Павел Олегович Колесов
(Председатель Федерации Альпинизма и Скалолазания
Республики Бурятия, Мастер Спорта по альпинизму)

На сегодняшний день мы поднялись на достаточно высокий уровень российского альпинизма. Мы неоднократные призёры Чемпионатов России по альпинизму и чемпионы Сибири и Дальнего Востока. Но на фоне таких больших результатов такие же большие проблемы развития альпинизма в регионе.

Если я скажу о финансовой проблеме то никого, конечно, не удивлю, ведь любое престижное восхождение в странах ближнего и дальнего зарубежья стоит больших денег, но оно гарантирует призовое место в ЧР, а то и можно побороться за золотой ледоруб, самую престижную награду в мире альпинизма.

Но не об этой проблеме я хотел бы поговорить в этой статье.

Тем, кто занимается альпинизмом у нас в республике, а таких, я хочу подчеркнуть у нас мало, очень повезло, что мы живём в таком уникальном месте, как Бурятия. Ведь в одной только Республике 7 приличных горных хребтов, с нехожеными сложными вершинами. И по идее, у нас в республики должен был быть альпинизм национальным видом спорта как, например, во Франции, родине всего альпинизма в целом. А у нас всё наоборот, людей имеющих официально спортивный разряд по альпинизму не больше десятка.

Не для кого не секрет, что знаменитые на весь мир Саяны классифицировали иркутяне и в этом году иркутские альпинисты начали обследовать и классифицировать Верхне-Ангарский хребет (он расположен на территории Бурятии). Почему мы не можем делать тоже самое в своих горах? Ходить и классифицировать новые горы и маршруты и называть их своими именами, как, например пик Бурятия, пик Улан-Удэ или еще как-нибудь, а не пик Иркутск, пик Братчанка и т.д.

Причин этому очень много. Одна из таких проблем это лжеальпинисты и лжеинструктора, которых у нас в регионе большое число. Это люди, которые попытались прийти в альпинизм из туризма. А как мы знаем из истории, из туриста никогда не получится хороший альпинист, потому что эти люди не способны понять самой сути занятия этим видом спорта, они изначально неспортивные люди, привыкшие к неспортивному образу жизни и отдыху на природе с бутылочкой. А альпинизм это спорт и ещё раз спорт, требующий постоянных тренировок. Проведя анализ последних 13 лет проведения сборов увидим, что ни один турист не смог преодолеть рубеж второго разряда по альпинизму. И самое страшное, что эти люди называют себя достаточно крутыми альпинистами и берут на себя ответственность за проведение альпинистских сборов, собирают большое количество неподготовленных людей и вывозят их в горы. Хотя сами от уровня новичка далеко не ушли. Не имея инструкторских удостоверений, они ведут участников на довольно сложные маршруты, тем самым подвергая их жизнь большой опасности.

Люди, которые приходят в такие туристические клубы, замаскированные под альпинистские, бывают жестоко обмануты. Ведь каждая поездка в горы требует от участника финансовых затрат и платя деньги вы хотите получить реальный спортивный разряд. Но этого не происходит по той простой причине, что сборы проводятся с нарушением Правил совершения восхождений в горах и сведения о восхождениях не могут быть отправлены этой организацией в Москву, а без этой регистрации ваше восхождение не действительно. И если вы не хотите быть обманутыми такими шарлатанами, вы можете сделать официальный запрос в Федерацию Альпинизма России, Старикову Геннадию Анатольевичу (farrus@roc.ru) на любого альпиниста и инструктора и только после этого иметь какие то дела с этими людьми. Всегда требуйте инструкторские документы, и они должны быть с печатью ФА России, а не местной какой ни будь федерации. А то многие нарекают себя «мастерами спорта», «инструкторами» и даже «снежными барсами» не имея даже третьего разряда по альпинизму. Почему-то у нас самозванцам всегда принято верить больше.

Если вы решили заняться серьёзно альпинизмом, то мой вам совет, начните занятия с изучения Правил совершения восхождений в горах, в которых всё четко и подробно расписано, кто имеет права проводить сборы, водить участников, и кто вообще не допускается до проведения занятий с участниками. В качестве примера я приведу случай из своей спортивной карьеры. Когда звание КМС (кандидата в мастера спорта) я выполнил на таких же ложных альпинистских мероприятиях проводимых Ангарском, единственное конечно инструктора были настоящие, но сведения в Москву не отправлялись. И когда мы первый раз заявились на Чемпионат России в 1999 году и совершили серьёзное восхождение, то были «приятно» удивлены, что нас раздели до второго спортивного разряда. Потому что присваивающая разряды организация не посылала сведений в ФАР и нам пришлось второй раз выполнить звание КМС, а это не мало очень сложных восхождений и финансовых затрат. И поэтому требуйте и проверяйте организаторов сборов, чтобы они выполняли взятые на себя обязательства, согласно правилам альпинизма, и тогда вам не придётся тратить лишние деньги и здоровье.

И помните, что альпинизм начинается с первого спортивного разряда, после выполнения которого вы получаете право на участие в соревнованиях, таких как Чемпионат Сибири, Чемпионат России, а до первого разряда это всего лишь начальная подготовка.

Уровень современного спортивного альпинизма на сегодняшний день настолько высок, что если вы захотите попасть в призовые места Чемпионата России, то вам придется совершить что-то запредельное и восхождение за гранью возможного. На сегодняшний день наша команда способна совершать любые по сложности восхождения и прославить Республику не только на российском уровне, но и на международном. Хотелось бы, чтобы спонсоры, которые гордятся своей Бурятией, финансово поддерживали наши экспедиции и вписывали свои имена в историю Республики и альпинизма.

ПредыдущаяСтраница 4 из 4: 1 2 3 4 все
Константин КиселевКС> ..."истинную красоту гор" (в понимании К. К.) видят из всех туристов только "горники" в сложных походах. Все остальные туристы этой красоты не видят.

Я рад, что ты меня понял. И хотя ты со мной согласился только процентов на 90, но учитывая, что я занимал самую крайнюю позицию, а это редко бывает правильным, то истина, видимо, где рядом. Искреннее тебе спасибо за терпение, такт и смелость, проявленные в поисках истины на этом богом забытом форуме. Извини, что не всегда тебе соответствовал.

КС> Но какую-нибудь свою, другую красоту они видят точно.

Костя, а с этим никто и не спорил. Речь шла исключительно о горах и их красоте.

КС> И как знать, какая из этих красот более правильная, более красивая, что ли...

Спорить о том какая красота "круче" совершенно бессмысленно. Как говориться, на вкус и цвет...

КС> А экстремизм теперь не в моде, даже в дискуссии.

Гнаться за модой — последнее дело.

PS. Что-то ты давненько не заглядывал к нам в гости...
19.10.2004, 10:15:20 |
Константин Суханов Спасибо за дискуссию, вот мы всё и выяснили. По возможности зайду в гости.
Удачи.
19.10.2004, 20:10:52 |
Странник..."А как мы знаем из истории, из туриста никогда не получится хороший альпинист, потому что эти люди не способны понять самой сути занятия этим видом спорта, они изначально неспортивные люди, привыкшие к неспортивному образу жизни и отдыху на природе с бутылочкой. А альпинизм это спорт и ещё раз спорт, требующий постоянных тренировок..."

Уважаемый!
Что-то вы вообще путаете.
Туристов пеших и горных и "чайников", которые выходят водки попить на природу и шашлыки покушать, хотя и это тоже неплохо — особенно если не мусорят.
Я понимаю — "каждая лягушка своё болото славит" — понятное дело альпинизм — это спорт и постоянные тренировки, а остальные — это так погулять вышли.
И тренировок у них нет и т.д.
Вот только вы забыли, что альпинёров подвезли к вершине — они на неё вылезли и типа подвиг совершили, а для горного туриста надо ещё и маршрут пройти и перевалы "взять", а уж потом и на вершину взойти — предположим на тот же Эльбрус. А не просто к нему подъехать и вылезти.
12.07.2005, 17:49:02 |
Дмитрий БабийЗдравствуйте
Я родился в Улан-Удэ, в настоящее время учусь в Новосибирске. Я занимаюсь спортивным туризмом уже 3-й год, ходил в горные походы по Алтаю, Заилийскому Алатау, в прошлом году ходил пешую 5-ку по Кодару, где восходил на вершины и перевалы до 2Б... В прошлом году выполнил 1-й разряд по туристскому многоборью на этапе Кубка России по горному туризму "Связки-2006". У нас в турклубе постоянно проводятся тренировки, тренер в свое время учился в школе олимпийского резерва, поэтому гоняет неплохо. Водку не пьем, курящие просто не выдерживают нагрузки и уходят.
Этим летом я решил ознакомиться с альпинизмом, поехал на сборы в Терксей-Алатау с Томской Федерацией Альпинизма — они не шарлатаны, думаю вы их знаете, по крайней мере они вас знают. Очень хотелось научиться чему-то новому, чего я не получил в горном туризме, и затем это применять в походах. Сначала меня удивило, что значительная часть людей на сборах курит, каждый вечер кто-то пьет. За 2 недели я сходил на 4 горы, выполнил 3-й разряд, ни разу нам не приходилось навешивать перила, все горы я прошли пешком или в связках — с районом видимо не повезло, не было забито ни одного крюка, я ровным счетом ничего не узнал. Меня удивило, что наш инструктор не может ходить в мокрых ботинках, не ест кашу и т.п. Когда оставалось 9 дней до окончания лагеря и я уже закрыл 3-й разряд. Организаторами предполагалось, что мы будем 3-й разряд 3 недели закрывать! Поэтому оставшееся время занять им было нечем, инструктор уезжал. В силу этих обстоятельств я решил уехать домой. Это мероприятие было самым скучным и затратным из тех, в которых мне доводилось участвовать, не знаю, смогу ли еще когда-нибудь поехать на сборы. При этом я не утверждаю, что альпинисты плохие, они, наверное, разные, как и туристы.
02.09.2006, 14:55:33 |
VanДа... Почитал вот.
Прикольная ветка. "Вечный спор за красоту гор."
Но обе точки зрения изложены ясно, за что спасибо К. Киселеву, К Суханову и В. Петухину. Буду показывать как образец знакомым, которые спрашивают:"в горники иль в альпинисты податься":-)
А с П. Колесова что взять, кроме пропуска, которые он тут анонсирует.
24.11.2006, 00:35:39 |
Дэн петровП.К. /Если вы хотите поссорится, то пожалуйста. Если вы недавно ездили в Саяны, то конечно видели, что строится небольшое здание где будут сидеть лесники, пограничники и милиция, и въезд на территорию будет по пропускам или платный (очень дорого).
И если вы хотите иметь эти пропуска, то сорится я вам не советую./

Без комментариев, это уже диагноз. /

Противопоставлять туристов с альпинистами могут только глупые люди. Природы и гор хватит на всех, как неба. У каждого свои мироощущения. Одному дотаточно пика Черского, другому подавай Зверест. В горах все равны как голые в бане. Давайте просто уважать друг друга и не делить на "избранных" и всех остальных.