Водопады на реке Кынгарга. Тункинские гольцы. Аршан 2007 год.

В Тункинском районе находится геоморфологический памятник природы федерального значения, занесенный во все кадастры памятников природы Прибайкалья, расположен на реке Кынгарга близ курорта Аршан. Русло реки на значительном протяжении сложено гладко отполированным водой розовато-желтым архейским мрамором. Река на своем пути образует ряд перекатов и два исключительно красивых водопада свободного падения, один – высотой 6 м (первое фото), другой – с более широким падением воды и высотой 5 м (последнее фото). Две мощные, огибающие на гребне каменный выступ и ниже сливающиеся дугообразные струи рушатся с высоты в исполинский котел. Водный поток, врезаясь в каменный порог, сложенный докембрийскими кристаллическими сланцами, сформировал в нем узкую щель. За истекший век водопад стал на 3 м ниже. (В 1909 г. его высота составляла 9 м). В зоне краевого сброса Тункинских Гольцов долина Кынгарги резко сужается, образуя глубокое, практически лишенное поймы ущелье. Наклон дна становится круче. Высокие скалистые стены ее бортов у водопада почти смыкаются. Во время селевых паводков он многократно увеличивает свою мощь. Бушующая стихия в горловине долины на выходе из гор обретает дополнительную энергию, и водо-каменный поток выносится далеко на предгорную наклонную равнину. По краю ущелья к водопаду ведет труднопроходимая и небезопасная, но, тем не менее, всегда людная тропа.

Туристов привлекает первозданная красота этих мест. Вид горной живописной речки Кынгарга с водопадами доставляет огромное эстетическое наслаждение отдыхающим курорта "Аршан", который обслуживает население многих областей Сибири. По мнению ряда авторитетных курортологов, вид падающей воды и производимый ею шум оказывает благотворное лечебное воздействие на нервную систему людей.

По материалам книг "Геологические памятники природы России" и Водопады Юго-Западного Прибайкалья"

Есть много разные мнений о количестве водопадов на реке Кынгарга, водопады находятся в промежутке между источниками и "Городом Туров" или четвертой переправой "У Быка". Я их попробовал посчитать и вот что я запечатлел, более или менее похожее на падение воды... очередность водопадов идет от источников возле Аршана и выше по реке.

Первый водопад у Аршана.

17-ый водопад...

18-ый водопад...

19-ый водопад...

20-ый водопад... Возле переправы "У Быка"

Иван Тёмный

Страница 1 из 2:  1 2Следующая
Ал КанВот обьясните дураку,чем отличается водопад от простого сброса воды?Должны же быть какие то критерии оценки водопада как данное явление.Мне кажется что больше половины из вышеуказанных не являются водопадами.Хотя я может ошибаюсь.
08.08.2007, 16:44:30 |
Вячеслав ПетухинВ энциклопедии написано: "Для водопада характерен отрыв потока от его ложа."
С самим понятием "водопад" ещё более-менее ясно. (Другое дело, что в одно время некий объект может быть водопадом, а в другое — нет.) А вот где считать начало и конец водопада — вот это уже сложный вопрос. В энциклопедии же значится: "Многие водопады состоят из серии мелких водопадов, или каскадов, когда вода падает с одного уступа на другой. Различие каскада и серии порогов довольно условно." С одной стороны, если идёт каскад водопадов, вряд ли кто-то будет подробно выявлять и измерять отдельные участки отрыва потока от ложа и называть именно их водопадами. Гораздо проще это назвать одним водопадом. С другой стороны, есть большая разница, действительно ли есть один поток воды, падающий, скажем с сорока метров, либо на протяжении сорока метров встречается несколько участков свободного падения воды. Вот такие моменты, к сожалению, на практике почти не различаются.
08.08.2007, 21:45:58 |
Иван ТёмныйВообще-то не ошибаетесь...

Водопад — падение воды в реке с уступа, пересекающего речное русло. Для водопада характерен отрыв потока от его ложа. Вода может падать с нескольких уступов, образуя серию водопадов (каскад). Уступ водопада непрерывно разрушается, особенно у основания, и водопад отступает вверх по течению реки.

Ну а если сказать простыми словами, это свободное падение воды. Вот скажем 3-ий водопад из данного материала, это просто стремнина, а вот на 15-том справа, два ярко выраженных водопада, хотя и маленьких.
08.08.2007, 21:53:35 |
Иван ТёмныйВячеслав, я извиняюсь, повторил ваш ответ практически :), его просто сначала не было.
08.08.2007, 21:56:01 |
И. Фефелов>>За истекший век водопад стал на 3 м ниже. (В 1909 г. его высота составляла 9 м).

Ого! Неужели река так быстро прорезает ложе? Или это следствие землетрясений и-или эрозией, не связанной непосредственно с течением реки?
09.08.2007, 11:02:13 |
Иван Тёмный

Вот чего не скажу, так не скажу. Данные взяты из официальных источников.
""Водопады Юго-Западного Прибайкалья
А.А.Щетников, кандидат геолого-минералогических наук, И.А.Филинов, Институт земной коры СО РАН, Иркутск""
Ни чего добавить не могу.
09.08.2007, 22:29:27 |
yuriy kuznetsov
Иван, уж извините за резкость, но фото Ваши меня глубоко огорчили.
Ведь Кынгарга в каньоне прекрасна, цветаста, искриста, прозрачна, как слеза...
Вы в глубоких сумерках что ли снимали? Об освещении не подумали.
О цвете я не говорю, его там фактически нет. Может фотоаппарат виноват.
Чтобы не быть голословным, попробую послать 2-3 фото на сайт, если Вячеслав захочет и сможет справиться с моими 3-4-х мегабайтными снимками.
Не огорчайтесь сильно, примите к сведению.
10.08.2007, 09:59:51 |
Александр Рютин

если Вячеслав захочет и сможет справиться с моими 3-4-х мегабайтными снимками.

А почему Вам самому не обработать фотографии. Любую фотографию для просмотра на экране, можно ужать до 300 кб, без потери качества (конечно для просмотра).
10.08.2007, 10:23:39 |
Александр РютинУсловия съемки в каньоне Кынгарги тяжелые — очень большой контраст с которым динамический диапозон цифровых матриц не справляется. Лучше снимать в RAW (если есть возможность) и делать 3 снимка с выдержкой по теням, по светам и по середине. Или сделать автоматический брекетинг по экспозиции (если аппарат поддерживает). Затем выбрать лучший и попытаться вытащить детали в тенях и светах. В ФШ команда Shadow/Highlight (тени/света). Или что более сложно, объединить 2 фотографии с выдержкой по светам и теням. Я второй способ использую очень редко и только для замены пересвеченного неба. У зеркалки больше размер матрицы и больше динамический диапозон и 2-й способ в основном не нужен. У цифрокомпакта бывает это единственный способ исправить фотографию. Что касается представленных фотографий, я не считаю их плохими и обработка может их существенно улучшить. Даже если напечать с них в минилабе, где делается автоматическая и ручная (оператор) обработка, фотографии будут выглядеть лучше, чем на экране.
10.08.2007, 19:42:35 |
Александр РютинЕсть еще один способ, который я не применял. В редакторе RAW c одной делается 2 фотографии: в одной хорошие тени, в другой света. Затем они объединяюся по методу HDR.
11.08.2007, 10:11:39 |
yuriy kuznetsovАлександру.

Да я просто не умею этого делать, а учиться мне уже поздно, да и голова совсем другим забита. Такие обыкновенные слова и действия для Вас, для меня терра инкогнито. Уж не гневайтесь, пожалуйста, я больше так не буду.
А вот про тяжёлые условия съёмки, это всего лишь Ваше личное мнение.
А по мне так условия отличные, разнообразные, света там полно, нужно только его видеть и время съёмки правильно выбирать... Ну это может прийти, а может и нет.
13.08.2007, 08:09:55 |
Иван Тёмныйyuriy kuznetsov, Времени выбирать место съемки и подходящий момент не было, группа шла по маршруту и меня не ждала почему-то :) т.е. снимал практически на ходу, то и дело догоняя группу, да и фотоаппарат не ахти Konika Minolta DiMAGE X50, 5 Mp. Как уж получилось... Я просто еще раз повторюсь, многие нас спрашивали где 8-ой, 10-тый... и т.д. водопад, видимо наш вид под рюкзаками делал из нас специалистов... Вот я и решил на обратном пути снять всё более-менее похожее на падение воды. Как получилось, так получилось.
14.08.2007, 21:50:47 |
yuriy kuznetsovИвану

У Вас хорошая доброжелательная реакция на критику, а значит снимать хорошо Вы будете. На ходу, завися от группы, снять хорошо действительно
трудно, даже невозможно.

По существу вопроса. Впервые я проходил каньон Кынгарги 42 года назад и за эти годы прошёл его туда обратно больше сотни раз, ходя на вершины, на Китой и проч, но нашу компанию всегда забавлял отсчёт пройденного расстояния в количестве водопадов. Вообще то это единица измерения "чайников". Когда куда-то идёшь по настоящему, считать водопады не приходит в голову, поэтому я так и не знаю сколько их там.
Почти каждый раз возникали забавные ситуации. Встречные гуляющие спрашивали до какого водопада мы дошли и с гордостью сообщали до какого дошли они.
Столь быстрое изменение высоты водопада, конечно же не связано с эрозией. Я уж не помню когда, но я видел водопад более высоким.
Два года назад произошло мощное обрушение как раз на участке правого берега, где раньше была приличная тропа по средней и мелкой осыпи. Теперь там огромные камни и уже трудно представить, что здесь была тропа.
А ещё лет пятнадцать назад было обрушение с левого берега на отвесе прижима. Откололся кусок метров двадцать в высоту и 6-7 шириной. Первые годы хорошо был виден ярко рыжий откол. Гиганские глыбы упали прямо в русло. Сейчас уже всё потускнело и от склонов не отличимо.
Вообще то мы проходим некоторые участки каньона всегда с опаской, чего и Вам желаю.
15.08.2007, 10:00:42 |
Дмитрий Мызников

Ивану

Это и есть эрозия земной поверхности.http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?R0pdwuno9
15.08.2007, 10:58:04 |

Раньше никогда по правому берегу не ходил, а вот этой зимой прошёл. Дошли до водопада (точнее, до вида на водопад). И тропа кончилась. Это место Вы имеете в виду или какое-то другое? Свежих обвалов там не видно...
Кстати, как раз два года назад обвалились скалы по левому берегу метрах в двухстах ниже водопада. Их хорошо видно с популярной тропы к водопаду.

Это и есть эрозия земной поверхности.

Ну, эрозией-то, насколько я понимаю, практически любое разрушение называется. Но ложе реки здесь, видимо не поменялось. Просто у первого водопада нагромождение камней, заткнувших русло. Видимо, раньше вода шла поверх этих камней, а потом что-то изменилось...
15.08.2007, 12:02:06 |
Иван ТёмныйЮрию Кузнецову.
Спасибо за критику, нас тоже можно назвать "чайниками" конечно, но мы не считали расстояние по водопадам, я там был впервые и в основном мы шли по карте (хотя с такой тропой это сильно сказано), а вот отдыхающие как раз с такими вопросами и обращались, почему и возникла мысль эти водопады посчитать и запечатлеть.
15.08.2007, 18:21:34 |
yuriy kuznetsovВсем заинтересованным

Прошу прощения за неточность указания местности. Просто предполагал, что участники форума там бывали и обижать их жеванием подробностей не хотелось. Исправляю свою ошибку.

Вячеслав, вы имеете в виду участок до водопада, а у меня всё после водопада. К стати тропа , где Вы остановились с видом на водопад, не кончается, а круто поднимается на склон и идёт дальше, но зимой её не видно. И ещё. В июне этого года как раз, прогуливаясьпо правому берегу, дошёл похоже до того места, о котором Вы говорите, но именно напротив него свежий громадный откол, предположительно годовой давности или побольше. Над ним проходит тропа с ограждениями, но откол с неё не виден так как здесь нависающий участок.
Когда-то, очень давно, в каньон заходили так. Переходили по мосту над водопадом на правый берег и дальше по очень непрятному опасному участку крутого скального берега попадали в каньон. Так уже давно не ходят. Сейчас ходят так. На полянке у спуска к водопаду поворачивают вправо и по крутому склону лезут на перевал, а с него спускаются в русло. Далее тропа несколько раз переходит с берега на берег по оборудованным мостикам. Место, о котором я говорил, находится примерно в двух третях расстояния от перевальчика. Этот свежий обвал трудно не заметить. Там крутой широкий кулуар бледно жёлтого цвета, метров двести и вверху нависающие глыбы. И миновать это место невозможно. Откол левого берега находится где-то несколько ниже. Я и сам теперь уже его отличить не могу.

Эрозия это всё таки постепенное разрушение, а в данных случаях не исключено влияние подземных толчков.
16.08.2007, 09:05:42 |

Так уже давно не ходят.

Почему же не ходят? Зимой по обледеневшим скалам там, конечно плохо (но иногда нормально прямо по руслу), а вот летом лучше именно там идти. Все отдыхающие там идут. Да и вот, скажем ангарчане, судя по фотоотчёту там же шли. По времени получется примерно так же (мне кажется по берегу чуть быстрее), но идти по речке намного приятнее. А тропа через перевал, видимо, очень древняя. По крайней мере, 35 лет назад она была не менее натоптана чем сейчас.
16.08.2007, 09:21:02 |

Ну почему же не видно. Очень хорошо видно если смотреть. А зимой там проще по руслу идти — так вообще практически по этим камням проходишь. Этот как раз тот обвал, о котором я писал. Он впечатляет намного больше, чем тот что дальше по правому берегу. Я, честно говоря, тот дальше как-то для себя так и не представляю совсем чётко.
16.08.2007, 09:25:23 |
Вот, кстати, нашёл фотографию. Как раз с тропы и снято.