Во время походов по Байкалу для приготовления пищи использовались газовые корелки, вернее-устройства для приготовления пищи. Ранее, в походах по Японскому морю я использовал бензиновый примус Шмель совместно с самодельными наборами котелков. Преимущества-мобильность и готовность к работе при любых внешних воздействиях. Главный недостаток-розжиг, который небезопасен, поэтому в дальнейшем перешел на использование газовых горелок. Газовая горелка легко зажигается от пьезоподжига либо огнива либо банальной спички. На газовой печке пища может готовиться в тамбуре палатки и даже на борту судна.

Второй закон термодинамики гласит, что тепло может передаваться только от нагретого тела к более холодному (энтропия), и хорошие тепловые машины (к ним относятся и наши туристические котлы) должны рационально нагревать содержимое этих котлов с затратой минимального количества теплоносителя (дров, бензина, керосина, газа). Способами повышения КПД теплопередачи могут быть:

-увеличение площади контакта с теплоносителем-котлы с радиаторами,

-рациональное последовательное использование температуры теплоносителя для отдачи тепла,

-наружная тепловетрозащита.

1 Наборы котелков под бензиновый примус Шмель. Внутренний котелок 1 входит внутрь кольцевого котелка 2, и снаружи закрывается кожухом 3. Тепловой поток делает двойную петлю и отдает максимум тепловой энергии находящимся в котелках жидкостям. Описание конструкции попало в 80-е годы в советский журнал Турист, а далее в книжку-сборник туристических самоделок.

2 В котле, установленном непосредственно на газовой горелке. Этот комплект показал низкую эффективность, особенно в ветреную погоду, так как тепло уходит в основном на обогрев атмосферы, хотя в данном случае объем и вес получаются самыми минимальными. Рационально только для 1-2 человек на 2-3 дня.

3 Малое самодельное устройство на базе корейской горелки Kovea KB 0211L, состоящее из котелков и наружного кожуха, изготовленных из нержавеющего материала кружек и чашек индийского (555) производства. Время закипания 1 литра воды в пределах 6 минут.

4 Покупной набор системы приготовления пищи PRIMUS-EtaPower MF.

4.1 В состав системы входит мультитопливная (бензин, керосин, газ) горелка мощностью 1500-2000вт и набор котелков емкостью 1,7л, 2,1л, 2,7л. Котлы имеют внутреннее тефлоновое антипригарное покрытие, а жабо из радиаторнных пластин на донышке котлов повышает КПД передачи.

4.2 В зависимости от конкретного похода происходит комплексирование набора в зависимости от количества участников похода. Набор также укомплектовывается переходником от газового баллона с резьбовым штуцером к баллону с цанговым зажимом (дихлофосный), огниво, открывашка для консервных банок, ложки, ножик, кружки-матрешки, чашки-матрешки, фанерная круглая крышка, используемая также как разделочная доска, резервный комплект спичек. Для аварийного розжига костра либо прогрева ПВХ-шкуры катамарана при его аварийной склейке в полевых условиях полиуретановым клеем, который требует кратковременного нагрева до температуры 60-80 градусов набор может укомплектовываться газовой горелкой-насадкой на дихлофосный баллон. При упаковке в чехол набор котлов оборачивется по периметру строительным фольгированным пенополиэтиленом толщиной 5 мм, который непосредственно во время работы газовой печки служит дополнительной тепловетрозащитой.

4.3 Расход газа - 60-100гр на человека в день, в зависимости от времени использования и погоды. По факту для двоих членов команды-один дихлофосный балончик нетто 220 гр газа на два дня. Дихлофосные балончики распространены везде, поэтому под них и необходимо рассчитывать обеспечение печки.

4.4 Время закипания воды (по факту):

Один литр - 4 мин 30 сек, полтора литра - 7 мин 00 сек, два литра - 11 минут 00 сек, 2,7 литра-15 мин 15 сек. Максимальный вес набора в упаковке -2,460кг.

Это не реклама PRIMUS, а просто опыт использования в мокрых метеоусловиях.

Показать фотоотчёт полностью

Вячеслав Резунов

Эраст БутаковСпасибо за информацию!
22.05.2011, 02:52:35 |
Вячеслав РезуновБутакову. Если ходить малой группой, то лучше обойтись малыми котелками 1,7л+2,1л. При такой скорости нагрева быстрее два раза вскипятить чай в малом объеме, чем один раз в большом, да и чай горячее, особенно в холодную погоду.
23.05.2011, 08:21:06 |
Александр Мамонтов

Вячеслав Резунов: ...Ранее, в походах по Японскому морю я использовал бензиновый примус Шмель совместно с самодельными наборами котелков. Преимущества-мобильность и готовность к работе при любых внешних воздействиях. Главный недостаток-розжиг, который небезопасен,....

Уже несколько лет использую бензиновое "чудо" вермахта емкостью 300 мл — бензиновый. Для розжига используется спирт — накакой накачки и никаких проблем с безопасностью — уже два зимних похода готовили практически только на нем в палатке. Для защиты от ветра — оборачиваем алюминиевой фольгой всю систему по периметру и никаких проблем. Мощность 2 квт. Одной заправки хватает на 90 мин горения. Котелки 3 и 5 л. на двоих. 10 дней автономки 5,5 литров бензина "калоша". Готовка 2 раза в день — крупы — рис-гречка-горох-чечевица.

Единственная проблема была когда раз забыли закрутить пробку заправки топлива. Примус загорелся, пришлось выносить его из палатки на улицу, разобрать и затушить рукавицей...

Внутри палатки жужжит примус:
23.05.2011, 20:22:26 |
Вячеслав РезуновМамонтову Александру. Посмотрев фото твоей бензиновой горелки, рекомендую вместо закопченого котелка купить отдельно котлы на 2,1л и 2,9л с донными радиаторами от фирмы Primus, эффект почувствуешь сразу. Котлы входят один в один, весят относительно немного 340гр и 420гр с крышками соответственно. В большом варить супчики и кашку, в малом очень быстро закипит вода под чай, а потом также быстро можно чай и повторить. Главное-не закапчивай донышко и борта, сажа очень хороший теплоизолятор, поэтому ставь котлы на печку только после хорошего прогрева головки примуса.
24.05.2011, 09:41:12 |
Александр Мамонтов

Вячеслав Резунов: ....купить отдельно котлы на 2,1л и 2,9л с донными радиаторами от фирмы Primus, ... Котлы входят один в один, весят относительно немного 340гр и 420гр с крышками соответственно.....

Да, интересная тема, спасибо. Мои дежурные 3 и 5 л с крышками (входящие один в другой) под кило двести весят оба вместе. Закипают от 0гр до кипения при минус 20гр на улице за 20 и 30 минут соответственно.
24.05.2011, 10:36:54 |
Вячеслав РезуновМамонтову Александру. А так ли необходимы зимой для твоих двоих человек котлы на 3 и 5 литров? Оставь их лучше для компанейских походов с костром. Сделал бы для своего бундесвера хорошую тепловетрозащиту из фольгированного пенополиэтилена из строительного магазина, да еще при меньших поверхностных габаритах котелков сразу бы сократил время закипания и расход бензина. Если решишься на замену котелков, то проведи сравнительные испытания, что было и что стало, а данные после возможных испытаний направь мне.
24.05.2011, 13:44:45 |
Александр Мамонтов

Вячеслав Резунов:  Мамонтову Александру. А так ли необходимы зимой для твоих двоих человек котлы на 3 и 5 литров? Оставь их лучше для компанейских походов с костром. Сделал бы для своего бундесвера хорошую тепловетрозащиту из фольгированного пенополиэтилена из строительного магазина, да еще при меньших поверхностных габаритах котелков сразу бы сократил время закипания и расход бензина. Если решишься на замену котелков, то проведи сравнительные испытания, что было и что стало, а данные после возможных испытаний направь мне.

Для двоих человек котлы на 3 и 5 литров архи необходимы. Их в притык хватает напитать двоих путешественников после дня топанья при хорошем ветре и не летних температурах. А утром запастись в термосе горячего чая на весь день, что бы не грызть замечательный байкальский лед на перекусах. Для компанейских летних походов на 6 человек обычно берутся котелки 5 и 8 литров и никаких горелок. На худой ольхонский вариант всегда набирается без проблем плавень. Если внимательно прочитать то, что я говорил ранее, то можно заметить, что фольга там упоминалась, единственное, что я не уточнил, что это не простая тонкая фольга, а прочная и раз в 5-10 толще магазинской. В ней моему "бундесверу" живется очень хорошо. Фольгированный же пенополиэтилен годится для тепло/солнцезащиты теплиц, а не для сравнительно высокотемпературных девайсов. Жженый пенополиэтилен совсем не полезен для здоровья.
На замену котелков и горелки нужны "бабосы" коих всегда не хватает. К примеру стоимость предлагаемой системы PRIMUS-EtaPower MF превышает весь бюджет нашего последнего мартовского 12 дневного путешествия почти в 1,5-2 раза, а выгоды для зимних путешествий от газа вроде как более чем сомнительны. Для лета и гостиниц не спорю, PRIMUS-EtaPower MF рулит по всем параметрам автономки. Вот только летом в автономки мы не ходим, мы еще маленькие и ночуем на берегу, а там дров море :).
Свой же девайс брал за 1,5 штуки деревянных в Фанате (Иркутск) и еще ни разу не пожалел об этом.
Вот для гостиниц, действительно присматриваю микродевайс, работающий на китайском "дихлофосе", но это пока дальние планы "повышенной комфортизации" путешествий.
24.05.2011, 19:51:29 |
Вячеслав РезуновМамонтову Александру. Никакая теория не превысит практики. Если данная система в данных условиях срабатывает как надо и всех устраивает, то эту отработанную систему нужно оставлять, доказательная база в твоем анонсе весьма объективна. Единственное замечание чисто теоретическое — при увеличении геометрических размеров котелка площадь его поверхности растет в квадрате, а объем в кубе, из этого следует, что более выгодно для чая (где воду нужно довести только до кипения) применять более маленькие котлы, но кипятить в них по два раза, это должно быть быстрее и экономичнее. Я рад за Вас, что вы ходите по холодам по Байкалу и с вами всегда горячая пища и бундесвер вам не отказывает. Удачных походов.
25.05.2011, 07:52:57 |
Александр МамонтовВсе срабатывает. Оставляем :). В теории не очень силен. Больше пользуюсь готовыми решениями или методом "околонаучного тыка" :). У 5 и 8 литровых котелков дно большое и плоское. Пламя практически не вылазит с боков, а вот остойчивость у 5ти литрового уже не очень. Что есть, то есть :(. 8 литровый на горелке и не пытался кипятить. Это для критики :). Требуется фанерка или дощечка под примус.
Спасибо за пожелания! Строим новые суда. В байдарках уже тесно. Если как-нидь увидите что несуразное, но движущееся по Байкалу, может случиться что это моя попытка создать какой-нидь девайс для покатушек на Байкале. Успехов и Вам!
25.05.2011, 23:25:22 |
И. Фефелов

Александр Мамонтов:  Если как-нидь увидите что несуразное, но движущееся по Байкалу, может случиться что это моя попытка создать какой-нидь девайс для покатушек на Байкале.

Зимой или летом? или и зимой и летом? :)
26.05.2011, 10:28:59 |
Александр Мамонтов

И. Фефелов:  ...Зимой или летом? или и зимой и летом? :)