Маршрут: дорога старателей - руч. Эхе-Саган-Сайр - р. Сайлаг - пер. Сайлаг-Дабан (н/к) - р. Ара-Сайлаг - р. Хабсагайта - пер. Нарин-Дабан (1Б, первопроход) - р. Шутхулай - р. Хойто-Ока - пер. Бурсаг (н/к) - р. Бурсаг - оз. Бурсагай-Нур - р. Жомболок - оз. Олон-Нур - оз. Терок-Нур - р. Зун-Хадарус - плато между Зун-Хадарусом и Барун-Хадарусом - приток Барун-Хадаруса - вулканы Перетолчина и Кропоткина - р. Барун Хадарус - пер. Следопыт (н/к) - руч. Аршан - источники Хойтогол - р. Хойто-Гол - р. Сенца (по дороге до Шаснура).

В феврале 2003 года Слава сходил в лыжный поход по Тиссе и Сенце (рук. Н. Москвитин). С этих пор он мечтал сходить в широко известную Долину Вулканов, но нестандартным маршрутом. Он придумал пройти первую часть маршрута по хребту Кропоткина, а вторую часть - по Долине Вулканов и Жомболоку.

Хребет Кропоткина привлек Славу более альпийским рельефом, саянскими высотами вершин и перевалов, а также тем, что там из туристов почти никто не был. Все перевалы хребта Кропоткина на "Природе Байкала" - это первопроходы под руководством Славы (кроме н/к перевалов, по которым проходят конные тропы).

И вулканы тоже конечно привлекали, ведь мы их никогда не видели "живьем".

Слава разработал маршрут, подходы, отходы, раскладку и карты.

Нас взялся забросить наш друг Федор Стексов, который жил тогда в Утулике. На вечерней электричке заезжаем в Утулик. И вот, 25 июня в 5 утра на Фединой Делике наша маленькая компания - Слава, я и Сергей Кузьминых - выдвигается в сторону Орлика.

Наташа

Сергей и Слава

В Орлике мы были где-то после обеда

Заезжаем в Шарзу оставить заброску на вторую половину похода

За ближней горкой начало маршрута. Проезжаем немного дальше по долине Оки, чтобы посмотреть водопад на М. Жомболоке

Каньон Малого Жомболока. Река пропилила себе путь в лавовом потоке

Ока в районе устья Малого Жомболока

Водопад на Малом Жомболоке

Водопад в устье реки Сайлаг. По Сайлагу мы пойдем завтра. А пока по дороге, которая идет по ручью Эхе-Саган-Сайр (приток Сайлага) к поселку старателей, заезжаем как можно дальше. Ночуем на Эхе-Саган-Сайре

26 июня. С утра перевалили в долину реки Сайлаг, идем по ней

К обеду вылезли на широкую ступень в левом борту р. Сайлаг у подножия горы Хойто-Ула, высшей точки хребта Кропоткина

Вид на долину Оки со склона г. Хойто-Улы

Гребни хребта Кропоткина

Спускаемся к Сайлагу и продолжаем двигаться вверх по течению

Наледь на реке Сайлаг

Каньон и водопад в средней части р. Сайлаг

Поздним вечером встаем на ночевку у границы зоны леса ввиду живописных скал. Дрова занесли с собой

27 июня. Спать легли в 12 ночи, а в 6 утра уже подъем - "спасибо" командиру. Мы с Серегой жалуемся на усталость, Слава обещает, что будем больше отдыхать в обед

Перед нами перевал Сайлаг-Дабан, уже хорошо освещенный солнцем. 8 утра

Последний взгляд в долину реки Сайлаг

27 июня, 9 утра. На перевале Сайлаг-Дабан. Через него проходит конная тропа на р. Ара-Сайлаг. Я возле обо

Небольшое озеро на перевале

В цирке под перевалом - большое озеро Ара-Сайлаг-Нур. Из него начинается река-Ара-Сайла (Противо-Сайлаг?)

Спускаемся с перевала долину реки Ара-Сайлаг

Мини-каньончик в верховьях Ара-Сайлага заполнен снегом

Возле этого "волшебного" бревна Слава сделал сто фоток разных цветочков. Мы с Серегой, пользуясь нежданной остановкой, стали намекать, что пора уж и пообедать. Но Слава не поддался

Идем вдоль русла. Речка стала шире, но пока можно перепрыгнуть

Река Ара-Сайлаг. Остановились в красивом месте пофотографировать

Только двинулись дальше - опять красивое место. Водопад на р. Ара-Сайлаг

Каньон Ара-Сайлага

Свернули на приток Ара-Сайлага - Хабсагайту

Вверх по Хабсагайте

Наконец-то обед! На фото Слава Петухин и Сергей Кузьминых

Долина реки Хабсагайта. Впереди виден цирк под перевалом Нарин-Дабан

Озеро под перевалом Нарин-Дабан

Поднялись повыше - да тут их много, озер-то

Вот он - наш перевал

На перевале. Поднимались сначала по сыпухе, потом по снегу, в верхней части перешли на крутой травянистый склон. И был он такой неприятный, что когда вылезли на перевал, Серега от волнения даже закурил

Спуск с перевала Нарин-Дабан

Озеро под перевалом со стороны реки Шутхулай

Спускаемся вниз по реке Шутхулай

На цветочной лужайке на реке Шутхулай

Дошли до границы зоны леса около 9 вечера и встали на ночлег

28 июня. Продолжаем спускаться по реке Шутхулай. Долина слева - р. Харгыта, справа - Хойто-Ока. Нам надо направо

Фотограф работает

Остатки зимы на Хойто-Оке

Снежник или наледь? (река Хойто-Ока)

Слава и Серега

Верховья Хойто-Оки, впереди виден низкий перевал Бурсаг (н/к)

Подходим к перевалу Бурсаг. Подъем на перевал очень пологий. Под перевалом - озеро

Обедаем на озере под перевалом. Кстати, Слава нам так и не давал долго разлагаться на обедах, несмотря на то, что вставали в 6, выходили в 7, останавливались на ночевку в 9-10 вечера. Наверное, он хотел побольше пройти, посмотреть, сфотографировать

Спускаемся с перевала. Вид на перевал с верховья реки Бурсаг

Долина Бурсага в среднем течении. На фото видны поляны, натоптанные лошадьми. Где-то рядом находится зимовье пастухов. Пастухов мы не видели. Лошади свободно гуляли по всей долине

К вечеру подошли к озеру Бурсагай-Нур. Ночуем на озере. Озеро расположено в долине реки Жомболок, и из него виден сток в Жомболок. Реальным истоком р. Жомболок является озеро Хара-Нур, которое находится выше по течению Жомболока. Между озерами Хара-Нур и Бурсагай-Нур Жомболок течет под лавовым полем

29 июня. Со стоянки выходим поздно, т. к. временами идет дождь. Кругом сыро. Все же решили не терять времени и продвигаться вперед (т. е. вниз по течению реки Жомболок)

Обед на фоне живописных гор в хмурый день

Тропа вдоль причудливых лав. По пути к озерам Олон-Нур

Непоздним вечером останавливаемся на озерах Олон-Нур на ночлег

30 июня. Утром Слава отправился по дороге вдоль Жомболока в сторону Шарзы за заброской

Кони с летника ниже Олон-Нура

Хозяева летника. Вечером купили у хозяина немного мяса и сметаны. Шибко мы с Серегой по хорошей пище соскучились

Вечером после дождика

Утиные яйца. История такова. Пока Слава бегал за заброской, я бегала вдоль озера, смотрела - есть ли рыба. Но рыбы не было видно, только плавали мелкие рачки-гамарусы. А еще на озере гнездилось тогда много уток. (Кстати, в последующие походы мы не видели на озерах Олон-Нур уток.) Некоторые утки были с утятами. Так вот, гуляя вдоль озер, Серега случайно спугнул утку с гнезда. Через некоторое время выяснилось, что утка так и не вернулась на гнездо. И что делать с яйцами? Не пропадать же добру. Решили их сварить и съесть. Слава был против этой затеи. Но мы с Серегой сильно оголодали на сублиматах, и настояли. Самое страшное было вскрывать эти яйца: а вдруг там вместо желтка утятки?

Закончилась первая часть нашего похода - по хребту Кропоткина. Завтра начинается вторая часть похода - в Долину Вулканов

Утром Слава, как всегда, раньше всех встал, все перефотографировал и даже залез на гору, чтобы сфотографировать панораму озер Олон-Нур

Мост через русло Жомболока

Мы уходим от озер Олон-Нур и поднимаемся по ручью к невысокому перевалу между Жомболоком и Зун-Хадарусом

Озеро Терок-Нур на перевале. Останавливаемся на обед

Спуск с перевала к реке Зун-Хадарус. Нам предстоит сегодня переправиться через Зун-Хадарус и подняться на плато за ним

Река Зун-Хадарус. 8 часов вечера

На гребне над Зун-Хадарусом

2 июля, около 7 утра. Накануне встали на ночевку, как всегда, после 9 вечера. За ужином Слава произнес свою коронную фразу: "Что-то я устал сегодня!" Мы думаем: "Ну наконец-то и ты устал." Вчера мы поднялись на плато по тропе, про которую каким-то образом знал Слава. По ней мы и собирались продолжить путь до Долины Вулканов

Спускаемся с плато по притоку Барун-Хадаруса

Изба (видимо, пастушья) на Барун-Хадарусе, недалеко от Долины Вулканов. Возле избы - поляны, истоптанные конями

Наконец -то мы в Долине Вулканов. Слева видна гора Шулутэ-Сарьдаг

Здесь, на фоне вулкана Перетолчина, будет наш лагерь

Вечером поднялись на вулкан Перетолчина

Вид с вулкана Перетолчина вниз по пади Хи-Гол

3 июля. Дневка на вулканах. Сходили на вулкан Кропоткина

Кратер вулкана Кропоткина

Вулкан Старый

Вулкан Перетолчина в вечернем свете

4 июля. Утром выходим от вулкана Перетолчина к верховьям Барун-Хадаруса. Остановились на красивом озере Тухурен-Нур. Слава кинулся фотографировать озеро, а мы с Серегой Кузьминых кинулись ловить хариусов, которые водились в озере

Хариус, пойманный на лыжную палку. Наживкой были местные паучки

Поднимаемся от истока Барун-Хадаруса к перевалу Следопыт

Перевал Следопыт (н/к) со стороны Барун-Хадаруса

Перевал Следопыт со стороны ручья Аршан

Водопадики под перевалом Следопыт

Идем вниз, к Хойто-Голу

Вечер 4 июля, на источниках. Мы там переночевали, и утром отправились дальше уже по дороге на Орлик

5 июля, вечер. Ночуем у реки Сенцы, недалеко от Хутэла

6 июля. После обеда за Шаснуром поймали попутку и доехали до Орлика. Переночевали за Орликом. Рано утром 7 июля сели на рейсовый автобус до Слюдянки

Наталья Кривошеева

ЄсєнияСпасибо, Наталья.

... На нашем сайте кто-то недавно обмолвился, что-де, Вячеслав Алексеевич "в последние годы" стал как-то по-иному смотреть на мир; изменились и его фотографии.
Не нахожу этому ни малейшего подтверждения; отчёт Натальи ещё больше убеждает меня, что творческий почерк человека всегда уникален; узнать самобытные работы разных периодов жизни Вячеслава Алексеевича среди работ других авторов совсем нетрудно, его работы выделяются именно особым, собственным взглядом художника на мир; появившаяся хорошая фототехника позволяла ещё ярче подчёркивать этот взгляд.
15.12.2017, 16:25:11 |
Юрий МельниковЧастица чужой жизни.которая вдруг стала ближе. И чем-то напомнила собственную.Спасибо,Наталья.
15.12.2017, 17:48:37 |
Наталья КривошееваЕсения, Юрий, спасибо за добрые слова.
15.12.2017, 23:59:28 |
Владимир ПрадедовСпасибо за рассказ.
Очень строгий походный график у вас был.
18.12.2017, 18:43:10 |
Наталья КривошееваИ график движения, и график питания у нас были очень строгие.
18.12.2017, 22:08:33 |
Юра ГалачьянцЧто неудивительно, если Слава — руководитель. Тут ведь как: чем легче куль, тем мобильнее.
"Хочешь похудеть? Спроси меня как (С)".
18.12.2017, 23:08:12 |
Евгений РензинГрафик питания? Это ты, Наташа, со мной в большой поход не ходила. У меня обедов почти не бывает. Правда, ходовой день куда короче.
В общем, когда я ходил со Славой, голодать не приходилось. В т.ч. в большом походе по тому же хр. Кропоткина.
18.12.2017, 23:13:35 |
Sergey VНаташа, не ходи с Женей, с Юрой ходи :)
19.12.2017, 08:04:15 |
Наталья КривошееваВообще-то, мы к концу похода привыкли к такому питанию и не голодали. Это мы в начале были сильно прожорливые. Жалко, когда домой возвращаешься и начинаешь отъедаться.
Слава же от недостатка питания никогда не страдал, т.к. всегда был сыт идеей. Не то что мы.
20.12.2017, 17:53:26 |
Юра ГалачьянцФотографии Славы из этого похода, вошедшие и не вошедшие в отчет, можно посмотреть здесь.