Фоторассказ о поездке на Жомболок, озёра Олон-Нур и долину Оки вместе с фотографом Стасом Толстневым в сентябре 2022 года.

Субурган в Тункинской долине.

Первая остановка в пути рядом с симпатичным субурганом в Тункинской долине недалеко от села Харбяты.

Гравийка Монды - Орлик с видом на Мунку-Сардык.

Далее без остановок едем в Монды, проходим контроль и останавливаемся спустить давление в шинах на обочине дороги с видом на Мунку-Сардык. Забираюсь на пригорок чтобы сделать фото. Впереди более 200 км гравийки до деревеньки Шарза на берегу Жомболока.

Ока Саянская (Аха).

По дороге в Орлик сделали всего одну остановку на высокой горке, откуда хорошо просматривается излучина Оки.

Хмурое утро на Шарзинских озёрах.

Пришли на точку съёмки с надеждой сфотографировать рассвет, но небо плотно затянуто облаками. Вскоре заморосил дождик.

Первый рассвет на озёрах Шарзинкой котловины.

Солнце подсветило горку буквально на 5 минут. Успел сделать панорамку и оно снова спряталось в тучу.

Стас Толстнев за работой.

Ожидая свет на озёрах, фотаем друг друга

Дождливый день на Шарзинских озёрах.

Второй день путешествия сидим на Шарзинских озёрах под дождём. Он не сильный, но нудный, небо беспросветно серое, так что ничего практически не снимаем.

Мрак и тлен.

Рядом со стоянкой находится домик, довольно живописно вписывающийся в пейзаж. Задачка для ума — даже в пасмурную погоду найти интересные ракурсы.

А на утро выпал снег.

Весь предыдущий день и всю ночь шёл дождь, а утром повалил снег белыми хлопьями. Хорошо, что у нас есть вот такая палатка-кухня с печкой, где можно спокойно сидеть, попивая чаёк.

Игловорот.

У берега озера иголки собрались в хоровод и кружили потихоньку. Мой главный фэйл этой поездки — я забыл взять штатив! У Стаса такая фотография получилась гораздо круче, благодаря длинной выдержке.

Встреча осени и зимы.

Накануне мимо стоянки проезжали местные буряты. Разговорились. Спрашиваем их: какой прогноз? Ответили, что дождь закончится, когда снег ляжет. Итак, снег пошёл, настала пора выдвигаться и нам! Очень хочется застать этот волшебный миг встречи осени и зимы в более красивом месте, так что едем на Олон-нур!

Лошадкааа!

Где-то по пути снимаем лошадок в снегу.

Первый снег на озёрах Олон-нур.

Увы, пока ехали до озёр Олон-Нур, снегопад закончился, и белое покрывало очень быстро растаяло на деревьях, осталось только на земле.

Вид с воздуха на озёра Олон-Нур и пик Халхинтэ-Ула.

Мы остановились прямо на дороге чуть после брода Хадаруса (Жаргаланты). До известной стоянки на берегу большого озера у моста не доехали, т.к. на дороге даже для Патриота была непроезжаемая грязь. От места стоянки до озёр необходимо было всего лишь перелезть через небольшой лавовый вал.

Вечерний туманчик.

Вечер был пасмурный, но атмосферности фотографиям придавал туманчик, иногда укутовавший горки.

Лабиринт озёр.

Озёра Олон-нур в этом месте представляют собой удивительный лабиринт из лавовых берегов. Поднял дрон вверх, опустил камеру вниз и сделал снимок, ставший финалистом конкурса "Самая красивая страна" от РГО в номинации "Россия с высоты птичьего полета" (https://photo.rgo.ru/gallery/2023)

Вечер на Олон-нуре.

Передвигаться ногами по этому лабиринту из лавы — та ещё задачка, особенно когда она присыпана свежевыпавшим снегом. Так что в первый вечер на Олон-Нуре больше предпочитаю летать, благо батарейки на Мавике ещё все целые.

Пролетая над Олон-Нур.

Туманчик после снегопада красиво стелется по долине Жомболока и озёрами Олон-нур.

Разъяснивается.

Второй день на Олон-Нуре. Утро было всё такое же хмурое, но днём облака наконец-то начало рвать.

Вид на долину Жомболока.

К вечеру весь выпавший снег на земле растаял, остался только на вершинах гор, окружавших долину Жомболока.

Вечер на Олон-Нуре.

Ближе к вечеру я отправился на большое озеро. С противоположного берега открывается красивый вид на хребет Кропоткина. Хорошо, что туда можно не ходить пешком, а "слетать";)

Закат на Олон-нуре.

На большой озере, если перейти Жомболок по мостику и пройти немного берегом, есть одно местечко, откуда открывается вид сразу на 4 разные горки. Это вид на запад.

Вечер на озёре Олон-Нур.

Вид с того же места на юг, в сторону перевала Дэдэ-Хутэл.

Вечер на озере Олон-Нур.

С той же точки, вид на юг, в сторону пика Намтын-Хайрхан

Отражение пика Халхинтэ-Ула в озере Олон-Нур.

И вид на север, в сторону пика Халхинтэ-Ула.

Извержение Млечного Пути.

Ночью вызвездило, и я, позаимствовав штатив у Стаса, подошёл к берегу самого ближнего к дороге озера и снял единственный толковый ночной кадр за всю поездку: как будто Млечный путь извергается из конусовидной, похожей на вулкан горы.

Самый красочный рассвет.

Чаще всего в фототурах по-настоящему везёт на рассвет/закат лишь один раз. И на пятый день путешествия нам таки повезло!

Красочный рассвет на Олон-Нуре.

К этому времени я уже неплохо освоился в хитросплетениях лабиринтов лавовых берегов Олон-Нура, и нашёл точку, откуда открывается вид сразу во все стороны, на 5 горок. Вот одна из них, похожая на камчатский вулкан, к сожалению, я не знаю её названия.

Горящая вершина.

Люблю в пейзаже такие контрастные, казалось бы, невозможные сочетания, как например горящий снег на вершине горы:)

Халхинтэ-Ула на рассвете.

Почти с той же точки видно и нашу старую знакомую — гору Халхинтэ-Ула

Пик 2572 м на рассвете.

А ещё чуть пройти, и вот в озере отражается ещё одна красавица — безымянная гора 2572 м.

Утро на Олон-нуре.

Утро получилось контрастным: только что был яркий красочный рассвет, как с запада уже ползёт туча, скрывающая вершины гор.

Выпал град.

Сверху немного просыпало градом, который остался на обледеневших берегах озера.

Маленькое озеро, ближайшее к дороге.

Однако через час всё прошло, и снова нам светило солнце.

Ёжик.

Иногда для создания переднего плана, приходится видоизменять ландшафт, например, как на этой фотографии, я перенёс ствол дерева на берег озёра, чтобы получился вот такой ёжик.

Олон-Нур.

А иногда передний план сам собой выстраивается и получается интересный многоплановый снимок.

Перволёд на озере Олон-Нур.

На пятый день путешествия одно из озёр уже было сковано льдом с утра.

Озеро Олон-Нур.

Днём ещё раз прогулялись до большого озера Олон-Нур. Я прошёл и дальше, до конца дороги, где стоит новое зимовьё, но погода была серой, ничего путнего там не снял. На обратном пути выглянуло солнышко, поснимали со Стасом на берегу.

Одно из множества озёр

Попытались вернуться обратно не по дороге, а вдоль берегов озёр, которые по сути представляют собой разлившийся среди лавы Жомболок. Но это оказалось нелегко: по лаве вообще сложно передвигаться, так ещё и путь преграждают многочисленные заводи, заливы и протоки озёр.

Тихий вечер на Олон-Нуре.

Обычно фотографы редко ходят вместе во время фототура. На локации каждый разбредается по территории исследовать и искать кадры по одиночке. Таким образом я обошёл всю округу в районе нашей стоянки за те несколько дней, что мы провели на Олон-нуре. Не все фотографии попали в этот фототчёт, т.к. их слишком много. Выбрал лучшие.

Стас во время съёмки.

Но иногда мы оказываемся недалеко друг от друга, разделённые протокой или заливом озера, и бывает прикольно со стороны понаблюдать за действиями более опытного коллеги. Здесь Стас закрепил фото на штативе и использовал его как монопод для того, чтобы поднять точку съёмки и поработать с передним планом.

Осенний Олон-Нур.

Последнее утро на Олон-Нуре получилось неплохим в плане света, и кадры получились зачётными, но мне уже стало надоедать.

Маленькое лавовое озерцо.

Несомненно, озёра Олон-Нур имеют огромный потенциал для пейзажного фотографа, здесь можно бесконечно бродить по изрезанным лавовым берегам в поисках необычных сюжетов. Но после нескольких дней, проведённых здесь, это бесконечное разнообразие, само по себе, стало однообразным.

Двухглавая вершина.

Поэтому, несмотря на то, что утро последнего дня на Олон-Нуре было весьма удачным, я был рад, что мы наконец сменим локацию и поедем в другое место.

Река Жаргаланта (Хадарус).

Итак, после утренней съёмки мы свернули лагерь и поехали в обратный путь по долине, периодически выходя из машины для съёмки. Одна из остановок — на реке Жаргаланта (или на некоторых картах она указана как Хадарус). Небольшая речка, которую можно перепрыгнуть, не замочив ног.

Порог №42 на Жомболоке.

Так же остановились около порога №42 на Жомболоке, здесь дорога подходит близко к реке. Рядом расположена туристическая стоянка, а на ней — огромные заросли голубики. Порог как фотографов нас не сильно впечатлил, а вот голубика как едоков — да!

Улус Шарза.

Маленький улус Шарза на несколько домов — первая цивилизация на пути из долины Жомболока (хотя в самой долине есть летники, но людей мы видели только однажды). Сюда ведет относительно неплохая дорога.

Село Саяны.

Село Саяны на берегу Оки — более крупное.

Окинский Гранд Каньон.

После села Саяны свернули с основной дороги вправо и полями проехали до высокого лавового берега Оки в месте, где она разворачивается плавной дугой на 180 градусов.

Поляна рядом с излучиной Оки.

На машине можно доехать до большой поляны на опушке лиственничного леса. Отсюда начинается тропа вдоль высокого левого берега Оки с видами на каньон.

Вид на каньон Оки с воздуха.

В это время трёхтысячники на заднем плане уже начало заволакивать тучами, казалось, что вот-вот в долину придёт непогода.

Почти Алтай в долине Оки.

Но на обратном пути снова выглянуло солнышко, подсветило нам горочки и у меня получилось сделать типично "алтайские" фотографии с лошадками и заснеженными пиками на заднем плане.

Лошадка.

Я взял у Стаса объектив 100-400 мм, и поигрался съёмкой крупным планом. Классно иметь один байонет с опытным фотографом:)

Стадо лошадей на берегу Оки.

Сельская пастораль долины Оки — отличная альтернатива для съёмки суровым горным озёрам. Мне это всё понравилось не меньше, чем Олон-Нур.

Водопад на Малом Жомболоке.

В конечном итоге, к вечеру мы добрались до водопада на Малом Жомболоке. Очень хорошо успели к закату.

Лиственницы горят огнём.

Заходящее солнце напоследок выпрыгнуло из-за туч и подсветило лиственницы так, что они аж засверкали!

Ночь на поляне у водопада.

Заночевали прямо на большой поляне у водопада. Ночью светился и активно работал ГОК золотого рудника под пиком Барун-Саро-Сардык. Говорят, сейчас он не работает, но активно охранаяется.

Утро на берегу Оки.

Последнее утро нашего путешествия, рассвет на высоком берегу Оки.

Водопад на Малом Жомболоке, вид сверху.

Снимаем утренний вид на водопад

Водопад на Малом Жомболоке, вид снизу.

Несколько лет назад к водопаду построили металлическую лестницу, так что спуститься вниз не составляет труда.

Водопад Сайлаг.

Часто слышу, что люди путают, и водопад на Малом Жомболоке называют Сайлагом. Это конечно не так, Сайлаг находится в соседнем каньоне, метрах в 200 от стоянки.

Водопад Сайлаг под мостом.

Самая интересная часть водопада Сайлаг, кстати, вообще скрыта от глаз, т.к. находится под автомобильным мостом.

Осенние Саяны.

Дальше водопада Сайлаг мы не поехали, развернулись и потихоньку двинули домой, периодически останавливаясь и снимая окружающие просторы.

Сельский домик у подножия горы.

Очень понравился вот этот домик, уютно расположившийся у подножия горы.

Лошадки Окинские.

Ну и лошадки конечно же, куда же без них?:)

Свежий снег на берегу Оки.

Удивительное дело: на месте нашей ночёвки осадков не было, хоть и дул очень сильный ветер ночью. Но когда мы поехали по гравийке вдоль Оки, обнаружили, что там ночью прошёл довольно мощный снегопад! И чем выше и дальше мы забирались, тем больше было снега на трассе и вокруг.

Ущелье Иркута.

Перевалив на Иркут, увидели, что здесь всё тоже самое, вдобавок начало пробрасывать новым снежком.

Стас за работой.

Стас всю дорогу мечтал поснимать пейзажи со свежим снегом на ещё жёлтых лиственницах. Увы, во время первого снегопада в начале недели не вышло: он растаял, пока мы добирались до Олон-Нура. В последний день он отвёл душу:)

Свежий снег на лиственницах.

Это и правда очень красиво!

Лиственницы в снегу

Осень-зима.

Попросил у Стаса телевик, поснимал осенне-зимнюю геометрию.

Линия осени.

На теневой стороне склона снег держался весь день. Лишь на гребне солнце растопило такую жёлтую полоску.

Трасса в районе Монд.

Трассу Монды — Култук успели почистить от снега.

На трассе.

Мы ехали уже без остановок, разглядывая пейзажи из окна. Даже кое-что получалось снять через стекло.

Трасса на Аршан.

Ниже в Тункинской долине снега уже не было. Ближе к закату свернули в сторону Аршана.

Дорога Тунка - Еловка - Гужиры - Далахай.

Закат хотелось поснимать в красивом месте, и я упросил Стаса прокатиться по гравийке левым берегом Иркута Между Тункой и Далахаем

Бутылочные заборы.

Вдоль этой дороги есть вот такие забавные заборы, состоящие из бутылок.

Тункинские заборы на фоне гор.

Я люблю кататься по этой дороге на велосипеде. И всегда меня поражают эти бутылочные заборы. кто знает, в чём их функционал?

Финита.

К сожалению, красивого заката не случилось, горы затянуло облаками. Но всё равно это было приятное завершение нашего путешествия!

Михаил Тильпунов

Борис ЧечетУвлекательное описание, великолепные фотографии! Спасибо!! Стасу привет!