Техническая справка: Поход организован А.Липатовым (Москва) и тур.клубом «Ермак» (г.Ангарск). Поддержка: городская газета «Свеча» (г.Ангарск). Состав: Катамаран «4-ка»: Виктор Толстых (руководитель), Борис Чечет, Николай Лаптев, Олег Моргунов. Катамаран «4-ка» (Москва): Анатолий Липатов-старший, Николай Липатов-младший, Андрей Скворцов, Роман Ситников. Катамаран «2-ка»: Александр Юдин, Владимир Красильников. Эта статья опубликована в журнале «Вертикальный мир», №30, 2002 г.

Прошедшим летом (2001г) на Прибайкалье обрушилось сильнейшее наводнение. Отовсюду доходили тревожные вести. Там смыло мост, где-то размыло дороги, а в ущелье Иркута сошли сели и оползни. Мы уже размышляли о запасных вариантах, да тут подвернулся вертолёт. Несмотря на запредельные цены, Толя Липатов был непреклонен. И вот, в этой железной банке, собрав все воздушные ямы, прогрохотав над всевозможными хребтами, долинами, реками и озёрами (славная, скажу я вам, была картинка!), мы оказались в верховьях Китоя.

Стартовав чуть выше устья Саган-Сайра и без особо острых приключений прострелив множество шивер, порожков, сливов, бочек (и что там ещё встречается на горных реках?), мы быстренько докатились до Верхних Щёк. И тут началось!

Мы скатились по 19-му порогу, длиной более 1 км, и тормознули перед самым водопадом. В этом месте Китой прорезает скальный монолит (а вокруг громоздятся горы!) и образует двухступенчатый водопад. В первой ступени вся река разом рушится в узкую щель шириной не более 2,5м и высотой более 4. Общий перепад 2-й ступени – 3,5м.

Наводнение здесь, в узком ущелье, погуляло на славу. Завалы из принесённых деревьев лежали на скальных полках на высоте порядка 10-12м над основным потоком. Быстренько пропилив в них просеку, мы обнесли первую ступень, а над второй глубоко задумались. Думы глубокие нарушил один из «двоечников», Володя Красильников: «Не хочется, а идти надо», - высказал он идею.

Это, скажу я вам, было зрелище! Мы заняли страховочные и фото- видеосъёмочные позиции и «двойка» ломанулась в порог! Они перевалили через огромный обливной валун в центре русла, при этом пятиметровой длины катамаран буквально встал на «попа»; Саша Юдин зачем-то повалился на Володю, потом они просто исчезли в пене, выскочили, сделали свечку в бочке, но гребанули мощно и вырвались на просторы малюсенького плёса.

Следом пошла московская «четвёрка» на фирменном «Аргуте». Анатолий Липатов «толкнул» напутственную речь своим горячим парням, и они не подвели, пройдя ступень по той же траектории совершенно чисто. На сегодня впечатлений было достаточно. Мы пошли ночевать, подвесив катамараны на скалах левого берега.

С утра пришла очередь тоже не слабого порога 1 Верхних Щёк. Вначале река «прыгает» через множество камней, образуя ряд сливов и мощных бочек, а затем делает очень крутой зигзаг, поворачивая на 90 градусов влево и тут же на 90 градусов вправо и, наконец сваливается в прямой мощный слив высотой до 2,5м. За сливом сильный прижим, а дальше река успокаивается, входя в скальный коридор с высокими отвесными стенами.

Первой стартовала прославившаяся вчера «двойка». Мы разбрелись по ключевым местам для страховки и сухой фиксации событий. Я спустился для фотосъёмки на узкий выступ скалы, нависающей над рекой сразу за треком, и осмотрелся. Серо-зелёный поток зажат нависающими скалами. Среди гигантских глыб прижались к воде маленькие фигурки моих товарищей, занявших страховочные позиции. А наверху белые перья облаков вспарывали пронзительно синее небо.

Внезапно из-за глыбы выскочила двойка и ринулась вниз, по самому крутому участку трека. Парни, видимо, решили, что они каякеры. Через мгновение двойка исчезла в бочке, и некоторое время её не было видно на поверхности. Что было потом, мне трудно сказать точно – я-то смотрел на всё это через окуляр фотоаппарата! Всё произошло мгновенно: мелькнула каска, чьё-то весло, борт катамарана, затем днище, потом опять всё исчезло и, наконец, из пены вылетели перевёрнутый катамаран, а рядом две головы в касках.

Следом шла наша, ангарская «четвёрка». Трек прошли благополучно, а вот одна из бочек до трека оказалась довольно крутая. Наш почти двухтонник глубоко погрузился в воду, и попытки выйти из неё казались безуспешными: катамаран стоял на месте, притопленный мощными засасывающими вглубь потоками (лично я всё это время с головой был под водой, задыхаясь без воздуха, и уже готов был выскочить из стремян). Наконец, нам удалось сдвинуть катамаран и начать медленное движение вперёд.

В Верхних Щёках мы устроили первый Большой Вечер. Причин набралось порядочно. Прохождение 2-й ступени порога-водопада, порога 1, да и день рождения у Саши Юдина как нельзя кстати подвернулся.

Участок от Верхних Щёк и до Моткиных Щёк оказался попроще. Волнистые шиверы всякой длины, структура порогов легко читается с наплыва, простые проходы по гладким языкам. С нас спадает напряжение. Мы сравниваем два стиля гребли на катамаранах.

- Вот эти палки с лопатками у вас в руках, - объясняют нам горячие московские парни, - называются вёслами и ими гребут! Сильно гребут, вашу мать, и постоянно!!

Они молоды и энергичны. Нам кажется, они машут вёслами просто в силу этого факта, а не оттого, что этого требует ситуация. И мы, в ответ, лишь молча, по-сибирски, усмехаемся, роняя в воду крепкие выражения. В нашем-то возрасте попусту вёслами не машут.

Река втягивается в живописный коридор, сложенный невысокими скалами. Здесь много красивых и больших надводных и подводных камней, отдельные бочки, валы, сливчики, прижимы. Но в целом всё просто, лишь иногда заметный перегиб поверхности воды указывает на весьма бурный, но короткий порог.

Поток выносит катамараны к устью Гарлык-Гола. Здесь объявлена «днёвка», и мы, возбуждённые мыслью о предстоящем отсутствии борьбы – целый день и две ночи! – выходим на берег. Славная поляна среди негустого леса и зарослей можжевельника. (Кстати, случай будет, не забудьте бросить горстку-другую ягод можжевельника в походную «бодягу» – не пожалеете). На небе громоздятся тучи, нас настигает гроза, и мы торопимся. Натягивается тент, растут палатки, в лесу падают спиленные сухие стволы, пламя костра жадно пожирает поленья, и двойная порция «бодяги» развязывает языки. Ночь спокойна. Завтра «днёвка».

На днёвке разбредаемся по интересам. Коля Лаптев полез в гору, рыбаки схватились за спиннинги, а я и Анатолий – за фото и видео. В поисках кадра я забрёл в каньон Гарлык-Гола и увидел нерядовую картину. Узкий и высокий коридор из гигантских скальных блоков, белый столб водопада, чуть ниже зеркало изумрудно-зелёной воды, в которой просто рябит от тёмных спин хариуса. А наверху, на каких-то сиротских площадках в стене одного из бло-ков сидят двое наших парней и одну за другой таскают наверх рыбу.

После Гарлык-Гола долина реки быстро сужается, и препятствия становятся существенно мощнее и красивее. В русле много крупных скальных обломков, образующих красивые узкие проходы с достаточно большими валами и мощными бочками. А кругом – шикарные виды. Иногда со скал, прямо в китойскую зелёную воду, падают небольшие водопадики. Но, наконец, катамараны входят в скальные ворота, которые невозможно спутать ни с чем, - вход в знаменитые Моткины Щёки.

Сразу за воротами по узким и довольно запутанным проходам среди крупных валунов заходим в 41-й порог. Уклон стремительно возрастает, образуя заметные сливы и навалы на камни. Катамараны проваливаются в ямы, взлетают на валах, рамы натужно скрипят, то и дело мы исчезаем в воде с головой. Кажется, ещё удар, ещё одна бочка и катамараны либо рассыпятся, либо перевернутся. Это было впечатляюще! Разумеется, именно перед этим по-рогом было решено, что фото и видеосъёмку здесь можно не вести.

За порогом шикарная стоянка. Здесь нами устраивается «Базовый лагерь 1». Отсюда «грозить мы будем» Моткиным порогам!

И снова изо дня в день катамараны спускаются на воду и … пошло-поехало! Мы летим по сильно вспененной воде, крутимся вокруг больших камней, погружаемся в бочки, проходим 42-й, 43-й, 44-й пороги, а в конце 45-го порога благополучно влетаем в узкие ворота между огромной скалой, перекрывающей реку на 2/3 ширины, и отвесным берегом.

Выплеснув эмоции после 45-го, проходим 46-й (каскад сливов и локальных бочек, прижим к левобережной скале; чуть дальше крутой и очень бурный трек у правого берега, который переходит в мощный прижим, осложнённый жёсткими валами и высокой скоростью струи – как вам эта сухая выжимка из технического описания?), а дальше…. Дальше река окончательно входит в скальный коридор с высокими и почти отвесными каменными стенами. Это порог-водопад 47, который мы обносим, спустив катамараны на верёвках со скальной площадки перед 48-м порогом.

С Сашей Юдиным мы осматриваем и фотографируем 47-й сверху. Смотрится он впечатляюще. Каньон с крутыми скальными стенами высотой в несколько сот метров. Большей частью это просто отвесные скалы, что чрезвычайно затрудняет разведку, страховку и частичные обносы порога. Река забита огромными глыбами. Вода переливается через них, образуя мощные, высотой в 3-4м сливы. Большинство сливов имеет замысловатую конфигурацию и осложнено обломками скал, торчащими из струи. Почти под всеми сливами стоят могучие котлы. Порог этот предельно сложен, тем не менее, иногда его проходят.

Потрясённые, возвращаемся мы к лагерю и присоединяемся к небольшой, но сплочённой группе товарищей, засевших над каньоном с порцией «бодяги». Это опять оказался «Большой Вечер», и он был прекрасен. Далеко внизу гремел поток, и маленькие фигурки парней из экипажа Толи Липатова, спустившихся по верёвке на прибрежные глыбы, особенно подчёркивали мощь этого потока. Небо затягивало лиловой пеленой и вся местность постепенно погружалась в сумерки. А ночью пошёл дождь. К утру вода поднялась на 2-3 метра.

Через пару дней мы спустились к катамаранам. Недалеко с обрыва сошёл свежий оползень, вода упала, но по-прежнему была выше нормы. В душе (сосало почему-то в желудке) тревожное ожидание, мы молча собирались, стараясь не обращать внимания на грозное движение грязно-зелёного потока.

На Китое препятствия не имеют названий. Они просто пронумерованы. И это символично. Безликость номеров сохраняет анонимность потока. С кем схватка сегодня? С 45-м? С 48-м? Противник не имеет собственного имени, он в маске! Но вот катамаран врезается в беспорядочное месиво волн, крутых жёстких валов, внезапных сливов и пенных ям. Напря-жённая борьба с водой заставляет забыть о сомнениях и страхах. Мы идём.

Мы сосредоточены. Короткие фразы, предупреждающие вскрики, неожиданные воз-гласы. Глаза пристально вглядываются вперёд, слух пытается уловить команды, нервы на-пряжены. И всё же соблюсти намеченную траекторию чрезвычайно тяжело, поскольку судно бросает и крутит как щепку. Это 48-й, явно аномальный порог – какие-то кривые бочки, хаотичные и жёсткие валы. Внезапно, краем глаза, я чувствую аномалию уже на нашем судне. Оглядываюсь – точно! Наш кэп, Витя Толстых, идёт самосплавом. В какой-то момент отчаянным рывком ему удалось зацепиться за раму, но впереди два гигантских валуна-тролейбуса, а при нашей весьма немалой воде уйти от навала и с полной командой нелегко. Крики тонут в рёве потока, трещат спины и вёсла, но пока удача на нашей стороне. Перед мощным сливом, падающим в гигантскую бочку, мы всё же выгребаем в улов за скальным выступом. Кэп занимает своё место, хватает запасное весло, и мы бросаемся дальше.

Небольшая передышка и порог 49. Левый берег – почти отвесная скала. Просмотр и страховка – с правого берега, который сложен просто гигантскими серо-зелёными глыбами. Как муравьи ползаем мы среди этих глыб, осматривая порог, определяя линию движения, места страховки и чалки. Бочка за сливом в конце порога, по некоторым описаниям, – одна из мощнейших на Китое.

Следующие три порога при нашей воде фактически превращаются в один длинный порог. Надводные камни залиты, за ними возникли мощные бочки вперемежку с жёсткими валами. Слив на повороте просто не хочется видеть. А идти надо, дело-то уже к обеду.

И мы пошли. Нас прижимает к какой-то глыбе, и тут же бросает вниз, в мощный слив, образованный подводной плитой. С трудом выбираемся из бочки, поток подхватывает катамаран и бросает на скалы у правого берега. Отчаянная борьба позволяет избежать навала на скалы, но мы тут же попадаем на череду сливов и бочек, образованных разбросанными в русле и в данный момент залитыми крупными камнями. Поток неудержимый и бешенный. И нас несёт этим потоком, и наши возможности минимальны как хватание за соломинку, и наши возможности сводятся к отчаянной надежде не упустить наши минимальные возможности…

В тот день мы хватанули адреналину с избытком и, зачалившись после 52-го, ушли в лагерь. А затем, трезво оценив обстановку, перенесли катамараны на террасы в устье Моткин-Гола. Тоже, между прочим, экстремальное занятие по нагрузке.

Сразу за Моткин-Голом весьма приличный 64-й порог. Россыпь надводных камней, большой уклон русла, валы, мощь которых всё время нарастает, в сужении стоят подряд 2 бочки, перекрывающие почти всю реку. Набор стандартен, но сочетание неповторимо. Вторая из этих бочек чрезвычайно мощна и очень неприятна по структуре.

Два катамарана прошли порог эмоционально, но без проблем. А вот у москвичей выбило из упоров лоцмана – Анатолия. Горячие парни не заметили «потери бойца» и ринулись догонять мелькнувшее впереди весло. Так что Анатолия нам пришлось эвакуировать из потока с помощью «морковки».

Далее Китой продолжает нестись среди отвесных скал в живописном и очень глубоком каньоне. Уклон остаётся значительным, а скорость течения высокой. Однако в целом пороги становятся проще. По сторонам открывается масса потрясающих видов: гроты, ручьи, падающие к Китою высоченными водопадами, каньоны боковых притоков и т.д. В конце Щёк справа видна одинокая лесистая гора – Дулган. Эта гора означает выход из Щёк. Здесь у нас был последний «Большой Вечер» – потом-то «бодяга» закончилась. Фактически, закончилась и спортивная часть маршрута.

Фото автора.

50- Чалимся у Ангарска

51- Это все мы

Борис Чечет

Виталий Штырц (Саныч)Прочитал отчёт и просмотрел фотографии с большим интересом. Молодцы!!!
16.02.2012, 17:37:08 |
Zoolyсплав 10-летней давности... Какие же все молодые!) и красивые, блин.
Прочитала с интересом, посмотрела, спасибо.
17.02.2012, 10:37:04 |
Евгений РензинТакой замечательный рассказ и так долго не показывали. Я бы извёлся:) Спасибо!
А ещё есть?
17.02.2012, 23:15:54 |
Владимир Л.А ещё есть фильм об этом сплаве под названием "Полёт" с ныряниями со скал, прохождением "Веретена", обносами катамаранов по скалам щёк и прочими прелестями
17.02.2012, 23:30:23 |
Андрей ЗарубинПолучил удовольствие от рассказа и фото. Спасибо!
18.02.2012, 10:19:16 |
Марина Васильева (Красноштанова)Нам кажется, они машут вёслами просто в силу этого факта, а не оттого, что этого требует ситуация. И мы, в ответ, лишь молча, по-сибирски, усмехаемся, роняя в воду крепкие выражения. В нашем-то возрасте попусту вёслами не машут.
__________________
Улыбнуло... :-))) Вспомнились лыжные похождения с московскими товарищами. Аналогичная ситуация.
Написано здорово: коротко, ёмко.
19.02.2012, 00:33:41 |

А ещё есть?

Спасибо, работаю над парой.
19.02.2012, 12:38:20 |
Борис Чечет

Владимир Л.: А ещё есть фильм об этом сплаве под названием "Полёт" с ныряниями со скал, прохождением "Веретена", обносами катамаранов по скалам щёк и прочими прелестями

Автор этого фильма — Анатолий Липатов (Москва).
19.02.2012, 12:39:18 |
Борис Чечет

Андрей Зарубин: Получил удовольствие от рассказа и фото. Спасибо!

Спасибо вам!
19.02.2012, 12:40:05 |
Борис Чечет[cite;Марина Васильева (Красноштанова)]
Спасибо!
19.02.2012, 12:40:37 |
Вячеслав ПетухинБорис, а Вы моё письмо с вопросами получили? Если Вы сами не можете ответить, может Вы узнаете у тех, кто лучше знаком с лоцией Китоя?
19.02.2012, 14:37:45 |
Владимир КрасильниковСпасибо Борис! Что не дал походу кануть в лету! Спасибо.
26.02.2012, 21:34:44 |
Светлана Богородская

Борис Чечет: Автор этого фильма - Анатолий Липатов (Москва).

Впечатлили и рассказ, и фильм. Какой профессионализм и чувство воды должны быть. И сила, чтобы удержать весло в таком потоке.
( https://www.youtube.com/watch?v=BaVSsJFfirI )
13.06.2018, 16:56:32 |
Юрий Мельников

Светлана Богородская:   Впечатлили и рассказ, и фильм.

Спасибо автору и участникам за чудесный фильм,а Светлане-за подачу на блюдечке:)