Это популярный маршрут, позволяющий пройти по хребтам Хамар-Дабана вдоль берега Байкала. Минимальный срок, за который маршрут может быть пройден тренированными туристами - два дня. Если Вы не столь уверенны в своих силах, лучше планировать 3 или 4 дня или вообще ограничиться маршрутом до Чёртовых Ворот.

Маршрут пролегает по хребту, разделяющему реки Безымянная и Утулик. Описание маршрута даётся от верховий речки Каменки (под перевалом Чёртовы Ворота). Не очень большая протяжённость маршрута не должна вводить в заблуждение относительно его простоты. Основную сложность представляют большие наборы высоты - как при выходе на сам гребень, так и при движении по гребню. К дополнительным трудностям может привести плохая погода. Особенно - плохая видимость. Технической сложности маршрут практически не представляет.

Наилучшее время прохождения маршрута - июнь месяц, когда на гребнях ещё остаются снежники, из которых можно натопить воду, но в то же время снег уже не мешает движению.

Первую часть маршрута - подъём вдоль реки Слюдянки, далее от метеостанции по серпантину к пику Черского и на реку Каменку мы не описываем - она очень хорошо известна. Если же Вы по этому участку маршрута не проходили, то пройдя от Слюдянки до Чёртовых Ворот, Вы сможете примерно оценить, стоит ли идти дальше. По времени и физическим затратам этот участок - не более трети всего маршрута.

Вид с перевала Четырёх на верховья Каменки

Итак, считаем, что мы на речке Каменке под Чёртовыми Воротами. Требуется выйти на гребень, идущий от Чёртовых Ворот на восток. Можно пройти через перевал Чёртовы Ворота, но оптимальнее отвернуть перед Чёртовыми Воротами вдоль истока Каменки и, поднявшись вдоль него, выйти на вершину (чуть более 2000 метров) к северо-востоку от Чёртовых Ворот. Можно пройти и через перевал Четырёх и траверсировать эту гору. Ещё один вариант захода на гребень возможен, если Вы хотите удлинить маршрут. Тогда можно сначала сходить на пик Черского, а потом по гребню пройти к перевалу Четырёх.

Гребень, ведущий к пику Чекановского - первому хорошему ориентиру - очень широкий и пологий. На нём при необходимости можно найти немного дров (из кедрового стланника) и после дождя там встречаются лужи с водой.

Пик Чекановского - высшая точка всего маршрута (2069,6 м). С него хорошо виден гребень, опоясывающий Левую Безымянку (вплоть до пика Черского).

Гребень, по которому предстоит идти, виден не столь явно. Хотя начальная часть маршрута просматривается хорошо. И вдалеке виден пик Мангутай.

После пика Чекановского сначала идёт такой же широкий и пологий гребень. Спустившись вниз к седловине (а потом ещё и ещё одной), снова поднимаемся вверх - к вершинке около 1990 м, от которой на север отходит мощный боковой гребень между истоками Левой Безымянной. После этой вершины наш гребень становится уже. На гребне встречаются небольшие скальные участки. Стланник порой начинает затруднять движение.

И вот начинается скальный участок гребня, по которому уже не получается пройти "в лоб" - прямо по верхней кромке гребня.

Лазанье.

Оптимальнее на этом участке двигаться по правой стороне, то почти у самого гребня, то немного ниже. Обходить с левой стороны плохо - там море стланника.

Завершаем "облаз". Впереди вершинка, которую, как кажется, тоже можно обойти. Но на самом деле здесь лучше идти прямо на вершинку. Спуска за ней практически не будет. Потом - подъём ещё на вершинку, спуск на седловинку, на которой возможна ночёвка (на участке узкого гребня удобных мест нет).

Далее - подъём на вершину Поперечную. От неё уже хорошо просматривается остаток гребня до пика Мангутай.

Участок после Поперечной (вид назад по гребню)

Вскоре - выход на платообразный участок гребня. Он зарос кедровым стланником, но найти проходы между этими кустами несложно. Здесь есть вариант маршрута - уйти влево по гребню, спуститься по Безымянке и выйти на остановку Мангутай. Однако знающие люди говорят, что так идти хуже - пропускается пик Мангутай, а выигрыш по расстоянию компенсируется отсутствием тропы на большей части спуска. Раньше спускаться с гребня точно не стоит - по Безымянке тропа есть только в самом низу. Так что, готовы ли Вы пройти маршрут полностью, желательно решить не позже пика Чекановского, иначе поворачивать назад уже будет далековато.

Байкал виден на гребне, начиная от пика Чекановского. Сначала - небольшим кусочком вдалеке, а потом всё ближе и ближе. При выходе на плато - уже явное ощущение, что идёшь прямо над Байкалом.

Спускаемся на очередную седловину и - подъём на пик Мангутай (это вид на этот участок в обратную сторону - с пика Мангутай). На этом, собственно, гребень заканчивается.

Гора Золотая. Вид с гребня от пика Мангутай.

Гребень, ведущий к горе Золотой - это уже лесистый гребень. Ориентироваться при движении к Золотой несложно - надо всё время идти по самому гребню. Есть тропа, хотя местами она может теряться.

Проще всего дойти до самой вершины горы. От горы Золотой - прямо вниз. Лучше всего спуститься во вскоре появляющийся распадочек и идти по его дну. Через некоторое время появляется вода. Имейте в виду, что до этого времени, начиная с гребня пика Мангутай, никакой воду (даже в виде снежников) не будет. Сначала по Куркавочной без тропы. Потом начинается тропа.

Тропа в верховьях сначала периодически переходит с берега на берег. Потом долго идёт по правому берегу. Вот - последний брод через Куркавочную.

И, уже по дороге, выходим на остановку Ореховая Падь.

В нескольких метрах от остановки - красивый байкальский берег.

Технические характеристики маршрута и ссылки на описания и фотографии см. в табличке маршрута. Доступны также GPS-точки и трек маршрута.

ПредыдущаяСтраница 3 из 3:  1 2 3 все
Sergey SergeevichНа июньские выходные прошли этот маршрут втроём. Карта была, GPS не было. Владимир до этого уже дважды проходил маршрут в разные годы.

Вышли 11 июня в суб. в 11.30 (от базы спасателей). Через 5 часов на метеостанции. В 17 ч вышли оттуда и в 19.30 были на зимовье Кяхта (полчаса искали).

Утром вышли в 7.30 и в 12 ч. были на пике Чекановского. Перед нами, судя по следам постоянным, шла пара человек.
После обеда на газе в 14.30 вышли — в этот день пришлось тяжело: обходили всяко-разно жандармы на узком гребне. Встали в 19.30 возле снежника на гребне — дрова были (большой кедровый стланик), а воду топили из снега. Много следов медведей и медвежьего же дерьма.

Утром второго дня вышли в 8.30. В 14ч были на пике Мангутай (5, 5 часов от места ночевки). В 15.30 после обеда на газе вышли на маршрут.
Вечером шли по лесу (тропа теряется в ложбинке, да, а потом пытается уйти влево вниз, но там вообще ад (в прошлом году Владимир шёл там полтора км. 4 часа по ручью),
В 18 ч на горе Золотой (там перед подъемом на неё рядом с тропой кто-то строит зимуху — лежат труба для печки и толь новый) встретили медведя (см. ниже),
В 18. 30 разбили бивуак.
Утром вышли в 8.40 — вниз к Ореховой пади шли 3 часа без тропы по крутому склону и потом полтора часа по тропе до кафешки на трассе. Речка петляет, много мостиков и бродов больших парочка. Есть клещи там.

В предпоследний день перед выходом 13 -06-16 (пнд) встретили медведя. Я чуть не обделался, да нечем было. Огромный черный — просто ужас!
В 25 метрах — шёл к нам (не видел нас?) по лесу на последней горе Золотой 1600м
(потом спуск (3 часа без тропы по крутяку, полтора по тропе + клещи) в долину Ореховая падь — речушка Куркавочная. Там выход прямо к кафешке какого-то дагестанца из Слюдянки).

Я обернулся к рюкзаку (6 вечера) — ОН!
— Медведь! — крикнул я, не помня себя от страха (а до этого уже встретили много медвежьх следов и дерьма). Мужики тоже дружно обделались и заорали низкими голосами
(обсуждалось, если что)
— Ого-го! Пошёл вон! А-а-а-а!
Медведь, видимо, к нашему счастью, тоже обделался и сначала огромными прыжками бежал фронтом перед нами метров 15, а потом ломанулся назад (куда нам и идти было). Через полчаса разбили бивуак. разожгли большой костёр и периодически громко орали (см. выше). Ночью я то ли спал, то ли не. Периодически орал, сначала мужики меня поддерживали, а потом пофистически стали спать, громко храпя. Миша сказал, что он так устал и устал орать, что ему было уже всё равно и хотелось спать. Так я дожил до утра и только солнечные лучи принесли мне облегчение...

С водой, кстати, в этот раз было относительно неплохо — лежит много снежников, пару-тройку раз там были глубокие лужи воды (набирали в бутылки и так пили). На плоскатине перед пиком Мангутай (за пару часов) есть что-то типа родника — глубокая яма с водой. Вода жёлтая, но пить можно.
23.06.2016, 03:03:02 |

Sergey Sergeevich: Лучше я три раза на Босан схожу, чем 1 раз кругосветку! Во всяком случае пока там вешки не поставят знающие люди для оптимальных обходов жандармов.

У нас медведей не было, но вот молния группу покосила... Было страшно (всё хорошо закончилось для всех, кроме меня...)
Всё собираюсь выложить фотоотчёт по этой туриаде, да никак не соберусь (было 3 группы: 1-2-3 к.с., выходили вместе по Кругосветке).
23.06.2016, 03:55:17 |
Sergey Sergeevich

Марина Васильева (Красноштанова):    Sergey Sergeevich:   Лучше я три раза на Босан схожу, чем 1 раз кругосветку! Во всяком случае пока там вешки не поставят знающие люди для оптимальных обходов жандармов. Нормальный маршрут, мы там с туриадой неподготовленных студентов в 2008 ходили от Чёртовых ворот за два с половиной дня. .

Вот тоже похожее мнение:
Природа Байкала | Золотая

Sergey V:  Да, действительно, тропа к Сосновке. Кстати от места ее выхода на гребень к Золотой тропы почти нет, но зато расчищено, пропилено очень серьезно. Идется довольно легко. У меня возникло ощущение, что с Кругосветки лучше сделать крюк по этому гребню, чем ломиться по "медвежатнику". Честно говоря, после увиденного нынче, вообще всякое желание пройти Кругосветку пропало. Чтоб после пройденных десятков км по хребту, вляпаться на финише в такое... Меня после этих нескольких километров по Куркавке сильно на Босан потянуло :-)

24.06.2016, 01:38:18 |

Sergey Sergeevich: Чтоб после пройденных десятков км по хребту, вляпаться на финише в такое... Меня после этих нескольких километров по Куркавке сильно на Босан потянуло :-)

Уже с перевала Мангутай (он находится с западной стороны от горы Мангутай, на отметке 1660м на карте сайта, на в объектах его нет, как-нибудь на досуге выложу описание)... так вот уже с перевала Мангутай виден самый логичный путь вниз к Байкалу — это по правому притоку Безымянной. Там и звери ходят, и охотники. Надо ходить там, где ходят умные звери. Конечно, есть риск попасть в большую воду на Безымянной, и не смочь перейти её. (В нормальную воду проблем нет, и место брода хорошо читается и выводит на тропу левого берега). Тогда по правому берегу Безымянной будет примерно то же самое, что на Куркавочном. А на левом берегу Безымянной есть ОТЛИЧНАЯ тропа, и не воспользоваться ей просто не разумно.. Идти заведомо на Куркавочный — это не логично и не красиво в плане тактики. Но, с другой стороны, тому, кто не любит таскать верёвки для переправы или не умеет переправы через водные преграды делать, конечно, остаётся только Куркавочный.
Каждый выбирает по себе...
У меня есть фото переправы через Безымянную в устье правого притока. И фото перевала Мангутай. Как-нибудь поделюсь.

Не знаю, где Вы там ужасы нашли, на Кругосветке. Мои студенты (тогда ещё нулёвые), 20 человек, в 2008 году прошли браво. Скальники все обходятся, кроме одного, где мы вешали верёвочку метров 20-30 на спуск. Можно было и без неё слезть, но у нас народ был неподготовленный, мы вешали. Всё равно верёвки имелись, что ж не повесить. С верёвкой безопасней и быстрей.
24.06.2016, 03:36:35 |
Станислав ЯХодили в малую кругосветку несколько лет назад. Всё там обходимо. Где группа Марины Васильевой (Красноштановой) вешала веревку, чуть раньше (метро за пятнадцать) есть нормальный облаз вниз.

Да, тропа на Золотой ушла под громадные завалы. Вынуждены были спускаться к Куркавочному прямо по склону, через завалы, бурелом и валежник, по медвежьей тропе (с только что примятой травой — мишук ушел в сторону только перед Куркавочной, через неделю там было нападение мишки на двух туристов по тому же маршруту). Прокляли всё на свете:-). В верховьях Куркавочной есть тропа вниз, но постоянно скачет с берега на берег и прячется в кустах. Потом переходит в дорогу и тоже скажет с берега на берег (много мелких бродов).
Потратили кучу времени. Пожалели сто раз, что не свернули в сторону Мал. Мангутая (была туда заметная тропа с горы Золотая).
24.06.2016, 15:04:09 |
Константин Суханов

Марина Васильева (Красноштанова): Идти заведомо на Куркавочный - это не логично и не красиво в плане тактики.

Добавлю: утверждение верно для тех, кто не умеет выбирать путь и быстро передвигаться по бестропью.

Вообще, там вся Кругосветка нормально проходится. За выходные. Были времена, ходили мы там ежегодно группой по 20-30 человек, в составе с чайниками и даже молодожёнами. Никто никого не ждал, но трупов не было.
25.06.2016, 00:23:46 |

Станислав Я: Где группа Марины Васильевой (Красноштановой) вешала веревку, чуть раньше (метро за пятнадцать) есть нормальный облаз вниз.

Так вот именно по этому облазу вниз мы и вешали верёвку. Спуск по траве, крутоватый. Было скользко. Кажется, здесь:

Станислав Я: Трек отсюда, имхо, проложен по точкам, а не по фактическому маршруту (возникали даже предположения, что трек делался либо после похода, либо вместо, хе хе). На местность ложится весьма приблизительно. Плюнули уже на первой трети пути от Чертова озера.

А чей трек? Вы поделитесь, чтобы люди на него не надеялись. Неужели автора темы?