Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыТурыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

Алексей Левента

Содержание:

В горной системе восточного Саяна, лежащего на южной границе Иркутской области с Бурятией, насчитывается свыше 3000 видов растений. С середины лета до самой поздней осени альпийские луга буквально пестреют ярким разнотравьем: жарками, аквилегиями, маками, горечавками, фиалками, камнеломками, незабудками. Вперемешку с лугами встречаются участки каменистой тундры, называемые из-за отсутствия растительности гольцами иди белогорьями.

Выше высоты 1500 метров, в зоне горной тундры, встречается замечательное растение - рододендрон Адамса, названное так в честь исследователя Сибири И.О. Адамса, опубликовавшего в 1834 г. в Московском обществе натуралистов описание сибирских растений, в числе которых был упомянут и рододендрон.

Существует много народных названий рододендрона Адамса, самое известное из которых сахандалья или белое крыло. Действительно, кожистые листочки этого растения напоминают крыло птиц, а из-за большой опушенности молодые листья белого цвета. Однако, по-моему мнению, это название надо интерпретировать несколько по-другому.

Известно, что тибетская медицина проникла в Бурятию с распространением буддизма. Тибетские монахи, являющиеся и лекарями, приносили с собой собственные названия лекарственных растений и давали их схожим представителям местной флоры. Так, рододендрон Адамса по-тибетски называется "ба-лу" или "да-ли". В трактате тибетской медицины "Дзейхцар Мигчжан", написанном Монгольским медиком Жамбалдоржи в XVII веке, рекомендовано собирать растение с белыми цветками. Там же приведен стилизованный рисунок рододендрона Адамса. В бурятском языке белый переводится как "саган", или "цахал". Поэтому, местные лекари, чтобы отличить этот вид от других рододендронов, стали называть рододендрон Адамса "саган" "да-ли", что значит белый "да-ли".

Рододендроны издавна применяются как лекарственные растения в индо-тибетской медицине. Рододендрон по буддистской мифологии находится в числе семи растений, окружающих бога медицины и здоровья.

Монгольская народная медицина использовала цветы и листья рододендрона Адамса, считалось, что он обладает чудесной способностью вселять в человека силу, бодрость, укреплять его работоспособность и выносливость, повышать половую потенцию.

Далее (Общая характеристика и географическое распространение рода рододендрон. )


Alex SamsonВесьма неплохая подборка материала, чувствуется что делали со знанием предмета.
Плохо что в Прибалтике рододендрон Адмаса не растет.
Буду рад, если откликнуться люди, желающие помочь экологической общественной организации (в которой я состою) приобрести саженцы и (или) семена саган-даля для пополнения коллекции лекарственных растений.
Мой E-mail: samson-av@yandex.ru
28.08.2006, 05:16:40 |
Vladimir DoroganovCтранно, но в ареале произрастания не указан Западный Саян, где рододендрон адамса тоже не такая уж редкость.
24.12.2009, 00:23:29 |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную