Ещё недавно об этой пещере знало всего несколько человек - охотники. Причём даже они внутри пещеры по сути не бывали. За месяц с небольшим, как пещера стала известна спелеологам, весть о ней успела широко разнестись. По Иркутскому телевидению уже показан фильм об этой пещере. Действительно, есть о чём рассказывать - пещера обещает стать наиболее интересной пещерой Иркутской области.

Пещера стала известна благодаря случаю. Спелеологи клуба "Чемберлены" искали дорогу к пещере Политехнической и встретились с бывшем охотоведом Ю.Г. Григорьевым, хорошо знающим эти места. Он и рассказал о пещере.

Пещера, действительно, впечатляет. Уже вход необычно большой для наших пещер. В пещеру можно зайти даже не нагибаясь. В большей части ходов пещеры также можно ходить в полный рост. По ходам, даже не используя снаряжения, можно попасть в большие залы - сейчас их известно уже более десятка. Наиболее красивы в пещере разнообразные кальцитные натёки, которые, в отличии от многих наших пещер не сосредоточены локально, а встречаются во многих местах пещеры. С научной точки зрения интерес, вероятно, представляют многочисленные кости животных, встречающиеся в пещере.

Пещера ещё полностью не пройдена. Есть ходы (по которым можно идти свободно, не разгребая завалов), по которым ещё никто не проходил. Так что говорить об окончательных размерах пещеры рано. Теперь обо всём по порядку.

Вход в пещеру

Вид из пещеры на выход

Вход в пещеру обильно покрыт ледяными кристаллами, образоваными теплыми влажными потоками воздуха

Огромный привходовой грот покрыт каменной осыпью. От основного центрального хода здесь отходят ходы влево (тёмные пятна в самой левой части и ниже). Направо тоже отходит ход - это начало большой системы.

Недалеко от входа встречается лёд. Но вообще-то льда в пещере немного. Наиболее интересный ледяной фрагмент - "Пеликан". Он находится прямо на развилке ходов. Налево отходят ходы, соединяющиеся с первыми левыми ходами.

Небольшие ледяные "пупыри" интересно смотрятся

Рядом с "Пеликаном" на стенах уже довольно много кальцитных натёков.

Своды потолка

Есть и вот такая замысловатая композиция - сталактит, пойманный сталагмитом

Широкий центральный ход идёт дальше, заканчиваясь в зале Телевизионном

Наиболее красивы здесь "медузы". Вся правая стенка зала покрыта "Медузами".

Медузы - вид снизу

Свисающие языки "медузы"

Щупальцы медузы

Стены пещеры рядом с залом Телевизионным тоже красиво выглядят

Своды пещеры

Встречаются такие замысловатые формы

Натёки на потолке

Близко ко входу (особенно в левых ходах) много костей животных

Кости копытных

Кости животных

У самого входа в зал Телевизионный камин, не очень приятный для прохождения. Это своды пещеры за камином.

Это там же. Дальше - ещё один камин. Но оттуда у меня фотографий нет.

Интересные блестящие натёки

Летучая мышь рядом с камином. Вообще я видел трёх летучих мышей в разных частях пещеры.

Свисающие языки

В ходах, ведущих влево от "Пеликана" тоже встречаются интересные фрагменты. Длинные тонкие сталактиты.

Вот такие натёки на потолке

Ходы в этой части ведут в разных направлениях. Есть колодцы, которые не пройдёшь без верёвок. Есть направления вверх. Нелёгкое лазанье вверх по стенке, чтобы проверить, нет ли продолжения вверх. К сожалению, там оказался тупик.

Кальцитная стенка

Длинные сталактиты

Дима Шаламов третий раз ездил в эту пещеру (он был и в компании "Чембов"). Но и в этот раз он нашёл много нового.

Кстати, по двум последним фотографиям хорошо видно, что глина здесь довольно суховатая, она почти не мажется. Вообще, в пещере немного мест, где сильно мажешься.

Теперь про ход, ведущий вправо от входа. Отсюда, по-видимому отходит отдельная система ходов. Наиболее интересная её часть находится уже в отдалении. Спуск в неё - по уступу.

После спуска - несколько больших залов с большим количеством разноцветных кальцитных натёков. Первым в глаза бросается замысловатый кальцитный сталагнат.

Наиболее впечатляет "медуза". Она здесь не одна. Эта мне показалась наиболее фотогеничной.

Медуза снизу

Есть подобие кальцитного дождя. Он правда реденький, дождём не назовёшь, так мелко "накрапывает" :-)

Есть вот такие "кровавые" натёки - результат натёков по трещинам.

Натёки разнообразны. Вот, например, такие языки в ряд.

Цвет тоже довольно сильно варьирует

В этой (правой) части пещеры есть и очень светлые натёки. Есть и своя версия "Деда Мороза". Есть и ещё несколько светлых массивных сталагмитов.

Камушки в кальците. Видимо, раньше здесь была лужица.

Вообще, в этой части больше текущей воды и процесс кальцитообразования идёт активнее. Есть и небольшие озерца с кальцитными берегами. Это самое крупное - чуть больше полуметра в длину.

Над озером

Пригодится воды напиться

В небольших лужицах растут колючие кальциты. Здесь они уже в бывшей лужице.

Кальциты здесь покрывают не только стены, но и пол пещеры.

"Кальцитный обрыв". За него ещё никто не спускался. Ведущие топосъёмку А.Г. Докучаев, Н.Б. Сеньковская, М.С. Федорова пока что такие места проходят. А вообще до этого места доходило всего 10 человек. Топосъёмка на настоящий момент зафиксировала около 1000 метров ходов пещеры.

Ну и в заключение несколько образцов "фактуры пещеры". Вот насколько разнообразны кальцитные натёки.

Эти интересные натёки называют "флагими". Это из правой системы.

Я бы это назвал "гребешки".

Коралиты и сталактит.

Это коралиты. Их много в левой и центральной части пещеры.

Подобные коралиты встречаются в пещерах Мечта и Большая Байдинская.

Разные по размеру коралиты.

Небольшие коралитовые выступы на стенке

Фактура пещеры

А эти натёки у меня вызывают ассоциацию с зефиром. Это из центральной части пещеры.

Натёки такой замысловатой формы образуются в меандрах правой системы ходов в результате разнонаправленных потоков воздуха. Лепка безумного.

На потолке

А вот эти коралитовые фигурки (центральная часть, у самого камина) мне понравились больше всего. При виде их мне приходит в голову слово "нецке".

Строматолиты. Породы, образованные окаменевшими древними водорослями. Продольный разрез.

Александр ТарановскийОчень интересный материал
Спасибо
20.12.2006, 13:34:06 |
Александр ТарановскийА место на карте специально не указываете. Что бы паломничества небыло.
20.12.2006, 13:50:12 |
Ирина ЗотееваПросто замечательно, здорово подбраны образы на фотографиях. Очень красиво. Ничем ни хуже Ново-Афонской пищеры в Абхазии. Спасибо за удовольствие.
20.12.2006, 14:54:14 |
Василий ТатариновБольшое спасибо за описание и отличные фото!
Ни в одной пещере нет такого разнообразия! Просто гениальное открытие! :-)!!!!!
Вячеслав, интересно знать, откуда вы узнали о местонахождении пещеры и как попали в одну из групп первопроходцев, если не секрет....
20.12.2006, 19:28:12 |
Вячеслав Петухин"В одну из групп первопроходцев" — это слишком громко сказано ;-) Попасть не сложно. "Чемберлены" не делали секрета из местоположения пещеры. Уже спелеологи практически всех иркутских клубов там побывали. А Иркутск — город небольшой, все знакомы...
20.12.2006, 21:18:40 |
дмитрий шаламовЯ все больше и больше восхищаюсь этой пещерой. Приятно быть первооткрывателем и очень хочется чтоб каждый, кто будет в этой восхитительной пещере ощутил это. А это зависит от всех и от каждого. Будьте нежны с этой хрупкой красотой. Всем удачи.
27.12.2006, 14:23:23 |
SamsonСупер!!! Хочу и обязательно побываю!