Южные протоки Дельты Селенги.

Дельту Селенги по разным маршрутам проходили разные группы водоплавающих туристов. В Дельте Селенги много проток, по которым возможно или невозможно выйти в зеркало Байкала. Если по северной Протоке Лобановской проплыть можно даже на "утюге", то по центральным и южным протокам проблудать можно капитально, а сухой землицы там можно найти только днем с огнем, и то там, если знаешь где ее искать.

По южным протокам, по той информации, что я получил от знающих этот район жителей, и той, что приобрел сам во время походов в этом районе в сезоны 2009 и 2010 годов, возможности прохода Дельты Селенги сверху вниз через южные протоки следующие:

1. Самая Южная протока, без названия. На старых картах показана, как непроходная и завершающаяся неизвестно где, но, по словам местных жителей, она в сезоне 2009 года была проходной и по ней рациональнее всего проходить до Истомино. В нее мы не попали, поворот налево около Степного Дворца не отследили и пошли по Протоке Глубокой, соответственно личного опыта прохода по Южной нет.

2. Протока Глубокая (вторая от юга), которая на картах показана проходной, а по факту 2009 года оказалась проходной только при определенном петлянии, посредине протяженности мелеет и элодеет, хороша только на выходе в Байкал. Протока требует после выхода в Байкал еще около километра идти по данному курсу, чтобы не въехать в мелководную зону.

3. Протока Шумиха. Входили в нее со стороны Байкала, где она глубока и широка. По описаниям через нее достаточно просто выйти в левое русло Селенги в районе урочища Бараний Мыс. Недостаток-устье ее достаточно далеко от Истомино, но если идти туда не нужно, то можно идти напрямую на выход из Сор-Черкалово в прорву.

Вероятней всего немного ниже рыбацких будок в урочище Бараний Мыс и находится та самая развилка, которая как камень в сказке: налево пойдешь - в Южную Протоку попадешь, прямо пойдешь - в Протоку Глубокую попадешь, первоначально направо пойдешь и остров обойдешь с поворотом налево - в Протоку Шумиху попадешь.

По результатам анализа имеющегося у меня материала я бы пошел двумя возможными вариантами по маршруту залив Провал - Сор-Черкалово через Дельту:

Вариант 1. Поворот от Протоки Лобановской вправо делать около и мимо островов Косоголиха, Жилище, Черчихинские и Тепленький, далее левым бортом к яркой примете-насыпной дамбе урочища Бурулис, далее к развилке трех Проток возле урочища Бараний Мыс, далее на выбор по протокам либо Южной, либо Глубокой либо Шумихе в Сор-Черкалово.

Вариант 2. Дойти по Протоке Лобановской вверх существенно дальше-до Гурьева Бугра (фото, к сожалению нет), в районе насыпных галечных курганов, и только здесь пересечь Селенгу. Идти далее уже вниз вдоль левого берега мимо Мурзино, мимо видимой из-за высокого берега Селенги верхушке церкви в Шигаево, поворотом налево вдоль насыпной дамбы урочища Бурулис, а далее уже описанные в варианте 1 от урочища Бараний Мыс маршруты с выходом в Сор-Черкалово.

Маршрут 1 более короток, но более блудлив, вариант2 более длинен, но намного проще по исполнению. В представленных фото привязаны точки съемок, по которым можно более объективно определить свое местоположение. Здорово поможет карта Дельты Селенги в масштабе 1км-1км.

Вид на п.Мурзино

Левый берег Селенги в районе Шигаево

Селенга перед Бараньим Мысом

Урочище Бараний Мыс

Поворот в Южную Протоку за камнями

Вид на Южную протоку сверху, среднее течение

Вид на Южную протоку сверху, на выход в Сор-Черкалово

Протока Глубокая, среднее течение

Протока Глубокая, недалеко от устья

Протока Глубокая - выход в Сор-Черкалово

Вид на поворот направо - к протоке Шумиха

Протока Шумиха, среднее течение

Протока Шумиха - выход в Сор-Черкалово

Вид на Истомино с протоки Шумиха через Дельту

Зеленое море Дельты с видом на Иркутский берег от одного из тупиков протоки Шумихи

Мелководье по внешней стороне Дельты

Вид на прорву между о. Бабья Карга и материком в Сор-Черкалово от Истомино

Проход между о. Бабья-Карга и материком в Сор-Черкалово.

Вячеслав Резунов

Марина Васильева (Красноштанова)Жаль, что совсем нет птиц. Их же там в дельте видимо-невидимо! И рыбалка — обалденная. Рыбачили?
24.01.2012, 20:16:58 |
И. ФефеловДа, если при движении вверх по Лобановской попадешь в левый рукав (Дологан), то первому варианту скорее всего неплавно придет конец и он превратится во второй. Так как по первому вправо коротким путем уже не повернешь — придется идти вверх до острова Хаустик и сразу за ним, в виду с. Красный Яр, свернуть вправо и по течению вниз. А потом через 5 км не уйти прямо в более широкую (поделится потом на Галутай, Среднюю и Колпинную), а свернуть на 180 градусов влево в более узкую, и по ней уже выйти в ц.русло, оставляя справа о-в Тепленский, а слева о-ва Жилище и Черчихинские.
Если вышел правильно — по Лобановской до о-ва Хаустик и перед ним под 180 вправо в узенькую, — то там всего через полтора км уже упомянутый поворот влево на 180.

Ну а попав в ц.русло (Черчиху), там уже несложно прижаться влево к охотбазам , за которыми тригонометрическая вышка (если ее опять не уронили), и дойти до левого русла (Бурятская борозда) к Бараньему мысу. Или по левому рукаву держась той самой же дамбы, но там может быть мелко, хотя на кате , думаю, не проблема. Можно по центральному пройти, обойти острова не слева, а справа и потом выйти в Бурятскую, промахнуться там трудно — очень широкая и в перспективе равнина, никаких кустов, слева Бараний мыс со своими песками и сосняком торчит.

Напротив самого Бараньего мыса есть развилок двойной (влево под 90 уходящая под дамбу бывшая проточина не в счет). Если в этом месте повернуть под 90 вправо, оно сразу раздвоится, надо двигаться прямо (не влево), тогда считай попали в Копанец, он узкий, но глубокий, попадаешь по нему в два один за другим разлива, и пройдя через них попадаешь в Шумиху и к Байкалу, но при определенном раскладе в этих озерах можно поплутать. И к тому же этот вариант имеет смысл, только если вам не нужно в Истоминский сор, а надо в Байкал севернее Карги Бабьей. Но, наверно, проще продолжать идти по широкой вниз ниже Бараньего мыса вниз. А потом — или (А) через 2 км после названного развилка у Бараньего уйти вправо и попасть в Шумиху (или в Игнашиху, если вам НЕ надо в Истомино, а надо севернее Карги Бабьей); или (Б) пройти еще 1 км, уйти влево и попасть в ту самую южную протоку, так называемую Жилищенскую; или (В), если проскочили левый поврот и пошли по широкой, через 800 м будет поворот влево в Глубокую; все эти варианты в тексте описаны. Ну а если дальше пошли, то это всё равно оказалась Шумиха, т.е. тот же вариант А, только на 1 км длиннее. Из Шумихи потом, кстати, отворот влево через 3 км после отхода от нее Глубокой ведет в сторону Истомино с выходом в сор рядом с устьем южной протоки, а если там прямо пойти, то в район устья Игнашихи в сор выйдете.

Церковь находится не в Шигаево, а в Творогово — чуть южнее. Деревни почти смыкаются, но разные. Что забавно, Твороговский сельсовет, или, как ныне, администрация сельского поселения находится в ... Шигаево.
24.01.2012, 20:49:17 |
И. ФефеловВот, кстати, повороты из Лобановской стоило бы выложить, если есть...
К сожалению, сам я в этой части дельты был в доцифровую эру, а просто поставить точку без фотографии невозможно на сайте.
24.01.2012, 22:03:27 |
И. ФефеловПоэтому решил поместить еще схемку по космоснимку.
Варианты 1 и 2 соответствуют вариантам Вячеслава по повороту из Лобановской,
А, Б, В — моей маркировке вариантов выхода из дельты.
О-в Хаустик обведен голубым. Триговышка класической деревянной конструкции (других похожих там нет, с воды ее частично видно) помечена в виде синей пирамидки без подписи, Твороговская церковь — крестиком. Ну, остальное должно быть понятно.
24.01.2012, 22:47:02 |
Александр МамонтовЗабавно, именно вариантом 1А мы и шли дельту в 2007ом против шерсти. Все шлось отлично тем паче, что против течения заблудиться сложно, а скатиться по Лобановсой совсем не проблема. Единственной проблемой (кажущейся) было войти в протоку. Координаты забивал в Планете Земля. На поверку оказалось расхождение в 200 метров. Заходили вообще по какой то "левой" маленькой протоке. Искали путь по наиболее сильному течению. Так и шли :), сверяясь с картой.
24.01.2012, 23:40:58 |
Вячеслав РезуновХорошо, что к описанию добавился опыт работы в дельте Игоря Фефелова и прохождения ее в 2007 году Александром Мамонтовым, они существенно дополняют представленную информацию. Если к данному блоку информации добавятся еще данные тех, кто там живет или проходимцев Дельты в разных направлениях, то это поможет тем, кто захочет пройти по разным маршрутам в этом уникальном и неповторимом месте.
25.01.2012, 08:07:43 |
И. Фефелов

Александр Мамонтов:  Координаты забивал в Планете Земля. На поверку оказалось расхождение в 200 метров.

Интересно сравнить координаты, т.к. и у меня их тоже есть с разных привязанных спутн.снимков.
На точность в пределах 100 м и надо расчитывать. Но для дельты обычно этого бывает достаточно.

Там вобще часто так — широкие и более полноводные мельче, чем узкие и непрямые. Как-то мои старшие коллеги вызволяли из самой середины дельты двоих улан-удэнских "сплавщиков-любителей" на резиновой, если не ошибаюсь, лодке. Они хотели сплавиться из Кабанска до Истомино. Но то ли проскочили вместо центрального в красноярское русло, то ли шли по красноярскому намеренно, но в районе поворота маршрута номер 1 на запад вместо Черчихи попали в Галутай, а затем в озера между Галутаем и Средней. Там и блуждали два дня, пока на наших не наткнулись. Поскольку вода была мелкая, были в лепешку сожраны комарами, которых в такие периоды бывает много.

Если входишь со стороны Истоминского сора на моторной лодке, то там бывает весело, потому что проток много и многие мелкие. Если зайдешь неправильно, то придется либо тащить по мелям, либо выходить обратно и искать другой вход.
25.01.2012, 08:53:48 |
Александр Мамонтов" По GPS находим нужную точку – вход в Шумиху (520 09`14`` С.Ш. 106017`20`` В.Д.) – до него примерно 2 км. Ветер усиливается. Появляются гребешки. Не удивительно 10 утра. Нам еще везет. Достигаем точки. Входов много, какой выбрать? Возвращаемся к домашним заготовкам. Точка № 2 протока входа (520 09`40,5`` С.Ш. 106017`32,5`` В.Д.). На подходе к точке уже ориентируемся больше не по забитой точке, а по наличию течения. Точка оказывается на 200 метров левее протоки. "
25.01.2012, 13:42:35 |
Вячеслав РезуновВстречные вопросы к Фефелову и Мамонтову. По каким протокам в недалеком прошлом традиционно спускались и поднимались по Селенге всякие катера, дощаники и фелюги, шедшие на Байкал? И кто, кроме Вас, может ответить на этот вопрос.
25.01.2012, 13:50:48 |
И. ФефеловПо этому поводу могу сообщить только несколько частных фактов.

Факт 1. В начале 18-го века на первых картах Байкала Шумиха выглядит не как самостоятельная речка, начало которой теряется где-то в полях (как сейчас), а как протока Селенги, и отходит от нее где-то в районе Кабанска или Каргино.

Факт 2. Там, где после Сорокоустовских островов от Центральной реки отходит влево Бурятская, чуть дальше отходит вправо протока Старая Река. Она хорошо заметно и на спутниковом снимке, и на карте — вскоре после начала делает большой горб, а затем горб поменьше, и потом впадает в ц. русло немного ниже Шаманки, на последней загогулине на ц.русле (ниже оно почти прямое). Так вот. Сейчас она течет только до Галутая, а далее влево замыта уже лет этак 15 и проходима лодкой только в большую воду. Но когда-то раньше именно она была центральным судоходным руслом в этом отрезке. До какого времени — сказать трудно, было бы интересно карты 1920-х посмотреть, но пока не попадались. Возможно, даже где-то до 1920-30-х. Об этом говорит не только название "Старая река", но и бывший судовой знак, стоящий на ней в районе отворота на Чертово озеро. На карте 1950-х судовой ход уже по нынешнему руслу показан.

А в основном, судя по всему, примерно так же, как и нынешний судовой ход.
25.01.2012, 21:21:59 |
И. Фефелов52 09 14 С.Ш. 106 17 20 В.Д. — это, скорее, вход не в Шумиху, а в Глубокую-Жилищенскую и затем в то место, где они еще не Шумиха, а Бурятская река. Точнее, широта его где-то 52 09 07. Но там вход более-менее прямой. А вот вход в южный рукав Шумихи, да, примерно на 52 09 40,5 С.Ш. 106 17 32,5 В.Д., но там протока рюмочкой раздваивается, и если идти прямо со стороны сора (с З на В или на СВ), то по этим координатам аккурат в вилку и попадешь, заходить внутрь надо огибая болотины/отмели или с севера, или с юга.
25.01.2012, 21:35:20 |
Вячеслав РезуновСпасибо за приведенную информацию. Дополнительно пообщаюсь в Улан-Удэ, кто спускался-сплавлялся вниз по Селенге до Байкала.
26.01.2012, 08:35:26 |
Александр МамонтовВероятно имеет смысл поговорить с местным ГИМС. Они должны быть в курсе всего.
26.01.2012, 14:46:24 |
И. ФефеловВполне вероятно. Думаю, и рыбинспекция тоже не хуже знает.
Вот нашел еще фото из верхней части дельты, раз уж фотолоция. Место тоже вполне опознаваемое.
26.01.2012, 17:53:01 |
Ник ШестеринСпасибо, Вячеслав, за информацию!
Некоторые фото скопировал для 2013 года.
В 2009 году 20 августа мы (12 человек на 6 байдарках) прошли дельту Селенги маршрутом 2, только наоборот — с юга на север.
Жаль, что в дневнике мало информации о том дне:
"Леонид Малыгин: Руки еле держат ручку — сегодня работали почти 14 часов. Утром сразу же «запоролись» не в ту протоку. Но потом всё наладилось, и мы шли практически без ошибок. Главное правильно выбрать протоку. Первые девять часов шли против течения. Гребли против течения до тех пор, пока не нашли протоку с попутным течением, и потихоньку забирая вправо, приближались к Байкалу.
Можно свернуть в протоку, которая тебя выведет к Байкалу, но не в то место, куда надо, а нам нужно было только к Оймуру. Но у Николая очень развита интуиция, мне кажется, он чувствует в какую протоку войти. Для меня они все одинаковы. В общем, пахали как черти, и к вечеру вышли точно к Оймуру. Это был триумф!

21.07.09г. Село Оймур. Утро.
Николай Шестерин: Вчера мы совершили переход через дельту реки Селенга. Ошибок допустили лишь две: вначале зашли не в ту протоку и потеряли минут десять, потом свернули не туда (Олег Бабаев убедил, что его ДжиПиЭс-навигатор не врёт) и обошли по кругу километров семь, вернувшись в то место, откуда час назад стартовали. Ну, а в остальном, прошли дельту без приключений. В 7.00 стартовали против течения, в 16.00 повернули в протоку по течению. Финишировали в Оймуре в 20.30.
Встали на луговой площадке в центре села у впадения мелкой речушки Оймур в Байкал. Рядом оказались магазин и остановка автобуса...
Сегодня всё раннее утро слушал петухов оймурских, как они село будили. До сих пор в ушах звучит: «Ку-ка-ре-ку!»

В 2013-м году пойдём маршрутом №1, также с юга на север...
Удачи Вам, Вячеслав, в хорошем деле!
28.01.2012, 16:11:26 |
Егор ПолтавченкоОчень интересное описание. Действительно уникальное место.