Маршрут: падь Хи-Гол — озеро Хара-Нур

Сборы — вулкан Перетолчина — встреча с бурятами — в лавовых пещерах место — где лава боролась с водой — ночлег на лавовом мысу — по болоту — тяжкий путь к перевалу — чудовище в высокогорном озере — карстовые явления — водопад — на берегу Хара-Нур — удачная рыбалка — ночной шум.

падь Хи-Гол — озеро Харганата

Сегодня 29 июля 1995 г. Сворачиваем палатку, укладываемся и около часа дня трогаемся в путь. Рюкзаки все еще очень тяжелые, поэтому идем медленно. Еще не дойдя до вулкана Перетолчина, дважды отдыхаем. Но подъем на седло, отделяющее конус вулкана от борта долины, берем легко. Оставляем рюкзаки на тропе и поднимаемся на конус.

На карте у нас вершина конуса показана ровной, с двумя возвышениями. На деле же вершина гораздо интереснее. Вершину вулкана венчает плоское кольцо, поросшее лесом и шириной метров в 50, за которым следует спуск в кратер, на дне которого озеро.

Наташа спускается и в этот кратер, я же фотографирую сверху. Возвращаемся к вещам и топаем дальше. У подножия седла стойбище бурят. Никого нет. Путь лежит вдоль границы лавы и леса. Тропа хорошая. Минуем первый лог, подходящий к пади справа, и в районе второго лога встаем на обед. На наше счастье здесь небольшой ручеек. Дров уйма. Готовим чай и лапшу. Где-то с час отдыхаем и продолжаем путь.

У развилки тропы на ур. Тухэрен в долине Жом-Булака встречаем группу бурят. Один взрослый мужчина, двое мальчиков и две девочки. Их интересует один вопрос — есть ли у нас спирт. Готовы обменять на него свежее мясо. Предупреждают, что примерно с полчаса назад они ранили медведя.

Надеемся, что раненый зверь ушел в сторону урочища Тухэрен, и продолжаем путь почти точно на север. В месте развилки долин несколько разрушенных конусов. Здесь же находим несколько вулканических пещер.

В верховьях долины, отходящей от пади Хи-Гол на запад, очень хорошо видно тектоническое нарушение на почти отвесной стене. Слои породы сдвинуты по вертикали относительно друг друга на несколько метров.

Основная тропа уходит в долину Жом-Булака. Наша же местами начинает теряться. В этих случаях стараемся логически решить, где должны были люди проложить путь.

Постепенно лавовое поле становится менее грандиозным. По его краям обширные, чуть заболоченные поляны. Слегка моросит дождик.

Достигаем озера (Харганата), упершись в воду которого, иссяк поток расплавленного камня. Здесь, на каменном мысу, ставим палатку.

И пока Наташа готовит ужин, я обхожу окрестности с фотоаппаратом, уж больно живописен наш бивак. Пористая лава очень хорошо хранит тепло. Костер уже погас, а камень сохраняет жар почти час.

Рядом с лагерем находим лопнувший газовый пузырь. На дне образовавшейся полости — вода. Вообще лавовое поле заканчивается, причудливо переплетаясь мысами и островами с водой озера. Здесь заканчивается падь Хи-Гол. Прямо за озером низенький перевал к ручью Хадарус, впадающему в середине юго-западного берега озера Хара-Нур.

30 июля 1995 г.

озеро Харганата — перевал Хушатэ-Дабан — правый приток р. Урда-Шан

Утро ясное с обилием росы. Снимаем и раскладываем на просушку тент. Как ни стараемся выходить пораньше, вновь отправляемся в путь около часу дня.

Перевальчик порос карликовой березкой. Тропа хорошо видна. Но по мере спуска в сторону Хара-Нура очень выматывают участки заболоченностей.

Вновь карта слегка не соответствует местности. Судя по ней, нам предстоит дойти до большого левого притока (Дабан-Жалга) и далее идти по нему. На деле же тропа, еще не доходя до боковой долины, начинает забираться на склон и по сути дела переваливает через мысок, разделяющий две долины. День тяжелый. Особенно тяжело мне дается подъем по ручью в западном направлении. Тропа то и дело теряется. Приходится ломиться через кусты. Под вечер, когда сил почти нет, решаюсь искупаться. Холодная ванна немного помогает.

Начинаются снежники. Тропы как таковой нет, но и плутать негде. Иди да иди себе в направлении седла.

Седло (перевала Хушатэ-Дабан) плоское. На нем, среди мокрого мха, два озера, разделенные кусочком суши шириной в несколько метров. Но ручейки, вытекающие из этих озер, текут по разным склонам хребта.

На юго-западе от седла внизу большое каровое озеро (Антэ-Нур). С юго-востока к нему обрывается высокая скальная стена. Похоже, она сложена известняками. Валуны на перевале тоже представлены совершенно белым, даже слегка прозрачным известняком.

Сидим, отдыхаем. Неожиданно внимание привлекает какой-то шум со стороны озера. На поверхности видны буруны. Иногда кажется, что виден след чего-то или кого-то плывущего. Минут через десять поверхность успокаивается и вновь становится зеркально гладкой. Бурятское Нэсси?

Солнце почти зашло, и все окрашено в красноватые цвета заката.

Начинаем спуск с перевала, одновременно забирая вправо (севернее) в сторону озера Хара-Нур. Километрах в полутора, у первой полусухой лиственницы (нам нужны дрова), встаем на ночлег.

Рядом несколько крупных воронок явно карстового происхождения, а чуть ниже из-под земли выходит значительный водоток.

День, особенно для меня, был очень трудным. Поэтому как всегда, когда устаю, долго сижу у костра, пью чай, любуюсь окрестностями. Если сразу лечь спать, то к утру полностью не отдохну. А вот так, когда с часок посижу вечером у костра, отдых в сочетании с последующим сном окажется более полноценным.

Небо усыпано звездами. Спать ложимся около полуночи.

31 июля 1995 г.

правый приток р. Урда-Шан — озеро Хара-Нур

Утро солнечное, ясное. Завтракаем. Прямо за палаткой видим продолжение тропы, почти потерянной вчера. Начинаем спуск (схема).

Долина имеет очень маленький уклон, но затем, когда из царства карликовой березки вступаем в зону леса, уклон резко увеличивается. Вновь висячая долина, крутым уступом обрывающаяся в главную долину. Обусловлено это либо "недавним" тектоническим поднятием массива, либо, учитывая то, что главная долина с крутыми бортами и широким выравненым дном, можно предположить, что ранее более пологие борта главной долины были срезаны ледником. В таком случае главная долина, в которую нам предстоит спускаться — реликтовый трог.

Вероятно, ледниковая версия более близка к истине, так как на днище главной долины имеются холмы, сложенные аллювием, которые можно считать водно-ледниковыми отложениями.

В лесу тропа то и дело теряется. Во время одной из таких потерь в зарослях натыкаемся на кости лося. Фотографируемся с огромным черепом и продолжаем спуск. В один из просветов видим водную гладь озера Хара-Нур.

У перехода склона к пологому дну долины вновь выходим на отличную тропу и место бивака у маленького ручейка. Лес редеет и заканчивается.

Дно долины поросло карликовой березкой и мхом. Тропа вновь теряется. Но это не беда. Березка маленькая, а общее направление движения хорошо просматривается.

Не доходя метров 300 до речки (Урда-Шан), бросаем мешки и отдыхаем.

Внимание привлекает шум падающей воды. Осматриваемся и видим, что на уступе висячей долины, той самой, по которой лежал наш путь, ручей, на котором мы ночевали, обрывается солидным водопадом.

Решаем сходить пофотографировать. Подъем слегка осложнен заросшим мхом курумником. Но, тем не менее, доходим до водопада сравнительно легко и сравнительно быстро. Русло ручья пропилило в базальтах узкий каньон глубиной 30-40 метров. По дну каньона с уступа на уступ падает вода. Величина некоторых уступов достигает 15-20 метровой высоты.

Делаем несколько фотографий и начинаем спуск к рюкзакам.

По пути просматриваем противоположный берег долины, в которую спускаемся. Над северо-западной оконечностью озера Хара-Нур возвышается красивая двуглавая вершина, явно сложенная известняками. Решаем, что после устройства лагеря на озере обязательно сходим туда.

Доходим до рюкзаков, берем их и вброд переходим на левый берег реки Урда-Шан. Глубина по колено. На дне белоснежная известняковая галька.

На левом берегу вновь находим тропу. Поднимаемся на моренную гривку, почти перпендикулярную оси долины. Здесь, разрезавшая ее река обнажила большие валуны. Спокойный водоток неожиданно прервался сложной шиверой. Так как нам сплав еще предстоит, с интересом просматриваем препятствие, думаем, как бы мы его проходили.

Озеро Хара-Нур в плане напоминает сапог. Самим образованием оно обязано все тем же вулканам пади Хи-Гол.

Лавовый поток, спустившись в урочище Тухэрен в долину Жом-Булака, перегородил его истоки и создал озеро. "Голенище сапога" ориентировано от урочища Тухэрен на северо-запад и тянется на 7,8 километра при средней ширине от 700 до 1000 метров.

"Носок сапога" — это подтопленная часть долины, по которой мы сейчас идем и направлен на юго-восток. "Пятка" же направлена на северо-северо-восток, заполнив часть долинки, по которой мы поднимемся к гребню Большого Саяна и, пересекая его, выйдем к истокам Додота. Протяженность озера от "носка" до "пятки" составляет примерно 3,4 километра, а ширина — 500-600 метров.

У залива "Носок сапога" тропа перегорожена остатками забора. Видимо, граница чьих-то пастбищ. Вода в озере явно пребывает, так как местами наша тропа, идущая почти у уреза, скрывается под водой, рядом с берегом затопленные кусты.

Место для лагеря стараемся выбрать таким, чтобы, во-первых, оно было рядом с водой и дровами, а во-вторых, чтобы огонь костра не был бы далеко виден.

Такое место находим около 3-х часов дня. Расчищаем место для палатки, готовим обед, и пока тепло, устраиваем банный день. Моемся в озере. Благо, вода теплая, а гнус не слишком надоедает. Зато вокруг собирается превеликое множество мальков хариуса, пробующих наши ноги на вкус.

После мытья и стирки я начинаю заниматься ужином, Наташка же отправляется рыбачить. Ближе к вечеру где-то совсем рядом гремит гроза. Но сильного дождя нет, хотя склоны горы 2357 к юго-востоку от нас скрыты завесой сильнейшего ливня. Небольшая морось. Зато часом позже эта морось подсвечивается спустившимся ниже облаков солнцем и над озером в сочетании с эффектом Зеленого луча встает несколько радуг.

Зайку посещает удача, и она с криками несется в лагерь с огромным хариусом в руках. Зажариваем рыбину и ужинаем. Заодно пожинаю и горькие плоды рыбалки — в манной каше нахожу рыболовный крючок.

Вечереет. Вода в озере становится зеркально спокойной.

Ветер стихает. Тают последние облака и высыпают звезды.

В полной темноте ложимся спать. Уже засыпаем, когда недалеко от лагеря падает сухое дерево. То ли зверь бродит, толи время упасть ему пришло.

Далее (Описание района озера Хара-Нур)