Маршрут: радиальный выход от озера Хара-Нур

Справочные сведения об окрестностях озера Хара-Нур — гигантский ревень — встреча с маралом — на вершине — спуск в лагерь.

Итак, 1 августа 1995 г. мы посвятим прогулке в окрестностях озера Хара-Нур.

Долина, в которой расположено озеро Хара-Нур, — это верховья троговой долины Жомбулак. Этим обусловлены высокие и достаточно крутые его берега. По левому берегу долины идет магистральная конная тропа "межреспубликанского значения", соединяющая верховья бассейна Оки с бассейном Додота. Согласно зарамочным надписям карт, она ведет от Шаснура на Алыгджер и на тувинские стойбища в долине Хамсары.

Урез озера составляет около 1650 метров. Окружающие вершины поднимаются на высоту более 2000-2500 метров. Повсеместно вершины поднимаются выше зоны леса. Северо-западная часть озера окаймляется главным хребтом Большого Саяна.

В спелеоотношении интерес представляют массивы, расположенные к западу и юго-западу от озера. Здесь повсеместно встречаются выходы известняков. На платообразных водоразделах имеются воронки. А в бортах троговых долин ледником вскрыты горизонтальные, как правило, восходящие пещерные ходы.

Утро ясное и теплое, и после неспешного завтрака — дневка, как ни как, отправляемся на покорение двуглавой известняковой вершины, замеченной нами вчера.

Почти сразу за лагерем пересекаем речушку. Переправа проходит по толстенному бревну. Поражают огромнейшие по величине отдельных растений заросли ревеня.

Идем без тропы. По-прежнему главное препятствие — заросшие высоким мхом курумники. Ставишь ногу и не знаешь, что под ковром мха: пустота или надежный камень. Главное подспорье — наши посохи.

Когда выходим из зоны леса, начинается сильный ветер, и в отдалении собираются грозовые тучи. Тем не менее, успешно выходим на вершину. Под ногами сильно раскарстованый известняк. На вершине из плоских камней сложено обо. Думается, что это именно обо, а не тур.

Оборачиваюсь, и вижу, что Наташка делает мне какие-то знаки. И тут же в полуметре ниже ее вижу голову маралухи с большими лопоухими ушами. Ветер дует от нее на нас, и она нас не слышит и не чует. Выхватываю фотоаппарат. Боковым зрением олень замечает мое движение и вскакивает. Все же успеваю сделать два снимка. Потом, смеясь, говорю Наташе, что надо было прыгать на маралуху верхом и скакать, держась за уши.

Ветер все усиливается, и мы начинаем спуск.

Возвращение в лагерь проходит размеренно и без приключений. Оставшуюся часть дня и вечера отдыхаем. Наташа еще раз перебирает продукты.

Далее (Описание участка маршрута от озера Хара-Нур до начала сплава по реке Додот)