Маршрут: устье р. Кара-Бурень — пос. Алыгджер — кордон Плиты

Первые километры по Уде — в Алыгджерепорог Красный Камень — день рождения Наташи — через пороги — порог МиллионныйХадама — на месте гибели Валерия Грушина — граница Тофаларии — в гостях у С. Захарова — устье Огнита — дневка у кварцитовой скалы — водопады — "Колокольня" — на кордоне Плиты.

устье р. Кара-Бурень — пос. Алыгджер — порог Красный Камень

Широка и полноводна Уда. Течение неспешное. Левый берег — высокие горки, правый широкая пойма. Уже видны крыши домиков Алыгджера.

Доплыв почти до конца села, заходим в старицу и по ней вплываем к самому центру. Зачаливаемся около больницы. Наташа уходит на разведку, я же остаюсь караулить катамаран.

Разведка оказалась более чем удачной. Наташке рассказали, где магазин, а самое главное — снабдили медикаментами для линз.

До открытия магазина еще часа четыре. Решаем переплыть на противоположную сторону и пообедать.

Пока варится чай, начинается сильнейший дождь. Стоим полузащищенные ветками ивы у костра, мокнем и мерзнем. Видим, как к больнице, не смотря на дождь, прилетел маленький вертолетик — видимо, санрейс.

Дождь заканчивается и выглядывает солнышко. Сразу становится тепло. Вновь переправляемся на Алыгджерскую сторону, и Зайка отправляется за продуктами.

Я же сперва беседую с подошедшим тофом, затем с целой толпой ребятишек. От собеседников узнаю, что в те дни, когда мы были на Додотских водопадах, из-за сильных дождей на Уде случилось большое наводнение.

Интересную мысль высказали ребятишки, глядя на мой нож: "В городах с такими убийцы ходят". Представил их внутренний мир с привычной тайгой, где с ножами и карабинами ходят охотники и жуткими, известными по видикам городами с убийцами, полицейскими и ожившими мертвецами.

Подходит Наташка с рюкзаком продуктов. Она купила тушенку, сгущенку, сахар, домашнюю сметану, вафли в шоколаде.

Упаковываемся и отплываем. Река широкая и глубокая.

Чувствуется мощь воды. Почти сразу же следуют первые шиверы (ничего сложного) и на повороте налево порог Красный камень, получивший свое название из-за красноватого утеса на правом берегу. Напуганные лоцией и описанием, делаем разведку. Ничего сложного нет. Можно было с ходу идти.

Порог "Красный камень" (схема порога)

Как уже было сказано, своим названием порог обязан цвету утеса на правом берегу Уды. За утесом река круто поворачивает налево. В этом месте река перегорожена большим камнем. Проход между камнем и правым берегом, по основной струе. В пороге небольшие стоячие валы высотой до 0,7 метра, около самого правого берега небольшие водопадные сливы. За порогом хороший улов у правого берега.

Проходим порог и встаем чуть ниже на правом берегу у старого кострища. Идеальное место! Ровная площадка для палатки среди молодых лиственниц, стол, хорошее кострище.

Начинаем готовить праздничный ужин.

Наедаемся до отвала, напиваемся чаю и идем смотреть окрестности. Пойма широкая. На первой пойменной террасе сенокос. На склонах борта поймы, на курумниках, заросли красной и черной смородины.

Возвращаемся в лагерь. Еще пьем чай и еще едим.

20 августа 1995 г.

порог Красный Камень — выше устья р. Нерха

С утра сильный туман. Очень красиво, с восходом солнца смотрится лес на противоположном берегу Уды и утес "Красный камень". Делаю несколько фотографий.

Пока готовим завтрак и сворачиваем лагерь, туман рассеивается. Небо голубое, с легкими кучевыми облаками.

Плавание получается приятным и несложным, хотя сегодня нам предстоит пройти почти все пороги, и, как надеемся, дойти до устья Нерхи.

Идем неторопливо. Времени до конца похода вполне достаточно, поэтому решаем, что отныне, если все нормально, на ночлег будем вставать в интервале от 17 до 19 часов.

Порог "Три бандита" (схема порога)

Через полтора километра после отплытия следует порог "Три бандита". Порог назван так за три огромных камня в русле потока — два по берегам, один в русле. Поток делится на две части, огибая этот камень с обеих сторон. Главный поток идет справа от центрального камня. Здесь стоят валы до одного метра высотой. Идем без разведки, так как препятствие хорошо просматривается с воды. Управлять катамараном практически не приходится, вода сама выносит, куда нужно.

Порог "Джуглымский" (схема порога)

Порог следует примерно через 1,8 километра от порога "Три бандита". Идем опять без разведки, так как вновь участок впереди метров на 500 хорошо виден с воды. Проход идет по стоячим валам вдоль правого берега. На заходе в порог небольшой слалом между обливными камнями. Затем путь идет по основному потоку. Там, где слева в Уду впадает Джуглым, на стыке двух струй поперечные валы высотой менее метра. Идем туда, куда несет вода, хотя управляемость и осадка нашего "верблюдика" позволяет идти и более спокойным путем у самого правого берега.

Порог "Джуктырский" (схема порога)

Еще пара километров и Джуктырский порог. Перед ним обедаем и делаем небольшую разведку, из-за того что, судя по лоции, на пороге сильный навал струй на скалу. Несомненно, что в большую воду это так. В данное время, для плота, порог был бы серьезным препятствием. Мы же, обладая собственным ходом относительно потока, легко покидаем струю и сразу за навалом заходим в улов.

За впадением Джуктыра, Уда поворачивает налево и входит в красивый короткий каньон с высокими отвесными стенами. При входе в каньон, на правом берегу памятная табличка.

Далее, большинство порогов, имеющих имена собственные, таковыми не являются. Чаще всего это либо большие шиверы, либо сужения русла с быстротоком и более-менее крупными стоячими валами. Очень своеобразны Верхняя и Нижняя Бабы. Это неширокие, похожие на каналы участки реки с сильным течением.

Завершается каскад порогом "Тугурик", который является сужением потока на повороте реки направо между двумя отмелями. Опять-таки, остойчивость и маневренность нашего судна позволяет пройти его по основной струе, не обращая внимания на стоячие валы.

На участке от "Красного камня" до р. Тугурик людей нет, хотя по берегам есть избушки и покосы. Тропа от Алыгджера на Нерху идет левым берегом, затем по Джуглыму отходит от Уды и через невысокий перевал выводит к селению Нерхи.

Километрах в пяти выше устья Нерхи, на левом берегу появляются рыбаки. Ниже река уже обжита. На ночлег встаем на правом берегу, километрах в полутора от устья Нерхи, напротив красивой шиверы.

На берегу, на курумниках, множество черной смородины. За час, примерно, набираем полый котелок. Перемешиваем ягоды с сахаром, но все равно — кисло. Голубика на Кара-Бурени была гораздо вкуснее.

21 августа 1995 г.

устье р. Нерха — устье р. Малая Шита

Утро пасмурное, но ближе к обеду прояснивает. Плывем не торопясь, так как сегодня заканчивается наиболее спортивная часть сплава — к вечеру думаем пройти порог Миллионный. Дальше пару сотен километров Уда будет достаточно быстрой, но не сложной.

К сожалению, вода уже не такая прозрачная, как на Додоте или Кара-Бурени. Появилась песчанно-глинистая взвесь.

Подходы к порогу "Черный остров" опознали легко.

Зачаливаться для разведки не стали, так как все препятствия хорошо просматриваются с воды и полностью соответствуют лоции.

Порог "Черный остров" (схема порога)

Препятствие # 17. Низкий остров, расположенный у левого берега и заросший высоким лесом, хорошо виден с воды. От острова к середине вверх по течению отходит галечная отмель. Около правого берега располагаются два выступающих из воды булыгана. Между тем камнем, что дальше от берега и берегом — небольшой водопадный слив.

Проходить порог нужно по основной струе, между камнями и отмелью. На подходе к порогу хорошо просматривается уступ порога. Пожалуй, именно этот порог полностью отвечает своему определению. Выход на основную струю несложен, так как за отмелью небольшой улов. Ширина прохода 15-20 метров. За уступом следует несколько рядов стоячих валов высотой до 1,5 метров. Валы крутые. Даже наш верблюдик зарывается в первый из них.

В целом порог сложности не представляет. По малой и средней воде проходится с ходу.

За порогом следует несколько шивер. Берега становятся удивительно красивыми. Слева и справа появляются красноватые скальные выходы. Залегание пластов горной породы почти горизонтальное, интенсивно расчлененное вертикальными тектоническими трещинами. Из-за этого скальные массивы напоминают кирпичную кладку. По середине реки несколько скал-островов. На большинстве из них бревна, заброшенные наверх паводком.

Несомненно, что во время паводка район "Миллионного" порога очень сложен.

Зачаливаемся загодя, так как сложно понять, где заканчивается входная шивера и начинается порог. Приходится идти пешком для просмотра минут 15.

Порог "Миллионный" (схема порога)

Препятствие # 23. Согласно мнению всех сплавлявшихся по Уде, наиболее серьезный порог реки. Приметой приближения к порогу следуют экзотические скалы по берегам и скалы в русле, напоминающие развалины стен, зданий, опор мостов. Это один из красивейших участков реки. В среднюю и малую воду порог несложен. В большую же воду может быть непроходим. Так же опасны в большую воду и подходы к порогу, шиверы ## 21-22. В любом случае желательна разведка.

Порог расположен на крутом повороте реки направо и начинается участком быстротока со стоячими валами высотой 0,7-1 метр. Имеется небольшой навал на правый берег, представляющий собой спускающийся в воду курумник. На выходе из порога, примерно на трети ширины от правого берега, из воды выступает большой валун, обход которого возможен с двух сторон, предпочтительно ближе к левому берегу.

За валуном следуют стоячие валы высотой до 2 метров. Но валы пологие, катамаран на них входит легко. Завершается порог мощным уловом у левого берега.

Для успешного маневра мы от момента входа в порог держались ближе к левому берегу, в стороне от основной струи. В целом маневрирование не сложное при условии, что изначально не попадаешь в основную струю.

За порогом следуют участки плесов, небольшие стремнинки, и повсюду красивейшие скалы.

Погода портится. Слегка моросит дождик. Поэтому решаем встать в избушке в устье Средней Шиты. Однако, уже почти пристав, замечаем резиновую лодку — избушка занята.

Плывем еще метров 500 и встаем на противоположном, правом берегу.

Между лесом и водой большой галечниковый пляж. Какие интересные здесь булыганы! С прожилками, с блестками. Находим корягу, похожую на дракона.

Палатку ставим в кустах, выгнав бурундука. Так как моросит, над костром натягиваем малый тент.

Лагерь получается идеальным — несмотря на дождь, в нем сухо и уютно. Дров уйма. Вечером туман. Дождь, начавшийся вечером, не прекращается почти всю ночь.

22 августа 1995 г.

устье р. Малая Шита — устье р. Хайлама

Ничем не примечательный день. Погода отличная. На плесах гребем. На шиверах лишь правим. На ночлег встаем на острове напротив устья Хайламы. Вечерком, после ужина, прогуливаемся по острову.

23 августа 1995 г.

устье р. Хайлама — граница Тофаларии

День слегка пасмурный, но достаточно теплый. Около 12 часов доплываем до Хадамы. На правом берегу несколько домиков, антенны радиостанции метеорологов. Не зачаливаясь, идем дальше и останавливаемся на противоположном берегу, чуть ниже у барельефа на месте гибели В. Грушина. Подтаскиваем катамаран и идем к барельефу. Из ниши достаем футляр с записями, пишем свою.

Катамаран пытается сбежать. Оглядываюсь и вижу, что судно наше плывет само по себе. Бегом спускаюсь к воде, прыгаю в реку. Не успел удрать верблюд! Лишнее напоминание о том, что катамаран нужно привязывать.

На ночлег встаем на левом берегу, на прошлогодней мельнице шишкарей, чуть не доходя до границы Тофаларии.

24 августа 1995 г.

граница Тофаларии — р. Уда в районе притока Бурган

День прекрасный. Идем быстро. По берегам много гнезд орлов.

К сожалению, сфотографировать птиц на гнездовье не удается.

Проходим около 15 километров.

В районе шиверы # 42а нас пригласил на обед рыбнадзор С. Захаров. Затем он сказал, что сам с сыном уплывает вверх по Уде, и предложил протопить баню и остаться в его избе на ночь. Предложение очень заманчивое. Уже месяц мы не мылись в горячей воде.

Рыбнадзор отплывает, а мы вволю, заходов в 5, паримся в бане. Банька новая, светлая, из светло-желтых ошкуренных лиственниц. Веник делаем из березы.

Сама изба низкая и старая, но рядом хозяин выстроил настоящий дом.

Спать жарковато, но отдыхаем хорошо.

25 августа 1995 г.

р. Уда в районе притока Бурган — устье р. Огнит

Выходим в путь 10-30. Река спокойная, течет в скалистых берегах.

Около 16-30 проходим впадение Огнита. За домиками кордона, что на правом берегу, остатки моста, который раньше лесозаготовители строили каждый год для летнего вывоза леса. Весной же мост сносился паводком.

К месту, где был мост из Нижнеудинска, ведет хорошая дорога.

Несколько ниже встаем на ночлег. Место выбираем долго. Наконец зачаливаемся у красноватой скалы, сложенной кварцитами. Здесь покос. Сметаны стога. А рядом с местом лагеря стол и лавка.

Пока искали место стоянки, видели много грибов. Поэтому, после того как ставим палатку, отправляемся за грибами и ужин дополняем жаревом.

В сумерках поднимается ураганный ветер и начинается дождь, который с маленькими перерывами идет всю ночь.

26 августа 1995 г.

Из-за дождя устраиваем дневку. Отсыпаемся, отъедаемся. В краткие перерывы между ливнями гуляем и фотографируем.

27 августа 1995 г.

Утро ясное. Покидаем обжитое место и плывем. Река спокойная. Немножко скучно. Раздражает то, что из-за "слепой" лоции не можем точно определиться. Берега очень живописные, с обилием скал.

На обед встаем чуть ниже шиверы # 52. Красивейшие скалы напротив. С висячих долин, обрывающихся каменным отвесом, падают несколько водопадов.

Погода ясная. Утомляют плесы. По берегам много избушек. Если бы мы знали о них раньше, то зимой могли бы ночевать в них, а не в сугробе напротив скалы "Колокольня". Сейчас все избушки заняты — где пастухами, где рыбаками.

Вот и "Колокольня". Зачаливаемся напротив, примерно там, где ночевали зимой, но удобного места для лагеря нет.

Фотографируем скалу и плывем дальше. Хорошо видно место, где расположен вход в пещеру скалы "Колокольня". Пещера маленькая, заложена в доломитах. Происхождение ходов и гротов расширение эрозией тектонических трещин. Но в пещере есть маленькое чудо: отпрепарированная трещина, заполненная морионом — горным хрусталем серо-черного цвета. Ажурный занавес кристаллов почти пересекает низкий и широкий грот.

Место для лагеря находим метрах в 500 ниже скалы, на правом берегу. Место удобное, хорошо защищенное от возможного дождя. Пока Наташа занимается ужином, я прогуливаюсь в сторону скалы на противоположном берегу, в гроте которой мы фотографировались зимой.

Вечер тихий, прохладный, с обилием росы.

28 августа 1995 г.

Встаем поздно. Погода великолепная. Собираемся плыть и тут видим на Уде большой катамаран с шестью туристами. Они зачаливаются. Выясняется, что ребята из Куйбышева и их маршрут во многом совпал с нашим. Они чуть выше Сорока начали сплав по Оке, доплыли до устья Жом-Булака и пешком вышли через озеро Хара-Нур (по другому берегу, нежели мы) к Додоту. Далее нитка маршрута была у нас одинаковой. Правда, на Додотские водопады они не ходили.

Ребята торопятся, но после нашего рассказа решают посетить Нижнеудинскую пещеру.

Примерно часом позже отплываем и мы. Невольно вспоминается, как зимой мы шли здесь пешком. На катамаране путь проходится неимоверно быстрей.

Куйбышевцев нагоняем возле начала тропы на пещеры. Еще чуть поговорили, и они плывут дальше, а мы переплываем реку и зачаливаемся около кордона Плиты.

К сожалению, в той избушке, где мы стояли зимой, живут пастухи, и хозяйка приглашает нас жить в главную избу. Дяди Кости нет — он на обследовании в больнице.

Начинается дождь. В летней кухне мы готовим ужин. У хозяев горе — телка попала в медвежий капкан и сломала ногу. Приехал ветврач. Телку надо забивать.

Ближе к вечеру вернулся из города дядя Костя. Ужинаем в летней кухне, в темноте же вместе с хозяевами пьем чай в избе. Дождь не прекращается.

29 августа 1995 г.

Еще ночью прояснило, и высыпали огромные осенние звезды.

Утро ясное и прохладное. Гребневы встали рано. Подоили коров, отсепарировали молоко. Позавтракали мы вместе с ними и примерно в 12 часов пошли в пещеру. С нами вместе пошел один из родственников дяди Кости.

Далее (Описание выхода в Нижнеудинские пещеры)

АнатолийСпасибо за такой отчет.
Как буд-то с вами сходил в поход!