Свершилось! Этим летом я приобрел панорамную головку и отправился на Черского, куда давно не мог попасть. Еще весной договорился с Ксенией о походе туда, она и стала моим проводником и единственным спутником, не считая трассирующих бурундучков, в этом походе.

Для того что бы сильно никуда не бежать и попасть везде где можно, пошли на три дня. В этом походе я планировал полноценно протестировать новую панорамную голову, как результат 24 панорамы, из которых в тур вошли 20. Работа над ним заняла не один месяц, и надеюсь, вам понравится эта виртуальная прогулка.

Выехали мы в пятницу вечером, потому в Слюдянке мы были уже ночью. С вокзала пошли до большой полянки возле дороги за конезаводом, где и провели первую ночевку. Утром Ксюша пыталась растормошить меня, чтобы я посмотрел и возможно сфотографировал ночные пейзажи, с очень необычной луной, но это оказалось совершенно гиблым делом, фотограф спал как убитый. Утро разбудило нас заезжающими на грузовике туристами и будильником. Солнце радовало нас своим теплом и безоблачным настроением, в коем мы и выдвинулись.

Первой жертвой стал Мраморный рудник, который был благополучно изучен в поисках подходящего места и сфотографирован. После чего желательно было помыться.

Один рукав реки пересох, поэтому с водой утром было сложно. Вода начиналась только у рудника, здесь мы и провели утренние процедуры по умыванию. Освежившись, мы побрели дальше, периодические обгоняя двух слюдянских грибников. По дороге я осваивал макросъемку, переработанным недавно объективом, и высматривал подходящие виды, которые могли поспорить с разнообразием разве что с антарктическими просторами.

Но все же, на одном из своротов, я выбрал самый заросший и не сильно освещенный уголок дикой природы, с поросшим мхом поваленым бревном и густой хамар-дабанской зеленью. Рядом был обрыв, из которого доносился шум реки. Еще через час мы вышли на «кафешку», на которой стандартно остановились перекусить, после "изнуряющей" дороги. Почти сразу за ней, нашему открылся мост, который построили в этом году. Сразу за ним, за деревьями и большим валуном, спрятался небольшой водопад, если так можно сказать. Не смотря на его размеры, он был очень красивый, сверкая на утреннем солнце, создавая уют и спокойствие журчанием сбегающей воды.

Путь продолжался, солнышко светило, смородина манила залезть в кусты, обожраться и остаться там жить. Но переборов искушение, мы продолжали этот долгий путь, в котором мы встетели знакомых ребят, уже возвращающихся домой, преодолевая каньен, два суровых километра на подъеме к метеостанции, которую мы благополучно миновали и пошли вверх по серпантину. Когда преодолели серпантин, нам открылась красота долины, в которой текла река Подкомарка. Ксюша убежала вперед и, пока я делал свое веселое дело, общалась внизу с гуляющими туристами. (если приглядеться их можно увидеть на тропинке).

Идти осталось совсем немного, и мы быстро добежали до полянки, на которой и разбились. Открытая, солнечная, рядом бежит ручей, большая куча дров и отсюда одинаково удобно добираться по всем направлениям. Место для палатки кто-то выстлал пихтой, которая разносила потрясающие запахи вокруг палатки. Она до сих пор благоухает. Быстро перекусив, и пока не село солнце, мы побежали по водопадам.

Первый водопад на нашем пути произвел сильное впечатление, я не ожидал, что под боком находится такая красота (первые водопады подобных масштабов, больше двух метров и больше одного на Х квадратных километров, я встречал только в Долине Вулканов, за пятьсот километров от Иркутска). Водопад был большим скатом и очень напоминал длинную бороду старца, которую очень хотелось окунуться, но время и температура не позволяли задерживаться.

Чуть ниже расположился еще один небольшой водопадик, высотой около трех метров, и имел хорошую смотровую площадку на которой можно часами любоваться завораживающим движением воды. Форма скатов и брызг на нижнем камне по форме напомнили Ксюше паучка, что и дало ему название в туре, так же водопад известен как "Веерный". Близко подойти к нему не удалось, из-за большого количества брызг, разлетающихся метра на три, по узкому ущелью.

Солнце стремительно садилось. Следующим на пути был четвертый водопад, состоящий из каскада небольших водопадов. Он начинался развилкой с красивым порогом, который создавала огромная плита, лежащая поперек реки. На той стороне реки лежала тропа вниз, к первым водопадам. Я начал подниматься вверх по течению, и метров через двадцать нырнул в кусты, на громкий шум воды. Передо мной открылся небольшой водопад, спадающий по центру полукруглого обрыва. Водопад состоял из ступенчатых выступов, под ним образовалась мелкая чаша. Солнце уже село и эти водопады располагались в тени, разнося вокруг «морозную свежесть». Следующим водопадом была «Горка». С потоком воды спускался холодный влажный воздух, под ногами шумела вода, вокруг создавалось удивительная атмосфера умиротворения. Сделав снимки, я присел насладиться природой, и подождать Ксюшу, которая убежала выше. Как выяснилось, мы разминулись. И встретились уже у «плиты».

Ко второму водопаду мы уже добирались дольше. Продолжало холодать, но время еще терпело, чтобы добежать и иопрыгав над водопадом, я все-таки остановился на смотровом выступе перед ним. На выступе моему взору открылся многометровый водопад, снизвергающий тонны воды. Шум водопада разносился не только в долину по руслу реки, но и вокруг него. «Грохот» пожалуй, самый большой из всех водопадов, которые мне довелось здесь увидеть. Расположив технику поближе к краю, я сделал снимок, после чего, в отсутствии Ксюши, бегающей где-то дальше, я постарался запечатлеть себя, получив тем самым, неплохой снимок памятника на фоне водопада.

До заката оставалось чуть больше получаса, и мы двинулись в лагерь. С дровами на стоянке было хорошо, кто-то заготовил их до нас, и не пришлось бегать по лесу. Место красивое, уютное и спокойное. Но не все так радужно в датском королевстве. С холмов начал дуть сильный и уже холодный ветер, мешая разжечь огонь, и хорошо подмораживая. У костра поболтаться не получилась, завалились спать. Пока лежали, Ксюше начали мерещиться непонятные звуки, то кто-то ходит, а лагерь рядом с тропой был, то палатку ставят, то разговаривают. То может и мишка забрёл порыскать по котелкам, это тема особо развилась, после чего мишки еще и снились. Утром мы обнаружили, что не все из этих звуков вымысел.

На второй день нашего похода, мы планировали добраться до Черского и убежать на Чертово озеро, далее, если успеваем, то на Первый водопад. Светило солнце, и на небе почти не было облаков. Выйдя из лагеря, мы увидели на вершине ручья палатки, которых вчера не было. Люди явно пришли вчера вечером, а точнее ночью, именно их вчера и слышала Ксюша, своим сверх слухом. Хоть они и были метрах в двухстах, звуки разносились очень далеко. В лагере можно было хорошо услать людей стоящих на развилке у ручья, а там метров тридцать, если не больше.

Тропа к вершине начиналась от хорошо заметных кедров с вязочками, где я и сделал снимок. Оттуда открывается хороший вид на долину, но лучше подняться выше. Мимо нас на вершину шли еще люди с ГМС, кто-то уже был наверху, кого-то мы обгоняли по пути, другие же шли далеко внизу. Какие же все-таки разные лица у людей, которые еще поднимаются, суровые уставшие, запыхавшиеся, иногда даже бледные как у одного парня, который судя по всему, шёл туда умирать. И те, кто спускались, святились довольными улыбками, и весело слетали с горы.

На хребте я нашел хорошую обзорную точку, с которой хорошо было видно долины по обе его стороны. Для этого пришлось повозиться в маленьких кедровых зарослях. Идти оставалось немного, следующим на пути был сам пик! Преодолев неудобный, скатывающийся вниз, перешеек мы взобрались на вершину. Буря эмоций, крики восторга, наслаждение потрясными видами… Увы всего этого не было. Не сказать, что я избалован, но мне вид пика, как и виды с него, показались очень унылыми. Сам же пик, оказался большой площадкой с грудой камней и натыканными в них флажками. Убедившись, что никакой фотографической ценности он не представляет, мы пошли перекусить на южную сторону. Именно там я и заснял вид на южную долину, которая оказалась единственным приемлемым видом с пика, остальные же можно увидеть на других панорамах, с более удачных ракурсов.

Пройти мимо озера «Сердце» естественно было нельзя. Оно блестело красивым лазурным цветом, и очень гармонично смотрелось среди зеленых склонов. На перешейке я взобрался на камень повыше и "поудобней" (шаг влево шаг вправо - обрыв), с которого открывался вид, как на долину, так и на озеро, и встал там. Туристов к этому времени стало проходить на много больше. Они шли друг за другом, с разницей минут в двадцать, пара из которых оживили фотографию.

Добредя до лагеря, мы собрали продукты для обеда и пошли на Чертово озеро, оно было сравнительно не далеко. Тропа туда шла через знаменитый монгольский чайный путь. Часть этой дороги еще сохранилось в виде отдельно лежащих бревен на тропе. По пути мы раздовался не шум дровосека, а шум водопада, где-то в скалистых ущельях, метрах в двадцати от тропы, на который мы решили зайти на обратном пути. По дороге мы встретили другую группу туристов, уже накупавшихся в теплых водах озера. Озеро безмятежно покоилось по середине седла и за это лето поросло длинными водорослями, создававшими красивый узор по всему периметру. В безоблачную погоду озеро сильно манило залезть в него и не вылазить, и будучи людьми воспитанными, мы не заставили его ждать.

Наплескавшись мы принялись готовить обед, подготовка к которому заняла не мало времени, в отсутствии дров на седловине. В процессе мы так же выяснили, что забыли соль в лагере, в последствии чего у нас получилось истинно туристическое блюдо: не солёный подгоревший рис со вкусом консервированной сайры. И наслодившись обедом, мы отправились в лагерь. На обратном пути мы завернули на шум пройденого водопада. Река над водопадом была бурная, но не глубокая, и обнажившиеся камни позволили перебраться на ту сторону и подойти к нему поближе. Солнце ушло за холм и потому мы находились в большой тени. По краям скала, на которой мы расположились, украшена красивыми кустами и лужами в камне, с мхом, лишайниками и травой. Всё это очень похоже на искусно высаженные сады бонсай.

Дело близилось к вечеру, солнце спешно садилось, но оставалось ещё два незаконченных дела. Забросив вещи в лагерь мы выдвинулись до первого водопада. Всю дорогу вокруг нас то и дело разлетались бурундуки с соответствующими прерывистыми звуками, словно трассирующие пули. Дойдя до грохота, мы спустились к небольшому водопаду расположенному над ним. Это оказалось одним из самых примечательных мест нашего похода. Водопад вырывался из скалы как из прорванного водопровода, а под ним была большая и глубокая лагуна с очень прозрачной водой, которая оказалась на удивление тёплой, для горной реки. Прозрачность воды сильно обманывала своей глубиной, даже там где казалось, что воды покалено, её оказывалось сразу по шею.

Уже было вполне прохладно, но мы не избежали искушения искупаться. Холодная вода согревала быстро, но не на долго. В тёплую погоду в Лагуну можно понырять с обрамляющих её скал, благо глубина, судя по всему, там большая.

Разгорячившись в теплых водах "лагуны", мы отогревались на выглядывающем из-за скалы солнце, вместе с местными обитателями скал.

Вдоволь накупавшись, мы пошли к первому водопаду, встретив по дороге подобие смерти или дементора, способное сделать заикой любого, наткнувшегося на него ночью. Прежде чем спуститься к водопаду, мы пошли к ущелью из которого он вытекал. Стоя на каменных плитах мы любовались видами бурлящей под ногами воды, и думали можноли пролесть между скал. Но отбросив эту идею из-за отсутствия хоть какой-то страховки в мокром пространсве, вы ушли вниз.

Водопад поражал своей красотой уже с самого начала. Начинался он рекой с множеством порогов и перекатов, уходящих в большой туннель между скал.

Из ущелья начинаются первые каскады этого водопада, туда сильным потоком спадает вода.

Первый водопад каскада снизвергается в небольшую лагуну, в которой некоторые умудряются искупаться, е будучи смытыми течением во второй каскад. Слева имеется хороший спуск кэтой лагуне. У второго водопада имеется хорошая смотровая площадка, открывающая вид на оба каскада. Ниже мы спускаться не стали из-за отсутствия времени и уходящего за горизонт солнца. Воздух сталл заметно холодать и мы побежали в лагерь, довольные результатами.

Тёплые солнечные съемочные дни закончились и на следующий день вдоволь выспавшись мы пошли назад. Погода нас не обрадовала с самого начала, нагоняя в долину облака и туманы. Весь день мы шли под дождём, но всё, что можно было запечатлено, и мы просто шли назад. На вокзале нас развеселил парень, историей про мышку в палатке, и своими безумными впечатлениями, о "суровых условиях" в этих краях (ночью в летних горах оказывается холодно).

Все-таки шило и безумный мозг залог хорошего и веселого отдыха!

Весь тур из 20 панорам можно посмотреть на сайте: http://360irk.ucoz.ru/news/2013-1-24-16

Для просмотра панорам нужен плагин DevalVR, который можно установить по адресу http://www.devalvr.com/install При просмотре панорама вращается (вправо-влево, вверх-вниз) с помощью левой кнопки мышки, уменьшаются-увеличиваются - с помощью левых «шифта» и «контрола».

Выберите размер и вид панорам:

Мраморный рудник

Озеро Сердце.

Водопад Бонсай.

Чертово озеро

Первый водопад р. Подкомарки. Каскад

Страница 1 из 2:  1 2Следующая
Светлана БогородскаяСпасибо за водопады, солнце, за восторженную атмосферу!
25.01.2013, 11:30:10 |
Светлана БогородскаяАлексей, мне были интересны Ваши "сферические" путешествия! Освоила кнопки меню, лучшими для меня оказались кнопка "исходное увеличение" (или с небольшим уменьшением) и "непрерывное вращение". "Рука" помогает задержать, заглянуть на тропинку с растительностью или в небо. На Вашем сайте понравилась панорама с высокими соснами!
28.01.2013, 13:37:57 |
Светлана БогородскаяОщущение, что забираешься вверх по этим соснам!
28.01.2013, 15:23:13 |
Александр ИутинскийАж голова закружилась кругом. Здорово!
А что за новая панорамная голова ?
28.01.2013, 22:30:06 |
Юрий КузнецовКого как, а меня коробит от "Подкомарки". Этакое пренебрежительное залихватское бывалого.
Типичное поведение, вероятно, впервые попавшего в такое место.
Река имеет название Подкомарная и не случайным людям переделывать его под своё понимание.
Первый, второй... это по мере прохода или есть какой-то действительно первый водопад.
Мой ПК не открывает фото, но что-то я сильно подозреваю, что водопады то на Каменке.
29.01.2013, 08:08:19 |
Марина Васильева (Красноштанова)Согласна насчёт названий: надо называть своими именами.
29.01.2013, 13:02:41 |
Алексей 3акиров

Светлана Богородская: Ощущение, что забираешься вверх по этим соснам!

Благодарю. Рад что понравилось.

Александр Иутинский:  Аж голова закружилась кругом. Здорово! А что за новая панорамная голова ?

Фотоприблуда для съемки панорам. До этого снимал со штатива с разболтавшейся к тому времени обычной 3д головой. Было много мороки при сборке. Учитывая что снимал на кит.

Юрий Кузнецов

Понимаю ваше отношение, как бывалого. Я ничего не переделывал, а писал от себя, потому как ни один бывалый не дал четкого описания места с названиями или прочего. Каменку и Подкомарку я нигде не разделял и не объединял, просто с Подкомарки начали она и в описании. А "свои имена" я сохранил, как мог, но за четыре месяца подготовки тура мне никто не смог дать вразумительного ответа, где там 1, 2, 3 и 4 водопады или что-то подобное.
Если можете давайте, я внесу изменения в тур.

06.02.2013, 12:30:07 |
Марина Васильева (Красноштанова)Думаю, что Юрий имел ввиду не нумерацию водопадов, а название реки — Подкомарная. Действительно, Подкомарка — это звучит как-то вульгарно, не литературно.
А насчёт водопадов, где они — на Каменке или на Подкомарной — не всё ли равно, ведь Каменка — начало Подкомарной, её исток.

Насчёт описания — Вы не правы, эти водопады давно описаны, например, В. Брянским (и не только), и очень даже вразумительно...
06.02.2013, 12:46:52 |
Алексей 3акиров

Марина Васильева (Красноштанова):  .

Чтоб не разводить демагогию отписался в письме.
06.02.2013, 13:10:11 |
Юрий КузнецовМарина Васильева (Красноштанова)

Совершенно верно.
И всё-таки, давайте уточним:

«…ведь Каменка — начало Подкомарной, её исток…»

Это сильно не так. Заблуждение возникло от того, что Вы, Марина Васильевна считаете, что «Подкомарная» от того, что начинается в районе пика «Комар» (широко известен, как пик Черского), а вовсе нет.
Название река получила потому, что долгий путь река проходит под ХРЕБТОМ «Комар». «Подкомарная» сама по себе, а «Каменка» её приток и далее после слияния ещё с несколькими притоками образуется река «Б. Быстрая».
Вспомните знаменитый Старо комаринский тракт (дорога), он как раз по хребту и проходит. Я когда-то давал историю постройки этого тракта. Пороюсь, если найду, дам ссылку.

06.02.2013, 14:28:45 |
Алексей 3акировКлево. Давайте.
06.02.2013, 14:38:44 |
Юрий Кузнецовhttp://nature.baikal.ru/phtext.shtml?id=505
06.02.2013, 16:36:53 |
Юрий КузнецовЧто-то я не правильно сделал. Хотел сослаться на фотоотчёт, но не получилось.
даю отдельные ссылки на некоторые фото их отчёта.

06.02.2013, 16:40:42 |
Юрий Кузнецов

Здесь мой комментарий по р. Слюдянка.
06.02.2013, 17:09:49 |
Марина Васильева (Красноштанова)Юрий Кузнецов: «Подкомарная» сама по себе, а «Каменка» её приток и далее после слияния ещё с несколькими притоками образуется река «Б. Быстрая».

Ну и кто спорит? И я об этом же самом и говорю. Каменка — приток Подкомарной, этого названия (Каменка) даже на картах нет, есть только Подкомарная, поэтому можно считать Каменку одним из истоков Подкомарной, разве не так? По крайнем мере я не считаю это существенным и сильной разницей. В любой литературе этот тур. объект стоит под названием "Водопады реки Подкомарной", а как называются её притоки, и где они берут начало — это мы видим на карте (если есть названия притоков).
06.02.2013, 17:27:08 |
Юрий КузнецовМарина Васильева (Красноштанова)
…поэтому можно считать Каменку одним из истоков Подкомарной, разве не так?

Ссылку на источник, который я использовал, я дал.
История края началась не со справочников тур. фирм, а более чем на век раньше.

06.02.2013, 21:50:55 |

Юрий Кузнецов:  Марина Васильева (Красноштанова)В любой литературе этот тур. объект стоит под названием "Водопады реки Подкомарной",…поэтому можно считать Каменку одним из истоков Подкомарной, разве не так?Если будем за основу брать литературу по тур. объектам, то и обсуждать нечего, а считать, что угодно и как Вам угодно никто помешать не может. Смотрите мой комментарий к фото Sergey V про чушь сайта иркутских тур. фирм до смешного «достоверный» источник.Ссылку на источник, который я использовал, я дал. История края началась не со справочников тур. фирм, а более чем на век раньше.

А причём тут турфирмы? Есть ещё книги Валентина Брянского. Спорить не вижу смысла, называйте Каменку Каменкой, но я повторяю, что на картах Каменки нет, а есть только Подкомарная, так в чём же суть спора? Каменка — верхний приток, один из истоков Подкомарной. Следовательно, в названии "водопады реки Подкомарной" — никакой ошибки нет.
А Ваши слова "смотрите мой комментарий" как расценивать? То есть Вы — единственно-правильный источник знаний, что ли, и кроме Вас ничего об этом никто не знает, не читал, не слышал, не ходил, карт не видел?
Извините, жаль времени на этот бессмысленный спор. Закругляюсь.
06.02.2013, 22:38:25 |

Марина Васильева (Красноштанова): Следовательно, в названии "водопады реки Подкомарной" - никакой ошибки нет.

Эта логика всё-таки тут не работает. Иначе бы можно было назвать водопад на Кынгарге "водопадом реки Ангары" :-) Иркут ведь один из притоков Ангары, а Кынгарга — один из притоков Иркута. Другое дело, что часть водопадов на Каменке, а часть — на Подкомарной. И они близко и разделять их мало смысла. Так что, по-моему, правильнее всего так, как указано в меню "Объекты" слева на данной странице. :-)))
06.02.2013, 22:47:51 |

Вячеслав Петухин:    Марина Васильева (Красноштанова):   Следовательно, в названии "водопады реки Подкомарной" - никакой ошибки нет. Эта логика всё-таки тут не работает. Иначе бы можно было назвать водопад на Кынгарге "водопадом реки Ангары" :-) Иркут ведь один из притоков Ангары, а Кынгарга - один из притоков Иркута. Другое дело, что часть водопадов на Каменке, а часть - на Подкомарной. И они близко и разделять их мало смысла. Так что, по-моему, правильнее всего так, как указано в меню "Объекты" слева на данной странице. :-)))

Но ведь на карте КАМЕНКИ-то нет. И все, кто умеет читать карту, принимают все истоки Подкомарной за Подкомарную. Вот в чём логика моего настойчивого утверждения. Если у реки длина чуть больше километра, может ли она называться рекой? Каменка — это просто исток Подкомарной, и никому из туристов всей России (не бывающих на данном сайте, а просто идущих в этот район и читающих карту), вы не докажете, что Каменка — это самостоятельная река... :-)
06.02.2013, 22:56:05 |

Марина Васильева (Красноштанова): И все, кто умеет читать карту, принимают все истоки Подкомарной за Подкомарную.

Нет, зачем же принимать приток реки за саму реку? На картах явно указано, какой именно исток считать рекой Подкомарной. Так что если человек не знает, как называть этот приток Подкомарной, он может сказать "водопад на правом притоке Подкомарной" (вместо "водопад на Каменке"), но название "водопад на Подкомарной" корректным при этом не становится.

Марина Васильева (Красноштанова): никому из туристов всей России (не бывающих на данном сайте, а просто идущих в этот район и читающих карту), вы не докажете, что Каменка - это самостоятельная река... :-)

Зачем же считать туристов настолько незнающими? Перевалов-то тоже на картах нет, однако никто не станет утверждать, что все перевалы неизвестны и доказать, что это известные перевалы невозможно. :-)