Это популярный маршрут, позволяющий пройти по хребтам Хамар-Дабана вдоль берега Байкала. Минимальный срок, за который маршрут может быть пройден тренированными туристами - два дня. Если Вы не столь уверенны в своих силах, лучше планировать 3 или 4 дня или вообще ограничиться маршрутом до Чёртовых Ворот.

Маршрут пролегает по хребту, разделяющему реки Безымянная и Утулик. Описание маршрута даётся от верховий речки Каменки (под перевалом Чёртовы Ворота). Не очень большая протяжённость маршрута не должна вводить в заблуждение относительно его простоты. Основную сложность представляют большие наборы высоты - как при выходе на сам гребень, так и при движении по гребню. К дополнительным трудностям может привести плохая погода. Особенно - плохая видимость. Технической сложности маршрут практически не представляет.

Наилучшее время прохождения маршрута - июнь месяц, когда на гребнях ещё остаются снежники, из которых можно натопить воду, но в то же время снег уже не мешает движению.

Первую часть маршрута - подъём вдоль реки Слюдянки, далее от метеостанции по серпантину к пику Черского и на реку Каменку мы не описываем - она очень хорошо известна. Если же Вы по этому участку маршрута не проходили, то пройдя от Слюдянки до Чёртовых Ворот, Вы сможете примерно оценить, стоит ли идти дальше. По времени и физическим затратам этот участок - не более трети всего маршрута.

Вид с перевала Четырёх на верховья Каменки

Итак, считаем, что мы на речке Каменке под Чёртовыми Воротами. Требуется выйти на гребень, идущий от Чёртовых Ворот на восток. Можно пройти через перевал Чёртовы Ворота, но оптимальнее отвернуть перед Чёртовыми Воротами вдоль истока Каменки и, поднявшись вдоль него, выйти на вершину (чуть более 2000 метров) к северо-востоку от Чёртовых Ворот. Можно пройти и через перевал Четырёх и траверсировать эту гору. Ещё один вариант захода на гребень возможен, если Вы хотите удлинить маршрут. Тогда можно сначала сходить на пик Черского, а потом по гребню пройти к перевалу Четырёх.

Гребень, ведущий к пику Чекановского - первому хорошему ориентиру - очень широкий и пологий. На нём при необходимости можно найти немного дров (из кедрового стланника) и после дождя там встречаются лужи с водой.

Пик Чекановского - высшая точка всего маршрута (2069,6 м). С него хорошо виден гребень, опоясывающий Левую Безымянку (вплоть до пика Черского).

Гребень, по которому предстоит идти, виден не столь явно. Хотя начальная часть маршрута просматривается хорошо. И вдалеке виден пик Мангутай.

После пика Чекановского сначала идёт такой же широкий и пологий гребень. Спустившись вниз к седловине (а потом ещё и ещё одной), снова поднимаемся вверх - к вершинке около 1990 м, от которой на север отходит мощный боковой гребень между истоками Левой Безымянной. После этой вершины наш гребень становится уже. На гребне встречаются небольшие скальные участки. Стланник порой начинает затруднять движение.

И вот начинается скальный участок гребня, по которому уже не получается пройти "в лоб" - прямо по верхней кромке гребня.

Лазанье.

Оптимальнее на этом участке двигаться по правой стороне, то почти у самого гребня, то немного ниже. Обходить с левой стороны плохо - там море стланника.

Завершаем "облаз". Впереди вершинка, которую, как кажется, тоже можно обойти. Но на самом деле здесь лучше идти прямо на вершинку. Спуска за ней практически не будет. Потом - подъём ещё на вершинку, спуск на седловинку, на которой возможна ночёвка (на участке узкого гребня удобных мест нет).

Далее - подъём на вершину Поперечную. От неё уже хорошо просматривается остаток гребня до пика Мангутай.

Участок после Поперечной (вид назад по гребню)

Вскоре - выход на платообразный участок гребня. Он зарос кедровым стланником, но найти проходы между этими кустами несложно. Здесь есть вариант маршрута - уйти влево по гребню, спуститься по Безымянке и выйти на остановку Мангутай. Однако знающие люди говорят, что так идти хуже - пропускается пик Мангутай, а выигрыш по расстоянию компенсируется отсутствием тропы на большей части спуска. Раньше спускаться с гребня точно не стоит - по Безымянке тропа есть только в самом низу. Так что, готовы ли Вы пройти маршрут полностью, желательно решить не позже пика Чекановского, иначе поворачивать назад уже будет далековато.

Байкал виден на гребне, начиная от пика Чекановского. Сначала - небольшим кусочком вдалеке, а потом всё ближе и ближе. При выходе на плато - уже явное ощущение, что идёшь прямо над Байкалом.

Спускаемся на очередную седловину и - подъём на пик Мангутай (это вид на этот участок в обратную сторону - с пика Мангутай). На этом, собственно, гребень заканчивается.

Гора Золотая. Вид с гребня от пика Мангутай.

Гребень, ведущий к горе Золотой - это уже лесистый гребень. Ориентироваться при движении к Золотой несложно - надо всё время идти по самому гребню. Есть тропа, хотя местами она может теряться.

Проще всего дойти до самой вершины горы. От горы Золотой - прямо вниз. Лучше всего спуститься во вскоре появляющийся распадочек и идти по его дну. Через некоторое время появляется вода. Имейте в виду, что до этого времени, начиная с гребня пика Мангутай, никакой воду (даже в виде снежников) не будет. Сначала по Куркавочной без тропы. Потом начинается тропа.

Тропа в верховьях сначала периодически переходит с берега на берег. Потом долго идёт по правому берегу. Вот - последний брод через Куркавочную.

И, уже по дороге, выходим на остановку Ореховая Падь.

В нескольких метрах от остановки - красивый байкальский берег.

Технические характеристики маршрута и ссылки на описания и фотографии см. в табличке маршрута. Доступны также GPS-точки и трек маршрута.

Страница 1 из 3:  1 2 3 всеСледующая
Василий ТатариновУх!! Хорошо, что вчера не пошёл... Сегодня описание появилось;-)..
22.06.2007, 13:14:49 |
Дмитрий Мызников А без описания — слабо ходить?
22.06.2007, 20:06:42 |
Василий Татаринов

А без описания - слабо ходить?

Да просто.. увидел на сайте трек и фотки, захотелось не медля идти;-)
25.06.2007, 00:36:27 |
Екатерина МоргачБез описания не слабо... ))) но с описанием лучше! Мы ходили в 2005-м, спускались к Безымянной... теперь нас можно отнести к "знающим людям"... )))
26.06.2007, 09:21:18 |
Дмитрий МызниковДело не в том что лучше, или хуже, на мой взгляд, а в том, что идешь своим путем, "вычисляя" свою дорогу. Должен же быть хоть какой-то спортивный интерес.
26.06.2007, 09:50:15 |
Екатерина МоргачДмитрий, я не спорю... Просто на начальных этапах (не хочу никого обидеть, говорю лично о себе), когда ты ещё полный чайник... спортивный интерес может закончиться не вполне благополучно. Хотя в нашем случае все обошлось.
26.06.2007, 12:43:10 |
Макс Новосибирска я ваабче иногда просто балдею от таких спортивных интересов... заберутся, значит, эти люди куда-нибудь, откуда можно упасть посильнее... а потом их вертолетами снимают и что поразительно, еще и в новостях говорят...
16.07.2007, 16:50:12 |
Дмитрий Мызников

Если это в мой адрес, то вынужден Вас разочаровать!
Описаниями никогда не пользовался и не собираюсь пользоваться!
ориентируюсь в горах оч хорошо, и мне нравится проходить намеченый маршрут с "чистого листа", "читая" Большую книгу под названием Природа.
Вертолетом пока еще ни откуда не снимали, и надеюсь не будут.:)
16.07.2007, 17:30:34 |
yuriy kuznetsovВячеславу Петухину.
Прочитал с большим удовольствием и интересом. Фото хороши и информативны. В конце-концов не все же считают, что оч хорошо ориентируются в горах.
Как раз по теме. Год предположительно 1994 (все цифры требуют уточнения).
Туристская группа из шестнадцати подростков (кажется из Казахстана)с руководителем женщиной совершает поход по "Кругосветке". На ночёвку останавливаются на гребне, поленившись спуститься до леса. Погода, кажется, располагала. Ночью начинается дождь. группа промыкает до нитки, а в два часа ночи дождь переходит в снег. Ребята просятся в зону леса, но руководитель говорит перетерпим. К трём часам положение становиться критическим и руководитель приказывает спускаться и начинается паническое, неуправляемое бегство на ходу замерзающих ребят.
Финал трагедии — из семнадцати человек живой остаётся только одна девушка, чудом добравшаяся до Утулика и подобраная туристами-водниками. Вина руководителя здесь абсолютная, она, наверное, тоже считала, что оч хорошо знает всё о горах.
Обращаюсь ко всем что-либо знающим об этой трагедии откликнуться.
Известно, что она была подробно описана в одной из Иркутских (Шелеховских) газет. Может кто-то видел эту газету.
17.07.2007, 16:38:36 |
Дмитрий МызниковЮрию Кузнецову.
Там их было не 17, а человек -5-6.
<она, наверное, тоже считала,> опять наверное в мой адрес:) Предлог тоже здесь совсем не уместен! Вы что меня хорошо знаете? И случай этот как раз не по теме! Потому как ориентирование в тайге, горах, — одно, А сделать ошибку в выборе походной одежды — другое! Хотя в целом и то и другое есть комплекс знаний о поведении (скажем так) в горах и тайге.
Этот пример показателен в комментарии к походу выходного дня Алексея Мисюркеева!
17.07.2007, 17:21:05 |
Василий ТатариновДа.. градец нас тоже в этот раз накрыл перед Мангутаем.. Зато пить перестало хотеться;-) Особенно понравились ночные приключения по бурелому Куркавочной (с Мангутая кажется рукой подать).. Зато утром уже дома! А так в целом, маршрут супер))..
18.07.2007, 00:28:39 |
Дмитрий МызниковВасилий , рекомендую верховья р.Бабха. Люди там не ходят! И описаний я что-то не встречал. Правда плохо искал. Но у Вас есть шанс этот пробел исправить.
18.07.2007, 06:05:27 |
Владимир ЗоринСкажите Юрий, откуда у вас сведения о трагедии 94 года? Из упомянутой вами статьи? Мне не раз приходилось сравнивать информацию из статьи с информацией от первоисточника и наблюдать расхождение, несоответствие да и откровенные "ляпы". Журналисты часто интерпретируют все на свой лад исходя из своих представлений о том как все может происходить и из-за незнания специфики часто попадают пальцем в небо. Можете легко убедиться в этом сами, прочитав любую статью о предмете в котором вы сами прекрасно разбираетесь.
Кроме того, если статья была опубликована недавно, то и тот, кто давал информацию мог слегка подзабыть подробности и добавить что-либо от себя.
Меня, например, смущает утверждение о том, что несчастный случай произошел на "Кругосветке".
В 98 году во время похода по Хамар-Дабану мы находили записку на вершине 2310 (пик Ретранслятор http://nature.baikal.ru/obj.shtml?obj=peak&id=retranslyator) — это совсем другой район. Она была датирована 1996 годом, ее написали спасатели, прилетавшие для установки памятной таблички на месте трагедии. В записке говорилось, что все произошло неподалеку от этой вершины.
Некоторые подробности мне сообщили Евгений Зинов и Андрей Редькин, в то время работавшие в спасслужбе Ангарска. Они не принимали участие в поиске, но общались с его участниками. По их словам ребята решили двигаться по гольцам в непогоду, надеясь согреваться на ходу, пренебрегая перекурами, когда из-за усталости они не смогли двигатся дальше, вынужденный перекур стал последним. Из-за физической и психологической усталости они не смогли заставить себя попытаться устроить нормальный бивак, либо начать спуск в лес. Одна из участниц не смогла убедить остальных пойти с ней, но сумела самостоятельно спуститься и выйти к реке Снежной, где ее действительно встретили туристы-водники. Это, разумеется, тоже версия случившегося, как бы реконструкция исходя из опыта спасателей и здравого смысла. В ее пользу говорит тот факт, что погибших обнаружили компактной группой, сидящих на рюкзаках.

Что же касается описаний маршрутов, самые приятные воспоминания у меня как раз о тех походах, где все участники были впервые и приходилось каждый вечер "колдовать над картой", продумывая маршрут. Это не значит, что я напрочь отрицаю полезности описаний, по возможности мы всегда старались узнать подробности предстоящего маршрута. Я к тому, что человеку, умеющему пользоваться картой и владеющему навыками передвижения по тайге и гольцам вполне по силам пройти маршрут без описания.
18.07.2007, 09:59:01 |
Дмитрий Мызников Я тоже получал информацию от разных людей, что погибли они в районе, указаном Владимиром Зориным. Это произошло в тот же год, когда искали часть заблудившихся моск. школьников В районе отм. 2222.0 (отметку пишу по памяти, могу ошибаться) У погибших семипалатинцев не было теплой одежды, поэтому они были вынуждены постоянно двигаться. Но причина тому,- что они находились на плато! И рядом нигде не было долинки с большим перепадом высоты, где можно было бы найти плюсовую температуру! Или не сообразили. На "кругосветке" все было бы гораздо проще.
18.07.2007, 11:24:28 |
Владимир ЗоринРебята были из Петропавловска-Казахского. В районе их гибели не плато, а обычные Хамар-Дабанские плоские гребни, правда высоковатые и малостланниковые. Так что скорее не сообразили, возможно не было видимости. Ведь до зоны леса было рукой подать, спуск пологий.
18.07.2007, 11:59:07 |
yuriy kuznetsov Дмитрию Мызникову, Владимиру Зорину и всем заинтересованным.
Мои сведения,конечно, не абсолютно достоверны, потому я и обратился ко всем, что-либо знающим об этой трагедии.
Я знаю о ней от знакомого, читавшего эту статью, но поскольку она была написана сразу после трагедии, то есть лет 12-14 назад то он мог что-то подзабыть. Однако цифру 17 человек и выход к Утулику он называет уверенно и если это не так, то это на совести автора статьи.
Случаи приводимые Вами могут быть просто аналогичными этому. Круг смертельных ошибок не очень широк и повторяется из раза в раз.
Я тоже не раз ходил без описаний, но не скажу, что это вызывало у меня восторг. На мой взгляд в этом есть какая-то искусственность в создании трудностей. И знаю, как не редко группа уходила не туда, теряя время или вообще не проходя маршрут.
Я человек по натуре осторожный, интуитивно живший в спорте по известному принципу: "Умный человек с честью выйдет из любого сложного положения, а мудрый в него не попадёт!" Я, вообще то, инструктор альпинизма с некоторым опытом. Так вот, в альпинизме помимо тяжелейшей моральной ответственности за жизнь доверенных иструктору людей была и статья уголовная.
Я то привёл этот случай, как пример наплевательского отношения к жизни людей, тем более подростков, абсолютно доверившихся руководителю. А это следствие самоуверенности, тактической безграмотности, незнание особенностей погоды в районе и т. д. Руководитель семипалатинцев, например, обязан был проверить экипировку своих подопечных и просто не выйти на маршрут. Вообще искать трудностей и экспериментировать с преодолением трудностей возникших в результате неумелых действий по моральным соображениям можно только с равноценной по квалификации группой.
Я ещё раз обращаюсь с предложением попытаться найти АБСОЛЮТНО ДОСТОВЕРНЫЕ сведения о приводимом мной случае.
19.07.2007, 09:08:31 |
Дмитрий Мызников Нет, Ваш знакомый ошибся!
история Хамар-Дабана знает только один факт гибели сразу 17-ти человек. Это 2 мая 1985г в лавине, на склоне п.Бабха. А в тот год, что погибли ребята из группы Петропавловска-К, потеряись школьники из москвы. Вот их общим числом было около 17-ти человек, но никто не погиб. Я учавствовал в поиске. Нашу группу 4 человека, высаживали на вертолете на перевале из Зун или Барун-Юнкуцук, в истоки Тит-Тита, севернее Хан-Улы. Это немного восточнее того места, где потерялись москвичи.
Ваш знакомый просто все перепутал. Так ему и передайте.

Ходить по описаниям, на мой взгляд, и есть искусственность в прохождении. В этом есть что-то напоминающее эффект "пастуха", когда в выборе пути во время движения, принимает участие только один — первый идущий! А для этого согласитесь надо идти и СООБРАЖАТЬ, АНАЛИЗИРОВАТЬ, и волей-неволей запоминать дорогу. Остальные же идущие сзади, тупо следуют за впереди идущим.
19.07.2007, 13:57:13 |
Василий Татаринов

Василий, рекомендую верховья р.Бабха. Люди там не ходят! И описаний я что-то не встречал. Правда плохо искал. Но у Вас есть шанс этот пробел исправить.

;-)...
ТЕперь сначала надо на Босан.. У меня это главный пробел.. Никто во второй половине августа не собирается? (до 7 августа буду на Ципе).. А то боюсь, после ночного Куркавочного бурелома со мной на Хамар-Дабан никто не пойдет;-).. Все любят тропу, что тут поделаешь..
20.07.2007, 00:15:38 |
Владимир ЗоринСоглашусь с Дмитрием, этот случай хорошо известен и запоминается именно тем, что гибель ребят вызвана именно грубой ошибкой.
Рассказ вашего знакомого, Юрий, вообще вызывает недоумение. Например: "На ночёвку останавливаются на гребне, поленившись спуститься до леса. Погода, кажется, располагала. Ночью начинается дождь. группа промокает до нитки". То есть погода располагала настолько, что на ночевку встали без палаток? Или их не было совсем? Гребень на Хамар-Дабане это не гребень на альпмаршруте, где возможна лишь сидячая-висячая ночевка.

Вообще же более-менее конкретные сведения сейчас можно получить лишь от тех кто непосредственно принимал участие в поиске.

И вообще этот случай не имеет никакого отношения к хождению с описанием либо без оного. (Хоть об этом уже и было сказано, не могу удержаться от повтора)

По поводу описаний не соглашусь с обоими участниками спора поскольку они стремятся занять "крайние", бескомпромисные позиции. Отсутствие описания в туриском маршруте далеко не столь критично, как в альпинизме. Но и пренебрегать возможностью получить информацию о маршруте заранее не стоит. Хороший организатор турпохода всегда старается добыть максимум сведений о предстоящем пути. Другой вопрос, что не всегда это удается. Кроме того описание может быть и неточным. Так что при всей нужности и полезности описаний, нужно уметь при случае обойтись без них и не испытывать при этом особого дискомфорта.

20.07.2007, 09:29:39 |
yuriy kuznetsovСудя по тому , что пересказали мне, палатки у группы были, по крайней мере, две, но ,видимо, без полиэтилена, а дождь был сильный и затяжной и палатки промокли насквозь. Нет смысла пересказывать всё, что мне рассказали, скажу только, что трагедия разыгрывалась долго. Я уже ранее писал , что достоверность на совести автора статьи, то, что рассказал мне товарищ в подробностях, выдумать трудно.

Я вовсе ни о чём не спорю, это даже забавно слышать, и тем более не занимаю никакой, тем более "бескомпромисной" позиции. Участники изложили своё видение, я своё и не более.

И ещё, по крайней мере на мой взгляд, в обсуждениях событий вызывающих сомнение, неплохо бы начинать с фразы "насколько мне известно", это оставляет возможность и другим высказаться без подавляющего и категоричного предыдущего высказывания.