Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

Маршрут: Орлик — устье р. Хойто-Гол

Сборы — Отъезд — На Иркутском вокзале — озеро Байкал — по Тункинскому тракту — буддийская кумирня — верховья Оки — паромная переправа — ночевка среди эдельвейсов — мы пересаживаемся на другую машину — игра в прятки с аборигенами.

В клубе столы сдвинуты и на них разложены продукты. Наташа последний раз задумывается над тем, что брать, а что оставить.

Вчера окончательно решился маршрут путешествия, так как, наконец, мы получили телеграмму от Алексея Ускова и поняли, что заброска через Нижнеудинск для нас нереальна.

Созваниваемся с Леонидом Григорьевичем Стариковским и просим взять нас на участок заброски их похода: машиной от Иркутска до верховьев Сенцы. Получаем "добро" и покупаем билеты на поезд. Как всегда, деньги на поход удается получить в самый последний день. Поэтому все делается быстро, но без суеты и ошибок: как ни как, Наташа начала подготовку всего снаряжения и продуктов заранее.

21 июля 1995 года, вечером, собираемся на вокзале. Новые наши рюкзаки получились огромными, однако все равно, весь груз в них не помещается — спальный мешок мне приходится в гидроупаковке нести под клапаном.

В Иркутск прибыли 23 июля 1995 г. около 9 утра. Сгибаясь и шатаясь под тяжестью мешков шагаем на привокзальную площадь, где благодаря Л.Стариковскому нас уже ждет вахтовка. Пока идут переговоры с водителем и хозяином машины, успеваю отправить телеграмму в Новосибирск.

У Натальи неприятность — пролилось в поезде лекарство для глаз. Найти какие-нибудь глазные капли не удается. Едем на базар, подкупаем овощей и хлеба и отправляемся в сторону Байкала.

Машина шустро несется по асфальтовому шоссе. Временами слева видно "Славное море, священный Байкал". Наконец останавливаемся на смотровой площадке над Байкалом. Внизу Култук, чуть далее Слюдянка.

В Култуке сворачиваем на Тункинский тракт и около двух часов дня устраиваем обед на правом берегу Иркута. Затем вновь дорога.

В Кырене — райцентре Тункинского района Бурятии видим буддийский храм.

Места становятся все красивей. Дорога то прижимается к Иркуту, то отходит от него. Степи сменяются прекрасными парковыми лесами. Иркут становится все интересней. Появляются стремнинки. На небольшом мостике делаем очередной привал.

Монды. Здесь асфальтовая трасса идет к границе с Монголией, мы заправляемся и едем на северо-запад по долине Иркута. Долина становится узкой. Дорога переходит с берега на берег. Всюду видны следы оползней и обвалов. Но наш вездеход без проблем лезет к перевалу.

Перевал. Буддийская кумирня, озеро, гора Мунку-Сардык — высшая точка Саян.

Чуть далее у вахтовки начинает свистеть колесо. Пробоина. Останавливаемся на ремонт. Через часок трогаемся дальше. Вновь появляются деревца. Мы спустились в долину Оки. Река вялая, то и дело распадающаяся на множество рукавов. Примерно в сорока километрах от перевала высаживаем водников.

После села Сорок немного подвозим двух бурят. Здесь же встречаем забавную скотинку — по местному: "сарлыка". Размерами животное со среднюю корову, черного или черно-белого цвета. Шерсть длинная, свисающая с живота бахромой. Над лопатками массивный горб. Разводится исключительно на мясо, так как человека к себе не подпускает. Днем позже, когда я хочу сфотографировать сарлыка вблизи, глаза у него наливаются кровью, передние ноги начинают рыть землю. Зверь выглядит весьма страшным. Вероятнее всего, сарлык — это смесь домашней коровы с яком. Упоминание о таком звере я нахожу у П.К. Козлова в кратком отчете о путешествии по Монголии и Тибету в 1899-1901 годах. (М., Географгиз, 1956 г.). Правда, у Козлова он называется "хайнык". Но превращение хайныка в сарлыка вполне объяснимо с точки зрения русской транскрипции бурят-монгольских слов, воспринимаемых на слух. Я до сих пор не уверен, что правильно — сарлык, а не сардык или сарнык. Тем более что есть подозрение, что имеют место все эти названия, причем, каждое из них определяет процентное соотношение ячей крови в конкретной особи.

В Орлик прибываем под вечер. Не останавливаясь, едем дальше, к паромной переправе. У парома беседуем с мертвецки пьяным паромщиком и кое-как переправляемся. Не задерживаясь ни на минуту, мчим дальше к долине Сенцы. Проезжаем домики Порт-Оки, минуем мост через Сенцу и начинаем путь к ее истокам. На ночлег останавливаемся уже в темноте около летника. Начинаем готовить ужин, но Леня Стариковский предлагает присоединиться к их ужину. Что мы и делаем.

24 июля 1995 г.

Просыпаемся затемно. Весь луг, на котором устроен бивак, зарос эдельвейсами. Трава и цветы покрыты серебристым налетом росы. Сворачиваем лагерь, завтракаем. Мимо проезжают местные на тентованом Газ-66. Через часок трогаем в путь и мы.

Часов в десять утра догоняем Газ-66 и двух верховых ребятишек. Местные говорят, что далее Шаснура на нашей вахтовке не проехать из-за болота и предлагают ехать на их машине. Следуют они в Тыву в район Чойгана (по-бурятски произносится Джойган) на рыбалку. Машиной планируют доехать до начала подъема на Чойган-Дабан. Чойган в переводе с тывинского — пихта.

Подъезжаем к началу болота, перегружаем вещи на "газик" и отправляемся дальше. Нашу вахтовку просим подождать до тех пор, пока мы не форсируем эту преграду: вдруг помощь понадобится.

Посередине болота машина садится по самые оси. К счастью, впереди в паре десятков метров торчит массивный лиственничный пень. Заводим за него трос лебедки, и машина сама себя вытягивает. Дальше она с большой скоростью, разбрасывая тучи брызг, едет по петляющей колее. Вот и берег.

Машем нашей машине, что все в порядке и трогаемся в путь. Дальнейшее путешествие — это попытки поддержать шофера в шатком состоянии между тем, что называется "мертвецки пьян" и "нужно выпить, а то не повезу". Дорога не особенно сложная, но, тем не менее, делаем в час километров 7-10 и не более. Передок почти не отключается, а на подъемах и дополнительный редуктор включаем.

В районе Жом-Булака к своему удивлению встречаем группы местных туристов-школьников из Орлика.

С каждой пьянкой езда психологически становится все напряженней. У аборигенов появляются нехорошие поползновения в наш адрес. Пару раз делается попытка нас дальше не везти. Основная причина — тот факт, что группа Стариковского собирается оставить снаряжение для сплава по Сенце где-то чуть не доезжая впадения Хойто-Гола, и местные явно надеялись украсть его вещи. Леонид Григорьевич, чувствуя это, отказался спрятать вещи там, где аборигены ему советовали.

Меня они считают татарином, а стало быть, почти единоверцем. Видимо, не смотря на то, что они официально ламаисты, ислам им близок. Вообще верования аборигенов предмет особый. По тому, как они приносят жертвы духам гор, рек, перевалов ближе всего для них не ламаизм с исламом, а банальный для лесных народов шаманизм. Но мой внешний вид, возможно, служит нейтрализатором полу агрессии с бурятской стороны.

Наконец доезжаем до избы на свертке дороги от Сенцы на Хойтогольский Аршан. Всяко нам с Натальей нужно выходить здесь. Несколько тревожно, так как пьяный сброд вроде бы положил глаз на мою спутницу. Леня Стариковский выгружает свое водное барахло и оставляет трех мужиков, дабы они надежно спрятали все, и затем пешком нагнали бы основную толпу.

Машина уезжает. Остаются двое бурятских ребятишек и к ним присоединяется один взрослый — все на лошадях.

Мы относим вещи в сторону и разводим костерок, буряты же вроде как уезжают в сторону Аршана. Однако, через полчаса в кустах я замечаю человека. Становится ясно, что туземцы, сделав вид, что уезжают, стали следить, где мы спрячем катамараны. Попытки как-то перехитрить их не удаются, и решаем поступить следующим образом: после пережора я с Наташей отправляемся своим путем, попутчики же будут играть в прятки до победы.

Около 19 часов начинаем пешую часть маршрута. При пересечении дороги видим группу бурят, которые на наше приветствие отвечают какой-то грубостью. Решаем на ночь глядя спрятаться в тайге. Уходим в глушь в пойме Хойто-Гола.

Бурелом, заросли, уйма мелких троп, протоптанных, наверное, лошадьми. Ставим палатку и, не разжигая, костра, заваливаемся спать.

Далее (Описание участка маршрута от устья р. Хойто-Гол до пади Хи-Гол)


Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную