Маршрут улус Хандагай-Убур - р. Эхе-Булнай - пер. Эхебулнайский, 1а - пер. Самарский, 1а - р. Ара-Ошей - р. Яман-Гол - пер. Обзорный, н/к - р. Нарин-Гол - р. Шумак - Шумакские минеральные источники

Наслушавшись рассказов об особенных красотах долины Ара-Ошея и насмотревшись фотографий с ледопадов на Левом Ара-Ошее, решил попасть на Шумак в этот раз таким путём. За неделю до начала мероприятия, всё чуть не накрылось медным тазом: по разным причинам отказались все предполагаемые спутники. Но, к счастью, на сайтах "Природа Байкала" и "Angara.Net" неожиданно объявился Миша Бычков из города Волжский, желающий попасть на Шумак именно в апреле, а маршрут его не так волновал. Созвонились, встретились, и вот уже 21-го апреля, как и ровно год назад Overclock доставляет нас к точке старта.

До этого места нас довёз Overclock.

Впереди перед нами первая промежуточная цель: долина Эхе-Булная.

Проходим мимо одной из сакральных вершин Тунки: Алтан-Мундарги. Совсем в стороне...

Идём дальше по дороге и удивляемся: почему-то машин немного попадается :-).

Первая ночёвка в лесу над Эхе-Булнаем: до реки далеко, а ручей в распадке ещё без воды.

Утром после двухсотметрового подъёма достигаем конца дороги и развалин бывшей базы (возможно геологической).

Через некоторое время снега на тропе стало много, скорость снизилась. Поэтому, увидев внизу наледь на Эхе-Булнае, решаем потерять высоту, спустившись на реку.

На границе зоны леса попадаем в троговую долину и в 5 км от нас наконец-то показывается первый перевал: Эхебулнайский.

Правый борт долины Эхе-Булная.

Отдыхаем перед очередным стометровым взлётом. Видно, насколько мало снега, хотя высота около 2100.

Обернувшись назад, так и хочется разбежаться и взлететь!

А слева впереди - настоящие зубчатые башни!

И, наконец, прямо перед нами - Эхебулнайский перевал и его восточная седловина, на которую нам и надо.

Долина Эхе-Булная широкими воротами открывается в Тунку.

Я твой тонкий колосок.

Ледяная лужайка возле места второй ночёвки. Частично спрятались от ветра между двумя небольшими каменными грядами.

Эхебулнайские скалы над местом ночёвки.

Подъём к восточной седловине практически бесснежный: только в конце было 15 м снега и 5 м фирна. А под нами - изумительный вид ледниковой долины Эхе-Булная.

Вид с восточной седловины Эхебулнайского перевала в сторону Зун-Гола. Здесь снега уже побольше.

Вид вдоль гребня Эхебулнайского перевала.

Траверс к Самарскому перевалу.

А с восточной стороны Самарского со снегом вообще всё хорошо: обилие лавин, сошедших с окрестных склонов хорошо убеждают в этом.

А это уже после спуска с озера, из которого вытекает Ара-Ошей.

Впереди перед нами открывается широкая и прямая долина Ара-Ошея.

Со стороны Ара-Ошея путь к Самарскому перевалу далеко не так очевиден - можно и запутаться в лабиринте каменных гряд.

К счастью, обилие снега, которым нас пугали в этих местах, успело исчезнуть.

И мы продолжаем путь по практически бесснежной тропе.

Верхний Ара-Ошейский водопад (ледопад).

Ледопад на левом притоке Ара-Ошея.

От границы зоны леса открывается вид на величественные скальные блоки над Ара-Ошеем.

Обедали мы возле небольшого ручья, протекающего в укромной долинке.

Светло-серые скалы I.

Светло-серые скалы II.

Наледь Ара-Ошея на границе зоны леса.

Каменный корабль.

Одно из сужений Ара-Ошея "обрадовало" нас мокрой наледью.

Висячая пирамида.

Здесь пришлось обходить поверху - ущелье с водопадом освободилось ото льда.

Наледь, сползающая в ущелье возле водопада.

Упавшая сосулька.

А отсюда она отломилась.

Голубые наледи на склоне.

Под этими кедрами было много прошлогодней брусники.

И к вечеру третьего дня мы достигли Наледей с большой буквы. Ширина их в некоторых местах достигала 300 м.

Остров посреди наледи.

Речной мыс.

Третья ночёвка была среди кустов верблюжьего хвоста, так что пришлось для постановки палатки его немного выкорчевать.

Я на наледи стою.

Большой конус выноса образовался, судя по всему, после наводнения 2001 года.

Вид вверх по течению с Ара-Ошейской наледи.

Наледь сужается до нескольких метров.

Перед очередным сужением скалы кроме своих обычных окатанных краёв представлены плитчатой отдельностью.

В очередном сужении реки нас встречают добрые сосульки.

Под некоторыми из них можно спрятаться от непогоды.

И снова наш путь в теснине.

Грот, доступный только со льда. Ледом здесь ревёт река.

Теснина заканчивается и за ней снова широкая наледь.

Устье ручья Поисковый состоит из двух рукавов.

За этими скалами - долина Левого Ара-Ошея, куда мы собрались сходить налегке в радиалку.

Первый снимок с радиалки: самый нижний ледопад на Левом Ара-Ошее высотой около 2 м.

Под такими обрывами мы идём к обещанным ледопадам.

Берега вокруг сложно назвать жизнерадостными.

Ледопад с небольшого ручейка.

Подошли к нижнему восьмиметровому ледопаду.

При вгляде сбоку лёд приобретает таинственную синеву.

Этот ледопад мы без проблем обошли по правому берегу по протоптанной в снегу тропе.

С наледи между нижним и средним ледопадами хорошо видны горы за долиной Ара-Ошея.

Средний ледопад напоминает высунутый язык ледяного дракона.

Зайдя за ледопад, попадаешь в настоящую сказку.

Средний ледопад мы обходили по левому берегу, переваливая через небольшой скальный гребень.

Спустившись на реку, мы подошли к верхушке ледопада и заглянули вниз.

Верхний ледопад в этот время года явно проигрывает по зрелищности, да и сама река здесь выглядит какой-то куцей.

Поток воды по верхнему ледопаду Левого Ара-Ошея.

Миша спускается по самому первому двухметровому ледопаду.

В этом сужении река уже начал вскрываться.

А здесь на удивление ещё можно пройти, хотя наледь явно доживает последние дни.

Добрались до горного варианта пляжа: песок с лишайником и ёлками.

На правом берегу Ара-Ошея нам неожиданно попались несколько минеральных источников, не отмеченных ни в одном отчёте.

Миша на скале ущелья Ара-Ошея.

Над нижним Ара-Ошейским водопадом, прячущимся за наледью

Вид с остатков наледи над водопадом.

В ущелье, ведущему к нижнему водопаду.

Начало нижнего ущелья с водопадом.

Утром 5-го дня, чтобы во сей красе разглядеть водопад, мы перебрались на правый берег. И вот он, красавец!

А если спуститься к самой воде, то водопад предстаёт раскрытой пастью какого-то чудовища.

Сбегали на 15 минут посмотреть низовья ущелья Ара-Хубуты.

Днём начал пробрасывать дождик и погода была не для фотографирования. Но этот ледяной купол на Яман-Голе всё-таки заслужил быть запечатлённым.

Начали подниматься по притоку Яман-Гола к Обзорному перевалу.

Вгляд назад.

В то же время, впереди пейзаж намного жизнерадостнее.

Через полчаса тучи исчезают и над Яман-Голом.

Первый раз подъём на Обзорный предстоит не утопая в снегу, а по тропе по камням.

Вид с перевала Обзорный за минуту до метели.

Последняя ночёвка перед Шумаком была на берегу Нарин-Гола перед началом ущелья.

Дыхание гор.

Последний раз утро встречает нас солнечными лучами. На снимке - лапник для палатки.

Ущелье Нарин-Гола.

Исчезающий ледопад.

Добравшись до источников, обнаруживаем, что за год появилась новая информационная табличка.

А на левом берегу появилась деревянная горка.

Утро 27-го числа встретило нас свежим снегом и пасмурным небом. Благодаря снегу удалось подняться на первый ледопад Мраморного ручья, следующие же стали непреодолимой преградой.

В ущелье между первым и вторым ледопадами.

На снегу оставляя следы...

Выглянуло солнышко и моё внимание привлёк яркий лишайник.

То ли зимой, то ли ранней весной прошёл сильный ураган, оборвал иголки и мелкие ветки, а также повалил часть деревьев.

Облака растянуло и мы решили полюбоваться ледопадами с тропы, идущей по правому берегу ручья.

Возле тропы нам встретилось такое сиреневое чудо.

Долина Правого Шумака.

Долины Левого Шумака и Шумак-Гола.

На осыпи над Мраморным ручьём

Свежий снег на склонах долины Мраморного ручья.

Горка между Правым и Левым Шумаком в глади Шумака.

28-го числа сумрачно было весь день. Я отправился прогуляться до Хуухэйн-Хады.

На священных столбах I.

На священных столбах II.

Шумак, стремящийся к Китою.

По пути назад мне попалось маленькое чудо: верхняя часть наледи, превратившись в игольчатый лёд провалилась.

А под ней образовался ледяной желоб, по которому как по каналу текла прозрачная вода.

Тоннель в наледи с потрясаяющими голубыми отливами.

Край потолка тоннеля.

Упавший потолок.

А здесь брусники было столько, что пришлось оттаскивать себя за уши.

Дерево, расщеплённое молнией.

Пик и перевал Трёх Капитанов.

Лебеди, подаренные Шумаку строителями из Самарканда.

Заснеженный лес.

Толстая белка.

Новые дары Шумаку.

В последнюю ночь на Шумаке снег валил особенно обильно и последние снежинки пролетали до обеда.

Летнее расписание магазина на Шумаке

Mikka

Эраст БутаковА вот это — классный фотоотчет! Мне очень понравился!
07.05.2008, 12:13:48 |
Вячеслав ПетухинМихаил, а я правильно понял, что вообще в этом году снега было намного меньше, чем обычно?
08.05.2008, 15:01:58 |
MikkaДа. Мы когда в прошлом году ходили, то радовались, что снега мало, а в этом рекорды все побиты: на Обзорный пешком по тропе зашли, да и подъём к Эхебулнайскому не сильно утомил — больше всего снега там в лесу было на гребне, пока на наледь не спустились.
10.05.2008, 00:20:18 |
Александр ИутинскийМихаил, хотел поинтересоваться есть ли (соотнеся с летними условиями) на маршруте какие-либо грабли (при повышении уровня воды и т.д) и каким берегом орографически идёт тропа. Если по левому, то по летним воспоминаниям Ара-Ошей трудно будет перейти — мощное и быстрое течение.
13.05.2008, 03:05:01 |
Алексей МисюркеевКрасивый маршрут. А как вы выбирались с Шумака — на вертолете?
14.05.2008, 10:05:43 |
MikkaТропа идёт левым берегом, но между устьем ручья с перевала Жалга и нижним водопадом появляется и на правом. При этом после устья Ара-Хубыт на левом тропа постепенно хиреет. Судя по всему, переходить надо через разливы реки на месте наледи. Не знаю, правда, насколько сложно переходить Ара-Хубыты в устье. При следовании в этом направлении все перевалы очевидны, а вот в обратном направлении найти Самарский, видимо, не так-то просто (если, конечно, там тропы нет): множество ручьёв текут в узких ущельях и определить нужный проблематично.
15.05.2008, 14:40:38 |
MikkaС Шумака вертолётом улетели. Фотоотчёт на этом же сайте лежит.
15.05.2008, 14:41:37 |

Mikka: Судя по всему, переходить надо через разливы реки на месте наледи. Не знаю, правда, насколько сложно переходить Ара-Хубыты в устье.

Можно перейти Ара-Ошей ниже устья Ара-Хубутов (насколько я помню, метров 200 ниже). Мы успешно переходили через несколько дней после наводнения 2001 года, то есть даже в большую воду можно перейти.

...а вот в обратном направлении найти Самарский, видимо, не так-то просто (если, конечно, там тропы нет): множество ручьёв текут в узких ущельях и определить нужный проблематично.

Мы в том же году шли Самарский как раз в обратном направлении. Действительно, он с верхнего озера не просматривается, но вообще-то, если сориентироваться, то можно понять, куда надо идти к перевалу. А там уже перевал — самый пологий склон.