Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

М.Н. Мельхеев

Шабарта, Шабартуй — так называются некоторые бур. улусы (от слов шабар — грязь; шабарта — грязный), расположенные вблизи заболоченных земель или за болотами, куда подходы затруднены. В прошлом бур. ул. Шабарта близ с. Голумети Ирк.обл. — теперь русское село Грязнуха. Этот монгольского происхождения топоним распространился, в районы Средней Азии: В. Бартольд, касаясь похода Тимура, упоминает в Семиречье местность Шабарты. Есть ур. Шабарты к северу от оз. Зайсан. Бур. суффикс -та в этом названии у народов Средней Азии изменился в -ты, в том же значении прилагательного.

Шалоты, Шалот, Шулута, с., ур., в Аларском р-не, Шелотый, Ольхонский р-н, Шулутый, хр., Восточный Саян и т. п. — все эти названия происходят от бур слова шулуун — "камень", шулуута — "каменистый"; улусы эти расположены вблизи каменистых обнажений у скал. Правильная транскрипция будет Шулутый.

Шаман, Шаманка, Шаманова, ур., н. п. во многих р-нах — от эвенк. саман, шаман — "колдун", "знахарь", "жрец", "идолопоклонник". В этих местах раньше жили буряты-шаманисты, поэтому русские стали назвать эти места шаманскими. Слово шаман эвенкийское, распространенное русскими на все молебственные "священные" места нерусских жителей Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Шаманский камень, у истока р. Ангары Шаманский мыс на Байкале, Шаманский порог на Ангаре и другие — это наиболее примечательные в природе места, где прежде проводились молитвенные обряды у бурят-шаманистов. Шаманисты для своих обрядов также выбирали чистые, красивые сосновые или березовые рощи, живописные, высокие берега рек или озер. Все эти места у них считались священными, неприкосновенными, заповедными, а у неверующих презрительно назывались шаманскими (см. Шаман).

Шанай, с., Тулунский р-н — здесь, в излучине р. Ия, находился бурятский улус, названный от бур. шана — "лука", "излучина", "изгиб реки". В 1948 г. в нем жило две семьи бурят.

Шапшалантуй, с., Аларский р-н — в переводе с бур. значит "сенокосный", "сенокосное место".

Шарагол, Шарагул, сс. в Заларинском, Аларском и Кяхт. р-нах, Шерагул, с., Тулунский р-н от бур. слов шара — желтый, гол — река, долина, падь; "желтая падь". Здесь имеются обнажения горных пород желтоватого цвета. Есть село в Тулун. р-не Ирк. обл. — Шарагол, название его неправильно транскрибировано: Шерагул.

Шаралдай, ул. в Бохан. и Мухор-Шиб.р-нах — по имени бур. рода шаралдай булагатского племени. По родословной бурят, после Шаралдая прошло около 12-13 поколений.

Шаранут, Алар. р-н — по имени личности Шара, шаранут — множественное число. Во время междоусобиц Шара сбежал из Монголии в Аларь и дал начало шаранутскому роду. По народной легенде этимологию Шара выводят от масти сивого коня — шарга. В действительности имя личности, следовательно и рода, происходит от монг. слова сарашара — желтый, рыжий. Наименование по цветам свойственно бурятской ономастике и этнонимии: см. "Сэгэнут", "Харанут" (Румянцев. 1961. С.127).

Шара-Тогот, ур., с., Ольхонский р-н — село получило название от долинного низменного лугового урочища, которое в первой половине лета бывает сплошь покрыто желтым ковром цветов из лютиковых растений, — по-бур. шара-тоhод, т. е. "место с желто-намасленными цветами".

Шеберта, с., Нижнеудинский р-н — по-бур. шэбэр — "чаща", "густая заросль".

Шелехов, г., Иркутский р-н — в честь Г.И. Шелехова (1747 — 1795), иркутского купца-предпринимателя, известного путешественника-мореплавателя, исследователя Аляски и Алеутских островов, основателя постоянного поселения на о. Кадьяк в 1784 г. и в других местах Русской Америки.

Шестаково, пос., Нижнеилимский р-н — по имени рудознатца Шесташки Коршунова (см. Коршуниха).

Шиткино, пос., Тайшетский р-н — кот. слово шет ("вода", "река") превратилось в шит и отсюда Шитка — речка, Шиткино — село.

Шошолок, Тунк. р-н — по имени предка бурят кости шошоолог; как указывается в родословной бурят этого рода, Шошоолог является одним из пяти сыновей Туглака булагатского племени. Тункинские буряты говорят: мы "ерэн юпэн шошоологойбди", т.е. из 99 шошолоков. С.П. Балдаев род шошоолог рассматривает как присоединившийся к булагатам (1961. С. 130).

Шунта, ул., Боханский р-н, Шунтой, ур., Аларский р-н — от бур. слова шэhэhэн — "лиственница", шэнэhэтэ — "лиственничный". В настоящее время лиственничного леса здесь нет; всюду поля и березовые перелески.

Шэбэрта, от бур. шэбэр — чаща, густой заболоченный лес. Географические названия от этого термина широко распространены и транслируются разлито. Шибэртэй в Закам. р-не, Шеберта, Шибертуй в Нижнеуд. р-не Ирк. обл., Шибир, Мухор-Шибирь, Хара-Шибирь, Чивыркуй и т.д. Правильная транскрипция — Шэбэрта, Шэбэртуй.

Шэбэтуй, м., селение, Ольхонский р-н — от бур. шэбээ — "плетень", "изгородь", "частокол". Этот скалистый, неприступный со стороны воды (Байкала) мыс был отгорожен от суши каменной стеной — шэбээ. Такие каменные оборонительные укрепления часто встречаются на западном побережье Байкала (на о. Ольхон, в районе с. Байкальского и других местах). Стены сложены из плиточного камня (без сцементирующей связки), имеют высоту до трех, длину в несколько сотен метров. Полагают, что эти сооружения были созданы древними племенами — тюрко-курыканами, обитавшими в Прибайкалье еще до формирования бурятского народа. В настоящее время от этих стен остались лишь руины.

Шэбэтуй — от бур. шэбээ — плетень, непроницаемая изгородь, каменная стена. Топонимы, образованные от этой основы, распространены на большом пространстве. Их много по зап. побережью Байкала: Шибэтуй, г. у с. Еланцы, на которой была каменная стена, Шибэтуй, Хоргэн-Шибэтэ, мысы и сохранившиеся каменные оборонительные стены на о. Ольхон, в районе с. Байкальского и других местах на побережье Байкала Эти стены сооружались на высоком, скалистом неприступном (с трех сторон вода) мысу, имеющем узкое соединение с сушей. Стены, отгораживающие мыс от материка, сложены из типичного камня (без цементирующей связки), высотою до трех, длиною в несколько сотен метров. Полагают, что эти сооружения были созданы древними племенами — тюрко-курыканами, обитавшими в Прибайкалье еще до формирования бурятского народа. В настоящее время от этих стен остались лишь руины. Встречаются названия: Цаган-Шибэту, хр. на западе Тувинской АССР, Шибеты, ур., с. в долине р. Уды у устья р. Ашинги, где до недавнего времени сохранялись остатки оборонительной стены.


Далее (Названия на "Э")


Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную