Идея создания первого в стране Музея часов появилась в 1967 году. Основой для его открытия послужила частная коллекция ангарчанина Павла Васильевича Курдюкова (1908-1985 гг.).

В октябре 1968 года в музее на ул. Глинки появилась первая выставка часов, собранная П. В. Курдюковым.

1 марта 1969 года решением №70 Ангарского городского совета депутатов трудящихся г. Ангарска был официально открыт городской народный музей, куда и пришли работать супруги – Павел Васильевич и Ульяна Яковлевна Курдюковы. Для музея были приобретены первые 200 часов. Цена входного билета составила: детский – 5 коп., взрослый – 15 коп.

5 марта 1972 года на башне городского почтамта появились башенные часы. Группу создателей возглавил П. В. Курдюков. По его чертежам были изготовлены детали не только башенных часов, но и часы предприятий города Ангарска.

В экспозициях музея можно увидеть разнообразие старинных коллекций: солнечные часы, водяные часы, огневые часы.

В музее имеются коллекции часов известных мастеров из разных стран: Германии, Японии, Швейцарии, России.

Интерьерные часы разных времён: от XVIII до XXI века - каминные, настольные, напольные, настенные часы.

Часы специального назначения: хронометры, палубные, авиационные, для военных, штурманские, танковые, для подводных лодок, контактно-пусковые, морские, электрические маятниковые.

Отдельная экспозиция посвящена часам России конца XIX – начала XX века. Производство часов в России в эти годы существовало в небольшом объёме, т. к. на русский рынок активно поставлялись часы иностранных фирм. Швейцарские фирмы «Борель», «Тиссо», Мозер» работали специально для России. Но также большую роль играла и фирма «Павел Буре», которая имела в Москве и Санкт-Петербурге свои мастерские и магазины.

В середине XIX века в Звенигородском уезде Московской губернии, в деревне Шарапово, было налажено производство ходиков и настенных часов.

Особенно ценным и необычным экспонатом в экспозиции русского зала являются карманные часы из дерева работы вятских умельцев Бронниковых. В своё время эти часы называли «русской диковиной». Впервые такие часы были сделаны Семёном Ивановичем Бронниковым в 1837 году. Три поколения Бронниковых изготавливали деревянные часы, которые экспонировались на Всероссийских и международных выставках. Корпус, циферблат были из дерева (берёза), оси, винт – из слоновой кости, пружина – из стали.

В экспозиции представлены большие настенные часы петербургских фирм «И. Мансуров» и «А. Верле».

В Санкт-Петербурге имелось несколько фабрик, изготовлявших сложные бронзовые часы – фабрика Ф. Шопена, фабрика Л. Геде, К. Тегельштейна и др.

Украшением русского зала являются интерьерные часы в бронзовом корпусе, которые были изготовлены в конце XIX века на бронзовой фабрике Ф. Шопена по модели известного русского скульптора Е. Лансере. Сюжетная композиция посвящена событиям русско-турецкой войны (1870-е гг.).

К коллекции «Часы России» относятся двое карманных часов с изображением русских императоров Александра II и Николая II, а также настенные часы, которые были подарены П. В. Курдюкову в 1974 году потомком рода Лермонтовых – Михаилом Николаевичем Лермонтовым.

Конечно, здесь представлены далеко не все часы, только те, мимо которых невозможно было пройти... Под впечатлением увиденного сложились и новые строчки: https://www.stihi.ru/2019/07/27/4430.

Время показа (сек): 2

Егор ПолтавченкоСпасибо, Марина за рассказ и фото. Интересно и познавательно!
12.08.2019, 18:55:14 |
Марина Васильева (Красноштанова)Вам спасибо, Егор, за прочтение! Я была в музее первый раз в детстве, но особо он меня тогда не впечатлил, а вот сейчас понравился. Наверное, на некоторые вещи надо смотреть "с высоты" прожитого опыта :)
Решили с детками к школе приготовить презентацию об истории часов, чтобы закрепить увиденное.
12.08.2019, 19:27:33 |
Стас ФНаверное жизненного опыта,а не "прожитого".Страшно звучит))
17.08.2019, 10:32:11 |

Стас Ф:  Наверное жизненного опыта,а не "прожитого".Страшно звучит))

Ну, я не соглашусь тут немного. Любой опыт всегда бывает прожит. Если мы его получили, усвоили и сделали выводы — значит эта ситуация прожита. Или не прожит, если сами его не прошли, а только слышали о чем-то от кого-то, где-то прочитали, но не испытали на своей шкурка... :)