Постройка катамарана — через мели — среди торфяных болот — маралы и косули — ночлег на краю трясины — избушка напротив озер Узун-Балык-Холь — через шиверы и пороги — вынужденная дневка — окончание сплава.

Наконец-то сегодня, 4 августа 1995 года, завершится пеший переход и начнется сплав!

С утра, пока Наташка стряпает, я отправляюсь рубить лиственницы для постройки катамарана. То ли сказались пешие переходы, то ли просто самочувствие неважное, но работаю очень медленно. Но у любой работы есть как начало, так и конец, и, в конце концов, притаскиваю к костру полуошкуреные стволы. Наташа подключается к их остругиванию.

Много неприятностей доставляют комары и мошки. Действуют они поочередно. Когда есть комары, мошек нет, и наоборот. Но дым их все ж отпугивает.

И работа худо-бедно движется. Катамаран делаем узким, учтя прошлогодний опыт, много внимания уделяем клапанам. Духота стоит жуткая.

На обед пробуем израильский луковый суп и шоколад. Получается совсем не плохо. Малокаллорийность одного добавляется питательностью другого.

После обеда накачиваем гондолы и сворачиваем лагерь.

Не зря целый день стояла жара и духота. Чувствовалось, что будет гроза. И мы не ошиблись. Поэтому с началом сплава пришлось погодить.

Сидим под дождем, накрывшись полиэтиленом. Катамаран зачален возле берега. Наконец дождь прекращается, и начинаем загрузку. Из-за того, что накачивали гондолы на жаре, после пребывания в холодной воде они изрядно приспустили.

Смотрим на часы. Время 18-30. Отплываем, и тут же зачаливаемся на галечном мысу, на противоположном берегу, дабы поддуть баллоны.

До чего же хорошо плыть. Додот достаточно глубок. Скорость километров 6-7 в час. Гребем только для того, что бы оставаться на самой стремнине.

Но примерно через 3 километра лафа кончается. Река разливается, разбивается на множество водотоков. В русле уйма камней. Длинная нудная шивера. Метров 400 буквально протаскиваем наше судно. После дневной жары и дождя вода кажется особенно холодной. Надеемся, что завтра, после впадения трех притоков, плыть станет легче.

На ночлег встаем около 20 часов, в группе елей на излучине. Вечер очень холодный. Ясно. Над болотами полосами ложится туман. Наталья безуспешно пытается рыбачить.

5 августа 1995 г.

Река потихоньку расширяется. Перед впадением большого левого притока вновь шивера. Затем река входит в огромное торфяное болото. На севере время от времени видны скалистые массивы Дургомжинских гольцов.

Течения почти нет. Вода глубокая и черная. Обилие непуганых оленей. Удается сделать несколько фотографий.

В месте, где слева ближе к воде подходят горки, нас облаял косуль.

Болото и болото. Время идет, а найти что-нибудь приемлемое для лагеря не удается. Зачаливаем то на одно берегу, то на другом, но всюду кочки и вода. Наконец находим огромный торфяной холм на краю трясины. Здесь и разбиваем лагерь.

Надеемся, что вчерашний дождь достаточно промочил торф и костер развести достаточно безопасно. Тем более что огонь зажигаем на старом кострище.

Очень спокойная ночевка, благодаря тому, что подойти к нам ни с какой стороны совершенно не возможно.

6 августа 1995 г.

Утром балуемся кофейком и отплываем. Река по-прежнему петляет по болоту, но перед горкой, что на правом берегу, напротив озера Узун-Балык-Холь, неожиданно влетаем в шиверу. На одном из валов окатывает с головой.

У окончания шиверы на правом берегу охотничья избушка.

Здесь выходим на берег, дабы слегка разведать путь. Здесь на участке 2-3 километров река промыла путь в холмах древних морен. Почти непрерывные шиверы. Явно выделяются три слива. На одном из них река стискивается берегами до 10 метров. За сливом стоячие валы высотой метра в полтора.

Затем следует неприятный участок с огромными валунами в русле. Вроде бы и не очень сложно, но достаточно опасно.

Идем с разведкой. Достаточно сложный слалом.

И все-таки плыть среди камней лучше, чем среди мелей. Но за участками порогов следует расширение долины. Додот разбивается на протоки. Начинается дождь. Пристаем пообедать.

Под старой лиственницей достаточно сухо. А когда над костром натягиваем тент, становится совсем уютно. Окончание обеда совпадает с уменьшением дождя. И под редкими каплями мы отплываем.

Дождь то прекращается вовсе, то начинает лить с новой силой. Додот входит в узкую часть своей долины. Болота закончились. Но закончились и глубокие участки. Несколько раз приходится выпрыгивать в воду.

В сумерках входим в сильную шиверу и в небольшом улове чалимся у высокого левого берега. По-прежнему все заросло карликовой березкой, но днем встретились первые рослые, настоящие березы.

Ставим лагерь. Валим сушины и разводим большой костер. Над палаткой натягиваем тент с большим тамбуром.

Ночью вновь то и дело идет дождь.

7 августа 1995 г.

Перед рассветом дождь усиливается. Все затягивается то ли туманом, то ли низкими облаками. Красиво, но очень сыро.

Завтракаем и заваливаемся спать. Обедаем, не выходя из палатки, а вечером дождь на время прекращается, и мы долго сидим у костра.

Около ручейка находим очень интересные цветы и фотографируем их. При ближайшем рассмотрении цветы оказываются хорошо известным кипреем, но особой, угнетенной тундровой формой. Вместо метелки соцветия на каждом стебле лишь один-два цветка.

Первый день, целиком потерянный из-за дождя.

8 августа 1995 г.

Утро пасмурное, но без дождя. Разведываем окончание шиверы, которая метров на 300 тянется ниже места ночевки. Мерзко!

Придется почти сто метров тащить катамаран. Слава богу, что не придется разгружать и проносить посуху. Обойдемся проводкой.

Лезем в воду. Тянем, толкаем, местами гребем и вновь тянем и толкаем.

За шиверами идут долгие и нудные меандры. Река широкая и глубокая. Течения почти нет.

Достаточно точно определяемся по карте. Около 14 часов зачаливаемся. Здесь вновь начнется пеший этап нашей одиссеи.

Место для палатки находим не сразу. Но, в конце концов, выбранная площадка достаточно удобна и укромна. Разбираем и раскладываем для просушки катамаран.

Наташа готовит ужин, а я иду на поиски тропы через перевал. Примерно в полукилометре от лагеря выхожу на магистральную тропу вдоль Додота. Затем подбираю место, где спрячем груз, и начинаю подъем к перевалу. Вновь холмы моренных и водно-ледниковых отложений чередуются с множеством озер, заполнивших котловины между холмами. Нахожу тропу, ведущую в сторону Кара-Бурени и, маркируя ее, возвращаюсь на магистральную тропу и в лагерь.

Забираю Наташу, и идем за шишками. Набираем полный пакет. Шишки не совсем спелые, но вполне съедобные.

Далее (Описание радиального выхода на Додотские водопады)