Как добираться до пика Порожистый

На электричке доезжаете до станции Утулик. По любой улице, идущей от вокзала, доходите до шоссе, ведущего в Байкальск. По нему влево идёте км два - почти до моста через р. Бабха.

Переходите шоссе, спускаетесь вниз (это надо делать рядом с мостом, но не вплотную - тогда вы сразу попадёте на широкую тропу - можно сказать, аллею под сводами деревьев, идушую с лёгким подъёмом вдоль р. Бабха). Если спустились неудачно далековато от моста, придётся до этой "аллеи" по высокой траве пробираться-продираться, двигаясь к реке и от шоссе... Далее идёте по этой прекрасной тропе до выхода из леса. Перед вами откроется широкое открытое пространство и лесная дорога, идущая вдоль кромки леса. надо идти по ней. Недалеко от конца открытого пространства справа высматривайте - там устроили (наверное, местные) стоянку с длинным столом и скамейками - там можно (если не занято) перекусить и чуток отдохнуть. Если вы приехали часов в шесть вечера, рекомендую чуть дальше по тропе - дороге на поляне устроить бивуак-ночлег (вода-река рядом, про дрова не знаю - хожу с газом). Дальше до моста через Бабху найти удобное место проблематично...

Дорога дальше без особых проблем по хорошо натоптанной тропе... до того места, как вы выйдете (спрыгнете) с высокой залесённой террасы на валунистый берег - дальше придётся идти в непосредственной близости реки. Главное препятствие почти сразу - крутой, почти отвесный взлёт на скалу, которую не обойти - это метров 10 высоты. В разное время там были устроены разные способы преодоления этого препятствия: в первый год там был закреплён толстый канат, на следующий год ребята-иностранцы, расчищающие нам тропу вокруг Байкала, построили там целую лестницу, увы, с большими пролётами, в которые можно ухнуть как при подъёме туда, так и при спуске обратно. Это было 8 лет назад. Как там сейчас, не знаю, но будьте морально готовы к этому препятствию...

Дальше по камням вдоль реки без проблем... Уже на подходе к подъёму небольшому на лесистую террасу перед мостом, там несколько обходов или по воде, или чуть вверх (смотрите сами - можно и так, и этак - зависит, правда, от уровня воды ещё). Потом берег резко поворачивает влево и вскоре начинается короткий подъём на террасу и где-то через минуту-пять вы на красивой поляне, хорошо оборудованной, прямо перед мостом через Бабху. Если дело к вечеру и поляна не занята, это прекрасное место заночевать. Если место занято, то перейдя через мост, вы попадаете на огромную лужайку, где может разместиться хоть 50 палаток. Одно но - она с уклоном, не ровная...

Если вы идёте дальше, то в дальнем конце поляны, загороженная кустами мощная тропа (ищите у ручья, а то есть мощные тропы по дрова в сторону сопок - мы в первый раз туда упилили!). Дальше путь по хорошей тропе но то вниз, то мощно вверх до следующего препятствия, где я чуть не погиб (правда, на обратном пути, и ребята-иностранцы после этого построили там целый мост, который, возможно, снесло при половодье).

Итак, переправа через круто падающий бурный ручей Порожистый (на картах Медвежий). Там ближе к тому берегу огромный камень, на который всегда или большое дерево положено, или два небольших, или мост моих иностранцев - мост иностранцев был положен сразу до противоположного берега!). А с камня не очень толстая жердина, всегда мокрая, так как низко над водой. Когда я шёл в ту сторону, то я на камне снимал рюкзак и кидал его на травянистый берег, наступал на жердину и прыгал туда же (допрыгнуть можно и не наступая на жердину - вниз и недалеко). В обратную сторону этот финт не проходит, рюкзак не удержится на камне, если его, тяжеленный, бросить вверх на камень. Приходится с рюкзаком, обязательно наступая на мокрое брёвнышко, бросать себя на этот камень. Два или три раза мне это удачно сходило с рук. А в августе 2005 г...

Тогда на поляне Восходителей (как вы её назвали) собралась большая компания из разных мест... Я уходил последним...

И вот я перед переправой. Прицеливался я, прицеливался, пристроив одну ногу на брёвнышко... И вот решительный бросок, моя нога тут же соскальзывает с брёвнышка и я всей массой с рюкзаком лечу головой на камень... Меня спасло то, что фуражка (бейсболка) была с твёрдым козырьком. Мою голову откинуло вверх, и я страшным образом врезался в камень губами, рассёк их до зубов... И рухнул в поток. Здесь второе везение: я ни на миг не потерял сознания... И вот я в бурном потоке на дне, на мне тяжеленный рюкзак. Чувствую, что задыхаюсь. Нечеловеческим усилием я сжался под рюкзаком и рванулся вверх...

И мне удалось!! Я на ногах, рюкзак за плечами и я дышу... Состояние аффекта. Дальше я на автомате: плыл, то есть махал руками, что-то делал ногами, пока не почувствовал, что голова во что-то упёрлась.

Поднял голову: я "причалил" в угол между выступающей скалой и противоположным берегом... Встал во весь свой "богатырский" рост (я причалил в горизонтальном положении). Чувствую, изо рта хлещет кровь, сунул туда руку - расселина в губах в палец глубиной и сверху, и снизу. Состояние шоковое. И хоть у меня были запасные очки (а у меня -12), я не стал их доставать из рюкзака, помчался по тропе с тайной мыслью, что на лугу перед мостом застану на бивуаке одну из групп, с кем был по соседству на поляне Восходителей...

И вот я выхожу из тех кустов на огромную поляну перед мостом. И что я вижу!! Она вся уставлена палатками. Ко мне бежит парень, помогает снять рюкзак, лопочет не очень по-русски: Карман, мол, у рюкзака оторван - Я ему: Давно уже, не бери в голову. Но он так трепетно поддерживал в стоячем положении мой рюкзак. В это время ко мне подбежал второй парень с огромным чемоданом - медик ихний. Тоже что-то лопочет, но не по-нашему. Подвёл меня к толстому бревну, открыл свой огромный чемодан... Начал останавливать кровь...

В общем, тогда я и узнал, что это ребята из многих стран: США, Германии, Норвегии,... списались в интернете и объединились с целью и побывать на Байкале, и продолжить расчищать Тропу вокруг Байкала (не первый год они уже приезжают). Я ему промычал, что не там мосты они строят (а когда я пробегал по тропе, в одном месте был ручеёк по щиколотку глубиной, но они такой мостище там построили, правда типа лестницы, с большими окнами между поперечин - я бежал как раз по окнам, чтоб не свалиться с поперечин), вот дальше, я ему говорю-мычу, ручей, из-за которого ему работа.... Я был, к сожалению, в состоянии аффекта, ушёл от них, не взяв адресов и имён, о чём до сих пор жалею... Но весной 2006 г. я обнаружил на моём ручье - катастрофе мощный мост от берега до берега (он есть на соответствующем фильме)...

Вот такое "небольшое" отступление и мы идём дальше...

За ручьём неплохо подкрепиться и набрать воду, дальше тропа уйдёт от берега и до лагеря, что в часе от поляны Восходителей, с водой будет трудно... Поднявшись круто на террасу, идёте по тропе долго и нудно - всё выше и выше. Здесь будьте внимательны в местах, где тропа выходит на поляны из камней. Обязательно найдите тропу на противоположном конце - иногда она видна с этого конца тропы... И вот вы спускаетесь к берегу ручья, очень живописному, с цветочками, водой и хорошим местом для бивуака или перекура. Дальше будет час-полтора не очень уютного леса и, может, немного блужданий...

Вы идёте дальше: лес, подъём. Здесь обратите внимание: тропа выходит почти на берег, сопки расступаются. И влево под острым углом уходит каменная река - это потом мой путь захода на пик Порожистый. А тропа в кустах трудно различима у ручья (в те годы). До цели уже недалеко, но тропа пытается от вас исчезнуть: кое-где по каменьям берега, иногда чуть не по воде... Но всё время высматривайте тропу в лес. Если вы её найдёте, она мощная и сразу уходит от берега в глубь леса. Там совсем рядом крутенький подъём и вы на террасе Поляны Восходителей. Там множество мест для палаток, здесь же наш ручей. Я обычно встаю сразу за ручьём. Рядом "дорога" вверх - скорее всего, путь за дровами или общественный туалет - не исследовал, т.к. обхожусь без дров... Ещё пару слов об узких местах восхождения на пик Порожистый.

Я начинал вот с той каменной реки, дальше она всё круче и круче, переходит (или я перешёл) в крутой травянистый склон, на котором трудно даже удержаться. Я держал путь на хребет, то есть шёл в лоб к склону (возможно, надо по другому склону, ближе к вершине). Но это не принципиально. По хребту я уже довольно свободно подошёл к площадке под пиком. На сам пик не пошёл - 50 метров разрушенных скал - зачем...

Возвращался я другим путём. И здесь столкнулся с тоже рискованной ситуацией, на которую хочу заострить ваше внимание. Когда вы спуститесь по наклонным плитам с предвершинной площадке, то увидите, что по хребту идти невозможно - стланник устилает хребет и северную часть склона. Я шёл по южной стороне склона. И там вроде тропы есть. Но не доходя до над озером тропа упирается в скалу, и по ней вроде полочки узенькая полоска метра три. Я прошёл, но есть возможность срыва в пропасть слева - посмотреть, нельзя ли обойти это место поверху и снова спуститься на тропу!!!

Дальше всё нормально, красивое озеро, дальше памятник погибшему Маркову на хребте. Идёте дальше и посматриваете вправо: как только в сплошной стене стланника увидите прореху - явно это путь спуска с хребта. Сначала крутенько, по круто падающим плитам и каменьям, потом выход на тропу и вы, усталые, но довольные подходите к своим палаткам: пик Порожистый в вашей копилке наших замечательных мест.

На этом пока заканчиваю... Спрашивайте, если что неясно...

Время показа (сек): 5

Владимир Иванович Бормотов

Вячеслав ПетухинВладимир Иванович, спасибо за рассказ и фотографии.

Кое-что, правда, требует уточнения.

Опытные туристы ходят по-другому (короче и всё по лесным дорогам, идти проще). От станции Утулик проходим немного дальше на восток вдоль железной дороги. И отворачиваем от неё по первой дороге, уходящей в лес. Дорога идёт по лесу мимо кладбища. (Выходит на трассу кажется, именно там, где сейчас разбитый "памятник" БЦБК.) Пересекаем трассу и лесная дорога продолжается по ту сторону трассы. По дороге огибаем отстойники и выходим на дорогу вдоль Бабхи.

переправа через круто падающий бурный ручей Порожистый (на картах Медвежий)

Порожистым называют другой ручей — который течёт из цирка Бабхи. А этот ручей — Поперечный. Именно так он и на картах подписан. А Медвежье — урочище, а не сам ручей.
14.10.2016, 17:03:46 |
Константин Суханов

Вячеслав Петухин: Порожистым называют другой ручей - который течёт из цирка Бабхи. А этот ручей - Поперечный. Именно так он и на картах подписан.

Слава, я считал, что это ручей Обрывистый. По крайней мере, Коля Ситников, Валера Рудоманов и местные охотники так его называли.
А Медвежий — не Медвежий, а Левый Поперечный. Потому что там ещё есть Правый. Их водоразделом, прямо от стрелки, можно удобно подняться прямо на Порожистый.

Там всё идётся низом (правда, руками приходится держаться за скалу). Разве что в очень высокую воду нужно лезть наверх.
Кстати, и первый прижим в начале тропы, где Бабха входит в горы, тоже прекрасно идётся берегом. А то тропа там довольно высоко поднимается.

На сам пик не пошёл - 50 метров разрушенных скал - зачем...

Непонятно, как Вы шли. Там везде гребнем хорошая тропа и никаких разрушенных скал. Кое-где, конечно, нужно придерживаться руками.
15.10.2016, 13:46:57 |

Константин Суханов: Слава, я считал, что это ручей Обрывистый.

Константин Суханов: А Медвежий - не Медвежий, а Левый Поперечный. Потому что там ещё есть Правый. Их водоразделом, прямо от стрелки, можно удобно подняться прямо на Порожистый.

Ну это-то да, так точнее, и первая переправа уже именно через Левый Поперечный. Но у моста в Бабху впадает Поперечный.
15.10.2016, 15:46:46 |
Дмитрий Мызников

Вячеслав Петухин: Здесь я не берусь судить, как именно называют местные. На картах он Порожистый. (Кстати, на картах Обрывистым подписан левый приток Солзана в районе Правого Поперечного.) Так или иначе Порожистым ручей из цирка Порожистого не называют.

Все правильно! Местные охотники именно так -Порожистый — называют ручей, вытекающий из оз. у подножья п.Бабха.