В преддверии майских праздников и многочисленных туристов в горах, не лишним будет напомнить о коварстве весеннего снега.

В фотоотчёте предлагается вниманию моя личная коллекция лавин. Виды, характеры, выбор пути на лавиноопасном склоне, схемы прохождения.

Большинство лавин запечатлено всего в одном походе - на Верхнеангарском хребте - одном из самых лавиноопасных в Байкальском регионе. За 20 дней похода мы увидели, отсняли, прочувствовали столько падающего снега, сколько не видели за все наши жизни вместе взятые.

Поэтому хочу поделиться своей энциклопедией коварной красоты. Любимые красавицы - капризны, и требуют очень обходительного отношения с ними...

Схемы взяты из методичек П.И. Лукоянова. Их и другие материалы можно посмотреть в сборнике.

Ветры великие, шумные братья,
С гор Баянулы срывали фату,
Стражи безмолвной каменной стати
С гулом варгана неслись в высоту.
Вихри толкали дыханьем планету,
Споры жестокие с небом вели.
Замер весь мир, ожидая просвета,
И ощущая движенье земли.
Но не лавины, спутницы братьев,
Прятались в складках большой высоты:
Пышные юбки свадебных платьев
Ждали ценителей красоты…

Показать фотоотчёт полностью

Марина Васильева (Красноштанова)Извиняюсь, как-то не получилось у меня подписи под фото сделать :-( Может, кто исправит?
13.04.2012, 16:52:00 |
Рябина о Потрясающе!!! Снимки отличные! Когда ходил- не боялся, а тут прямо жуть взяла... И хорошо бы стрелочки поставить с указанием потенциально опасных объектов. Спасибо!
13.04.2012, 17:45:17 |
Марина Васильева (Красноштанова)Я ещё в процессе работы, и снимки буду добавлять. Со стрелочками я пока не разобралась.
13.04.2012, 18:27:53 |
Марина Васильева (Красноштанова)Благодарю Вячеслава за то, что навёл порядок в подписях!
13.04.2012, 22:09:37 |
FelixСпасибо, весьма познавательно. Тем более меня тут уже лавиной напугали. :))

У меня тоже есть одна лавина

14.04.2012, 00:38:02 |
Марина Васильева (Красноштанова)Felix: Тем более меня тут уже лавиной напугали. :))
________________
В каком районе пугают?
14.04.2012, 00:45:13 |
Felix

Марина Васильева (Красноштанова): В каком районе пугают?

Подъем на Катьку-дуру со стороны Белого Иркута.
14.04.2012, 00:47:49 |
Марина Васильева (Красноштанова)Ну есть там немножко... Совсем чуть-чуть. :-) Если пойдёте рано-раненько утром, и не будете батониться подолгу на склоне (до освещения солнцем), ничего страшного, там очень короткий участок. И есть выпуклые части рельефа. Главное — после снегопада не ходите! Почитайте в методичке "Лавины и действия в них" — как определять опасность снега.
14.04.2012, 00:52:57 |
Felix

Марина Васильева (Красноштанова): Если пойдёте рано-раненько утром,

Так и собираюсь. Темболее рано утром не жарко :))

Марина Васильева (Красноштанова): Главное - после снегопада не ходите!

Более того, хочу в превый день туда для разминки и адаптации сходить и немного поднятся, чтобы заодно понять, что там происходит.
14.04.2012, 00:59:35 |
Марина Васильева (Красноштанова)Это правильно. Но вообще-то, Мунку-Сардык — считается бесснежным районом, лавины там редкие гости. Но после обильного снегопада, конечно, может быть.
14.04.2012, 01:03:10 |
Felix Вот такой вариант для Вашей колекции
14.04.2012, 01:39:15 |
Марина Васильева (Красноштанова)Спасибо! Хорошее фото.
14.04.2012, 08:08:10 |
Вячеслав ПетухинДобавил три фотографии, размещённые сегодня.
14.04.2012, 11:04:42 |
Марина Васильева (Красноштанова)Спасибо! Можно и эту, Феликса, добавить. Там в коллекции мокрых лавин нет.
14.04.2012, 12:37:26 |
Zoolyпростите, но выводы неверны логически, нерационально в данном случае сравнивать разные группы из разных регионов и делать такие жесткие выводы. Да и количество "своих" групп в своем же регионе всегда больше.
14.04.2012, 12:40:14 |
Марина Васильева (Красноштанова)Выводы не только я делаю, но и лыжная комиссия ТССР. Приведены ведь все ЧП по России за этот период. Статистика — вещь упрямая, никуда не денешься...
14.04.2012, 12:47:42 |
Марина Васильева (Красноштанова)Почему на Урале, на Алтае, в Карпатах, и т.д., не происходит столько ЧП с местными лыжниками? Можно было бы подумать, что в нашем регионе просто очень много лыжников, в этом случае было бы некорректно делать такие выводы: чем больше ходит, тем больше вероятность попадания в статистику.
НО статистика говорит обратное: в нашем регионе лыжников-туристов очень мало, а те, кто ходят, часто не заявляются и не регистрируются, поэтому данных о них и нет. Так что, выводы отражают действительность, к сожалению...
14.04.2012, 13:03:15 |
ZoolyЯ не собираюсь с вами спорить, поскольку я- логик и не вижу в приведенных цифрах причин для таких выводов, возможно их просто недостаточно. И да, есть ложь, есть наглая ложь, а есть статистика.
14.04.2012, 13:06:09 |
Марина Васильева (Красноштанова)Возможно, потому что я привела здесь не весь статистический документ, у Вас сложилось впечатление неправильных выводов. Чтобы не загромождать свой фотоочёт, я привела только некоторые цифры статистики, на мой взгляд, как раз напрямую связанные с выводами.
14.04.2012, 14:21:30 |
модераторочень интересно, спасибо, Марина
14.04.2012, 15:11:07 |
Марина Васильева (Красноштанова)Я рада, что понравилось. Самое главное — чтобы пригодилось кому-то.
14.04.2012, 15:44:11 |
модераторЯ думаю, то это многим пригодится — действительно полезная информация, жизненная.
14.04.2012, 15:45:03 |
Марина Васильева (Красноштанова)Жду вопросов по отдельным ситуациям на разных фото. Поясню, если будет что-то не понятно.
14.04.2012, 15:58:50 |
MikkaДве фотографии досковой лавины, сошедшей на подходе к перевалу Нарин-Ул со стороны Китоя.
Вид сверху

Вид на линию отрыва
16.04.2012, 13:31:34 |
MikkaА что подразумевается под предварительной подготовкой склона?
16.04.2012, 13:32:25 |
Марина Васильева (Красноштанова)Хорошие фото, спасибо!
Предварительная подготовка склона осуществляется накануне (с вечера) 2-3 участниками. Поднимаются налегке, тропят, вешают верёвки, при необходимости — прорубают карниз, спускают снег. Намечают места сбора группы и наблюдателей. Если это проделано заранее — тогда утром группа проходит перевал очень быстро, без задержек, а это главное.
Преимущества предварительной подготовки склона:
1. Склон обрабатывается налегке, а значит, быстро.
2. Группа идёт утром по уже готовой тропе и перилам, следовательно, тоже всё делает быстро.
3. Вечером, после 16 часов, чаще всего снег уже подмерзает, (но надо это обязательно отследить, перед тем, как пустить туда людей). Значит не так опасно. Рано утром, когда пойдёт группа, снег тоже холодный. Самая большая опасность — с 11 до 15 часов. Если Вы проходите сложный участок без предварительной подготовки склона, то тратите много времени на его прохождение, следовательно, рискуете людьми. Да и времени не хватает до восхода солнца, если склон сложный.

Конечно, предварительная подготовка склона — это дополнительные физические затраты для 2-3 человек. Но эта тактика себя оправдывает.
16.04.2012, 13:42:54 |
И. Фефелов

Марина Васильева (Красноштанова):  1. Самая плохая подготовка туристов-лыжников – в Байкальском регионе!
2. Легкомысленное отношение туристов-лыжников к своему "знакомому" району!

По этим данным самим по себе этого сказать трудно — нужно еще общее количество групп, которые ходили в Байкальском регионе, (а) из нашего региона и (б) из других регионов. Возможно, групп (а) просто много больше, чем групп (б), и тогда ситуация определяется одним только пунктом 3.
22.04.2012, 19:32:09 |
Марина Васильева (Красноштанова)Этот вопрос мне уже тут задавали, и высказывали такое же недоверие к выводам. Ещё раз повторяю ответ на этот же самый вопрос.
Статистика в этом фотоотчёте сокращена, я выбрала только некоторые пункты, чтобы не загромождать информацией, которые на мой взгляд, характеризуют картину. А выводы — остаются как есть. И эти вывод не только я делаю. Есть ежегодный Совет ТССР, где выступают ведущие спортсмены России со всех регионов: президенты Федераций, председатели МКК, спасслужбы, т.е. люди, обладающие информацией и статистикой.
Я лишь ежегодно слышу и читаю эту информацию, и доношу её до Вас. А уж дело каждого — соглашаться с ней или нет. Но, чтобы не согласиться — необходимо, как минимум, знать другую информацию — тогда можно и спорить о недостоверности первой...

Кстати, в приведённой мною статистике — все ЧП в лыжных группах России по всем регионам приведены, а не только наши. И другие группы — в Байкальском регионе — тоже приведены цифры. И наши группы — в других регионах. ПОСМОТРИТЕ ВНИМАТЕЛЬНО, пожалуйста.
22.04.2012, 23:37:21 |

Марина Васильева (Красноштанова): ПОСМОТРИТЕ ВНИМАТЕЛЬНО, пожалуйста.

Марина, проблема не во внимательности, а в том, что без знания общего числа походов групп Иркутской области и Бурятии в Байкальском регионе (или даже, точнее, соотношения этого числа и общего числа походов других групп в нашем же регионе) выводов о том, у кого ЧП бывают чаще, сделать невозможно. Вопросы именно к данному пробелу в логике, а не в том, что кто-то не верит Вашей информации.
22.04.2012, 23:54:37 |
Марина Васильева (Красноштанова)Кол-во ЧП:

Группы Иркутской области и Бурятии в Байкальском регионе — 8 ЧП:

В других районах наши группы — 0.

Всего ЧП по всем районам всех групп – 29.

Из них в Байкальском регионе — 17.

Другие группы России в Байкальском регионе — 8 ЧП:

В других районах другие группы — 12 ЧП

На мой взгляд, уже первые 2 строчки говорят о многом.
А ещё добавлю, что в нашем регионе вообще заявленных (и соответственно — попавших в статистику) лыжников — очень мало, чуть ли не меньше всех других регионов. Вот и получается, что и так мало, да ещё и статистика такая печальная...

23.04.2012, 00:02:40 |
Вячеслав ПетухинНо, насколько я понимаю, с статистику ЧП попадают и не заявленные? (Их же всё равно спасать приходится. А вот без ЧП остаются неучтёнными.)
А первые две цифры позволяют сделать два вывода: либо наши группы очень мало ходят в другие регионы, либо наш регион намного опаснее, либо и то и другое (а про неподготовленность наших групп относительно других на основании этого говорить сложно). Это если чисто логически рассуждать о том, что следует из этих цифр, не зная ничего больше.
23.04.2012, 00:30:04 |
Марина Васильева (Красноштанова)Эта статистика была сделана лыжной комиссией Российской МКК, а не спасателями, следовательно, сюда попали заявленные и попавшие в ЧП. Потому что не заявленные, но попавшие в ЧП — эта информация не всегда доходит до Москвы (в ТССР не поступает), она есть только у спасателей региона, где произошло ЧП, а они её не особо афишируют.
23.04.2012, 00:54:15 |
Марина Васильева (Красноштанова)На самом деле, я не понимаю, почему форумчан удивляют эти выводы?
На самом деле, лыжный спортивный туризм в Байкальском регионе давно не имеет развития (заглох примерно в середине-конце 90-х).
Постоянно бывая на Советах ТССР я вижу картину нашего Байкальского спортивного туризма: заявленных походов — всё меньше, итоги — всё хуже, школы не проводятся, лыжные туриады — тем более, а ЧП — при этом — увеличиваются... И не только в лыжном туризме.
Что ж тут удивляться-то... Всё закономерно.
23.04.2012, 01:00:33 |
Sergey SergeevichИнтересные сведения про лавины:
Тепло лавин — Хочу всё знать! 3.0
"Когда сходит снежная лавина, её температура меняется, так как она по мере движения (1) захватывает всё новые порции снега уже с другой температурой, чем в начале; (2) сильно разогревается из–за внутреннего и внешнего трения. А разогрев снега в лавине в свою очередь влияет на её подвижность.
Термографическая съемка в ИК–диапазоне сухих снежных лавин показала, что они нагревались на 0,3 °С на каждые 100 м по вертикали, так что отложенный лавинный снег становился на 1,5–2 °С теплее, чем окружающий снежный покров.
На картинке: серия инфракрасных снимков схода лавины (79 секунд), цветная температурная шкала от –11,5 до –6,5 °С (за исключением правого нижнего (от –11,0 до –6,0 °С)"
TC — Abstract — Thermal energy in dry snow avalanches
01.10.2015, 05:06:15 |
Марина Васильева (Красноштанова)Спасибо, Сергей, интересно посмотреть.
01.10.2015, 12:44:17 |
Sergey Sergeevichhttp://www.alpklubspb.ru/ass/dyatlov_11.htm "Статистика и метеоданные..." Альпинисты Северной Столицы

"В те, теперь уже достаточно далекие годы, еще не была собрана статистика, дающая правильные представления, от чего погибают и могут погибнуть туристы в лыжных походах. И не существовало обоснованных представлений о том, какие факторы риска являются первостепенными, а какие обычно не приводят к катастрофам с летальным исходом. Но сейчас такая статистика есть, и она позволяет правильно увидеть наиболее критичные факторы риска, и понять, при каких воздействиях погибают туристы в лыжных походах.

От Михаила Васильева и Валентина Некрасова мы получили данные по авариям в лыжном туризме за 30 лет, — они опубликованы на сайте mountain.ru и на сайте туристского союза России, а также в газете «Вольный ветер», № 66 за 2004 г ., (с.3, статья М.Васильева «Пренебрежение подготовкой кадров не проходит даром»). Данные красноречивые, — по ним на долю лавин приходится до 80 % погибших, а на долю лавин и замерзания — более 90% погибших в лыжных походах. Еще около 7% дают срывы (падения) на склонах. Остаток дают болезни (от 1 до 4 % в разные годы). Известно также, что за период с 1992 по 2004 год в лыжных походах погибло 28 человек, из них 24 — в лавинах, или 6 человек из 7 погибших (86%)! Вот таблица из этих данных, содержащая статистику по причинам гибели туристов-лыжников, а выводы из ее цифр легко сделать.

Таблица 1. Гибель туристов в лыжных походах в период с 1971 по 2004 годы включительно
...
Дополнение: данные В.А.Некрасова по аварийности в 1971- 1990 г .г.
Ясно, что лавины, холод, срывы и болезни – главные опасности лыжных походов. От остальных причин не погибали. Чем тяжелее авария, тем жестче она притянута к этой статистике, поскольку целую группу силам стихии «сломить» гораздо труднее, чем отдельного человека, пока группа не разобщена."
27.04.2016, 07:13:30 |

Sergey Sergeevich: Ясно, что лавины, холод, срывы и болезни – главные опасности лыжных походов. От остальных причин не погибали.

Главная опасность, на мой взгляд, не лавина сама по себе, и не холод, а НЕПОНИМАНИЕ ОПАСНОСТИ группой или руководителем (игнорирование опасности, принятие неверных тактических решений, невнимательность, торопливость, или наоборот, нерасторопность на лавиноопасном склоне — то есть НЕПРАВИЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ). Лавины не виноваты, что люди не знают, ка себя вести в горах :-)
А холод в этой статье вообще за уши притянут к группе Дятлова. Что такое -28 в лыжном походе, рядовая температура; гораздо опасней, когда внезапная оттепель в горах.
27.04.2016, 18:06:11 |
Sergey SergeevichО лавинах на Хамар-Дабане: sergeyzi

"Какие выводы ... На ХД порой нельзя себя чувствовать в безопасности даже находясь в долинах рек и притоков, глубоко в зоне леса — русло ручья на притоке Осиновки находится на высоте всего 820 м над уровнем моря! Стоит заметить, что по Осиновке лавинные выносы встречаются и еще заметно ниже. С гребня пика Поляна по травке разгоняется так, что скошенный лес улетает далеко далеко на пологий левый борт Осиновки. Лавины порой проходят там, где их никогда (лет 100 и более) не было. Мощность выносов такая, что не помогут, очевидно, ни лавинные датчики, ни лопаты, ни друзья."
29.04.2016, 20:56:17 |

Sergey Sergeevich: На ХД порой нельзя себя чувствовать в безопасности даже находясь в долинах рек и притоков

Так это не только на Хамар-Дабане, а в любых горах. Особенность лыжных маршрутов в горных районах — в выборе рельефа пути и тщательного выбора места ночлега. Нельзя вставать в не просматриваемых долинах рек и ручьёв.
Помню, как-то в Хакасии (2009 г.) мы с группой часа два искали место для лагеря, а потом, уже поставив палатку, и оборудовав бивак, заново всё переставляли, потому что разведка показала, что склон над нами сильно заснежен. Переставив палатку, снова спорили, что не туда... Самые надёжные биваки в наших лыжных походах всегда были на гребнях или перевалах, даже если это 2А-2Б.
Кстати, те летние фото с Осиновки могут иллюстрировать последствия не только лавин. Также выглядит склон после селевого потока. В 2003 году на Хамар-Дабане моя группа в августе после затяжных дождей попала в такие селевые потоки на Соболиных озёрах и выше. Аналогично деревья были скошены, всё ехало, ползло, летело сверху вниз вместе с водой, камнями, землёй, деревьями.
30.04.2016, 00:37:42 |

Марина Васильева (Красноштанова):   Sergey Sergeevich:   На ХД порой нельзя себя чувствовать в безопасности даже находясь в долинах рек и притоков

Так это не только на Хамар-Дабане, а в любых горах.

У Сергея речь шла о том, что на Хамар-Дабане лавина может сойти практически на любое место. Во многих других горах это не так.
30.04.2016, 15:24:54 |
Sergey VНу да, я привел примеры именно сходов в таких неожиданных местах. Ну чего можно опасаться, например, находясь где-то в широкой долине Осиновки напротив пика Поляна? Высота от уровня Байкала всего-то 200-250 м !!! Язык не повернется назвать это горами, а лавинные выносы с гребня между Мамаем и Осиновкой видны еще ниже по течению.

Что касается селей, то пару лет назад катаклизм в Аршане многому научил, я думаю.
30.04.2016, 19:12:20 |

Sergey V: пару лет назад катаклизм в Аршане многому научил

В августе 2003 года на Соболиных озёрах я усвоила, что сель — намного страшнее лавины. От лавины ещё как-то можно уберечься, используя знание рельефа, от селя — не уйти, не спрятаться. Слава Богу, что сели гораздо реже случаются.
30.04.2016, 20:07:42 |
Sergey SergeevichЛавина (впечатляющее видео) в Гималаях:
anskar avalanche — YouTube

The largest avalanche off the north face of Z1 in the Zanskar, seen from base camp. Despite how it looks, we were over 1 km away from this slide, which was flowing into a valley below us. Thanks to the MEC expedition support program for funding this trip.
25.12.2016, 03:46:56 |
Марина Васильева (Красноштанова)Да, лавины высокогорья несравнимо более впечатляющие, чем в среднегорье.
Моя Меткульская (последнее обновление) — просто игрушечка в сравнении с Гималайской :-)
25.12.2016, 13:34:36 |
Sergey SergeevichОбразование 2.0

"Медленная лавина
Интересно, как обычная снежная лавина переходит в необычную форму – с очень медленным движением, но, тем не менее, обладающую большой разрушительной силой. Запись сделана в четверг 6 февраля 2014 г. около 14:15 дня в Южном Тироле, долина Пасиерталь, высота около 1300 м над ур. моря. К счастью, жертв не было. Возможно, если бы в русле было больше воды, лавина превратилась бы в водоснежный поток."
Это же видео на ютьюбе:
Lawine Passeier Sdtirol — Valanga Alto Adige — Avalanche South Tyrol Pill Moos Beibach Italy — YouTube
13.02.2017, 09:31:20 |
Юрий ДаниловГоворят, в выходные какая-то группа попала в лавину на Броненосце.
13.02.2017, 09:53:51 |
Татьяна Семенова"Ты идёшь по кромке ледника,
Взгляд не отрывая от вершины.