, приходилось добывать самому… Итак, я считаю, что страсть к охоте, к рыбалке, к грибам есть не что иное, как смутное воспоминание детства человечества, потому сладка и желанна эта страсть. И ведь не просто воспоминание, но можно, оказывается, как бы возвратиться в то самое, прежнее состояние, когда ты один в лесу или на реке и только от тебя самого, от умения, ловкости и смекалки зависит, добудешь или не добудешь тетерева, щуку, корзину рыжиков или боровиков». Владимир Солоухин.Третья охота.

В общем, по всем многочисленным осознаваемым и не осознаваемым причинам ждем случая, чтобы снова и снова вернуться в лес. Благо, летом и осенью есть еще и практическая составляющая – сделать запасы ягод и грибов. (А весной – мётла, а зимой – прогулки с собакой, и мало ли что еще).

Кто-то подскажет, что пошли грибы, либо увидим их на рынке или продающимися на обочине Байкальского тракта, погода благоприятная, срочных дел нет – значит можно съездить на разведку. Маслята в известных нам соснячках мы пропустили – шибко популярными стали те соснячки. И вообще, скоро до них расстроится поселок Большая Речка. Мама, вспоминая свои вятские чистые, теплые, рыжиковые леса, называет наш лес бестолковым – ходишь, ходишь по буреломам и только общая компания, вкусный обед и лесная красота кругом заставляют напрочь улетучиваться разочарованию. Но этот август был особенным – влажным от многочисленных дождей, да еще теплым, как во все последние годы. Да здравствует и практическая составляющая – грибы!

Был ли хотя бы квадратный метр лесной земли без какого-нибудь видимого грибка, пусть несъедобного? Мы ездили не очень далеко, по черемшанской дороге, но все-таки дальше пропускного пункта Большереченского лесничества «Заповедного Прибайкалья». Так, что пропуск пригодился. Желающие больших количеств груздей решительно проезжали дальше в тайгу.

Желтые грузди – очень желанные, не каждое лето случается их урожай. Но в этом году они были! Похожи на сырые настоящие грузди формой, рисунком и размером, но желтенькие. При срезе и касании выступает млечный сок, который окрашивается в сине-фиолетовый цвет. Чуть позднее тоже находили желтые грузди, без дождя они были не такие толстенькие – решили было, что это не желтые синеющие, а просто желтые – более высококатегорийные. Но со временем и эти грибочки посинели, просто были суховаты.

Понемногу привыкаем, что и в наших лесах бывают белые грибы. Несколько лет назад, когда впервые белые грибы вдруг себя проявили, было очень удивительно – сколько лет (десятилетий?) их грибницы сохранялись и ждали своего времени. Осень и весна, да и зима потеплели и боровики тут как тут. Светлые, румяные, чистенькие, большие и «хорошие» – одно удовольствие их собирать. По виду – правильно, Boletus edulis – просто белый гриб.

А сколько подосиновиков и подберезовиков. К последним были очень придирчивы – дома придется чистить, а в их трубчатом слое какой только живности нет, особенно длинных многоножек. Старались очистить прямо в лесу – и живность не переберется далеко, и споры тут же останутся, и корзинка не будет обманчиво слишком быстро наполняться. Подосиновики порадовали – от крохотных крепышей до основательных грибов. И вопросы всякие оставили – были с яркими, более плотными и плоскими шляпками, а были более светлые, почти бежевые, с толстыми, подушкообразными шляпами– может последние и не подосиновики или разновидность другая?

Тепло и влага заставили всякие грибы активизироваться. Было много рогатиков – язычковых, пестиковых, ламарии желтой или рогатика желтого. Ежовики – желтые (оказывается, даже съедобными считаются), пупковидные (своей формой, приближенной к воронке, похож на ложную лисичку, рисунком – на волнушку, но иголочки, как у ежовиков и впадинки – пупки – отличительная черта) и даже замечательный коралловидный – строение тонкое, изящное и как будто светится бежевато.

Ну и, конечно, было много мухоморов – красных. Попался желтый. Чем, интересно от бледной поганки отличается? Тем, что зеленоватости нет?

И очень интересно было увидеть из мухоморовых поплавки – желто-коричневый и серый (у последнего не очистила низ ножки, поэтому не увидела остатков вольвы – остались сомнения – поплавок ли? Но так как нет юбочки, как у зонтиков, то решила, что поплавок. Да, и похож на тот, что уже есть на сайте). Поплавки отличаются от мухоморов отсутствием юбочек, считаются условно-съедобными. Но как-то не шибко приятные у них родственники.

Много всякой милюзги – маленькие коричневатые грибочки (ксеромфалина колокольчатая) превратили пни в многоэтажки. Кажется, правильно определила, что за грядку образовали повыскакивавшие во множестве белые грибочки разной зрелости - тонконогие, с волнистыми рюшками по краю, от колокольчиков до плоских, без заметной прозрачности – коллибия клубневая.

Ягодная эйфория... Мы знали, что в наших лесах стало больше зверей. Хотя всегда были места с постоянными обитателями, с которыми лучше не встречаться. Поэтому начали разведку черники совсем недалеко от поселка. Черника тоже в этом году удалась. Сначала походили по оборышам, раззадорились (вот, что значит азарт) и на следующий раз поехали дальше, как раз в такое место. Решили держаться рядом. Начитавшись отчетов и уверившись в пользе фальшфейеров, даже запаслись таким. Дорога была в хорошем состоянии и мы, отвлекаясь на стволы и царапающие ветки, на бегущую впереди собаку (как бы в восторге, помечая на каждом шагу траву и кусты, не попала под колеса) проехали намного дальше, чем нужно. Удивились, развернулись кое-как и начали внимательно осматривать придорожье. Уже совсем решили возвращаться домой – ягодники есть, а ягоды нет. А кое-где печальные следы пожаров. Вдруг увидели – есть! Правда, времени у нас уже было немного. И еще, увидели ожидаемое – прямо через ягодник идет тропа. Папа до сих пор задается вопросом, на который мы не нашли ответа – кого тащил – поперек тропы кое-где лежали тонкие деревья, перед этими стволиками оставалась собранная трава и сучки. Мы настолько обрадовались найденной ягоде, что решили собирать прямо у тропы, но через часок энтузиазм уменьшился, папа вспомнил соответствующие истории, а также вспомнили, что вечером должен быть дождь, а нам выезжать на крутой склон. И как только небо потемнело, а вдалеке грохотнуло, мы вздохнули с облегчением, быстро собрались и уехали, даже не выпив чая, за что дома нам попало (но мы благоразумно умолчали, до какого места добрались). Когда-то давно прежний наш пес в этом местечке ходил за нами следом и прятал голову под мамину руку. А теперешний лёг рядом, в низинку, и пролежал этот час-полтора, только голова с настороженными глазами и ушами была видна.

А еще в наш лес теперь наведываются кабаны. Удружила экологическая ферма, созданная где-то в Черемшанке при участии национального парка. Были удивлены кабаньей вездесущности и работоспособности – всё перекопано вплоть до Байкальского тракта. Папа их видел даже на самой окраине поселка. Лесники у шлагбаума национального парка считают, что они ручные и людей не трогают. Но когда-нибудь они перестанут быть ручными (если, конечно, охотники с ними не расправятся). Но зверей - маралов, кабанов, косуль – разводят якобы именно с благородной целью – увеличить их численность. Хотя не понятно, почему подкармливают, вызывая их на шум моторов – коварно как-то. «Сейчас на площади 29 гектаров живет более 120 животных: 70 кабанов (привезли из Хакассии), 26 маралов (с Алтая), 6 яков (Орлик, Бурятия), 6 лошадей, 2 косули, собаки». ( baikal-info.ru, №3, 24.01.2014, ссылка ниже).

Маралы - хорошо (следы крупных копыт тоже, кстати, видели), но кабаны…

Рассказывают случай, как эти ручные кабаны загнали мужика на дерево. Хорошо, что у него был с собой сотовый телефон, и он вызвал подмогу. И перекопка земли удивление и сомнение вызывает – как-то сразу вид леса очень изменился.

А еще дожди возродили ручей Гремячий – два года он представлял собой глубокую безводную зеленую канаву, сейчас снова полон и шумит. Но из-за прогнившего и осевшего моста изменил русло, затопил придорожье до целого пруда и перетекает через дорогу.

Скоро места по черемшанской дороге изменятся – покосы поделили на участки – поселок расстраивается. Вот только покосы периодически топит, не зря до сих пор в основном строились на горе. Как то выйдут из положения? Видимо, не обойдется без новых, кого-то удивляющих сюжетов о "коварной" погоде и речке, "вдруг" затопившей усадьбы.

Прогулки-поездки получились замечательные – дороги хорошие (от нечастого и не тяжелого транспорта), погода солнечная, зеленые травы и деревья, урожай – все помогало, радовало, впечатлений набрались надолго!

«Природа не для всех очей Покров свой тайный подымает. Мы все равно читаем в ней. Но кто, читая, понимает?» Д. Веневитинов.

Энциклопедия грибов (http://wikigrib.ru/ )

Грибы Новосибирской области. Четыре категории пищевой ценности. (http://mycology.su/pro-griby/pishhevaya-cennost-gribov/chetyre-kategorii-pishhevoj-cennosti )

Грибы двойники, отличительные признаки (http://vsegriby.ru/informatsiya/otlichiya.html )

Татьяна Никулина. Вырастить и выпустить. Baikal-info.ru, №3, 24.01.2014. (http://baikal-info.ru/friday/2014/03/003008.html )

Следственный комитет не нашёл нарушений в работе фермы по разведению оленей в Иркутском районе. Вести-Иркутск. 25.08.2016 (http://vesti.irk.ru/news/animals/183501/ )

Орлов Н.И. \'Съедобные и ядовитые грибы\' - Москва: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ МЕДГИЗ , 1953 - с.272

Книги:Научная полнотекстовая библиотека/Biology/Микология/

Постановление Правительства Иркутской области от 13.05.2015 № 235-пп "Об утверждении перечня редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, обитающих (произрастающих) на территории Иркутской области и включаемых в Красную книгу Иркутской области"

Показать фотоотчёт полностью

Время показа (сек): 2

Светлана Богородская

ПредыдущаяСтраница 2 из 2:  1 2
Александр Мамонтов

Дмитрий Большедворский:  Но есть одно но:))....

Если почитать дальше статью в вики, то в разделе "изменчивость" можно найти много интересного по вопросу непохожести :).
06.09.2016, 01:59:00 |

Светлана Богородская: Насчет обычности - может дело во внимательности. Но все-таки, по сравнению с другими грибами, не самый обычный для нас гриб.
Карта распространения 1966 года из книги Б.П.Василькова (можно кликнуть). Понимаю, что, возможно, не все сведения были собраны. Но, думаю, автор понимал ответственность за данные и выводы. И общая картина все-таки была таковой. Во всяком случае соответствовала частоте встречаемости. (Не Качугский ли лесхоз отмечен на карте - он активно занимался заготовками лесных даров).

Возможно, он распространился в последние десятилетия. Раньше и я его так часто не встречал. А сейчас, вот, например, на Олхинском плато (в районе Орлёнка, Подкаменной) он довольно обычный, каждый раз встречаешь, хоть и не очень много. И вот интересно, а в районе Оёка он есть (давно там не был)?
06.09.2016, 09:30:02 |
Дмитрий Большедворский

Александр Мамонтов:  в разделе "изменчивость" можно найти много интересного по вопросу непохожести :).

Да не так уж и много:) Один вид и то с натяжкой:)

Форма оливково-бурая (Boletus edulis f. olivaceobrunneus (Zeller & F.D.Bailey) Vassilk. 1966)[Т 12]. Шляпка с волокнистым краем, иногда тонкочешуйчатая, оливково-бурая, в центре иногда более тёмноокрашена. Ножка обычно ровная, не клубневидная. Произрастает на востоке Северной Америки в сосновых лесах, в октябре — ноябре. Васильков (1966) сообщает о находке сходных грибов в окрестностях Батуми, однако точная идентификация их была затруднена.

06.09.2016, 13:28:04 |
Вячеслав ПетухинВы, Дмитрий, опять как-то по своему "перевели" слова Саши. Там главное вот это: "Б. П. Васильковым описано 18 форм белого гриба в зависимости от особенностей микоризы, сезона появления плодовых тел, особенностей климата и других экологических условий." (выделено мной) То есть вид очень изменчивый и некоторые несоответствия "классическому" описанию для этого вида вовсе не что-то необычное, а, скорее, наоборот, норма.
06.09.2016, 13:36:17 |
И. ФефеловЕсли по молекулярно-генетическим признакам разгонят, то вполне могут и навыделять из него кучу видов, хорошо есть не 18... Пока же, насколько понимаю, для многих географических популяций белого гриба этого никто не делал еще.
06.09.2016, 15:05:28 |
Дмитрий Большедворский

Вячеслав Петухин: 18 форм белого гриба в зависимости от особенностей микоризы, сезона появления плодовых тел, особенностей климата и других экологических условий."

Даже среди специалистов единого мнения нет:)

Другие авторы 4 из этих форм считают самостоятельными видами, то есть белый гриб по Василькову следует считать видом в широком смысле (Boletus edulis sensu lato), остальные же формы представляют собственно вид Boletus edulis sensu stricto.

Пускай будет 19 форма "Сибирская":)
06.09.2016, 16:31:08 |
Александр Мамонтов

Дмитрий Большедворский:   ...Пускай будет 19 форма "Сибирская":)

Не возражаю))) И с точки зрения: "Иркутск — середина Земли" будем считать растущую у нас форму белого гриба, классической ;)
06.09.2016, 22:16:15 |
Александр МамонтовА если серьезно, то необходимо мнение достаточно узкого специалиста, которого, похоже, среди нас нет.
07.09.2016, 06:39:43 |
Светлана БогородскаяВ ссылке на "Книги:http://biology.krc.karelia.ru:8080/biology/Микология/" есть также книга "Грибы северного Присаянья. Состав, экологические особенности и ресурсы", С.М.Музыка, 2002 г. Данные Нижнеудинского района за три года. Любопытно полистать. В книге упомянуто о ста с лишним съедобных грибах. Белый гриб составлял порядка 10% от количества (по весу) грибов первой категории на исследуемых площадках (но гораздо в большем количестве, чем первой были грибы других категорий) — т.е., белого гриба — было примерно 2 % от общего количества съедобных грибов (от сморчков до гименофоры) (табл.34, стр.112-113).

Ну и много других подробностей и наблюдений. В т.ч., представлены сроки "слоев" плодоношения и соответствующие им съедобные грибы (с 92 стр.). В начале книги при описании грибов даны русские и латинские названия, в таблицах, к сожалению, по латыни.
08.09.2016, 01:24:00 |
Светлана БогородскаяВот такие они, перерывшие весь наш лес. Фото Александра Васильева. Большая Речка: https://ok.ru/profile/580023700995/album/851782736387/857710745859