Фотоотчет о 3-м традиционном походе памяти Оксаны Костиной в Тункинских Гольцах

01.08.2007 - 14.08.2007.

Руководитель: Алексей Мисюркеев (Иркутск)

Участники: Евгений Воробьев (Иркутск), Денис Гербер (Ангарск), Александр Шеметов (Иркутск), Максим Сухарев (Иркутск), Ольга Малкова (Москва), Татьяна Хомякова (Москва)

Нитка маршрута: пос. Нилова Пустынь - р. Хубуты - пик Скалистый* - пер. Гранатовый Ложный (1Б) - р. Эхе-Гер - пер. Эхегерский (1А) - р. Левый Шумак - пер. Костиной (1А) (первопрохождение) - в. 2970* - р. Зун-Гол - пер. Усть-Илимцев (1А) - пер. Горных Духов (1А)* - в. 3037* - р. Левый Яман-Гол - пер. Зубастый (1А) - пер. Обзорный Ложный (1А) - р. Нарин-Гол - р. Шумак - Шумакские источники - правый приток Правого Шумака - пер. Университетский (2А) - пер. Лавинный (1Б) - р. Левая Билюта - правый приток Правой Билюты - пер. Бепкан (1А) - р. Барун-Хандагай - пер. Динозавр (1А) - р. Зун-Хандагай - пос. Аршан (* - радиальные выходы).

18.30 Вся группа у сухого ручья в Ниловке. Надо поспешить, чтобы успеть до темноты подойти к ущелью.

Ночевка на стоянке под Хубутами. Часть группы пришла затемно.

Вход в ущелье Хубуты. 20-минутный взлет и мы в горах.

Похоже, в летнике мы нежеланные гости.

Водопад на р. Хубуты.

Необычная радуга в месте падения водопада.

А далее целая серия водопадов с правого (п/х) борта ущелья. Водопад №1

Водопад №2.

Водопад №3.

А вот и наш - водопад на притоке из цирка пер. Гранатовый Ложный.

Взгляд назад. Вид на ущелье Хубуты из цирка пер. Гранатовый Ложный.

Зеленый лук - приятное витаминное дополнение к пищевому рациону.

Цирк пер. Гранатовый Ложный. Погода портится.

Пер. Гранатовый Ложный. Похоже, сегодня не судьба его пройти.

Пер. Гранатовый Ложный с подъема на пик Скалистый, на который решили сделать радиалку с Женей. Отсюда видно, что с этой стороны перевал довольно прост.

Место стоянки в цирке с подъема на пик Скалистый. Народ отдыхает.

Пик Скалистый с цирка пер. Гранатовый Ложный. Подъем на вершину справа в обход гребня.

Пик Скалистый. С этой стороны вверху он немного крут.

Пик Скалистый. Путь подъема - похоже, быстро не получится.

Пик Скалистый. Вершина была так близко, но не хватает времени - темнеет.

Красивое озеро в висячем цирке на противоположном гребне Хубутов.

На пер. Гранатовый Ложный. Сложили тур.

На пер. Гранатовый Ложный. Взгляд назад - Хубуты.

На пер. Гранатовый Ложный. А впереди Эхе-Гер.

Пер. Ля Контес с пер. Гранатовый Ложный. Прямо напротив.

Седловина пер. Ля Контес с пер. Гранатовый Ложный.

Пер. Ля Контес. Вид с правого притока р. Эхе-Гер из цирков пер. Гранатовый и Гранатовый Ложный.

Седловина пер. Гранатовый Ложный со стороны р. Эхе-Гер.

Пер. Гранатовый Ложный. Под перевалом со стороны р. Эхе-Гер. Эта сторона является определяющей.

Пер. Гранатовый Ложный. Вид из цирка со стороны р. Эхе-Гер.

Пер. Гранатовый и Надежда со стороны р. Эхе-Гер.

Пер. Гранатовый. Вид из цирка со стороны р. Эхе-Гер.

Седловина пер. Гранатовый и траверс на пер. Надежда со стороны р. Эхе-Гер.

Висячий цирк пер. Гранатовый Ложный из цирка пер. Гранатовый.

Висячий цирк пер. Гранатовый Ложный со стороны р. Эхе-Гер. Спрятался за скальником.

Нижнее озеро на р. Эхе-Гер. Слева пер. Элярик.

Пер. Элярик со стороны р. Эхе-Гер. Траверсируем моренные валы с правой (ор.) стороны реки.

Пер. Эхегерский со стороны р. Эхе-Гер. Наша стоянка на верхнем озере.

Пер. КАТЕК со стороны р. Эхе-Гер.

Седловина пер. КАТЕК с пер. Эхегерский.

Пер. КАТЕК с пер. Эхегерский.

На пер. Эхегерский, возле тура. Поднялись на перевал траверсом прямо к месту спуска в сторону Левого Шумака.

Остальная часть группы на пер. Эхегерский у места спуска.

На пер. Эхегерский. Взгляд назад - вид в сторону Эхе-Гер.

На пер. Эхегерский. Вид в сторону р. Левый Шумак.

Верхняя часть спуска с пер. Эхегерский. Самый сложный участок.

Пер. Эхегерский со стороны р. Левый Шумак. Линия спуска в 70 метрах левее основной седловины.

Как мы думали, это подъем на пер. Зунгольский Северный. На самом деле гребень оказался огромным плато, а не перевалом.

То самое необычное плато на высоте более 2600 м. Погода портится.

Стоянка на плато. Очень густой туман - не видно ни зги.

Панорама с плато. Зунгольский Северный совсем близко, но мы решили перевалить рядом с вершиной 2970 в соседний цирк р. Зун-Гол.

На перевале. Спуск просматривается, поэтому сложили тур, назвали - перевал Костиной (1А).

Вид сверху на подъем на перевал. Подъем занял около 20 минут.

Спуск с перевала в сторону Зун-Гола. На спуск явно потребуется больше времени.

На вершине 2970. Отсюда открывается отличный вид во все стороны, но все портит туман, который гуляет, кажется, по всем Саянам.

Вид с в. 2970 в сторону Левого Шумака.

Вид с в. 2970 в сторону Архата.

Пер. Семинаристов с в. 2970.

Пер. Четырех с в. 2970.

Пер. Лабиринт с в. 2970.

Пер. Семинаристов, Четырех, КАТЕК и Лабиринт с в. 2970.

Вид на в. 2970 и пер. Костиной со стороны левого притока Зун-Гола.

Цирк пер. Костиной со стороны левого притока Зун-Гола.

Левый приток Зун-Гола из цирка пер. Костиной. Мы на геологической стоянке.

Вид из цирка пер. Усть-Илимцев в сторону р. Зун-Гол. Как всегда дождь.

Вид на пер. Усть-Илимцев со стороны Зун-Гола. Отсюда он совсем простой.

На пер. Усть-Илимцев. В планах несколько радиалок.

На пер. Усть-Илимцев. Дождь и туман не дают толком ничего разглядеть.

Пер. Яросама с пер. Усть-Илимцев. Пока собирались снова закрылся.

Пер. Горных Духов и в. 3037 с пер. Усть-Илимцев. Решили сбегать туда.

На пер. Горных Духов. В туре записки нет. На подъеме встретили спускающуюся группу москвичей.

Пер. Семинаристов с пер. Горных Духов. Туман по-прежнему то тут, то там.

Вид с пер. Горных Духов в сторону р. Шумак-Гол.

Пер. Горных Духов с в. 3037.

На в. 3037. Как всегда туман закрывает большую часть видов.

Вид с в. 3037.

Пер. Усть-Илимцев с в. 3037. Внизу видна наша палатка.

Вид с пер. Усть-Илимцев в сторону Левого Яман-Гола. Несмотря на сумерки решили спускаться.

Вид на Левый Яман-Гол с его правого притока. Решили успеть к вечеру на Шумакские источники.

Водопад на правом притоке Левого Яман-Гола.

Водопад на правом притоке Левого Яман-Гола (2).

Каньон правого притока Левого Яман-Гола. Движение на пер. Зубастый от водопада сюда.

Еще один водопад на правом притоке Левого Яман-Гола. Отсюда нужно выбраться на левый (по х/д) склон.

Тот же самый водопад.

Пер. Усть-Илимцев с правого притока Левого Яман-Гола.

Цирк пер. Козлов и пер. Медвежонок со стороны Левого Яман-Гола.

Пер. Форус со стороны Левого Яман-Гола.

Пер. Зубастый со стороны Левого Яман-Гола. Отсюда на него совсем легкий и короткий подъем.

На пер. Зубастый. Сложили тур.

Взгляд назад. Левый Яман-Гол и пер. Усть-Илимцев.

Р. Яман-Гол с пер. Зубастый.

Пер. Обзорный Ложный с пер. Зубастый. Нам предстоит несложный, но нудный траверс.

На пер. Обзорный Ложный. Очень сильный ветер.

Вид в сторону Яман-Гола с пер. Обзорный Ложный.

Вид в сторону Нарин-Гола с пер. Обзорный Ложный.

Пер. Обзорный Ложный со стороны Нарин-Гола. Спуск очень простой и быстрый.

Предположительно пер. Нарин-Гол. Может, просто обсыпался?

Водопад в верховьях Нарин-Гола.

Вид на пер. Обзорный с места выхода на конную тропу с пер. Обзорный Ложный.

Водопад на правом притоке р. Нарин-Гол.

Тот же самый водопад.

Еще один водопад на следующем правом притоке р. Нарин-Гол.

Скальные столбы на левом берегу р. Нарин-Гол.

«Шахматный конь» на левом берегу р. Нарин-Гол.

Многочисленные броды на Нарин-Голе. Сначала получалось перепрыгивать.

Дневка на Шумаке, Саша Шеметов занимается съемкой. Погода благоприятствует - впервые за весь поход ясно и солнечно.

Верхний водопад на притоке Правого Шумака с пер. Университетский. Чуть было не двинули не туда, хотя отсюда перевал уже виден.

А вот и сам пер. Университетский. Нам показалось, что он должен быть гораздо дальше, помогла фотография с сайта.

Пер. Университетский с Правого Шумака. Логичная седловинка в центре ложный перевал. Вверху нужно забирать влево по скалам.

На пер. Университетский. Мы все же забрались на седловинку. Причем, мы не одни такие. Здесь тур, в котором мы сняли две свежие записки.

Вид с пер. Университетский в сторону притока Правого Шумака.

Вид в пер. Университетский в сторону р. Перевальная. Хорошо видны пер. Мраморный и пер. Ветренный.

Верхнее озеро на р. Перевальной под пер. Ветренный. Вид с пер. Университетский.

А вот и необходимый нам пер. Лавинный. Его мы планируем пройти сегодня - времени достаточно.

Спуск с пер. Университетский. Один рюкзак улетел со скалы.

Вторая веревка спуска с пер. Университетский. Нам повезло - предыдущая группа оставила свои петли.

Сдвоенной 50-метровой веревки едва хватило, а хотели взять 40-метровую. Веревку вообще хотели оставить у второй части группы, которая пошла через пер. Ветренный. Думали, не понадобится.

Все свое ношу в руках.

Пер. Университетский со стороны р. Перевальная. В итоге на спуск ушло почти три часа - время поджимало.

Седловина пер. Лавинный со стороны р. Перевальная. Перевал встречает нас радужно - хорошее предзнаменование.

Пер. Лавинный со стороны р. Перевальная. Смеркается - надо торопиться.

На перевале. Время 22.20 - спускаться придется по темноте.

Закат на пер. Лавинный.

Пер. Лавинный со стороны р. Левая Билюта. Спуск вчера показался нам довольно длительным.

Купание в верхнем озере р. Левая Билюта. Уже третий день стоит отличная погода - удивительно.

Ущелье Левой Билюты с Правой Билюты. Группа снова воссоединилась.

Могила неизвестному туристу на границе леса под перевалом БЕПКАН.

Пер. БЕПКАН со стороны р. Правая Билюта. Седловина перевала скрыта за поворотом слева.

Перевал Снежный со стороны р. Правая Билюта.

Седловина пер. Снежный со стороны р. Правая Билюта.

Седловина пер. Снежный с пер. БЕПКАН.

На пер. БЕПКАН.

Пер. БЕПКАН со стороны р. Барун-Хандагай.

Спуск в каньон сухого ручья с пер. БЕПКАН. «Спасибо» встречному дедушке, сказавшему идите поверху. Все время ходили понизу.

Пер. Динозавр со стороны Барун-Хандагая. Неласково встречает.

На пер. Динозавр. Спуск не виден совсем, хорошо, что он знаком.

Вход в ущелье Зун-Хандагай из Тункинской долины. Прощаемся с горами.

А в той стороне нас ждут позы и водка.

Цирк пер. Бугатай Западный, Восточный и Презент из Тункинской долины.