Маршрут: озеро Хара-Нур — река Додот

Вдоль озера — обед и купание — на перевал — ледниковый рельеф — туман — ошибочный путь — брод — в долине Додота.

озеро Хара-Нур — р. Дэдэ-Ишхэ

День следующий: 2 августа 1995 г. Пытаемся встать пораньше. Удается это плоховато. Накануне, как и всегда, хотелось посидеть у костра, поговорить в палатке. Тем не менее, часиков в 11 выходим.

Еще чувствуется в лесу утренняя свежесть, и не полностью высохла роса. Тропа отходит от озера и поднимается на террасу, которая выше уреза метров эдак на двести. С одной стороны, не очень приятно набирать высоту, с другой стороны, зря люди в гору не пойдут, наверное, тропа обходит какие-то препятствия. Во всяком случае, лишь каждое третье поле курумников мы вынуждены пересечь, остальные же попросту обходим сверху.

Но в конце концов тропа теряется, и срабатывает инстинкт, требующий идти кратчайшим путем — мы вновь спускаемся к озеру.

К воде вышли в районе "пятки". Места очень красивые: заливы, многочисленные поросшие кедрачем острова. Живописно, хотя и нет того простора чистой воды, который был в районе нашей дневки.

Почти в конце озера останавливаемся на обед. Пользуясь жаркой погодой, купаюсь. А после перекуса начинаем плавный, едва заметный подъем от озера к перевалу.

Сразу же выходим на магистральную тропу. Ландшафт очень своеобразен: заболоченные котловины, озера, гривки с разлапистыми кедрами. Тропа в основном идет по наиболее высоким местам.

На одном из озер фотографирую с телевиком уток.

Погода портится. Начинается гроза, которую мы удачно пережидаем под кронами кедров на небольшой гривке. Дождь сильнейший, однако, мы почти сухие. Но вечереет, поэтому не дожидаясь окончания дождя, трогаемся в путь.

Перевальное седло сглаженное и незаметное. Как-то вдруг просто чувствуешь, что начинается не пологий подъем, а почти незаметный спуск.

Выровненное перевальное плато заболочено. Хотя идет дождь, тропа не сильно раскисла. На болоте, метрах эдак в 30-40 впереди видим пасущегося оленя. Он нас замечает почти тогда же когда и мы его, однако настолько удивлен, что в его владениях появились люди, что убегает лишь секунд через десять.

Постепенно от заболоченного перевала вновь попадаем в зону ландшафта моренных отложений, озер и холмов, сложенных аллювием талых ледниковых вод. Местами, по гривкам, старая гарь. Тропа читается легко.

На высокой, заросшей ягелем террасе первого правого притока Додота (р. Дэдэ-Ишхэ) находим следы старого кострища. Спускаемся к притоку и форсируем его в брод. Ширина — метров 20, глубина — по середину голени.

После дождя опускается густой туман. Все мокрое, холодное. Вокруг кочка на кочке. Тропа теряется. Однако удается метрах в 100 от брода найти место для палатки. Место маленькое и уютное. Стоим почти на границе леса. Мы в долине, в лесу, где вместо травы карликовая березка. А чуть выше на склонах уже только мох да камень.

Несмотря на дождь, туман и сырость, удается найти изумительные дрова — толстые ветви упавшего кедра, сухие и легко ломающиеся от удара обухом топора. Разводим костер и устраиваем просушку.

Уже в темноте Наташа снимает линзы.

Все затянуто туманом. Спится хорошо и очень спокойно.

3 августа 1995 г.

р. Дэдэ-Ишхэ — р. Додот

Встаем рано. Светит солнышко. Легко находим потерянную накануне тропу и после завтрака отправляемся в путь.

Тропа великолепная, но настораживает тот факт, что перед вторым правым притоком (р. Додо-Ишхэ) она начинает забирать круто к востоку и подниматься на склон. По карте можно предположить, что это тропа к верховьям Ии, но там она показана на противоположной стороне притока. Сперва надеемся, что тропа просто обходит какое-то препятствие, но затем резонно предполагаем, что всяко короче будет спуститься к реке и перебродить, чем делать крюк. И так по моим подсчетам мы сделали лишних километра 3.

По заросшему курумнику спускаемся к реке. Река бурная. Сделав маленькую разведку, находим место, приемлемое для брода. Вероятно, тропа вела к более легкой переправе.

Течение очень сильное. Неглубоко, однако с трудом удерживаемся на ногах. Бродим в тени камней. Сперва я переношу рюкзак, затем возвращаюсь за фотоаппаратами. Налегке идти гораздо труднее. Сила воды буквально выносит ноги.

Выходим на тропу и по ней топаем в сторону Додота. Вновь лишние 2-3 километра. Наконец впереди широкая солнечная долина с карликовой березкой и небольшими островками лиственницы.

Магистральная тропа идет вдали от русла Додота. Иногда так далеко (в 1-1,5 километрах), что мы пытаемся искать береговую тропу. Она, как правило, есть, но гораздо хуже, чем магистральная.

У третьего брода встаем на обед. В принципе, можно плыть, но Додот распадается иногда на мелкие протоки. Решаем еще пройти. Жарко, уйма мошки. Идти тяжело. Особенно в те моменты, когда теряется тропа и приходится топать напрямик через метровой глубины подушки мха и карликовую березку.

Изрядно вымотавшись, решаем вставать и назавтра строить катамаран.

Место для ночлега получается сухое, просторное, но уж больно видимое со всех сторон. Решаем не обращать на это внимание и ставить палатку.

Пока Наташа занимается ужином, делаю небольшую разведку. Мы стоим метрах в 50 от магистральной тропы. Хорошая лиственница для постройки катамарана есть.

В сумерках мошка исчезает. Вот и закончился главный пеший переход.

Далее (Описание сплава по реке Додот)