Маршрут: ст. Мурино - р. Лангатуй - пер. Лангутайские ворота - водораздельный хребет между истоками р. Тит-Тит и р. Барун-Юнкуцук - Хан-Ула - истоки р. Байга - плато (Патовое) - оз. Патовое - вершина 2245,7 м (Крест) - р. Субутуй - вершина 2396,1 м - оз. Перевальное - руч. Прямой - р. Утулик - р. Спусковая - пер. Чёртовы ворота - р. Слюдянка - г. Слюдянка.

Старинным путём Н.М. Игумнова

Путь начался от ст. Мурино, где мы морозным февральским утром сошли с электрички следованием Слюдянка - Улан-Удэ. Нас пять Ангарчан, трое мужчин и две женщины. Команда хоть и небольшая, но схоженная. От деревни прошли до автомобильного тракта и сразу за ним одели лыжи. Ура, есть охотничий след! Для начала пути очень кстати, пока привыкнешь к нелегкому рюкзаку. Охотничья лыжня не сразу выходит на р. Лангатуй, а идет по плоскому хребтику до впадения в р. Лангатуй первых трех правых ручьев, и только здесь спускается по распадку к реке. С 1871 года, и до сей поры, сохранился участок «дороги» по хребтику с прорубленной просекой, и идти по ней одно удовольствие. Вслед за Виктором спускаюсь к реке, следом подходит Таня, вдруг слышим оклик, нас догнали охотники из г. Байкальск.

- У ваших ребят авария!

Мы с Виктором решаем, что авария с лыжей. Рем.набор у них есть, а пока, чтобы не тратить, время готовим обед. Вскоре подходят Володя Зорин и Наталья Кириченко. Оказывается, авария не с лыжей, а с ногой у Володи. Где-то на спуске к реке он неудачно упал и повредил ногу в голеностопе.

Готовим с охотниками совместный обед и решаем, как быть дальше в этой ситуации.

Охотники пришли загодя восстановить к лету разрушенную переправу через р. Лангатуй. В ходе беседы выясняем, что дальше впадения р. Голая в р. Лангатуй лыжни нет, но на устье р. Голая есть небольшая зимушка. Разгрузив Володю, потихоньку доходим до зимовья, благо оно оказалось недалеко. Вечером осмотрели ногу, она распухла. Решаем, что лучше Володю вывести в «населенку», пока мы недалеко от ст.Мурино. А самим продолжить маршрут.

Тяжело, конечно, таким составом ходить лыжными маршрутами, да еще по Хамар-Дабанским снегам. Но мы долго готовились, потратили много сил и времени, взяли отпуска и отгулы. Идем вчетвером!

Следующим днем Виктор и я сопровождаем Володю до автомобильного тракта и отправляем его домой, а сами возвращаемся к зимовью. Пока нас не было, Таня и Наталья прошли несколько переходов вверх по реке и сделали хороший задел.

Местные охотники говорят «мять лыжницу», т.е. прокладывать лыжню. Рюкзаки тяжелые и приходится сбрасывать их, работая челноком. Пока тропишь лыжню, то отдыхаешь. Глубина тропления лыжни около 40 см., иногда больше.

Двигаемся прямо по руслу реки. Снега хотя и больше, но нет бурелома, как на речных террасах. По фарватеру Лангатуя частые «продушины», открытая вода, из которой то и дело выстреливает водяной воробей оляпка. По берегам реки на пихтах и елях свисают длинные зеленые «бороды» лишайника-уснеи – симбиоз водоросли и гриба, и лес от этого кажется дремучим.

По утрам до -30°С, хотя днем на солнце температура -15°С и даже теплей, идти жарко. Еле-еле проходим реку Нитяная и встаем на ночевку. Результаты нашего труда весьма скромны. Решаем поменять тактику движения. На следующий день оставляем лагерь и уходим вверх по реке «мять лыжницу» налегке, «без кулей», с небольшой частью груза. Хорошо помогает «волок» или «торпеда» - большая пластиковая бутыль с вырезанным дном, дно после заполнения грузом закладывается куском «пенки» и волочится на шнурке по лыжне за лыжником.

Нет нет да и встречаются фрагменты старинного «тракта». Сразу за слиянием р. Бильчир в р. Лангатуй по ходу движения вверх, высокий горный уступ, крупно-глыбовой сброс преграждает дорогу, что даже теряешься. Как же тут идти?! Старинная же тропа серпантином по правому борту отрога уверенно набирает высоту, и, сравнявшись с ложем ручья, продолжает путь вдоль последнего. Визирка до сих пор угадывается среди тайги «просветом» и старыми спилами поваленных лесин. Идти налегке – это не то, что с рюкзаком под 40 кг., особенно, когда нужно еще и ориентироваться в условиях леса. Хорошо продвигаемся вверх по реке, оставляем заброску и по своей лыжне в сумерках возвращаемся в лагерь, включив налобные фонарики.

С такой методикой ходьбы выходим в гольцовую зону к границе леса под пер. Лангатуйские ворота. Открываются виды на Хамар-Дабанские дали - заснеженные озера, кедровое редколесье, солнце и лазурное небо. Красиво и легко. Легко на душе. Искрящийся, нетронутый снег и только осторожный парный след соболя проходит от кедра к кедру.

Вверху снег значительно плотней, а на пер. Лангутайские ворота, он еще и отполирован так, что лыжи не оставляют следа. Поднимаемся на перевал в лыжах, обходя крупные камни. По традиции съедаем шоколадку, оставляем записку в туре и быстро скатываемся с перевала. Холодно, да и дело к вечеру, нужно идти на ночевку. По другую сторону перевала лес подходит близко, но редкий и продувается. По «пухляку» - рыхлому снегу спускаемся в озерную котловину истоков р. Тит-Тит и р. Ара-Буректай, пересекаем ее и взбираемся на невысокий водораздельный гребень, между истоками вышеназванных рек, находим седловинку и ставим лагерь. Вокруг кедры с красноватой корой и верхушками в виде короны. Пока провозились с постановкой лагеря, вышла полная луна, и все пространство вокруг залило лунным светом, как на картине Куинджи «Ночь на Днепре». Под потрескивание сухих кедровых дров в печке, моментально засыпаем.

К владыке туч

22 февраля. Температура утром -30°С, ясно. Настроение бодрое. Таня Чупрова-Зорина все время что-то напевает. Она у нас заменяет Володю: пилит дрова, тропит лыжню, очень активна и еще поет песни.

По водораздельному хребту, по надувам, мы быстро передвигаемся в лыжах, сверху красивые виды на долину р. Ара-Буректай, пер. Нухен-Дабан, р. Бурун-Юнкуцук и Тит-Тит. Хребет довольно пологий с небольшими перепадами по высоте и идти хорошо, единственное, что дует сильный ветер, впрочем редко, когда он не дует. У нас есть маски и непродуваемые куртки. В обед – мы на тригопункте с отметкой 2058,5 м. С «триги» великолепная панорама г. Хан-Ула и весь подход к ней, как на ладони. Широкие распадки истоков р. Барун-Юнкуцук, поросшие кедрачом, словно растопыренные пальцы рук, берут свое начало со склонов горы. Далее к Хан-Уле хребет почти бесснежный, торчат камни, тундра едва припорошена, поэтому идем пешком, лыжи за собой на поводке. В этот раз мы выбрали более лучший вариант подъема на гору, чем в прошлые годы. От изгиба водораздельного хребта на северо-запад мы спустились прямо по отрогу вниз в долину крайнего левого истока Барун-Юнкуцука, пересекли ручей и поднялись на средний отрог г. Хан-Ула с таким расчетом, чтобы заночевать на границе леса. Удивительные места – истоки Барун-Юнкуцука и подножия г. Хан-Ула. Первозданный кедровый лес, тишина, кругом изюбриные тропы, хорошая солнечная погода, невольно любуешься увиденным. По среднему отрогу лес редкий, но ближе к подъему на гору он наоборот густой, отличное место для ночевки.

23 февраля. С утра -15°С. Необыкновенно тихо и тепло, небо серое, как будто природа насторожилась и притихла в ожидании бури. С утра поздравления от женщин. Я в шутку поздравляю Таню и Наталью, поскольку, они у нас, как мужчины. Все приходится делать в малочисленном составе. Наталья Кириченко приготовила «вкусняшки» на меде, орехах и сушеных фруктах. Время не ждет, и вот мы уже на подъеме на Хан-Улу. Подъем на Хан-Улу сначала в лыжах по отрогу, затем пешком по настовой корке и камням. Погода резко ухудшилась: пошел снег, усилился ветер, началась метель. Сам подъем несложный, но длительный. Выходим на осевую линию хребта и к 13.00 мы на плоской вершине г.Хан-Ула. Видно только сам тригопункт и чернеющие камни-пластины вокруг него. Сильные порывы ветра останавливают на ходу. Не знаю как на счет названия «Владыка гор», а вот «Владыка туч» совершенно точно! Крепим полиэтилен вокруг тригопункта лыжами и рюкзаками и быстро перекусываем, укрывшись за пленкой. Виктор умудряется написать записку и заложить в тур.

Чтобы продолжить маршрут в таких условиях, берем азимут на запад, юго-запад и долго бредем в порывах ветра и плохой видимости по торчащим из тундры камням. Ориентироваться помогает солнце, видно только его контур, слегка подсвеченный, однако этого хватает, чтобы выдерживать курс. Вскоре ощутимо почувствовали свал под ногами, сквозь пелену показалось ущелье р. Зун-Байга и чернеющие черточки кедров высоко на склонах. Сбрасываем высоту и сразу заметное затишье, можно откинуть капюшон.

Верховья р. Зун-Байга очень интересны. С истока она сбегает почти по меридиану 1,5 км., затем, не сумев «прорезать» тонкую горную перемычку основного хребта резко поворачивает в широтном направлении. Этот совсем небольшой перевальчик разделяет исток р. Зун-Байга от истока р. Зун-Цаган-Чулутуй левого притока р. Снежная иначе бы водоток был бы единым с севера на юг прямиком в р. Снежная.

В долине Зун-Байга тихо и сыпет просто снежок. Наталье что-то нездоровится, особенно на верхах. И мы решаем подойти к патовому плоскогорью по притокам р. Хара-Мурин: Барун-Байге, Шара-Жалге, Уту-Жалге.

К Патовому озеру

Как говорят северяне «Погода скурвилась». Гольцы закрыты. В «молоке» мы перевалили с Зун-Байги на Бурун-Байгу через невысокий перевал. Как всегда тропежка. Удивляют широкие обширные верховья р. Байга, которые охватывают огромную площадь водосбора. Недаром р. Хара-Мурин такая мощная и полноводная. Сама р. Барун-Байга широкая и чистая, без завалов, и скорее напоминает проспект или улицу с «бордюром» из кустиков курильского чая, ивы и голубичника. По проспекту, судя по следам, любят шествовать изюбри и всякие мелкие пушные жители. Мы становимся на звериный след, идти сразу веселей. Иногда попадаются наледи, но они хорошо обходятся. Из-под снега взлетают куропатки, недовольно ругаясь по-петушиному, что их потревожили.

Всякой непогоде рано или поздно приходит конец и наша группа, успешно преодолев ненастье и почти сплошную мокрую наледь по р. Уту-Жалга, вышла на плато. После тайги разительная перемена снежная равнина с небольшими возвышенностями в ожерелье далеких остроконечных гор. Невольно вспоминается Чукотка, Анадырское плоскогорье. Но перед нами небольшое плато в центре хребта Хамар-Дабан. По правую сторону плато верховья р. Хара-Мурин по левую р. Шибетуй, тундровая поверхность хорошо заглажена ветрами, идти одно удовольствие и лыжи скользят с накатом. К обеду мы подошли к Патовому озеру, в снегу оно еле «читается». Кругом голо и только р. Шибутуй с чернеющим частоколом леса теряется в глубокой пади.

От озера Патового поворачиваем почти на запад, скатываемся с косогора и плюхаемся в снег по очереди в одном и том же месте. Таня, Виктор и я – место встречи изменить нельзя. Нас ждет сюрприз. Участки наста и пухляка в бесконечный подъем по ручью Харнохойтуй. Структура снега как своеобразная шахматная доска: клетка наста, затем пухляк, быстро уходят силы. Настовую корку приходится буквально пробивать лыжей. Виктор тропит впереди с рюкзаком и «торпедой». Я и Таня едва поспеваем за ним, стоит только удивляться его силе и энергии. Когда преодолели этот длительный, невысокий подъем, солнышко пошло на спад. Перед нами бесконечная снежная гладь и вдалеке, как выступ, видна вершина «Крест». Решение приходит само собой – нужно ночевать. Проходим еще чуть-чуть и видим слева очередной исток р. Харнахойтуй с цепочкой леса у самого верха, есть место. Почти не сбросив высоты, устраиваем ночевку на склоне в кедровом редколесье.

К сердцу Хамар-Дабана

27 февраля. Необычно красный восход и сильный ветер, хорошо боковой. Чтобы развести костер, натягиваю накидку. Над долиной Харнахойтуй настоящая зарница. Хорошо отдохнув, мы быстро подошли под высоту 2245,7 м. – вершину «Крест». На топокарте изогипсы почти точно оконтуривают эту гору в виде креста, соотношение осей 1 к 2. Сверху вершина ровная как стол, взбираемся по ребру и выходим наверх. Снега практически нет. Под ногами обломки, дресва базальтов с пузыристой текстурой. Вот она долгожданная панорама Утуликской «подковы»! Яркий пример останцовых и столовых гор, вот где шли недавние вулканические процессы. Пузыристое строение вообще свойственно излившимся на поверхность земли породам. Погода замечательная, виды изумительные. С тригопункта на вершине «креста» открывается потрясающий вид на самую высокую столовую гору хребта Хамар-Дабан 2396,1 м. Бросаем «кули» и щелкаем кнопками фото и видео. Как это не парадоксально, но вся красота, все разнообразие горных видов вокруг создано разрушительными силами природы. Подвижные покровные базальты оказались «бронирующими», твердыми по отношению к подстилающим древним пластам породами. В результате эрозии и размыва природа буквально вырезала в современном рельефе изолированные горы с плоским верхом.

Налюбовавшись красотами, спускаемся к озеру Перевальному, сначала спешившись по выступам камней, а затем в лыжах. Пересекаем озеро и уходим в крайний правый исток р. Субутуй, левый приток р. Снежная. Здесь в кедровом лесу ставим лагерь, завтра на восхождение.

Рано утром выходим втроем, Наталья остается в лагере, с собой только самое необходимое. В лучах восходящего солнца гора кажется золотой. Подъем достаточно простой, на лыжах серпантином поднялись почти до половины горы. Удивительно, но вся поверхность склона поросла цаган-дайли с мон. «белое Крыло», рододендрон адамса. Она всюду пробивается из-под снега настоящая «белая гора»! Спешиваемся и далее поднимаемся пешком. Вверху снег настолько плотный, да и угол подъема довольно крут, что я готов одеть кошки, но Виктор своими «кофлаками» уверенно пробивает ступеньки. Вот и сама вершина плоская, базальтовая, как и «крест». Тур и высшая точка находятся на краю свала, обращенного к истоку р. Утулик и р. Хохюр-Гол. Включаю GPS, высота точно совпадает с картой 2396,1 м., недаром цифры подписаны крупным шрифтом, так подписывается командная высота, то есть в топографии высота, с которой открывается наибольший обзор окружающей местности, и это, действительно, так. Мы стоим как будто на гигантском пьедестале, с которого открывается вид на всю горную страну Хамар-Дабан. Внизу в глубоком провале р. Утулик, текущая на Север, р. Субутуй на юг-юго-восток, р. Хангарул (юг-юго-запад), практически во все стороны. Вот оно сердце Хамар-Дабана. Отсюда берут начала водные «артерии», здесь смыкаются более мелкие хребты, образуя собственно Хамар-Дабан. Конечно, в самой горной стране есть высоты и выше. Например, Хангарульский хребет, Ургудеевский голец, но именно эта местность вокруг возможно и есть центр современного вулканизма и современного начала в древнейшей геологической истории этих гор. Настоящая «Цаган-Ула», что означает «Белая гора», как символ доброго и чистого начала.

Утуликское плавание

Метель. -10°С. По руч. Прямой выходим на р. Утулик. Верховья р. Утулик – это настоящая лесопарковая зона – дикорастущие душистые тополя, ивы, березы, резкая смена растительности после кедровой тайги. Проходим небольшие причудливые каньоны, и вскоре, начинаются обширные наледи. Основным нашим занятием становится борьба с этим явлением природы. Конечно, фотографировать, мы не забываем, хотя стоя в воде не до съемки, - появляются эмоции другого плана. Попытка обойти наледь берегом, где вроде бы лежит пушистый снежок, и растут деревья, заканчивается погружением по колено в «квашню» - снег, напитанный водой. Напротив впадения руч. Карнилова левый приток р. Утулик Виктор обнаружил охотничье зимовье. Охотники закончили промысловый сезон и готовились к выходу. Гостеприимные хозяева приютили нас на ночь, достали фарш из изюбрятины, и началось совместное творчество по изготовлению, а затем и поеданию чебуреков с горячим чаем и долгой беседой. Охотники рассказали, что в начале зимы были небывалые морозы по долине р. Утулик до -50°С и они впервые смогли проехать на буране вверх по р. Утулик, забросить грузы. Нынче же до р. Спусковая левый приток р. Утулик и далее вниз по течению сплошная наледь. Самое неприятное – это погружаться в воду, когда ты только из теплого зимовья с сухими ногами. Охотники оказались правы. Сразу за впадением руч. Карнилова в р. Утулик пошла нескончаемая наледь с водой. Я иду как ледокол в лыжах по воде, так меньше проваливаюсь, главное не прозевать выхода из воды, моментально лыжа обрастет горой снега, в голове назойливо засела фраза из знаменитой песни В. Высоцкого «Водными займитесь процедурами». Ребята кто как приспособился – кто на лыжах, кто пешком. Таким образом, «доплыли» до впадения р. Спусковая в р. Утулик. Знаменитая река – когда-то здесь шел (с 1786? года по А.В. Тиваненко) караванный путь в Троицкосавск и далее Монголию и Китай. На пути были станции для отдыха людей и замены лошадей. До сих пор сохранились понятия «Казачья поляна», «Зимовье Камкова».

Наконец-то река! А значит, есть лыжня вверх, но не тут то было. Снег так напитался водой, что идти невозможно даже по лыжне. Жуткий «подлип». Виктор предлагает идти наверх ночью, я поддерживаю эту мысль, тем более, что пер. Чертовы ворота лавиноопасен. Сказано – сделано. Поставили палатку, поспали, подсушили обувь у печки и ночью вышли вверх с включенными фонариками. По холоду идется хорошо и в 8 утра уже пер. Чертовы ворота, по склонам «осовы», сошедшие днем. Правильно Виктор подал идею. Погода отличная, спускаемся по р. Подкомарная, затем взбираемся на серпантин горы пика Черского и спускаемся к метеостанции Хамар-Дабан. Здесь уже цивилизация. Рядом с метеостанцией новоиспеченный кемпинг: прокат лыж, снаряжения, есть даже магазин! С Виктором поджидаем наших девчат и слышим, как по серпантину спускается «буран» с ревом тянущий за собой кедровое бревно. Кемпинг – это, конечно, хорошо, но только бы новые хозяева не навредили хрупкой горной природе, хотелось бы в это верить. К вечеру мы пришли в г. Слюдянка, а это уже почти дом.

В районе впадения р.Нитяная в р.Лангатуй

Каньон в верхнем течении р. Лангатуй

Подъём к перевалу Лангутайские ворота

Таня Зорина на подходе к пер. Лангатуйские Ворота

пер. Лангатуйские ворота

Начало водораздельного хр. между р. Тит-Тит и р. Барун-Юнкуцук

пер. Лангутайские ворота с юго - запада, с хребта.

Нелёгкое дело, быть командиром. Виктор Торженсмех за работой.

Вид на Хан-Улу (2371,9 м). Владыка гор и туч одновременно!

Непогода на вершине.

Наледь на р. Уту-Жалга

Вид с патового плато на верховья р. Хара-Мурин

На подходе к оз. Патовое

оз. Патовое

Прав. Истоки р. Харнахойтуй

Наша группа перед вершиной "крест" 22457 м

А под ногами базальты. На вершине "Крест"

Утуликская "подкова" с вершины "Крест"

Высшая точка хр. Хамар - Дабан 2396,1 м

Подъём на вершину 2396,1 м

Правый исток р. Субутуй

Лагерь на правом истоке р. Субутуй

Начало. Правый исток р. Утулик

"Мышиный каньон" на р. Утулик, ниже впадения руч. Прямой

Парковый лес в пойме р.Утулик

Ледопад "Танк", на впадении лев. притока в р. Утулик

В гостях у охотника Пушкарёва

Охотник за каменным "маслом"

Дорога к дому, по наледям р. Утулик

Егор Полтавченко

Вячеслав ПетухинЕгор, когда я рисовал маршрут на схеме возник вопрос, как вы шли от вершины 2396,1 м. Написано "По руч. Прямой выходим на р. Утулик." Но это значит, что вы вернулись назад к озеру Перевальному, а в тексте об этом ничего нет. Да и тогда логичнее было бы лагерь ставить не прямо под вершиной, а поближе к оз. Перевальному. Я пока маршрут прямо по Утулику нарисовал.

И ещё, поставьте, пожалуйста, точку съёмки у фотографии "Ледопад "Танк", на впадении лев. притока в р. Утулик".

26.01.2012, 16:42:15 |
Егор ПолтавченкоВячеслав, так и есть. Мы вернулись назад к озеру. А ушли к горе поближе в поисках леса погуще, чтобы меньше продувалось. Да так и остались, на понравившейся полянке. Точку на "танке", я не поставил потому, что не могу толком вспомнить этот приток. Это место не далеко от впадения руч. Корнилова, где зим. Пушкарёва.
26.01.2012, 18:11:42 |
Виталий Штырц (Саныч)Молодец, Егор, очень интересно! И фото классные!
27.01.2012, 10:20:01 |
Александр МамонтовОчень понравился отчет. Перед такими прохождениями просто "снимаю шляпу" :).
Есть вопросы:
- Когда шли по наледи с водой как были защищены ноги от намокания и чем/как чистили лыжи от обледенения?
- Палатка двойная, без дна? Зачем сверху полиэтилен?
- Почему в качестве волокуши именно 5 литровые бутыли, а не ПВХашные гермочки или санки-волокуши? В чем преимушество кроме хорошего скольжения по снегу и герметичности (смущает маленький размер 5ти литровки)?
27.01.2012, 11:40:09 |
Егор ПолтавченкоСпасибо Саныч и Александр. Постараюсь ответить. Ходили мы по старинке на лесных лыжах, 10см шириной. Виктор в пластиковых "кофлачах" с гамашами. Я и Наталья, в калошах с бахилами из технического капрона.То есть ботинок, вставляется в бахилу. Таня, по моему в ботинках, покрытых так же капроном. Бахилы в мокрой "квашне" "дубеют" и неплохо защищают от воды. Конечно не идеал. Тактика прохождения. Первый участник — "лазутчик", двигаясь на расстоянии от остальных( с разведкой) при виде воды кричит наледь. Народ быстро скинув лыжи, проходит это место пешком.Если попали лыжи в воду или идёшь по мокрым наледям при подходе к участку снега или лыжни снять лыжи, чтобы на них не попал снег. Иначе придётся долго счищать лёд и снег. Лыжи быстро протереть верхонкой. Чуть подмёрзнут на воздухе и в них можно продолжать путь. Счищать лёд и снег лучше большим охот. ножом. Нож всегда у меня рядом. Двигаться лучше прямо по руслу, по намороженному льду. По палатке. Палатка с дном из "дышащего" капрона и только в районе печки, оставлен проём. Стенки двойные. Вход широкий тубус и ещё внутри "шторка" капроновая на молнии. Крыша из тонкого каландра. Плёнка для тепла, от мокрого снега, а главное как своеобразный "искрогаситель". Палатка так же далеко не идеал, в основном для горно — таёжной местности. Бутыль — экспериментальный вариант. По глубокому снегу хорошо себя показала. Идёт по жёлобу лыжни, как по направляющей и не портит след. Бутыль везла 6 кг сахара. На выдутых склонах хуже, часто идёт маятником. Для мужчин объём конечно маловат.
27.01.2012, 21:20:39 |
Александр МамонтовСпасибо, Егор за подробный ответ! Дальнейших успешных маршрутов!
27.01.2012, 21:37:35 |
Владимир ТюменцевМолодцы!Здорово!Интересно!
27.01.2012, 23:01:18 |
Егор ПолтавченкоСпасибо Владимир, рад, что вам понравился отчёт.