Честно говоря, не стремился «ухватить» красоту гор и небес. Все снималось попутно с работой. Вместе с женой присоединились к Туриаде благодаря поддержке Леонида Стрелюка из Иркутского Центра детского и юношеского туризма и краеведения. За что искренняя благодарность!

Сами из лихенологов – изучаем лишайники (лихенизированные грибы). Предварительно выбирали маршрут своих полевых работ в Окинском районе – от Жомболка до Тисы. Но получилось пройти вместе с Туриадой по Сенце на Чойган, потом на Хойто-Гол и на вулканы. Лишь немного в конце отошли от Туриады по Жом-Болку – где от души надрали себе лишайников. Потом встретились с Туриадой уже на Сенца-Тала, откуда вместе 21-го августа выехали до Култука.

Фото расположены более или менее в хронологическом порядке. Возможно, кому-то покажутся скучными и маловыразительными. Но яркие и стандартные виды вершин, рек и озер на сайте представлены предостаточно и повторяться не хочется.

"Начало начал" - от пос. Култук на самом краю Байкала отправляемся на Запад – в Тункинскую котловину и далее… 7 августа 2007 г.

И вот уже Монды

А где-то там и Мунку-Сардык…

Памятник старине Вовочке … «Ностальгия» :-) (около здания администрации с. Орлик)

Ранним утром 8 августа на траве был иней (оно и понятно – высота почти 1400 м) и стоял густой туман (начало пешего маршрута для большинства – от зимника Шаснур).

Но солнышко поднимается и разгоняет холодный туман

Остатки тумана попрятались по распадкам до следующей ночи

«Начальника» Леонид Евгеньевич Стрелюк напутствовал в добрый путь.

Основная «масса» пошла пешочком (два дня) до «базового» лагеря на слиянии рек Дунда-Гол и Хойто-Гол, а кому-то «повезло» ещё проехать 38 км пути… (мы были в их числе)

Погрузка в грузовик Будды (имя хозяина машины)

И в путь

От первых же видов «голова кругом»

Придорожный камень … Кто знает «старомонгольский»?

а они знают :-) какая-то молитва – пожелание доброго пути (удачи и т.п.)

Ляпота ..

«Огненный круг» наших попутчиков и проводников

детские лица сойот

Ягодка-сойоточка

У развилки дорог перед хр. Хайр-Хан (налево – вверх по Дунда-Голу к пер. Чойган-Дабан; направо – к Хойто-Голу и на Долину вулканов)

Красная смородина (выглядит как черная, но вкус как у красной)

Черная смородина

Nepromopsis laureri (Нефромопсис Лаурера) – лишайник из Красной книги РФ

Aspicilia transbaicalica – еще один лишайник (впервые был описан из Читинской обл.)

Долина р. Дунда-Гол

Окинские Альпы

Чудесный водосборчик – кто не сфоторгафировал его?

Вот и Чойган-Дабан. Впереди Тува.

«Перевальный камень» - Обо туристов. Костя попытался изобразить «ползущего из последних сил».

После «жестокого» спуска к источникам ноги гудели и подгибались (у некоторых). Но уже после баньки было все отлично!

В глубине континентальных районов на границе Тувы и Бурятии встретить родные пихты и кедры – обалдеть! Хотя понятно – выше у границы леса повлажнее (и горячие источники тут, наверное, ни при чем).

Леонид Евгеньевич (в красном): «Вот такую рыбину видел на перевале». :-)

Как всегда вечерний «разбор полетов» и инструктаж на завтра

Именинник сегодня 10 августа Л.Е. Стрелюк. Хоровое исполнение дифирамбов.

Меленький бакшиш от четы лихенологов.

На утро 11 августа желающие (примерно 50% дошедших до Чойгана) пошли в сторону пика Топографов (просто поглядеть).

Поднялись на первую незаросшую морену

«А те, кто не понимают – сейчас пойдут назад» - грозный Георгий (из Слюдянских МЧС-ников) был строг и неумолим. Я ж просто хотел пособирать лишайнички…

Но мы убежали от него :-)

Такое уже не раз видели. Но все равно – приятно.

Сочная и яркая…

И так пару км – по полям водосборов!

Просто люди отдыхали… В центре Дашка сидит.

Катя никак не могла идти по тропе – постоянно курсировала вдоль цепочки растянувшихся своих "подопечных". Вот в ком скрыт потенциал полководца!

Doronicum altaicum Pall. - Дороникум алтайский.

Тишина…

Маки

Ranunculus altaicus Laxm. - Лютик алтайский.

Всем уже знакомая вершина ПТ (вид с перевала Хэлгин) – такие стандартные снимки много раз видел на разных сайтах

Среди кустиков дриады лишайники Vulpicida tilesii (желто-зеленая) и Thamnolia vermicularis (беленькие «червячки»).

И еще Allocetraria madreporiformis (язык сломаешь, пока прочтешь).

Gentiana algida

2400 м – такая теплынь! Это все 11 августа 2007 г.

Вот здесь и самого автора можно узреть (самый старый).

Никак не остановиться перед такой красотой.

Самый «балдежный» источник – тепло и почти без радончика… Народ сидел в сей джакузи часами.

Встреча поколений

Люблю огонь костров

Огненный конь

Чойган на «Изыг-Су». Рано утром 12 августа 2007 г. Еще никто не встал. Люблю, когда поменьше народу.

Так аборигены строили бани сотни и может тысячи лет назад…

Под крышкой – минеральный источник. Здесь самая вкусная минералка из всех, что испробовал!

Благодарности аборигенов.

И ещё.

Тибетский колокольчик.

Молитва.

Надюшка после купания в горячем радоне. Расссслабляет….

Катя – после нескольких глотков местной минералки! Расссмехает… :-)

... не устояла на ногах.

А мы играли (Анна).

Катюшка

Заразная же…

Дима. Вперед в туман на перевал Чойган-Дабан! 13 августа 2007 г.

Снова перевал Чойган-Дабан. Как взлетели! (Надя).

Котик даже готова была вынуть сердце (из смеси печенья, сгущенки, сухофруктов), чтобы подкрепить наши силы.

Наш "Прометей"

Хр. Хайр-Хан – острозубый!

Раз не ногами, так хоть зумом приблизить можно…

Бурхан Хойто-Гола.

Антропоген здесь очень даже заметен.

Зато не было «хозяев» и народ занимал домики без проблем. 14 августа 2007 г.

Вот и Она.

Катя.

Нам идти туда. Путь от источников Хойто-Гола на Долину Вулканов. 15 августа 2007 г.

Надя это поняла…

Мертвые...

Далеко...

И близко (спасибо Sony DSC H5).

Ещё перевал 2400 м (Черби) – сплошное болото …

Понятно – почему ПЛАТО Окинское.

Это не вулкан, но здорово.

Лава текла и застывала. Интересно, что за прошедшие 10 тыс лет не видно никаких следов выветривания (ни климатического, ни биологического).

Влк. Перетолчина. «Не зарастет к нему народная тропа»… 16 августа 2007 г.

Падь Хи-Гол и влк. Кропоткина.

Влк. Перетолчина.

Там же – вид со дна.

Лишайники на камне растут в 3 яруса.

Arctoparmelia centrifuga -Арктопармелий центробежная.

Arctous alpinum - Арктоус альпийский на склоне влк. Кропоткина.

Влк. Кропоткина поглубже однако…

Шлак – он и есть шлак (как у угольной котельной).

Детали шлака.

Влк. Кропоткина

Колокольчик или "Жизнь".

И лишайники наскребли

"Бутылочное дерево" Larix sibirica.

Хозяина след (а ведь ночью дождик прошел). Здесь 17 августа наши пути с Туриадой "разошлись". Мы пошли вниз на Жом-Болок до Обтоя и Оки.

Asahinea chrysantha - Асахинея золотистая.

Над озером Бурсагай-Нур. Примечание: за 15-дневное "путешествие" очень повезло с погодой – всего 3 раза проморосил дождик и то по ночам.

Вода р. Жом-Болок – девственная чистота!

А это не знакомо мне :( Подскажите, пожалуйста.

Lobaria scrobiculata – Лобария ямчатая (Красная книга Бурятии).

Flavocetraria cucullata – Флавоцетрария клубочковая - типичный полярно-высокогорный вид (но вырос в глухом лесу!)

Горные «храмы» Восточных Саян. 18 августа 2007 г.

Lobaria pulmonaria – Лобария легочная (Красная книга РФ).

Собрали новый для науки вид лишайника из рода Physconia (правда описали как Physconia jacutica – так как в Якутии раньше на год нашли). Окрестности дер. Шарза (чуть западнее).

Кто энто?

Эдельвейс – ничего кроме названия в нем и нет.. :(

Зимник Обтой – прям среднерусский (или даже южнорусский) пейзаж 19 августа 2007 г.

Ради хвостов

Мост через р. Жом-Болок у Обтоя (устоял в паводок в 2006 г.). Люблю смотреть на текущую воду…

Река Ока куда красивее европейской тезки и уж в тысячи раз чище и опрятнее.

Самая чудесная деревушка с обалденным названием «Саяны» (на фоне хр. Кропоткина) – почти как Саяна (Бартанова). 20 августа 2007 г.

Спой Катик, не стыдись

Девчата. Ага, дальше уже не пойдут… (20 августа – последний вечер Туриады «Долина вулканов 2007» в урочище Сенца-Тала)

Огненная королева

Дима исполнил «бурятскую» песенку – так понравилась местным духам, что они массово повылетали из земли (шары светящиеся)

Прощальный костер в ночь с 20 на 21 августа 2007 г. Завершение Туриады-2007.

Вот так вылетают шары Праны (или как называют европейцы – шары энергии). Правда я раньше не слышал ни от кого, что они из земли вылетать должны. "Видели" раньше их просто "висящими". В движении не "наблюдали"...

Они же…

Дорогие биологи-ихтиологи, кто подскажет – что за рыба-кит? Она уже второй год появляется в сетях в р. Джида в районе с. Петропавловка. Местные рыбаки не знают ее и побаиваются (мутант какой-то для них). 22 августа 2007 г.

Gena Urban

Эраст БутаковОтличный фоторассказ! Молодец Гена. Интересно полистать. И главное, многое складывается в мозайку из прошлых — одиноких — фотографий.
08.04.2008, 13:13:46 |
Андрей Тарасовхороший отчет, душевный и познавательный :)
19.04.2008, 10:45:31 |
Valer Хороший отчет! Давно мечтаю поглубже от вулканов побродить,места сказочные! На этом шлаке от подземной котельной мы сапоги когда то в лет кончили, идешь по нему как по терке.
А грибы точно не лохонезированные? ;)
21.04.2008, 19:02:50 |
замечательные фото — собираюсь с семьей эти летом навестить вулканы