Во время походов по Байкалу для приготовления пищи использовались газовые корелки, вернее-устройства для приготовления пищи. Ранее, в походах по Японскому морю я использовал бензиновый примус Шмель совместно с самодельными наборами котелков. Преимущества-мобильность и готовность к работе при любых внешних воздействиях. Главный недостаток-розжиг, который небезопасен, поэтому в дальнейшем перешел на использование газовых горелок. Газовая горелка легко зажигается от пьезоподжига либо огнива либо банальной спички. На газовой печке пища может готовиться в тамбуре палатки и даже на борту судна.

Второй закон термодинамики гласит, что тепло может передаваться только от нагретого тела к более холодному (энтропия), и хорошие тепловые машины (к ним относятся и наши туристические котлы) должны рационально нагревать содержимое этих котлов с затратой минимального количества теплоносителя (дров, бензина, керосина, газа). Способами повышения КПД теплопередачи могут быть:

-увеличение площади контакта с теплоносителем-котлы с радиаторами,

-рациональное последовательное использование температуры теплоносителя для отдачи тепла,

-наружная тепловетрозащита.

1 Наборы котелков под бензиновый примус Шмель. Внутренний котелок 1 входит внутрь кольцевого котелка 2, и снаружи закрывается кожухом 3. Тепловой поток делает двойную петлю и отдает максимум тепловой энергии находящимся в котелках жидкостям. Описание конструкции попало в 80-е годы в советский журнал Турист, а далее в книжку-сборник туристических самоделок.

2 В котле, установленном непосредственно на газовой горелке. Этот комплект показал низкую эффективность, особенно в ветреную погоду, так как тепло уходит в основном на обогрев атмосферы, хотя в данном случае объем и вес получаются самыми минимальными. Рационально только для 1-2 человек на 2-3 дня.

3 Малое самодельное устройство на базе корейской горелки Kovea KB 0211L, состоящее из котелков и наружного кожуха, изготовленных из нержавеющего материала кружек и чашек индийского (555) производства. Время закипания 1 литра воды в пределах 6 минут.

4 Покупной набор системы приготовления пищи PRIMUS-EtaPower MF.

4.1 В состав системы входит мультитопливная (бензин, керосин, газ) горелка мощностью 1500-2000вт и набор котелков емкостью 1,7л, 2,1л, 2,7л. Котлы имеют внутреннее тефлоновое антипригарное покрытие, а жабо из радиаторнных пластин на донышке котлов повышает КПД передачи.

4.2 В зависимости от конкретного похода происходит комплексирование набора в зависимости от количества участников похода. Набор также укомплектовывается переходником от газового баллона с резьбовым штуцером к баллону с цанговым зажимом (дихлофосный), огниво, открывашка для консервных банок, ложки, ножик, кружки-матрешки, чашки-матрешки, фанерная круглая крышка, используемая также как разделочная доска, резервный комплект спичек. Для аварийного розжига костра либо прогрева ПВХ-шкуры катамарана при его аварийной склейке в полевых условиях полиуретановым клеем, который требует кратковременного нагрева до температуры 60-80 градусов набор может укомплектовываться газовой горелкой-насадкой на дихлофосный баллон. При упаковке в чехол набор котлов оборачивется по периметру строительным фольгированным пенополиэтиленом толщиной 5 мм, который непосредственно во время работы газовой печки служит дополнительной тепловетрозащитой.

4.3 Расход газа - 60-100гр на человека в день, в зависимости от времени использования и погоды. По факту для двоих членов команды-один дихлофосный балончик нетто 220 гр газа на два дня. Дихлофосные балончики распространены везде, поэтому под них и необходимо рассчитывать обеспечение печки.

4.4 Время закипания воды (по факту):

Один литр - 4 мин 30 сек, полтора литра - 7 мин 00 сек, два литра - 11 минут 00 сек, 2,7 литра-15 мин 15 сек. Максимальный вес набора в упаковке -2,460кг.

Это не реклама PRIMUS, а просто опыт использования в мокрых метеоусловиях.

Схема набора котелков под применение примуса Шмель. 1980 г.

Старое фото набора круглых котелков, объем котелков по 1,3 литра. 1982г

Старый слайд квадратного набора котелков для бензинового Шмеля

Комплект №1-газовая печка+кружка. Достоинство одно-малый вес, недостаток-повышенный расход газа, так как обогревает в основном атмосферу

Мартенчик. Котелок закрыт металлическим защитным кожухом, снизу отражатель, сверху-откидывающаяся крышка.

Комплект Eta Power, уложенный в термочехол

Вид на разложенный комплект, вытащенный из термочехла

С котлом 1,7л. На дне котла просматриваются радиаторные пластины

С котлом 2,1л. Поставлена, хоть и несколько небрежно, дополнительная тепло-ветрозащита из фольгированного пенополиэтилена.

Крышка-сковорода, доработанная установкой складных ручек. Справа котел с чаем настивается в термочехле

Ужин, приготовленный в тамбуре палатки, снаружи ветер 14м/с

Групповой комплект кружек-матрешек

Восемь кружек-матрешек емкостью от 200 до 1300 мл.

Вячеслав Резунов

Эраст БутаковСпасибо за информацию!
22.05.2011, 02:52:35 |
Вячеслав РезуновБутакову. Если ходить малой группой, то лучше обойтись малыми котелками 1,7л+2,1л. При такой скорости нагрева быстрее два раза вскипятить чай в малом объеме, чем один раз в большом, да и чай горячее, особенно в холодную погоду.
23.05.2011, 08:21:06 |
Александр Мамонтов

Вячеслав Резунов: ...Ранее, в походах по Японскому морю я использовал бензиновый примус Шмель совместно с самодельными наборами котелков. Преимущества-мобильность и готовность к работе при любых внешних воздействиях. Главный недостаток-розжиг, который небезопасен,....

Уже несколько лет использую бензиновое "чудо" вермахта емкостью 300 мл — бензиновый. Для розжига используется спирт — накакой накачки и никаких проблем с безопасностью — уже два зимних похода готовили практически только на нем в палатке. Для защиты от ветра — оборачиваем алюминиевой фольгой всю систему по периметру и никаких проблем. Мощность 2 квт. Одной заправки хватает на 90 мин горения. Котелки 3 и 5 л. на двоих. 10 дней автономки 5,5 литров бензина "калоша". Готовка 2 раза в день — крупы — рис-гречка-горох-чечевица.

Единственная проблема была когда раз забыли закрутить пробку заправки топлива. Примус загорелся, пришлось выносить его из палатки на улицу, разобрать и затушить рукавицей...

Внутри палатки жужжит примус:
23.05.2011, 20:22:26 |
Вячеслав РезуновМамонтову Александру. Посмотрев фото твоей бензиновой горелки, рекомендую вместо закопченого котелка купить отдельно котлы на 2,1л и 2,9л с донными радиаторами от фирмы Primus, эффект почувствуешь сразу. Котлы входят один в один, весят относительно немного 340гр и 420гр с крышками соответственно. В большом варить супчики и кашку, в малом очень быстро закипит вода под чай, а потом также быстро можно чай и повторить. Главное-не закапчивай донышко и борта, сажа очень хороший теплоизолятор, поэтому ставь котлы на печку только после хорошего прогрева головки примуса.
24.05.2011, 09:41:12 |
Александр Мамонтов

Вячеслав Резунов: ....купить отдельно котлы на 2,1л и 2,9л с донными радиаторами от фирмы Primus, ... Котлы входят один в один, весят относительно немного 340гр и 420гр с крышками соответственно.....

Да, интересная тема, спасибо. Мои дежурные 3 и 5 л с крышками (входящие один в другой) под кило двести весят оба вместе. Закипают от 0гр до кипения при минус 20гр на улице за 20 и 30 минут соответственно.
24.05.2011, 10:36:54 |
Вячеслав РезуновМамонтову Александру. А так ли необходимы зимой для твоих двоих человек котлы на 3 и 5 литров? Оставь их лучше для компанейских походов с костром. Сделал бы для своего бундесвера хорошую тепловетрозащиту из фольгированного пенополиэтилена из строительного магазина, да еще при меньших поверхностных габаритах котелков сразу бы сократил время закипания и расход бензина. Если решишься на замену котелков, то проведи сравнительные испытания, что было и что стало, а данные после возможных испытаний направь мне.
24.05.2011, 13:44:45 |
Александр Мамонтов

Вячеслав Резунов:  Мамонтову Александру. А так ли необходимы зимой для твоих двоих человек котлы на 3 и 5 литров? Оставь их лучше для компанейских походов с костром. Сделал бы для своего бундесвера хорошую тепловетрозащиту из фольгированного пенополиэтилена из строительного магазина, да еще при меньших поверхностных габаритах котелков сразу бы сократил время закипания и расход бензина. Если решишься на замену котелков, то проведи сравнительные испытания, что было и что стало, а данные после возможных испытаний направь мне.

Для двоих человек котлы на 3 и 5 литров архи необходимы. Их в притык хватает напитать двоих путешественников после дня топанья при хорошем ветре и не летних температурах. А утром запастись в термосе горячего чая на весь день, что бы не грызть замечательный байкальский лед на перекусах. Для компанейских летних походов на 6 человек обычно берутся котелки 5 и 8 литров и никаких горелок. На худой ольхонский вариант всегда набирается без проблем плавень. Если внимательно прочитать то, что я говорил ранее, то можно заметить, что фольга там упоминалась, единственное, что я не уточнил, что это не простая тонкая фольга, а прочная и раз в 5-10 толще магазинской. В ней моему "бундесверу" живется очень хорошо. Фольгированный же пенополиэтилен годится для тепло/солнцезащиты теплиц, а не для сравнительно высокотемпературных девайсов. Жженый пенополиэтилен совсем не полезен для здоровья.
На замену котелков и горелки нужны "бабосы" коих всегда не хватает. К примеру стоимость предлагаемой системы PRIMUS-EtaPower MF превышает весь бюджет нашего последнего мартовского 12 дневного путешествия почти в 1,5-2 раза, а выгоды для зимних путешествий от газа вроде как более чем сомнительны. Для лета и гостиниц не спорю, PRIMUS-EtaPower MF рулит по всем параметрам автономки. Вот только летом в автономки мы не ходим, мы еще маленькие и ночуем на берегу, а там дров море :).
Свой же девайс брал за 1,5 штуки деревянных в Фанате (Иркутск) и еще ни разу не пожалел об этом.
Вот для гостиниц, действительно присматриваю микродевайс, работающий на китайском "дихлофосе", но это пока дальние планы "повышенной комфортизации" путешествий.
24.05.2011, 19:51:29 |
Вячеслав РезуновМамонтову Александру. Никакая теория не превысит практики. Если данная система в данных условиях срабатывает как надо и всех устраивает, то эту отработанную систему нужно оставлять, доказательная база в твоем анонсе весьма объективна. Единственное замечание чисто теоретическое — при увеличении геометрических размеров котелка площадь его поверхности растет в квадрате, а объем в кубе, из этого следует, что более выгодно для чая (где воду нужно довести только до кипения) применять более маленькие котлы, но кипятить в них по два раза, это должно быть быстрее и экономичнее. Я рад за Вас, что вы ходите по холодам по Байкалу и с вами всегда горячая пища и бундесвер вам не отказывает. Удачных походов.
25.05.2011, 07:52:57 |
Александр МамонтовВсе срабатывает. Оставляем :). В теории не очень силен. Больше пользуюсь готовыми решениями или методом "околонаучного тыка" :). У 5 и 8 литровых котелков дно большое и плоское. Пламя практически не вылазит с боков, а вот остойчивость у 5ти литрового уже не очень. Что есть, то есть :(. 8 литровый на горелке и не пытался кипятить. Это для критики :). Требуется фанерка или дощечка под примус.
Спасибо за пожелания! Строим новые суда. В байдарках уже тесно. Если как-нидь увидите что несуразное, но движущееся по Байкалу, может случиться что это моя попытка создать какой-нидь девайс для покатушек на Байкале. Успехов и Вам!
25.05.2011, 23:25:22 |
И. Фефелов

Александр Мамонтов:  Если как-нидь увидите что несуразное, но движущееся по Байкалу, может случиться что это моя попытка создать какой-нидь девайс для покатушек на Байкале.

Зимой или летом? или и зимой и летом? :)
26.05.2011, 10:28:59 |
Александр Мамонтов

И. Фефелов:  ...Зимой или летом? или и зимой и летом? :)