Почти год назад я увидел интересную фотографию мыса Рытый и высказал желание посмотреть этот мыс с берега и познакомиться с ним поближе. Раньше я видел его лишь с воды, когда проходил вдоль берега на теплоходе.

Он уже издали привлекает к себе внимание. Мыс Рытый входит в территорию Байкало-Ленского заповедника, и чтобы здесь высадиться на берег нужно получить специальное разрешение от администрации заповедника. Заповедный режим территории в сочетании с местными запретами посещать проклятое место, сделали свое дело: лишь изредка, немногочисленные смельчаки осмеливаются посещать мыс и заходить вглубь ущелья. (Вид с мыса Онхолой).

Поднимаясь над гладью Байкала, мыс далеко выдвигается в море, убегая от обрывистых берегов Приморского хребта. Конус выноса, образованный наносами р. Риты, вдается в Байкал на 2,5 км. Мыс является одним из древних шаманских мест. Женщинам запрещалось ступать ногами на землю «гневного мыса».

В 7 километрах от мыса на север есть место, отмеченное на картах как мыс Анютка. Анюурхла — по бурятски «моргнуть» или «закрыть женщине глаза перед святым местом».

Подойдя к мысу с северной стороны, мы стали обходить его по кромке берега.

Мыс Рытый или – Хыр-Хушун, что переводится как «степной мыс». Это самая северная точка западного побережья Байкала, где есть степная растительность и обширные пастбища.

Река Рита неоднократно низвергалась к Байкалу мощными селевыми потоками. Пересохшие рукава реки создают впечатление, что мыс изрыт узкими извилистыми оврагами, направленными к озеру, отсюда и название мыса - Рытый.

За прибрежным галечным валом тянется участок луговой растительности. В этих травяных зарослях любят прятаться тетерева. Мы вспугнули не менее десятка пока огибали мыс по берегу.

Причудливые формы тополей напоминают нам, что мы находимся на участке Байкала с аномальными условиями существования. «Возникновению геопатогенной зоны могут способствовать особенности местного рельефа: близость и расположение подземных тектонических разломов, пересечение водных подземных потоков, проходящих на разных уровнях под руслом высохших рек, радиоактивный фон местности и т.д.»

Лишь волны, да дикие звери могут ступить на мыс без всяких разрешений.

Отдельные участки мыса удивительным образом напоминают африканские саванны. Жаль, что не удалось увидеть пасущихся зверей на степных просторах мыса.

Однако говорят, что на рассвете здесь можно увидеть пасущихся оленей, что подтверждается их многочисленными следами и тропами, пробитыми на окрестных склонах.

Влажный лужок в этой части мыса, наряду с солонцом, привлекает на кормежку много копытных.

Из жестяной избушки, установленной на краю мыса, недалеко от места, где стоял сгоревший дом, должно быть удобно наблюдать за зверями, которые приходят на солонец.

Солонец пользуется популярностью у копытных, о чем говорит большое количество их следов.

Путешествие в глубину мыса обещало новые впечатления, интересные находки и ожидалось с определенным душевным трепетом, особенно после многочисленных рассказов о загадочных и мистических явлениях, отмечавшихся в этом месте.

Удивляешься жизненной силе растений, которые умудряются выживать в таких суровых условиях, подвергаясь жестокому воздействию воды, камней и ветра.

Тем не менее, не всем удается выстоять в катаклизме, и на изъеденных потоками склонах видны остатки когда-то могучих деревьев, вырванных бурными потоками и унесенных в сторону Байкала.

На некоторых участках мыса встречаются каменные туры.

Располагаясь один за другим, эти сооружения вероятно имеют пространственную ориентацию по сторонам света или местным топографическим объектам.

Наиболее интересным следом деятельности человека на мысе Рытый в прошлом является каменная стена, выложенная по кромке леса.

Стена построена на довольно крутом склоне, слева от реки Рита, сразу после выхода ее из ущелья. Она протянулась с северо-востока на юго-запад на несколько сотен метров. Высота стены в настоящее время составляет около метра. Местами стена развалилась, но некоторые участки сохранились практически полностью.

Еще одной целью нашего путешествия было дойти до реки Риты и увидеть, как она выходит из ущелья и прячется в «подземный мир» мыса Рытый. Повернув в сторону ущелья, мы тут же увидели каменный останец на склоне, который как страж оберегал вход в ущелье.

На правом склоне также стоят два огромных камня, которых называют «Два брата». Таким образом вход в ущелье оберегается с обеих сторон.

Продвигаясь ближе к ущелью, по долине попадаются погибшие деревья причудливых форм. Это усиливает чувство напряженности и трепета, поскольку территория мыса остается запретной для посещения и в наши дни, а значит, по поверью местного населения, духи до сих пор не покинули это место. Ни под каким предлогом, ни один из местных жителей, не соглашается не только входить в ущелье, но даже высаживаться здесь на берег.

«В шаманских преданиях говорится, что пастухам и верующим мужчинам разрешалось лишь приближаться в распадке, к тому месту, где река Рита уходит в «подземный мир». Здесь они молились и приносили кровавые жертвы духам Ухэр». И вот перед нами открылось это чудо…

Река исчезала, буквально проваливаясь под камни…

Несколькими десятками метров выше река текла широким потоком, пытаясь при выходе их ущелья, разойтись на несколько рукавов.

Долина реки труднопроходима из-за россыпей крупных камней.

Уходя с мыса, мы бросаем прощальный взгляд на исчезающую среди камней Риту,

на изрезанное потоками реки степное пространство, очень похожее на местность после великого сражения противоборствующих стихий.

По преданиям при посещении мыса нужно провести особый обряд почитания: сойдя на берег, обязательно упадите на правое колено. При покидании мыса нельзя ничего уносить с собой. При несоблюдении этих правил дух может прислать вам медведя или волка. Видимо мы не сильно потревожили духов мыса, и он лишь напомнил нам о своих возможностях, показав следы медведя и перевернутые им камни на степном склоне.

Провожать нас собралась большая компания чаек, которая вела себя на удивление спокойно. Это было тем более удивительно, что при нашем предварительном подходе к мысу чайки были крикливы и беспокойны.

Спокойны были не только чайки, но и сам Байкал. В душе у меня восстановилось равновесие, утихли тревоги, появилась какая-то отрешенность от реальности и чувство полета что ли. Тихая, прозрачная вода озера манила к себе своей прохладой. Оказалось, что вода совершенно не холодна. Окунувшись, выскакивать тут же из воды не хотелось, хотя обычно достаточно было лишь забрести в воду чуть выше колена и купание практически заканчивалось.

Удивительный день завершался так же как и начинался: тихо и спокойно…

Игорь Тупицын

ПредыдущаяСтраница 2 из 2:  1 2
Korben Dallas

ДОК STENBOO: Через год ни того, ни другого в заповеднике и на Байкале не стало....

05.01.2014, 11:16:02 |
Константин Суханов

Лишь волны, да дикие звери могут ступить на мыс без всяких разрешений.

Это безобразие скоро закончится. В БЛЗ уже давно исследуется вопрос, каким образом заставить их оплачивать разрешения, и эффективно контролировать наличие. Но основная проблема — в наказании за отсутствие разрешения. Зверя-то, допустим, можно на мясо егерю пустить, а вот с волнами что делать?

Надежда Степанцова:   Виталий Штырц (Саныч):   Моих друзей на велосипедах не пропустили через Рытый
Друзьям же лучше :-) Дошли бы до прижимов и крутяков и сами бы повернули назад. Или тащили бы велики на себе всю оставшуюся дорогу.

Ну да, друзья-то — либо дети малые, либо чайники глупые да неопытные. Вот их мудрый дядя и завернул. Не представляю, что и делали бы друзья Виталия, не будь БЛЗ.
05.01.2014, 12:30:07 |
Светлана БогородскаяИгорь, спасибо большое! Каждая фотография интересна! И в каждой — красота, загадочность и история Байкала!
06.01.2014, 14:42:00 |
Игорь ТупицынСпасибо, заглянувшим и не равнодушным. Вместе с вами вновь пережил полученные впечатления от Рытого.
06.01.2014, 17:24:41 |
Надежда Степанцова

Игорь Тупицын:  Разгадки происхождения и предназначения стены до сих пор не существует. Предполагается, что она могла быть построена для облавной охоты, либо имела сакральное значение.

Археологи, что были у нас на территории, сказали что такие стены все же имеют сакральный смысл и отделяли территории людей от территории духов. Такие же есть на конусе выноса Сармы, например.

Зимой копытные ходят по степным слонам и днем. Но летом — только в сумерках и темноте. Днем на конус или склоны и носа не высовывают. Нынче летом на Рытом только по темну было слышно зверей, к палатке подходили, несмотря на дым. А днем — ни хвоста!
06.01.2014, 17:36:12 |
Игорь ТупицынЯ также склоняюсь к этой точке зрения