Данный фотоотчёт может быть полезен тем, кто планирует походы в районе Долины Вулканов и хочет по возможности избежать длинных стандартных маршрутов по рекам. Я здесь показываю не столько то, что мы увидели, а, скорее, как мы шли.

Вот такой маршрут планировался. Изюминок в плане несколько - первопроходы перевалов в хребте Кропоткина, район к северо-западу от Хара-Нура (уже Тува), куда последнее время туристы практически не ходят, и цепочка обзорных вершин, на которые мы должны подняться.

А вот что мы прошли.

Основная часть маршрута пройдена, правда радиалки пришлось сократить. Почему и как и это было - ниже.

Нас четверо. Заезжаем на джипе прямо из Иркутска до места.

16 июля

Подъезжаем к началу маршрута. Перед нами - хребет Кропоткина. Здесь у нас по плану небольшое колечко - дней на пять. Видна дорога старателей, по которой нам подниматься (1). Потом заброска через перевал под Хойто-Улой (2) и налегке переваливаем гребень, зайдя на Барун- и Зун-Саро-Сардык (3). Потом основная часть этого участка маршрута - за хребтом и не видна (4), и за заброской (с попутным восхождением на Хойто-Улу) (5).

На удивление нам удалось по дороге старателей подняться на 600 метров! Уже перед самым посёлком мы встретили хозяина, который страшно удивившись: "Как вы вообще тут оказались?", всё-таки разрешил нам идти дальше (естественно, уже без машины), правда, мы пообещали обойти посёлок аж по другой стороне реки (иначе, по его словам, и подстрелить могут). Причём, его совсем не волновало, что мы будем ходить там, где добывают золото.

Далеко обходить мы, конечно, не стали, а потихоньку просочились незамеченными по краю леса, снова вышли на дорогу и по ней - до самого верха. Встать на ночёвку поторопила продолжительная гроза. Встали недалеко от места, где насколько я понимаю, и добывают золото.

17 июля

Из-за удачного заезда и "невидовой" погоды отказались от заброски. Терять полдня и гулять с заброской совсем не хочется. Да и рюкзаки не сильно тяжёлые. Пусть уж лучше мы будем с грузом, зато график на день опережаем. Так мы первый раз сократили маршрут за счёт радиалок. По плану предполагалось попутно с заброской подняться на вершину 3011,5 м рядом с перевалом.

Утром - погода неопределённая. С перевалом всё в порядке. Выйти на гребень в самом низком месте затруднительно - сбросы, но чуть подальше уже сыпуха. Назвали перевалом Старателей.

Идём по гребню в радиалку на ближайший трёхтысячник - Барун-Саро-Сардык. Хорошо видна Хойто-Ула. Отсюда её северная вершина смотрится явно выше южной. Но триангулятор (и отметка на карте) стоит на южной - более доступной.

Облака не разнесло, но и дождя нет. Погода - так себе. Трудно было предположить, что почти неделю мы будем вспоминать этот день как лучший по погоде день.

Делаю круговую панораму с пика Барун-Саро-Сардык. Дальше не идём - вряд ли мы там увидим что-то существенно интереснее. Так мы второй раз отказались от части радиалки. Впрочем, это, пожалуй, самое несущественное упущение.

Спускаемся с перевала Старателей. Как всегда, без сбросов не обошлось. Правда здесь они легко обходятся.

Внизу - долина Мундарги. Карты не врут - там и лес есть, несмотря на то, что высота - больше 2000 м. Здесь мы остановились на обед. Но для ночёвки - сильно рано. Идём вверх по реке.

Лес остался за каньоном. Не удивительно, что прошлый раз я не наблюдал на Мундарге леса (и засомневался, что он вообще есть) - с верховий он совсем не просматривается.

А нам - дальше вверх. Вот где-то там справа должен быть наш перевал.

Ночуем на реке, на ровной полянке, рядом с цветочками.

18 июля

Утром - туман. Собираемся, идём. То небольшой дождик начнётся, то просто туман. По карте (и фотографиям) я довольно подробно изучил это место и знаю, что нам почти до конца долины. Ориентируюсь на высокий кулуар со снегом. Но участники кричат - "давай направо". Там, где наверху тоже снежник, существенно ниже. Ну, что же, думаю, можно и туда подняться - посмотрим, что там, а до нужного нам места можно будет по гребню дойти.

"Там" - как и ожидалось - сбросы. И по гребню пройти не удалось. Впрочем, не так много высоты потеряли (особенно те, кто ещё не успел подняться на гребень).

Поднялся на перевал. Вот оттуда мы пришли. Просветов в небе не видно.

А вот туда нам надо. Второй перевал тоже удачный - спуск совсем несложен. Впрочем, по-другому быть не должно: с этой стороны я приглядел перевал довольно хорошо на своих старых фотографиях.

Сквозь клубы облаков просвечивает широкая долина с высокими скалами и несколькими озёрами. Как здесь хорошо в хорошую погоду! Хорошо ещё, что видимость есть. Но и это ненадолго. Пока я ждал остальных участников, всё заволокло туманом и стал накрапывать дождь. Холодно. Особенно, когда стоишь. Надо быстрее спускаться. Спустились до первой ровной полянки (где-то в ЛНУ кадра), поставили полатки и одно занятие на весь остаток дня - спать.

19 июля

С утра - дождь. Только к полудню он начинает вроде бы как заканчиваться. То почти перестанет, то снова начнётся. Так и не закончился. Ждать больше не стоит - и так почти сутки проспали в палатках. Так что вариант один - переваливать на Сайлаг. Вот он перевал - перед нами. А по Сайлагу можно и в тумане идти. Так мы сократили часть маршрута по хребту Кропоткина.

Туман не сильно плотный - проблем с ориентированием нет. В верхней части подъёма сыпуха что-то стала уже довольно крутовата...

Этот перевал тоже был присмотрен на фотографих и картах. На спуске как и со стороны подъёма - сыпуха.

Идём вниз к Сайлагу. По законам жанра погода сразу начинает налаживаться. :-)

Вообще говоря, в этот момент мы вполне могли совершить восхождение на Хойто-Улу, как и предполагалось по плану. Если бы знать, что оставшуюся часть дня погода будет приличной, возможно, мы бы так и сделали. Прошли бы отсюда траверсом к Хойто-Уле, поставили бы лагерь на уступах боротов долины (там есть подходящие места), пообедали бы и сбегали бы на Хойто-Улу. Хотя вряд ли была бы хорошая видимость, но удовольствие бы получили. :-) Однако погода была неустойчивая, что означало большую вероятность отказа от восхождения, да и как-то уже настроились идти как можно дальше по маршруту.

Впереди - красивый скальный гребень. Нам его надо обогнуть.

А вот он уже с обратной стороны. Погода уже вполне приличная. Но от альпийской части маршрута мы уже ушли. Теперь вверх по реке и дальше на запад через пологие перевалы.

Встали на ночёвку в редколесье на высоте почти 2000 метров. Можно развести костёр, погреться, посушиться. Что же, первая часть похода из-за погоды не очень удалась, но зато у нас по-прежнему день в запасе и надежда на хорошую погоду в дальнейшем.

20 июля

Однако погода обманывает наши ожидания. Утренний туман вместо того, чтобы рассеиться, становится всё плотнее. И, пройдя часа два, на подходах к пологому перевалу на Обтой мы попадаем в уже ставшую привычной погоду (точнее непогоду). Туман, временами мелкий дождик.

А в солнечную-то погоду здесь, наверное, хорошо.

Здесь мы уже без каких-либо раздумий идём дальше, отказываясь от радиалки на вершину над перевалом. Смысла нет. Вершину даже не видно.

За перевалом всё примерно так же. Местами тропа, местами и без неё нормально. Зарослей, слава Богу, нет. Ну, что же, по таким местам можно не теряя времени двигаться и по дождю.

А дождь-то как раз начался уже довольно приличный...

Хорошо ещё, что он был не очень долго. К середине дня перестал. Мы уже идём вверх на следующий перевал. Он уже ходовой для местного населения и имеет устоявшееся название - Обтой-Дабан.

К счастью, находим место для обеда. Последние деревья позволяют собрать дрова, и ручеёк нашёлся среди болотистой долины. Идти весь день без горячей еды под холодным дождём как-то совсем нехорошо. Костёр пришёлся как нельзя кстати.

Тем временем погода, как и вчера, стала налаживаться.

Вот и перевал. По крайней мере, местные буряты так считают. Сразу у меня за спиной - два больших тура. Географы бы сказали по-другому :-). Как выяснилось, мы ещё около километра шли вдоль ручьёв, бегущих назад, в Обтой. Но если и замечать какое-то место, то, конечно именно это. Где подъём сменяется выходом к озёрам, вдоль которых не всегда и заметишь, где ручьи текут в одну сторону, а где - уже в другую.

По плану я собирался заночевать у озёр на перевале. А в свободное время сходить в радиалки.

Но первая радиалка сегодня отпала без всяких сомнений. Да и вторая - с перевала Обтой-Дабан - тоже явно не состоится. Слишком сыро здесь. Холодно, неуютно, хоть и довольно красиво. Идём вперёд к более комфортной ночёвке.

Постепенно начинается спуск к следующей речке - Харгыте.

За сегодня мы тоже перевыполнили план (правда, пожертвовали радиалками). Так что вперёд можно не торопиться. Встаём у первых деревьев. И место просторное и дрова.

Место, действительно, оказалось очень приятным. Заметили пригорок мы с противоположного берега реки, там где шла тропа. Сошли с тропы, переправились и не пожалели. Красиво вокруг. И ещё заодно посмотрели каньон с водопадами, который с тропы совсем не просматривается.

Вот один из нескольких водопадов в этом каньоне. Не до всех легко добраться.

В общем во всех отношениях приятное место. Разве что могло бы быть сильно ветренным. Но погода благоприятствует...

Как там было, можно посмотреть максимально приближенным к реальности способом - на круговой панораме.

Да... Погода делает попытку исправиться номер два.

21 июля

С утра - вообще голубое небо. Идём вниз к Хойто-Оке и по ней вверх.

Потом - похуже. Но, всё-таки, впечатление скорее грозовых облаков, чем сплошной непогоды.

Отсюда мы поднимаемся на гребень. Перевал - перед нами.

Поднимаемся. Открывается панорама Хойто-Оки.

Дальше - наиболее нетривиальная часть маршрута. По хребту. Объясню, почему был выбран именно такой вариант. Чтобы продвигаться дальше на запад надо либо спуститься на Оросою, либо переваливать с Хойто-Оки на Бурсаг, а потом на Хакту. В первом случае мы попадаем в ужасный тальник (уже неоднократно проверено). Во втором - надо два перевала. Правда, первый - простой, но вот со вторым совсем непонятно. Не лучше ли пройти по гребню почти напрямик?

Итак, идём по гребню. Налево - Хойто-Ока сменилась Бурсагом. Вроде и высота не очень большая, и долина на юг смотрит, а снега - больше. Видимо, благодаря рельефу долины сохранились такие кусочки снега.

Направо - Оросой. По-разному выглядят долинки.

На гребне и с его северной стороны много снега.

Вот наиболее впечатляющий снежник. Интересно, растаял ли он в это лето?

И вот такие наддувы встречаются.

Гребень сначала был совсем простой, перед вершиной пришлось всё-таки с самого гребня спуститься, но по склону обошли - ничего сложного.

Круговая панорама с вершины 2711,7 метров. Из-за того, что нам пришлось отказаться от нескольких восхождений в первой половине маршрута, теперь обзорные виды уже никак не хотят выстраиваться в цепочку. Отсюда, конечно, должно было быть видно хотя бы Хойто-Улу, но там - тучи.

Панорама с немного другой точки. Позволяет рассмотреть то, что скрыто на предыдущей. Погода над хребтом Кропоткина здесь уже получше, но как показал тщательный анализ :-) Хойто-Ула по-прежнему в тучах.

Прямо под вершиной, как и предполагалось судя по карте, - сбросы. Но, оказалось, что можно спуститься чуть южнее по гребню. Так мы и прошли, немного сократив путь по сравнению с планом.

На Хакте небо снова затянуло. Идём вниз по притоку. Тропы не видно. Но идётся нормально. Останавливаемся подождать Володю. Сидим.

И тут видим перед собой медведя... Он, судя по всему, не сразу понял, кого встретил. Видимо, не часто сюда люди заходят. Стоит и смотрит на нас. Мы, потихоньку переговариваясь, продолжаем сидеть. Я беру фотокамеру и делаю вот этот снимок. А он, по-видимому, сначала счёл помеху несущественной и медленно, глядя на нас, продолжает движение по своим делам. Не прямо на нас, а так, по касательной, приближаясь. Неприятно... Как-то уже и съёмкой заниматься не хочется. Впрочем, Женя, давно мечтавший о близкой встрече с медведем, продолжает щелкать затвором. Что бы мы делали, если бы медведь продолжил движение, не знаю... К счастью, он нам не предоставил возможности проверить это. В какой-то момент медведь всё же понял, на кого наткнулся и, резко развернувшись, бросился назад. На ту сторону реки, вверх по склону. Через пару минут он уже был небольшой точкой, движущейся по противоположному склону. Да, с таким бегуном состязаться бесполезно...

Идём вниз до Хакты, проходим немного вверх по реке. Надо вставать на ночёвку. Хороших мест не видно - сплошные кусты, кочки и т.п. Переходим реку и находим приемлемое место. Под кедрами. Причём под такими, что ни о дожде (а он накрапывает), ни о дровах можно не заботиться.

22 июля

Утром явно видно, что вчерашние грозы - дело временное. Наконец-то идём под солнцем. От реки мы сразу пошли вверх по камням, выходя на нужный нам приток. Среди каменных россыпей встретились вот такие останцы. Петя, успевший по ним полазить, утверждает, что очень замечательные останцы.

И дальше, уже по пологой долине.

По пути - несколько озёр. Впереди виднеется наш перевал. Он хоть и в снегу, но подъём на него совсем пологий.

Погода благоприятствует и здесь уж мы не отказываемся от удовольствия подняться на ближайшую вершину. Сколько же ещё сокращать радиалки?! Впрочем, Женя и Володя решили отдохнуть, остались нас ждать на перевале. Мы пошли вдвоём с Петей.

Плавно набираем высоту. Правда, для этого приходится идти вот по такому склону. Позади показалась Буда-Ханда. Тоже кандидат на радиалку (правда уже кандидат второй очереди).

А это долинка, по которой мы сегодня шли.

Вот мы и на вершине. Круговая панорама.

И отдельно кусок, который на круговой панораме был скрыт вершиной. Я пытался рассмотреть нашу первую часть похода. Точнее, хотя бы Хойто-Ула увидеть. Всё-таки это самая высокая вершина на десятки километров вокруг. Однако угадать, где она никак не получалось. Уже сейчас, дома, я после тщательных измерений :-) определил место, где она должна быть. Там, за облаками, еле проглядывают контуры горы.

Так что, судя по всему, там и в этот день с погодой было совсем не так. Что же, значит правильно мы не стали дожидаться погоды на хребте Кропоткина. Максимально близкая к началу нашего маршрута вершина, которую здесь удалось опознать - 2940,6 м перед долиной Сайлага. Характерной двухглавой формы.

И отдельно покрупнее фрагмент на запад. Там пик Ханчар и ещё несколько интересных вершин.

Спустились к перевалу, с перевала вниз на Саган-Сэр, и вот уже вверх по другому истоку Саган-Сэра. Идём мимо вот такой замечательной вершины. По-видимому, это неправильно подписанная на карте Дэгэлмэг.

А чуть правее - наш перевал. Отсюда он смотрится крутоватым...

Но, как обычно, подошли - и он "лёг".

А вот с обратной стороны этот перевал - совсем пологий. Вот такой. Впрочем, эта фотография сделана на следующий день.

А пока мы решили дальше не идти, а заночевать прямо здесь. Вон там, за озером, наши палатки.

Большой снежник, сползающий в озеро. Вот так там. Круговая панорама.

23 июля

Идём вниз с перевала по Зун-Жалге.

Долина вся в цветах и пара озёр имеется.

Траверсом уходим в сторону соседней долинки, чтобы не спускаясь к Хара-Нуру, продвинуться ещё севернее. Находим там тропу - значит не только мы решили так идти.

Сверху открывается вид на Хара-Нур.

Тропа уходит в сторону следующей долины, становится положе и тут есть несколько неглубоких (а, значит, тёплых!) озёр. В этом мы купаемся.

Дальше был неприятный участок. Плоскотина, болотисто, а тропы все или идут совсем не туда, или сразу кончаются. Постепенно выруливаем к лесу, на склон, который ведёт к Буштыгу.

Со склона виден Хара-Нур.

Спускаемся. Наконец-то место, где и вода есть и просто приятно посидеть. Уже пора. Встаём на обед на берегу озера.

Впрочем, видимо, в обычное время это не сам Хара-Нур, а дельта его притока - Буштыга. Просто сейчас вода слишком высокая и река превратилась в залив Хара-Нура.

Вот здесь видно, что вода поднялась не так давно.

Гроза проходит мимо нас, а мы идём вдоль северной оконечности Хара-Нура.

24 июля

Сегодня мы с Петей идём в радиалку на три дня на северо-запад - в Туву. Женя и Володя остаются. Встретиться мы с ними договорились уже по дороге назад - в устье Саган-Сэра.

Утро сырое, но что будет дальше - непонятно, надо идти.

На берегу остаётся Женина палатка. А мы с Петей уходим.

Идём вверх по Урда-Шану. Туман поднимается...

...и превращается в облака и тучи. :-)

Вот один из интересных водопадов на Урда-Шане - Бьющий.

Фотографировать плохо - солнца нет, да и дождик периодически накрапывает.

Идём дальше.

Следующий приток Урда-Шана (нам по нему вверх) наиболее своеобразен. Он течёт в глубоко прорезанном очень узком каньоне. Настолько узком, что ширина местами доходит до нуля. То есть, местами вода просто течёт под землей. По одному из "мостиков" над рекой и проходит тропа. Видимо, здесь сосредоточены карстующиеся породы.

Причудливых мест много, но снять хорошо не так-то просто, да и некогда. Идём вверх.

Вот такой изрезанный рельеф в долине Урда-Шана.

Поднимаемся к озеру Сараног. Приток в верховьях уже обычный. Троговая долина.

Огибаем озеро слева.

Проходим дальше, мимо ещё одного довольно большого озера.

Выходим к перевалу Зюбриному. Перед самым перевалом ещё одно (совсем небольшое) озеро. Но это ещё что. Дальше озёр должно быть ещё больше.

С перевала мы решили не спускаться, а пройти траверсом. Сначала по гребню, потом по склону, и выходим на плато, с которого текут ручьи как на этот исток Устю-Коктюг-Хема, так и на следующий, туда, куда нам надо.

Проходим траверсом над озёрами.

Вот так выглядит перевал Зюбриный с обратной стороны.

Поднимаемся по ручью на плато. На плато много мелких озёр. Вот впереди виднеется и большое, с названием - Островное. Идём с плато в сторону озера Островного, постепенно спускаясь вниз.

Обходим озеро слева и поднимаемся на гребень.

Сверху видна почти вся долина Устю-Коктюг-Хема.

Следующий участок маршрута - через реку Алды-Коктюг-Хем - вызывал опасения. Те, кто бывал в этих краях, знают, что самые большие неприятности вас подстереают именно в долинах. Это и непролазные заросли тальника и заболоченные места.

Однако здесь всё выглядит вполне прилично...

Более того, данный участок вообще оказался, я бы сказал, приятным. Спустились к реке большей частью по тропке. На подъёме тоже удалось миновать всяческие заросли.

Скорее неприятно было уже наверху - там, где виднеется озеро Ноган-Холь. Вообще, слово "ноган" не сулит ничего хорошего. Перевод "зелёное" скрывает истинный смысл слова "ноган". :-) Скорее это значит "заросшее травой".

Вот по этому ручью с приятным редким лесом мы спускались.

И вот мы уже на другом борту долины. Нас догоняет гроза.

Сейчас начнётся. Мы уже успели уйти за озеро Ноган-Холь. Гроза зацепила нас только краем. Но и это было грозно! Впрочем, недолго, и мы благополучно переждали это время вот в этом самом месте, сев на рюкзаки и накрывшись полиэтиленом.

После грозы идём дальше, вверх. Надо выйти на более твёрдое место. Оно вскоре появляется, хотя место под палатку никак не можем найти - везде хоть и не крупные, но камни. В конце концов всё-таки ставим палатку (много ли нам места надо на двоих). Солнце уже садится. Довольно высоко и прохладно. Погода хорошая, правда закат тихо угас - красками не порадовал. Теперь надежда на утро. Место-то хорошее. Обзор на три стороны. С четвёртой - вершина (2448), на которую завтра утром мы собираемся подняться. Оттуда уже будет круговой обзор.

25 июля

Рассвет - прекрасный. Правда, самого солнца всё-таки видно не было - одна из горок его прикрыла. Зато пейзажи разнообразил утренний туманчик.

Да и ещё темное небо на горизонте... Впрочем, оно быстро приближается. Очередной грозы я не боюсь, к тому же у нас ещё не собрана палатка, более того, Петя ещё даже не вставал. :-)

Так что - снова в палатку...

Гроза продолжалась не очень долго. Но вот что-то после грозы облака никуда не ушли. Так что на гору пошли уже в тумане. Чем дальше и выше - тем его больше.

На вершину найти путь несложно. Идёшь вверх - рано или поздно придёшь. Пришли. Туман. Решили подождать. Пошёл небольшой дождик и ветер на вершине дует. Накрылись полиэтиленом, сидим. Терпения у нас хватило где-то на полчаса. Лучше не стало. Идём вниз. Доходим до того места, где вышли на гребень и идём дальше по гребню - нам в самые верховья Алды-Коктюг-Хема. Что-то меня начало смущать направление нашего движения (и кое-что просматриваться начало), я включил GPS-ку - выяснилось, что мы по гребню пошли в противоположную сторону. Оказывается на гребень-то мы вышли не с той стороны, с какой ожидали, а немного с другой.

Ну что же, разворачиваемся и снова на вершину. На вершине всё снова в тумане. Теперь уже не останавливаясь проходим и идём дальше по гребню.

В какой-то момент туман немного расступился - лишняя возможность убедиться, что мы именно там, где должны быть.

Уходим с гребня и постепенно, продвигаясь вверх по реке, спускаемся в долину.

Вот там, где просвет, тот перевал, куда нам надо. Места, конечно для ходьбы не так приятны, как вчера - мокровато, местами тальник - но всё-таки зарослей большей частью удалось избежать.

На одной из таких полянок меня остановил голос идущего рядом Пети: "медведь". Медведь занимался какими-то своими делами (то ли траву какую-то ел, то ли копал что-то) и нас не замечал.

Когда на медведя идёшь ты, а он тебя не видит, это совсем не то же, что медведь тебя видит и идёт на тебя. :-) Я отступил на пару шагов, сменил объектив на телевик и стал делать шаги навстречу. Тут медведь, наконец, нас почуял, встал на задние лапы. Я в этот момент нажал на "спуск". В следующий кадр медведь уже не попал. Но, в отличие от первого медведя, этот ушёл неторопясь, бегом не бежал. Снимок я здесь выставлять не буду: медведь занимает на нём почти весь кадр, да вот незадача - резкости совсем нет - темновато было, а я чувствительность всего на 400 поставил. :-(

Поднимаемся на перевал. Перед нами озеро Мулесэтэ-Нур. Снова начинает накрапывать дождик. Идём по левой стороне до мыска и там ставим палатку. Можно отдохнуть...

Отдыхать, правда, пришлось слишком долго. Вскоре дождь пошёл сильнее, ветер подул не слабый. В палатке мне пришлось сбоку от себя класть рюкзак - чтобы поменьше продувало. (Одно время казалось, что начался не дождь, а град или снег. Возможно, проверять никакого желания не было, а утром следов не осталось.) И так всю ночь и почти весь следующий день (26 июля). Только где-то часам к трём дня ветер и дождь стали ослабевать. Палатку мы собирали без дождя. Идти, впрочем, что под небольшим дождём, что без дождя разницы почти нет - вся трава и кусты насквозь мокрые.

Спустились вниз - стало теплее. Вообще, ветер такой сильный был, видимо, только наверху. По градусам же не так холодно было - даже там у нас льда утром не было. Значит, плюс.

Дошли до Хара-Нура. Были готовы увидеть здесь палатку Жени и Володи. Но, оказывается, у них погода была намного лучше и они вчера вечером ушли, как и договаривались, ушли в обход Хара-Нура. Так что нам дальше.

Мы дошли до устья Буштыга и почти в том же месте, где обедали три дня назад, заночевали.

27 июля

На следующий день - по тропе вдоль Хара-Нура. Если бы всё по тропе... Тропа же всё время норовила уйти под воду. Причём, естественно, если уж тропа спускалась с нормальной высоты к самой воде, значит - неспроста. То есть пройти по-другому не так-то просто. :-( Приходилось периодически продираться сквозь заросли.

В устье Саган-Сэра, как и договаривались, встеритись с Женей и Володей. Вместе идём до Хакты, там ночуем.

28 июля

С утра довольно быстро дошли до Бурсагай-Нура.

Идём по тропе по Жомболоку. Вот такие скалы над нами.

На обед останавливаемся в знакомом месте.

Здесь, на берегу Жомболока есть одна удобная полянка. Ещё она примечательна тем, что с неё хорошо виден вот этот водопад.

А под порывом ветра вода в водопаде вместо того, чтобы лететь вниз, летит местами скорее вверх, чем вниз.

Дальше нам до Олон-Нура. Весь день было сухо, а теперь собралась гроза. Впрочем, здесь, внизу, тучам не за что зацепиться, и грозы недолги :-). Перед своротом к Олон-Нуру пережидаем несколько минут и к озеру подходим как раз, когда кончилась гроза.

Перебираемся через "защитный ров" и попадаем на уже известное мне "секретное" место ночёвки на лаве среди сильно изрезанных заливчиков Олон-Нура.

При хорошем освещении здесь много чего можно поснимать...

Место своеобразное. Лава, ягель, чабрец, лиственницы, ели. Впрочем берёзы тоже на лаве растут :-).

29 июля

Рассвет. Рассветный туманчик вместо того чтобы рассеятся, наоборот сгустился и перешёл в утренний. Жалко, поснимать почти не успел. Правда, за счёт этого часов до 11 утра было прохладно и не было комаров. А что такое комары на Жомболоке - это лучше не вспоминать... :-)

Туман, в конце концов рассеялся и открылось синее небо, которого не так много было в этом походе. Пусть уж под конец...

Идём по дороге вдоль Жомболока.

Проходим Шарзу. Ждём обещанного транспортного средства (микрик "Истана"). Однако нас везти никто не хочет. Ну что же, до трассы уже недалеко.

Этот перевальчик очень приметный. Но когда я здесь был прошлый раз, я ещё не знал, что прямо на этой скале есть петроглифы.

В этот раз удалось довольно быстро их найти.

Облака клубятся. Где-то в стороне уже гроза гремит. Без дождя и в этот день не обошлось. (Правда, серьёзный дождь нас застал уже только в Орлике, уже когда мы туда добрались на попутке, нашли попутку от Орлика до Слюдянки и, собрав вещи, ждали, когда она подъедет.)

А пока мы дошли до Саян, ждём попутку до Орлика.

Круг замкнулся. Вот оно начало маршрута. Пройденный Барун-Саро-Сардык и непройденная Хойто-Ула. Ну, что же, может ещё когда придётся... Тогда уж надо на обе вершины Хойто-Улы будет подняться. :-)

Участники в конце похода:
Женя
Петя
Володя

hastiОтличный познавательный и красочный!!!!!! НО!!!! А где фото начальника?... Или они втроём ходили!!! Кто-нибудь из участников — выложите лик создателя сайта с бородой — у него слишком хорошее воспитание и завышенная скромность!!!!!!!!
04.10.2009, 00:57:45 |
Вячеслав ПетухинСпасибо!

hasti: А где фото начальника?...

Да в одном клике. Прямо над вот этим вопросом ссылочка. :-)
04.10.2009, 01:00:09 |
Александр МамонтовСлава!!! Постоянство и надёжность — это хорошо, но даже сайт ты сам меняешь чаще, чем себя на аватарке :-)..там сумочка от фотоаппарата устарела! и т.д ))) — кроме конечно обладателя порядочности и скромности !!! а ведь есть милые и душевные варианты... Надо Женю призывать в индивидуальном порядке :-)
04.10.2009, 01:03:31 |
Вячеслав ПетухинЛена, сумочка всё та же. Это сначала сумочку надо новую купить, а потом уже фотку делать. :-)
Да и фотка, что на аватарке, сделана как раз в этих местах, в примерно таком же походе.
04.10.2009, 01:06:13 |
hastiПомню, что та же... только "где её семнадцать лет?" А фотка уже года 4 не менялась))) Ну... хоть в отчёте-то....) Да ладно)... Будем память напрягать)))
04.10.2009, 01:09:16 |
Надежда СтепанцоваГрандиозно.
От участников в конце похода остались одни глаза, носы и жилы. А от Славы, видимо, и того не осталось ;-) Только виртуальный голос ))) Это сколько км вы протопали-то за две недели?
Слава, в следующий раз посади на рюкзак камеру и транслируй на сайт поход в режиме on-line, мы бы все с тобой "сходили" ;-)
04.10.2009, 02:09:45 |
Александр МамонтовСлева в меню "Маршрут" есть ссылка "Таблица маршрута". Там нам говорят — 225 км. Это довольно точно. Но в таком районе не меньшее (а чаще большее) значение имеет не расстояние. анабор высоты. Он, к сожалению, автоматически считается неточно — не все участки учитываются. Он по таблице — 5837 м. На самом деле, наверное, где-то в пределах 6500 — 7000.
04.10.2009, 21:33:00 |
Виктор Русецкий

Вячеслав Петухин: При хорошем освещении здесь много чего можно поснимать...

да уж...
05.10.2009, 11:48:55 |
Вячеслав ДавыдовОгромное спасибо за столь подробный рассказ о своем походе! Мне пришлось побывать только в месте Вашего начала пути. В верховьях Эхе-Саган-Сайре в конце августа этого года. До штольни мы добрались на машине, а далее прошлись пешком до отметки 2830м. На перевал правда не полезли, был уже вечер и нужно было возвращаться назад. Но благодаря Вашему фотоотчёту могу представить, что там было выше.