На Новогодние каникулы 2013 г группа ангарских туристов в составе 9 человек совершила поход по следующему маршруту: Зангисанский хребет – Прав. Исток р. Хахюрта – г. Байшинт–Ула 2994,5 м – р. Хахюрта – р. Бол. Зангисан – выход на трассу к мосту р. Бол. Зангисан. Пройдено по маршруту 67 км, по карте 1: 100000 масштаба.

Идея сходить на Байшинт–Улу родилась, когда мы в 2009 г ходили в поход на зимние каникулы на Уругудеевский голец. Тогда взобравшись на голец, мы увидели возвышающуюся к западу ещё более высокую гору, напоминающую большой холм, или дом, дом кочевых народов, эффектно сияющую нетронутыми снегами на фоне ультрамаринового неба. Байшинт–Ула и переводится по монгольски как гора–дом.

2 января. Время 10.30, солнышко только осветило горы, и наш зафрахтованный в Ангарске yellow bus корейского производства затормозил на горке за мостом через р. Бол. Зангисан или как говорят монголы Их Зангисан! Самой ценной подсказкой при выборе маршрута оказалась карта с «Природы Байкала» с указанной короткой дорогой на Зангисанский хребет. Дело в том, что дорога видимо относительно недавно проложена и её нет на привычной топооснове. По навигатору дорога, уходящая на хребет должна быть, где-то здесь. Последнее тепло порядком промёрзшего автобуса. Пьём чай из термосов и перекусываем. Дороги не видно. Чуть ниже нашей остановки, через дорогу в заснеженных кустах видна поляна. Решаем начать путь с этого просвета в кустах.

Наш водитель глядя на зимний лес и снега и не зная, что сказать этим девятерым чудакам, промолвил на последок: «Ну, хорошо вам отдохнуть!» быстро закрыв дверь автобуса. Перемещаемся на поляну и одеваем лыжи. Температура - 26ºС. Снега довольно много для этих мест, см 60, несколько раз проверяю лыжной палкой. С зимником мы угадали, он хорошо угадывается в рельефе обнажёнными когда-то тракторным отвалом песчаными бортами. Мнём «лыжницу» сменяя друг друга. Дорога пересекает линию ЛЭП и неспешно серпантином поднимается на хребет. Преимущественно лиственницу и берёзу постепенно сменяет кедр. Наверное, ради него и проложена эта короткая дорога? Вскоре начинают попадаться стойбища шишкарей, дорога выклинивается и переходит в тропу. Тропу мы почти сразу же теряем в густом лесу и берём азимут на первую значимую вершину в хребте 1971,3 м, относительно солнца. За высотой, на седловине у нас намечена ночёвка на границе леса. Уже в лучах заката подходим и начинаем подъём в лыжах на вершинку. Подъём не простой, крупные глыбы курумника, сочетание участков рыхлого снега и жесточайшего наста. Зато со склона горы открываются первые замечательные виды на долину р. Иркут и Тункинские Альпы. Серпантином опоясываем гору и уже при свете фонарей выходим на седловину, укрытую от ветров кряжестыми кедрами. Девять мужиков с опытом это сила в походе, и вот уже поставлена палатка, шкварчит каша и топится походная печка сухими кедровыми дровами. За день пройдено 10 км.

3 января. Температура за бортом палатки - 20ºС. Ветер слабый, тепло. В планах пройти гребень и успеть спуститься или в висячий цирк к полоске леса у озера, либо дойти до истоков р. Хахюр–Гол (Хахюрта). «Шнуруем» лыжи репшнурами и выдвигаемся сразу вверх по гребню, на следующую в хребте высоту с «тригой» 2202,6 м. Вскоре россыпи камня на гребне вынуждают снять лыжи и двигаться пешим порядком. Погода отличная, за спиной Саяны, а впереди хребет Залуу-Хилиин–Нуруу (Молодой пограничный хребет?) До признания МНР здесь проходила единая Китайская граница. В районе перевала с истока р. Мойден-гол обедаем на термосах с видом на знакомый Уругудеевский голец. Далее нас ждёт гора с «тригой» 2513, 6 м, в плане напоминающая батон. Подъём на батон долгий и пологий. Заходим в лыжах по насту. Деревянный сигнал ещё живой хоть и стоит на семи ветрах. Видимость отличная, «батонимся» на вершине батона, сушим спальник и поджидаем остальных джентльменов. Поверхность батона совершенно ровная. Идём по обстановке, где можно в лыжах, где пешком, лыжи на коротком шнурке. К висячему цирку подходим уже к началу сумерек. Спуск в этот цирк обрамляют снежные надувы и череда разрушенных скал. Полоска леса чернеет где – то далеко на дне цирка. Про себя отмечаю, что реально спуститься зимой в цирк можно только с одной стороны, с севера левым склоном и то с осторожностью. Поэтому прибавляем шагу и идём к перевалу на р. Хахюр–Гол (кремнистая река?). Погода хорошая и это наш главный козырь. Выходим на лыжах на пологий перевал, над нами звёздное небо. Виктор Торженсмех и Андрей Зорин, закладывая плавные петли первыми спускаются к лесу в истоки р. Хахюр–Гол. С перевала виднеется исток ручья, крупные камни на спуске и лес на развилке истоков реки. Спуск не более 30º. Включаем фонарики и спускаемся вслед за ребятами правым бортом ручья к лесу. За день пройдено 14 км. Вечером за чаем, обсуждаем варианты восхождения на Байшинт–Улу. Останавливаемся на варианте подъёма по крайнему правому истоку р. Хахюр–Гол.

4 января. С утра подъём, с утра! Высота базового лагеря 2043м. Погода ясная, температура -20º С. Первая мысль - сломался термометр и грустно весит на сучке, застыв в одном положении. Но на свету действительно тепло. Красивый вид открывается из нашего лагеря на ущелье р. Хахюр–Гол, и истоки ручьёв. Несколько фотоснимков и цепочка лыжников вытягивается вверх по истоку, по его правому борту. После первого взлобка долина становится широкой и корытообразной, поверхность наста твёрдая как бетон, камней нет и идти одно удовольствие. Подбираемся в лыжах к верхней наледи. Далее лыжи не нужны, и мы оставляем их, связав в большую вязанку. Отсюда, с наледи просматриваются склоны и подходы к Байшинт-Уле. Правый борт ручья (отрога, в плане напоминающего ступню человека) сложен мелкой и средней осыпью камня и представляет собой один из лучших зимних вариантов подъёма. Несложное лазание выводит путника на плоский и широкий в этом месте участок хребта Залуу–Хилиин–Нуруу, северо-восточное плечо Байшинт–Улы. Про себя я думаю, что это уже склон самой высокой вершины в горной стране Хамар–Дабан. Подход под плечо пологий, по камням почти без снега. Верхняя часть подъёма более крута и проходит по снегу, угол не более 35º. Впереди ребята уже бьют ступени по склону: Алексей Редькин, Саша Казиначиков, Дима Зыков. Поднимаюсь наверх, выхожу на горизонталь и вижу впереди настоящую Байшинт–Улу, высоким куполом, уходящую в лазурное небо. Ещё немного пути по развалам древнейших гнейсов выступающих из снега приводят на вершину. Их есть! Бетонный столбик одновременно служит туром и высшей точкой вершины. Вокруг круговая панорама гор. Сглаженные ветровой и морозной эрозией цепочки хребтов растворяются в бескрайней синеве Монголии и Хамар–Дабана. На вершине поддувает, поэтому вытаптываем нишу в снегу для обеда. Перекусываем, фотографируем, и спускаемся в лагерь по пути подъёма. В лагерь впервые за эти дни спускаемся до заката солнца. За день пройдено 9 км.

5 января. С утра -22ºС. Ясно и тихо. Начинаем спуск по р. Хахюр–Гол, по левому берегу реки. В верхнем течении река течёт в каньоне, образуя почти сплошную наледь. Скатываемся в лыжах вдоль кромки каньона, но после очередного впадения правого притока выходим на русло реки. Берега сильно завалены буреломом и по реке, значительно легче идти, сменяя друг друга. Местами русло реки в больших глыбах, но благодаря достаточному количеству снега все преграды спокойно обходятся. Похоже, солнце заглядывает на реку совсем ненадолго. Успеваем только немного передохнуть освещённые солнцем, как оно уходит за хребет. К шести часам вечера выходим на р. Большой Зангисан. Пройдя немного вниз по реке, выходим на террасу правого берега в поисках лагеря и сразу подсекаем хорошую тропу. Рядом находим поляну и несколько сухих лиственниц. К вечеру стрелка градусника дрогнула и поползла в минус. Небо ясное и завтра ждать мороза. Ставим палатку, затапливаем печку и ужинаем в палатке. За день пройдено 13 км.

6 января. Небо звёздное. Температура -30ºС. Отходить от жаркого костра не хочется, но нужно. По отличной тропе быстро набираем скорость, но вскоре выкатываемся на большую поляну к зимовью. Зимовьё большое и добротное. Видимо охотники вышли на праздники в «населёнку». После зимовья тропу теряем на многочисленных путиках, и выходим на реку. С первыми солнечными лучами крепчает и мороз, но от этого река становится только красивее. Всё убранство вокруг в искрящемся на солнце инее. Снега то почти нет, то вдруг по колено, участки «продушин» с открытой водой. К полыньям ведут следы с перепонками, выдра? По ним в свою очередь ходила рысь? Короткий шаг с большими подушками. По правому берегу реки появляются красивые скалы. Сегодня самый красивый обед в солнечном месте, около впадения р. Атхой гол. Для чая Лёша Редькин набирает воды. После обеда на реке становится больше пропарин, ищем обходы, петляем по террасам. Фрагментами подсекаем тропу. Река очень не простая: участки скал, буреломов и видимо конная тропа после зимовья, вообще выбирается на хребет и идёт хребтом. Вдоль реки всё же видимо идёт тропка с постоянными бродами на противоположный берег в районе прижимов и скал. К вечеру подходим к порогу. Вот и разгадка названия Зангисан (Река ловушка, петля с монгол.) В этом месте видимо произошёл гигантский обвал на протяжении одного километра. Русло сужается до нескольких метров и завалено многотонными глыбами. Под ледяным панцирем яростно бушует вода. Долго проходим каньон. В конце снимаем лыжи и выбираемся на правый борт, обходим сброс. Пора подумать о ночёвке. Проходим ещё вниз по реке и тут идущий первым Евгений Иванович проваливается в воду. Вот и ночёвка. Андрей и Женя находят сухую кедрину. Заключительная ночёвка проходит в тепле и уюте. За день пройдено 14 км.

7 января. Погода стабильная и морозная. До моста через р. Зангисан остаётся 7км, но снега на реке довольно много и мы тропим лыжню, сменяя друг друга. Характер реки не даёт расслабиться: то русло завалено камнями, то участки открытой воды. Уже недалеко от моста очередной сброс с открытой водой и скалками. На берегу видим оборудованные беседки, цивилизация! Выбираемся на берег. Сюда с трассы подходит заметённая дорога. Но дорога выходит восточнее моста, а водитель нас будет ждать в районе моста. Взошло солнце, и природа преобразилась. На смену хвойным появились лиственница, берёза и тополя внушительных размеров. Проходим по террасе правого берега и вновь скатываемся на реку. Ещё немного пути и за очередным поворотом реки виден мост. Вот и окончание новогодней прогулки. В 14.30. нас забирает знакомый автобус. С утра пройдено 7 км.

Начало пути

Вид от подножия горы 1971,3м.

Вид от подножия г. 1971,3м

Подъём по гребню на высоту 2202,6м

Вид на Тункинскую долину.

По Зангисанскому хребту.

Вид на Уругудеевский голец.

Сигнал на вершине 2513,6м.

На восхождение.

Ущелье в истоках р. Хахюр - Гол.

Вверх по правому истоку р. Хахюр - Гол

Плечо Байшинт - Улы

Вершина 2994,5м

Взгляд с вершины на запад

Вид с Байшинт-Улы на восток.

Верховья р. Хахюр-Гол ( Хахюрта)

Пирамида на впадении р. Хахюр-Гол в р. Бол. Зангисан

"Горло" порога на р. Бол. Зангисан

Глыбы в каньоне

Зангисанское НЛО

Вот и мост через р. Их Зангисан!

Егор Полтавченко

И. Фефелов>>К полыньям ведут следы с перепонками, выдра? По ним в свою очередь ходила рысь? Короткий шаг с большими подушками.

Наверняка они. Хотя фото следа рыси хотелось бы посмотреть.
14.01.2013, 09:26:20 |
eridyЗавидую, давно туда приглядывался
14.01.2013, 10:30:40 |
Егор ПолтавченкоИгорь, трудно сказать однозначно. Следы "оплавились" на солнце, и точно сказать мог бы специалист. Перебрал все фото у фотографов похода, но чётких снимков следов не получилось.
14.01.2013, 19:35:45 |
Егор Полтавченко

eridy: Завидую, давно туда приглядывался

Лыжня готова, можно сходить!
14.01.2013, 19:37:55 |
Евгений ТарасовЕгор, спасибо, за супер фото и отчет. Подскажите, пожалуйста, а почему вы выбрали путь захода через Гребень между Зангисанами, а не напрямую из Турана?
24.03.2024, 19:52:51 |
Егор ПолтавченкоНу, из Турана напрямую тоже не получится. Можно выйти на перевал по тропе в Монголию, и затем идти по пограничному гребню до горы. Второй вариант пересекать реки и выходить в истоки под гору. По гребню же, как мы прошли, набор высоты практически один раз. Хорошие виды и минимум водотоков. Прохождение хорошее.
24.03.2024, 20:32:49 |
Евгений ТарасовСпасибо, думаю над вариантом "до перевала по тропе в Монголию" по ощущению данный путь существенно короче и далее вроде гребень пешеходный вполне. Пока не понимаю почему в вашем походе и в походе Петухина шли другими путями, рассматривали ли такой вариант и почему отказались
27.03.2024, 11:54:25 |
Егор ПолтавченкоХодили когда-то и так, но давно. В настоящее время чревато последствиями. Понимаете о чём речь?