От Усть-Илимска до Иркутска доехали на поезде. Из Иркутска на рейсовом автобусе добрались до курорта Нилова Пустынь. В Ниловке, пока Коля пытался отправить телеграмму, к нам подошли буряты, предложили за три бутылки водки подвезти ближе к горам. Мы не спешили соглашаться, тем более столько водки у нас не было. Когда мы уже выходили из поселка, нас догнал «газончик» с русским водителем и предложил подвезти за ОДНУ бутылку водки. Поехали по дороге на Хойтогол, потом свернули по полевой дороге в сторону хребтов, дальше по лесной дороге, пока «газон» не застрял в яме. Выгружаем рюкзаки, помогаем водиле выбраться из ямы, отдаем бутылку водки. За такую доставку, можно было и больше. Располагаемся на ближайшей полянке. Тепло – около ноля. Решили печку не топить.

27 февраля 1992

Ночью поднялся ветер и к утру приморозило. Идем по старым лесовозным дорогам в сторону гор. Постепенно уклон возрастает. Поднялись на небольшую сопку. Хорошо видны долины рек: Хургуты и Хаюрта. На правом (по ходу) склоне долины Хаюрты выходы скал-останцев. Через полтора часа хода от сопки, вышли на речку. Если мы правильно сориентировались, это Хаюрта. Заход на нужную речку из Тункинской долины, довольно сложен. Долины похожи друг на друга как родные сестры. Часто группы туристов уходят по соседней реке и приходиться брать совсем не тот перевал, какой хотели или возвращаться обратно. Спрашивать у местного населения бесполезно – правильно не скажут. Надо полагаться только на свое умение ориентироваться. После обеда заходим в каньон. Два замерзших водопада. Первый, трехметровый обходим справа по скалам. Второй восьмиметровый можно обойти слева, по крутому каменистому склону. Внутри ледовой колонны видно как течет вода. Интересное зрелище. Мужикам захотелось взять водопад «в лоб», поработать с веревкой. Володя Худоногов залез наверх слева по скалам и скинул веревку. По веревке поняли рюкзаки и сами поднялись. Дальше идем по льду. Долина узкая. Берега крутые каменистые, поросшие мхом. Заросли ольхи. Справа встречаются небольшие террасы. Постепенно каньон сужается, прошли несколько водопадов высотой 1.5-2 метра. Лыжи еще не одевали, мало снега. На ночевку остановились на террасе справа. Хорошее место для стоянки. Много дров. Есть вода. Видны гольцы.

28 февраля 1992

Через час после выхода подошли к большой наледи. Дальше идем в кошках. У нас не хватает одной пары кошек. Приходиться делить одну пару на двоих. На одну ногу одеваю носок, а на другую пятку от кошки. Неудобно, но что делать – наледь достаточно крутая. К одиннадцати часам подошли к левому притоку Хаюрты. Приток обрывается ледопадом. Здесь заканчиваются последние деревья. Выше только верблюжья колючка. Обедали перед двадцатиметровым скальным взлетом.
Вид на перевал Панкова со стороны Хаюрты
На дрова пошли сухие веточки верблюжьей колючки. После крутого подъема встали на лыжи. Снега мало.

Дошли почти до вершины долины. Справа предперевальный взлет. Подъем по мелкой осыпи. Наверху виден перевал – плавное понижение в хребте. Подъем по осыпи средней величины. Где же перевал Круговой? Непонятно. В 17-30 на перевале Осенний (1Б). Это поняли из записки найденной в туре.

Записка в туре, по-видимому, была оставлена группой, перепутавшей перевалы. На самом деле это перевал Панкова, 2а

Примечание В. Петухина

На широкой седловине перевала можно поставить палатку, но Коля решил спускаться по крутым скалам на ночь глядя. Видимо захотелось экстрима, и он его получил.
Вид на Архат с перевала Панкова
В 18-00 начали спуск в сторону Архата. У нас веревка 40 метров. По очереди спускаемся по наклонной полочке. Последний идет Коля. Страхую его через камень. На мой вопрос:

- Где наши скальные крючья?

- Коля их не взял. Сказал лишний груз, – мрачно ответил Серега.

Становится как-то грустно. На узкой полочке всем не хватает места. Двое спускаются ниже еще на одну веревку и принимают рюкзаки и лыжи. Наступает темнота. Луны нет, хорошо хоть звезды немного светят. Со второго места сбора страховать Колю практически невозможно – нет подходящего выступа. Остается только надеяться, что не сорвется. Бросаем еще одну веревку. Спускается Володя Худоногов. Веревки не хватило, пришлось привязать метров двадцать репшнура. Только-только хватило до снежного склона. Следом спускаемся мы с Серегой. Последние метров двадцать почти отвесные. В снегу вытаптываем полочку, ждем прибытия рюкзаков. Наверху какая-то заминка. Вязанка наших лыж постоянно застревает в камнях. Хорошо бы иметь для таких спусков большой чехол. На помощь вверх уполз Худоногов. Мы с Серегой постепенно замерзаем, топчемся на полочке. Серега с уверенностью заявил, что до утра нам не спуститься. Стоим, тихонько ругаем Колю. Сверху доносятся крики наших соратников. Что-то там не ладится. Снизу дует легкий противный ветерок. Продолжительное время ничего на нашей полочке не происходит. От нечего делать кидаю снежные комочки вниз – комочки бесшумно исчезают во тьме. Вдруг слышим, как что-то или кто-то летит по скалам и втыкается в снег. Спешим на помощь – оказался рюкзак. Начал прибывать наш багаж. После полуночи собрались вместе под скальной стеной. Дальше вниз – крутой снежный склон. Еще два раза навешивали веревку на ледоруб вбитый в склон.

Остановились в три часа ночи, у выхода камней. Здесь относительно безопасно. В снежном склоне вырубили площадку. Поставили палатку. На сухом горючем натопили воды, перекусили, выпили по «винту» спирта. «Винт» — это крышечка от солдатской фляжки. Большие дозы алкоголя в таких ситуациях опасны!

29 февраля 1992

Вид на перевал Панкова со стороны Архата

Проспали до десяти утра. Спускаемся по снежному склону с выходами камней. У подножия склона одели лыжи. Дальше спуск на лыжах. Слалом с тяжелыми рюкзаками плохо получается – частенько падаем. Оглядываюсь на перевал Осенний — выглядит внушительно. Остановились перекусить напротив перевала Поиск (1А). На снегу видны старые следы людей – похоже брали перевал. До озер доехали на лыжах. У левого притока начинается лес. Обедаем. После обеда идем по речке. Наледи. Перед левым вторым притоком начинается каньон. Крутая наледь. Одеваем кошки. Последний участок каньона обошли верхом — по льду идет вода. Ночуем на стрелке Архата и Баром-Гола. Подсчитываем убытки: Коля потерял фотоаппарат и сломал лыжную палку, Березин подморозил пальцы на ногах, почти все начали кашлять.

1 марта 1992

Идем на лыжах, по-над каньоном. Спускаемся на речку Ара-Хубуты. Идем по льду. Местами приходиться одевать кошки. Возле устья Зун-Гола делаем перекус с горячим какао. В камнях оставляем солидную часть продуктов. От Зун-Гола начинаем кольцо на 6-7 дней. Рюкзаки заметно полегчали, теперь увереннее чувствую себя на лыжах. Быстро катимся по Ара-Хубуты. Встречаются мокрые наледи. Река течет в каньоне. Перед стрелкой Ара-Хубуты и Ара-Ошея, ширина каньона 8-10 метров. На чистом льду здорово разгоняет — есть реальная опасность въехать в каменную стену. Высота скальных стен до 100 метров.

Обедаем на стрелке. Какая-то группа лыжников напилила дров из сырой лиственницы – видимо приняли за сушину. Лиственница на зиму сбрасывает хвою и становится похожа на сухостой. Помучились ребята – пилить листвяк не просто.

Вид на долину притока Ара-Ошея, ведущего на перевал Проходной
После обеда выходим вверх по Ара-Ошею. Через пятнадцать минут хода упираемся в водопад. Открытая вода. Обходим слева по тропе. После каньона долина реки расширяется. Много промоин. Подошли к притоку (справа по ходу) ведущему на перевал Проходной. Меня начинает морозить и колотить — видимо сегодня переломный день. Тяжко. Мужики ушли вперед, надо догонять. Подъем к перевалу идет по руслу ручья. В сужении – наледь. Можно обойти берегом. После наледи можно идти на лыжах. Широкая долина ручья. Под перевалом хорошее место для стоянки. Перевальный взлет около 30 метров. В 19-00 поднялись на перевал Проходной (Жалга). Сняли записку туристов г. Ухта. Широкая седловина. Подъем и спуск с перевала на лыжах. Уже в темноте спускаемся с перевала к Жалге. С трудом пристраиваем палатку на крутом склоне. Эх, надо было ночевать по перевалом, на удобной площадке.

2 марта 1992

Лед на Жалге покрыт тонким слоем снега.
На Китое
Быстро катимся вниз. Через час выезжаем на Китой. Ниже устья Жалги неплохая стоянка. Два часа идем по Китою. Нам надо найти заход к перевалу Сложный. Карта-схема не позволяет точно сориентироваться. Это такая карта, где вершины обозначены треугольниками, а хребты полосками. Никаких горизонталей, в лучшем случае обозначена высота вершин. Надо иметь изрядный опыт, чтобы правильно сориентироваться по такой карте. Находим, как нам кажется нужный ручей. Начинаем подъем по сухому руслу. Круто. Прошли два каньонных участка забитых большими валунами. На ночлег остановились на небольшой площадке у скалы по правому (по ходу) борту долины. Воды нет. Хороших дров немного. Сухостой стоит высоко от стоянки. Выше по руслу мест для стоянок нет.

3 марта 1992
На склоне над Китоем

Идем вверх по узкой долине сухого ручья.
Вид на гребень между Китоем и Ара-Ошеем со стороны Китойских Гольцов
Проходим несколько лавинных конусов. Справа и слева лавиноопасные кулуары. Неприятное место. Если сверху вылетит лавина, убежать не успеем. По очереди проходим опасные места. Направление подъема – правее вершины со снежным карнизом. Чем выше мы поднимаемся, тем больше закрадываются сомнения в выбранном пути. Уже поднялись выше многих вершин. Саяны как на ладони. На юго-западе видна мощная каменная стена. Проходим несколько коротких крутых участков. Обходимся без страховки. Крутой каменистый склон прорезают кулуары со следами лавин.
На перемычке перевала, соединяющего два притока Китоя

Поднялись на перевал.
Вид назад на пройденный перевал
Перевал – это второе понижение в хребте справа от вершины.
Под вершиной 2987
Тура нет. Какой это перевал и куда ведет, мы не знаем. Спустились на перемычку. Отсюда виден дальнейший путь вниз. Спуск по скальному гребешку между камней. Лавиноопасные склоны. До ручья спускались два часа. Вверх по долине виден неизвестный перевал. Ручей спускается к Китою. Перевала на Горлык-Гол нет или мы его не нашли.

Ночуем на удобной площадке на границе леса. Дальше до Китоя удобных стоянок нет.

Надо сказать, что на многие, заявленные нами перевалы нет никакой информации, кроме крестика на карте. Наш руководитель не удосужился собрать сведения о перевалах. Сказал, что сможет залезть на любую стену. Уже позже я узнал, что перевал Сложный (1Б), зимой повышенно лавиноопасный. Может это и хорошо, что мы его не нашли?

Вечером разгораются дебаты. Каждый высказал свое мнение. Мне не хочется делить группу и терять время на поиски перевала, в существование которого сильно сомневаюсь. Королев и Худоногов за дальнейшие поиски Сложного – остальные против. Нет никакой гарантии, что перевал увиденный нами вверх по ручью, нужный нам Сложный. Как компромисс предлагаю сходить радиально на разведку перевала и продолжить маршрут вместе. Коля упрямо не хочет слушать.

4 марта 1992

Утром делимся на две группы. Королев и Худоногов идут вверх по ручью искать перевал Сложный, остальные идут за продуктами на Зун-Гол. Договорились встретиться в устье Горлык-Гола через 4-5 дней. Основное снаряжение остается у нас. Королев и Худоногов взяли с собой: один котелок, топор, ледоруб, один спальник и полторы пары кошек, продукты на четыре дня и фляжку спирта. Также забрали все карты. Веревку не взяли, отказались от аптечки. У меня осталась своя карта Тункинских Гольцов — второй карты Китойских гольцов у нас не было.

- Если мы не дождемся вас на Горлык-Голе, что делать, где вас искать? – спрашивает Серега.

- Искать нас не надо, не пропадем, – пробурчал Коля.

Провожаем мужиков и не спеша валим вниз, к Китою. По долине ручья многочисленные следы кабарги.
Порог-водопад на Китое
Через полтора часа вышли на Китой, и направляемся на Ара-Ошей. Прошли порог-водопад. Интересное место. На правом повороте, река сужается до трех метров и падает каскадом водопадов. Вода выточила в прибрежных скалах огромные ниши. Зимой вода замерзла в виде бурунов падающих вниз. Высказываем наше восхищение причудам природы. Ниже порога, находим весло, размерами со снеговую лопату. Забрать с собой, никто не захотел, и так за пятерых тащим.

Обедаем в устье Ара-Ошея, на летней стоянке водников. У нас осталось мало соли. Опять вспоминаем Колю. Он должен был взять в поход килограмм соли. Килограмма ему показалось много и он отсыпал половину. После разделения группы, соль естественно поделили еще пополам, и осталась пара ложек…

Вверх по Ара-Ошею идем по лыжне. Здесь проходит перекресток многих маршрутов. По дну проходим каньон Ара-Ошея. На реке торосы, промоины, но все можно обойти. Напротив притока справа, есть тропа на Яман-Гол. Подъем по Ара-Хубуты в кошках. К Зун-Голу решили сегодня не идти. Остановились на ночевку на террасе левого берега – привлекло обилие хороших дров. Ночью печку не топим – втроем тяжело дежурить.

5 марта 1992

Утром сыпет мелкий снег. До обеда стоим на месте – отсыпаемся. До Зун-Гола дошли за час. Занимаемся хозяйственными делами, пилим дрова, оборудуем стоянку. Есть вода. За дровами сходили вверх по склону. Забираем продукты из тайника. На завтра намечен радиальный выход к перевалу Четырёх.

В исходном варианте отчета идёт речь о перевале Лабиринт, а не Четырех, однако ясно, что имелся в виду именно перевал Четырёх.

Примечание В. Петухина

6 марта 1992

Вверх по Зун-Голу идет лыжня. Берем с собой перекус, термос с чаем, аптечку, несколько репшнуров. В рюкзаках пуховки и кошки. Через час уперлись в скалу перегораживающую долину реки.
Восьмиметровый водопад на Зун-Голе
Зун-Гол прорезал в скале щель шириной чуть больше метра. По щели поднимаемся к восьмиметровому водопаду. Водопад вымыл в скале расширение в виде круглой комнаты. Нам повезло – во льду вырублены ступени — иначе наша радиалка здесь и закончилась. Следующий четырехметровый водопад обошли справа по скалам. Третий трехметровый обошли слева. Справа впадает приток. Дальше подъем по узкому руслу на лыжах. У стрелки ручьев кончается лес. Открылся прекрасный вид на горы.

Перевал Четырёх со стороны Зун-Гола
Идем по правому ручью и выходим в предперевальный цирк. Подъем на перевал Четырёх по каменистой осыпи, вверху засыпанной снегом. Володька подниматься на перевал отказался наотрез. Мы с Серегой поднялись примерно до середины подъема и на лыжах скатились вниз к загорающему Березину. Перекусили и в обратный путь. Стремительный спуск на лыжах по снежным склонам, всем доставил удовольствие. Небольшая заминка вышла у водопада – пришлось связать все наши репшнуры и привязать к «морковке», вбитой в скалу у водопада. Иначе мы не спустились.

По возвращении в лагерь, Серега остался дежурить по кухне, а мы с Володей взяли веревку и сходили к водопаду снять наши шнуры. Радиалка удалась – посмотрели одно из интереснейших мест Саян.

7 марта 1992

Третий раз идем по Ара-Хубуты, уже все знакомо. Лед местами занесло снегом. Это немного облегчило спуск на лыжах. Рюкзаки опять тяжелые. Несем за пятерых. За три с половиной часа дошли до Китоя. Ниже устья Ара-Ошея есть небольшая избушка без печки. На стене вырезано «1961», видимо год постройки. Избушка рублена топором из листвяка! Дверь весит на деревянных петлях. Строили умельцы. Дров близко мало. Обедаем на берегу, на стоянке. Соль кончилась. Варим сладкий молочный супчик. Из соленых продуктов осталось сало и колбаса.

После поворота Китоя на СВ открытая вода. Это начинается каскад порогов. Наша скорость падает. Берега сужаются. Левый и правый берег – курумник, выходы скал. Заметен уклон реки. Идем вдоль правого берега, по ледяным заберегам. В конце порогов надели кошки. Идем по чистому льду. Подо льдом видно дно реки. Такое ощущение, что идешь по воде. Долина Китоя расширяется. Видна долина Горлык-Гола. К семи часам вечера подошли к месту нашей предполагаемой встречи – речка Горлык-Гол. Левый приток Китоя, в устье разбит на несколько проток. Нашли стоянку туристов. За дровами сходили на правый берег. Ждем Королева и Худоногова. Что-то они задерживаются. Видны лыжные следы вверх по Горлык-Голу.

Ночью, после своего дежурства у печки, разбудил Серегу, и чтобы он быстрее проснулся, зажег свечу в светильнике висящем под коньком палатки. Уверенный, что Серега не спит, тут же вырубился. Не знаю, что меня разбудило – может яркий свет огня горевшего в палатке, может еще что-то. Вся палатка в дыму, между мной и Серегой горит костер из наших дров для печки. Расталкиваю начинающего гореть Серегу, и мы вместе выбрасываем горящие поленья из палатки. Еще бы немного и все могло быть плохо кончиться. Серега на дежурство не заступил, свеча догорела до ободка светильника и упала на дрова закапанные той же свечой – получился отличный костер.

8 марта 1992

Сегодня праздник «8 МАРТА», но что-то не весело. Все мысли о второй части группы — как они там? Почему не подошли? Строим разные версии развития событий, но без карты Китойских гольцов, трудно спрогнозировать действия наших туристов. Если они прошли перевал на Горлык-Гол, то давно должны быть здесь, а если перевал оказался не по зубам, то мы бы уже встретились на Китое. Наиболее вероятной кажется версия, что Королев и Худоногов попали в лавину на спуске с неизвестного перевала. Приводим себя в порядок, моемся, зашиваем порванную одежду. Заготовили дров, накололи лед для воды. Напекли оладушек. Решаем завтра сходить вверх по Горлык-Голу, поискать следы нашей второй группы. Сегодня истекает срок встречи. Лед на речках постоянно громко трещит, особенно ночью, когда примораживает. Поначалу часто оглядывались — казалось кто-то идет. Наша стоянка с трех сторон окружена реками — со всех сторон идет "стрельба".

9 марта 1992

Каньон у устья Горлык-Гола

Утром идем искать следы нашей второй группы. Через пятнадцать минут после выхода вверх по Горлык-Голу, входим в каньон. Монолитные стены до 15-20 метров. На дне сквозь чистый лед видны камни. Потрясающее зрелище. Проходим три водопада: 5 м., 1.5 м., 2 м. Выше каньона долина реки расширяется. Идем по хорошей лыжне. Видны пешие следы, похоже на охотников. Путь к перевалу Жарок – по долине ручья справа по ходу. Дальше долина Горлык-Гола поворачивает на запад. Следов с верховий нет. Поворачиваем на север, по притоку. Старые лыжные следы. Поднялись до каркаса балагана. Дальше идти нет смысла, поворачиваем обратно к пешим следам. По следам дошли до стоянки охотников вверх по Горлык-Голу.

Вернулись в лагерь. Обедаем. Постоянно думаем о наших пропавших туристах. Если они живы, то давно должны были догнать нас. Продолжать поиски дальше мы не можем. Нас слишком мало. У нас нет даже карты Китойских гольцов. Карта осталась у Королева. После обеда неожиданно исчезает Березин. Только что ходил у костра и нет его. Мистика какая-то. Часа два не было. Оказалось, ходил прогуляться по окрестностям, никого не предупредив. Примерно километр вниз по Китою, на левом берегу нашел зимовье. Переезжать не стали, и здесь хорошо устроились.

10 марта 1992

На стоянке оставляем мешок с продуктами на тот случай, если наши потерявшиеся туристы придут сюда, да и тащить все с собой нет смысла — впереди "Моткины щеки", надо максимально облегчить наши тяжелые рюкзаки. На берегу, на видном месте складываем из камней тур и оставляем записку. Катим по чистому льду Китоя.

У ручья по которому проходит путь на перевал Нарынгольский (Нарин-Ул), сложен тур, и вверх по ручью идут лыжные следы. Записки не обнаруживаем.

Идем вниз по Китою. На порогах появляются промоины, открытая вода. Снимаем лыжи и идем по заберегам пешком. На обед останавливаемся на левом берегу, на летней стоянке туристов-водников. Берег завален остатками плотов и катамаранов – антистапель.

Начало "Моткиных щёк"
Начинается знаменитый каньон «Моткины щеки». Идем по дну каньона. Перед сужением реки до пяти метров, на берегу лежит рама от катамарана. Вся мощь реки бьет в острый камень стены – летом сплошной непроход, места для маневра совершенно нет. Русло реки завалено огромными валунами. Часто приходиться снимать лыжи и одевать кошки, потом наоборот. Как здесь умудряются сплавляться – непонятно! Самоубийцы или профи высокого класса. Зимой и то сложно пройти. Встречаются крутые ледяные участки. На участках попроще идем по лыжне. После притока Эхе-Гол, каньон расширяется, идти немного легче. По склонам растет лес. Можно найти дрова на костер. Делаем остановку на повороте реки на восток. Далее река поворачивает на юг. При повороте реки на восток, возле левого притока, есть хорошее место для стоянки. Можно переночевать. В южном направлении Китой течет среди высоких скал. В конце каньона надели кошки. На реке – чистый скользкий лед.

При повороте на восток, долина Китоя расширяется. Каньон заканчивается. Появляются хорошие места для стоянок. В конце каньона, справа видна гора. За ней старая база геологов. База находится в устье р. Шумак. От основного русла отделена островом. Большое пятистенное зимовье. Жилая – левая часть. В пятидесяти метрах баня. В зимовье может поместиться группа 6-8 человек. Плохо с дровами. Если повезет, на берегу можно найти подходящий топляк. За дровами ходили метров за пятьсот. Переночевали в тепле, с комфортом. Растаяли последние надежды увидеть наших туристов.

11 марта 1992

В избе оставляем записку о нашем дальнейшем маршруте. После впадения Шумака, Китой разбивается на протоки, долина расширяется. Погода отличная, идем по лыжне. Недалеко от Билюты, под Серегой проваливается лед, лыжи уходят в воду под лед. Серега успевает завалиться на бок на крепкий прибрежный лед, но самостоятельно не может освободиться от рюкзака. Прихожу ему на помощь. Не стоит терять друг друга из пределов видимости. Березин идет где-то далеко впереди. Обедаем на левом солнечном берегу. Хочется соленой пищи. Вареные макароны, на вкус как бумага. Через пятнадцать минут хода после обеда – на левом берегу новое зимовье. Печки нет, видимо специально спрятали. В зимовье может поместиться 3-4 человека. Записка советует идти в зимовье на Эхе-Голе, мол там лучше. Больше всего мы обрадовались пакетику соли. К 18 часам подошли к Эхе-Голу. На левом берегу два зимовья: старое и новое. Останавливаемся в новом. Есть печка и нары на 3-4 человека. Завтра попробуем за день дойти до Аршана. На ночь замачиваем крупу, что бы утром быстрее сварить кашу.

12 марта 1992

Выход в семь утра. Идем пешком, по хорошо набитой тропе, вверх по речке Федюшке. Резкий набор высоты. Сделали четыре перехода по 30-45 минут.
Вид на перевал Аршанский со стороны Федюшкиной речки

В одиннадцать часов подошли под перевал Аршанский. Видим следы туристов поднимавшихся по следу лавины. Мы с Серегой были на Аршанском и знаем, что подъем на перевал не здесь. Володька убеждает нас, что прошли же люди и мы пройдем по их следам. Послушали мы его…

По следам вышли на вершину слева от перевала. Спуск на перевал крутой, по заснеженным скалам. Решили не рисковать. Тяжелые рюкзаки и нет скальных крючьев – надо спускаться обратно. На спуске, Березин сорвался и скатился вниз. Отделался ушибом пятой точки и порванными штанами. Мы тихонько злорадствуем. Подъем на перевал Аршанский по узкому скальному гребешку. Справа и слева лавиноопасные склоны. Седловина перевала – широкая, разделенная скалами. В сторону Кынгарги нависает снежный карниз. С перевала открывается вид на Тункинскую долину.

Спустились до границы леса, обедаем. После обеда спускаемся на лыжах. Разогнавшись, врезаюсь в снежную яму, слышно как хрустнули «бескиды». Носок у одной лыжи полностью отломлен, не помогла металлическая окантовка. Дальше ковыляю на одной лыжи до тропы. Ночуем в устье Левой Кынгарги. Вода есть. Дров нет, точнее, есть полусырая валежина.

13 марта 1992

Идет снег – вовремя мы прошли перевал. Благодарим Бурхана за то, что позволил нам побывать в его владениях. Серега бросает в костер горсть конфет.

После слияния левой и правой Кынгарги, спуск выполаживается. Тропа идет левым берегом. Перед каньоном переходит на правый берег. В каньоне тропа несколько раз переходит с берега на берег и через «пьяный перевал» выходит в Аршан. «Пьяный перевал», он же «Аннапурна» у иркутских альпинистов, обходит водопады на Кынгарге. На тропе стоит указатель «водопады», но мы уже насмотрелись на разные водопады, не удивишь.

В Аршане на почте узнали нет ли для нас сообщений. Надо заявить о пропаже людей. На рейсовом автобусе едем в Кырен. В Кырене мужики пошли искать контрольно-спасательный пункт, а я пошел устраиваться в гостиницу (паспорт был только у меня). Администратор гостиницы долго не хотела давать комнату на троих на один паспорт. Мне спешить было некуда, и я дождался пока женщина сжалилась надо мной и открыла комнату. Мужики пришли поздно вечером. Нашли КСП, сообщили о пропаже наших людей. Начальник КСП – Усольцев Леонид. Адрес: п. Кырен ул. Лермонтова, 12 телефон 91-9-97. Встретил хорошо, предложил помыться в бане (а я переживал за них). Пол ночи мы писали объяснительные записки в спасотряд.

14 марта 1992

Утром уехали в Иркутск. Кудимов Серега должен был остаться в Иркутске, для координации поисково-спасательных работ. Стоим на вокзале в очереди за билетами. Вдруг меня кто-то дергает за рукав, оборачиваюсь и вижу…!!! Стоит Коля! А мы записали его в покойники! Сильно похудел, лицо черное, прорезанное глубокими морщинами – досталось однако. Первый вопрос друг другу: «Все живы?», ответ: «Да». Долго объясняться не стали — не место для разборок. Перед отправлением поезда подошел Володя Худоногов. Выглядит примерно так же как Коля. Теперь можно считать поход законченным. Все живы.

По приезде домой узнаю, что по телевизору в новостях сообщили: «…В горах Восточного Саяна погибли двое туристов из города Усть-Илимска…». На разборе полетов, выяснилось: Коля с Володей после нашего расставания поднялись на перевал Мурзилка (2А), в сторону Горлык-Гола отвесная стена. Развернулись обратно, и вместо того чтобы встречать нас на Китое, ломанулись на Китойские Гольцы, по совершенно неизвестным нам перевалам. Искать бы их там никто не стал. Вышли на Китой в районе Моткиных Щек, поднялись до Нарин-Гола, через перевал ушли на Шумак. Почему они не дошли два километра до Горлык-Гола, места нашей встречи? Мне до сих пор непонятно. Выйди мы на один день раньше с Горлык-Гола, и мы бы встретились. Этот день как раз ушел на их поиски. На Шумаке их немного подкормили туристы. От Шумака перевалили на Зун-Гол через Четырёх. Естественно, там нас уже не было, не было и продуктов. Пришлось им выходить в Ниловку через Хубутский перевал.

Фактически мы (втроем) прошли классическую лыжную "тройку" (254 км, три перевала: н/к; 1А; 1Б).

"Пятерка не удалась, на "Шумаке" не побывали.

Далее (Информация о реках маршрута и о районе)

Страница 1 из 2:  1 2Следующая

Андрей (Зарубин Андрей), вы, оказывается, уже сталкивались с пер. Сложный и даже нахлебались из-за него по полной программе. А откуда у вас сведения про его повышенную лавинную опасность? Знаете вы вообще кого-нибудь, кто реально был на этом перевале? Вот бы узнать, где он на самом деле находится!

И что за пер. Мурзилка?
12.01.2013, 18:04:48 |
Андрей ЗарубинЖеня, у меня нет карты той части Саян, точно указать ручей не могу, да и смогу ли точно вспомнить, столько лет прошло. Можно примерно прикинуть сколько мы могли пройти за два часа от устья Жалги. Это где-то между Жалгой и порогом-водопадом, ближе к водопаду.

Про пер. Сложный узнал из какой-то книжки по туризму, там и было написано про повышеную лавиноопасность. Название книжки не помню. Где перевал находиться, в свое время со Славой вроде разобрались. С ложного перевала(гребня хребта) спустились на что-то вроде плато. Вот оттуда и надо было искать этот Сложный. Дальше мы спустились в долину довольно большого ручья. В вершине этого ручья и есть пер. Мурзилка в верховья Горлык-гола. Мужики рассказывали, что со стороны ручья подьем не сложный, пешком зашли, а вот в сторону Горлык-гола отвесная стена. В записке, что они нашли, тогда это было чуть не второе-третье прохождение этого перевала. Веревки у них не было, спуститься свободным лазанием было нереально.
13.01.2013, 00:59:40 |

Андрей Зарубин: Где перевал находиться, в свое время со Славой вроде разобрались.

Не разобрались вы со Славой:) Я был там, где этот перевал отмечен на карте (и здесь, на кате-схеме сайта), перевала такой сложности там точно нет.

Андрей Зарубин: Дальше мы спустились в долину довольно большого ручья. В вершине этого ручья и есть пер. Мурзилка в верховья Горлык-гола.

Тут опять что-то странное. С Сухэ-Батора в Китой стекает всего два больших ручья. Верхний — р. Хунды-Гол. Он с Горлык-Голом соединён тремя перевалами. На двух из них я был (Горлыкгольский и Любимых Женщин, а третий (40 лет Победы) видел сверху. Ничего похожего на стены со стороны Горлык-Гола там нет и близко.
Второй ручей — это тот, который из цирка перевалов Байкал, ИЗТМ (со стороны Голык-Гола оба пологие), Кортылёва, Крещатик (эти не представляю). Кроме того, не уверен, что ручей можно назвать большим. Между этими двумя участками есть ещё три цирка, в одном из которых мы сделали первопроход (пер. Ёкарный Бабай). Он как раз по соседству с предполагаемым пер. Сложный. Зимой туда (на Ёкарный Бабай) без верёвки вряд ли стоит соваться.
Предполагаемый Сложный со стороны Китоя я не видел. Возможно, там действительно пешком можно подняться. А вот со стороны Лугового (приток Горлык-Гола) там действительно стена. Не стена даже, а стенища!

И вот с учётом того, что я с той или другой стороны видел весь гребень основного хребта от западной оконечности, до пер. ИЗТМ, я никак не могу понять, что там с этим Сложным приключилось. Такое впечатление, что это дублирующее название для пер. Байкал.

Андрей Зарубин: В вершине этого ручья и есть пер. Мурзилка в верховья Горлык-гола.

Так и не понял, где это. Есть же карта-схема на сайте, неужели не поможет?
13.01.2013, 01:53:10 |

Евгений Рензин: Не стена даже, а стенища!

Кстати, вид оттуда должен быть просто сказочным!!!
13.01.2013, 01:59:11 |
Sergey Sergeevich

Андрей Зарубин: Веревки у них не было, спуститься свободным лазанием было нереально.
...
"Королев и Худоногов взяли с собой: один котелок, топор, ледоруб, один спальник и полторы пары кошек, продукты на четыре дня и фляжку спирта. Также забрали все карты. Веревку не взяли, отказались от аптечки."

Т. е. они без палатки вообще ходили?!
13.01.2013, 12:45:28 |
Андрей ЗарубинПосмотрел сейчас свои фотографии, полистал дневник. Похоже заходили мы по следующему ручью: на схеме правый пересыхающий ручей к вершине 2987. Ручей действительно был пересыхающим, зимой там в русле не было воды и льда, только снег. Перевалили на безымяный ручей в вершине которого пер. Крещатик. Так похоже, по расположению и по расстояниям от Жалги и Ара-Ошея. Перевал Сложный должен был быть где-то справа от вершины 2987(а не слева как на схеме), но там очень круто, есть фотка под вершиной. Подъем если и есть, то по узкому кулуару. Тогда понятно, что перевал считался повышено лавиноопасный. Еще не зря у него такое название, простой перевал так не назовут. Может конечно ошибаюсь, перевал слева от вершины, надо проверить в реале :)

Мужики похоже дошли до Крещатика или Кортылево. Оба сложные. Спускаться там не рискнули, вернулись на Китой по нашим следам, поднялись до р. Саган-Сайр, через пер. Горлык-дабан перешли на Горлык-Гол. Дальше точно не помню, еще какие-то два несложных перевала и они попали на Эхе-Гол, по которому спустились на Китой, поднялись вверх, не дошли два км до устья Горлык-Гола, где было наше условленное место встречи! Через пер. Нарин-Ул (н/к) ушли на Шумак.

Моё предположение, что один и тот же перевал могли называть по разному, на карте, что у нас была, Сложный был единственный перевал с Китоя на Горлык-Гол. Мурзилку тоже ходили на тот момент всего пару-тройку раз. Название погли похерить следующие восходители, назвать по своему. Сложный похоже тоже редко посещали, хотя в перечень перевалов он вошел.

Sergey Sergeevich: Т. е. они без палатки вообще ходили?!

Да, палатки у них не было. Спальник один на двоих, одеялом. Тогда и ковриков нормальных не было, было что-то самодельное. Как прошли, мне до сих пор удивительно. Кое-где попадались избушки, там отогревались и отсыпались. Где-то охотник оставил пол туши кабарги и записку, что желающие могут взять мясо. Они его съели...
13.01.2013, 17:54:17 |
Вячеслав ПетухинВ общем, наиболее вероятным представляется такое объяснение. Перевал Сложный — там, где сейчас указан перевал Байкал. В какой-то момент, видимо, кто-то прошёл этот перевал, не зная, что это Сложный (считая, что Сложный где-то в другом месте) и дал название "Байкал". Ну а потом по этим данным то есть по фразам из отчёта "перевал Байкал там-то" (и может даже и "а перевал Сложный — там-то"), на это место поставили перевал Байкал, а перевал Сложный передвинули. Что мы и видим на последних картах.
13.01.2013, 20:59:13 |

Андрей Зарубин: Может конечно ошибаюсь, перевал слева от вершины, надо проверить в реале :)

Уже проверили :)

Андрей Зарубин: еще какие-то два несложных перевала и они попали на Эхе-Гол

Вот тут, скорее всего, опять ошибка. Если они шли через два перевала, то, вероятно, через пер. Пологий, 1А (с Борто-Гола на Ара-Хушан-Жалгу) и пер. Хушан н/к (с Ара-Хушан-Жалги на Хунды-Гол).
На Ара-Хушан-Жалге, кстати, есть заброшенная старая баз. Сейчас уже всё сгнило, но тогда, наверное, там вполне можно было остановиться.
А вот через следующий отрог они уже вряд ли ходили.
Конечно, Пологий могли и обойти. Тогда после пер. Хушан, вероятнее всего, прошли пер. Авангард (Шукшина). Но это, во-первых, далековато, а во-вторых, возникает вопрос — зачем от устья Ехэ-Гола идти вверх по Китою (не доходя совсем немного до условленного места встречи), а не спуститься немного вниз и подняться на источники по самому Шумаку.
13.01.2013, 21:07:15 |
И. Фефелов

Андрей Зарубин: Тогда и ковриков нормальных не было, было что-то самодельное.

Ижевские коврики тогда были, но... их не было. В смысле, раздобыть было сложно.
13.01.2013, 22:50:30 |
Андрей Зарубин

Вячеслав Петухин:  В какой-то момент, видимо, кто-то прошёл этот перевал, не зная, что это Сложный (считая, что Сложный где-то в другом месте) и дал название "Байкал".

Очень может быть, на старых картах-схемах отрог от главного хребта не обозначен, потому непонятно было куда тыкаться, слева или справа от отрога.

Евгений Рензин: Уже проверили :)

Ну, и? Хочется посмотреть на этот перевал и через двадцать лет.

Евгений Рензин: Вот тут, скорее всего, опять ошибка. Если они шли через два перевала, то, вероятно, через

Евгений Рензин: а во-вторых, возникает вопрос - зачем от устья Ехэ-Гола идти вверх по Китою (не доходя совсем немного до условленного места встречи), а не спуститься немного вниз и подняться на источники по самому Шумаку.

Им надо было дойти до Горлык-Гола, для соединения с группой. Если бы мы не пошли их искать вверх по Горлык-Голу, а сразу отправились вниз по Китою, мы бы встретились... Почему они не дошли до нас два км, и даже не оставили записки на повороте на Нарин-Ул... никто внятно ответить не смог. Думаю сказалась усталость, уже плохо соображали. Перевал Нарин-Ул был у нас заявлен в маршруте. Возможно решили, что мы не дождавшись их, уже ушли через Нарин-Ул на Шумак. Мы понятно туда уже не могли пойти, не до этого было. Не найдя нас на Шумаке, парни совершают еще один не очень понятный поступок — уходят на Зун-Гол... видимо найти продукты или нас. Там естественно никого и ничего уже не было.
13.01.2013, 23:38:12 |
Андрей Зарубин

И. Фефелов: Ижевские коврики тогда были, но... их не было. В смысле, раздобыть было сложно.

У меня ижевский коврик появился несколькими годами позже. Ходили с самодельными из спасжилетов или нарезали из упаковки к импортному оборудованию, что приходило на УИ заводы.
13.01.2013, 23:50:01 |

Андрей Зарубин: Ну, и? Хочется посмотреть на этот перевал и через двадцать лет.

Сейчас на карте-схеме Сложный помечен вот на этой стене:
Это вид со стороны Горлык-Гола. Между прочим, высота этой стены около 600 м. Как выглядит со стороны Китоя — не представляю.

А вот пер. Байкал, который, возможно, и есть "Сложный":
14.01.2013, 13:53:27 |

Андрей Зарубин: От Китоя до Китоя они прошли через три перевала, первый был Горлык-дабан, второй скорее всего был Ильчирский, на Эхе-Гол попали через Дабан-Жалга.

Да, вот это похоже на правду. Учитывая, что большая часть пути — вниз, на лыжах вполне могли успеть.
И пер. Ильчирский, кстати, куда реальней для зимы, чем пер. Пологий и даже Хушан. Очень может быть, что оба они лавиноопасны.
14.01.2013, 13:58:14 |
Андрей Зарубин

Евгений Рензин: Сейчас на карте-схеме Сложный помечен вот на этой стене: Это вид со стороны Горлык-Гола. Между прочим, высота этой стены около 600 м. Как выглядит со стороны Китоя - не представляю.

С другой стороны примерно так же. Отсканировал пару фотографий. Качество не очень, у фотоаппарата был сбит объектив, потому резкости нет.

Евгений Рензин: А вот пер. Байкал, который, возможно, и есть "Сложный":

Очень даже может быть, больше ему там быть негде, не по стене же поднимались-спускались, это было бы слишком даже для Сложного. Осталось найти фото этого перевала из старых отчетов и сравнить. Истина будет найдена, или не найдена. Но всё равно интересно.
14.01.2013, 19:28:52 |
Вячеслав ПетухинАндрей, надо понимать, что вот это
и есть перевал, на который вы поднялись? А вот здесь в тексте "Перевал – это второе понижение в хребте справа от вершины" имеется в виду не вершина 2987, а локальная вершина в этом гребне, ведушем от 2987 к Китою?

(Фотографии я добавлю в текст.)
14.01.2013, 19:30:34 |
Андрей ЗарубинЭто и есть тот перевал через отрог главного хребта, через него и перешли. С этой стороны подъем-спуск будет проще, с этой точки до самого леса лыжи мы не снимали. Со стороны сухого ручья будет сложнее, круче и опаснее — по кулуарам сходят лавины.

Второе понижение, это от главной вершины 2987. Локальная вершина, её трудно назвать вершиной, просто повышение гребня.
14.01.2013, 19:46:06 |

Андрей Зарубин: Локальная вершина, её трудно назвать вершиной, просто повышение гребня.

Да, только в тексте написано "Перевал – это второе понижение в хребте справа от вершины". Либо здесь это повышение названо вершиной, потому что оно снизу так смотрелось, либо "право" и "лево" перепутаны.
14.01.2013, 19:55:42 |
Андрей ЗарубинПоднимались мы по сухому ручью. Прямо была главная вершина, от нее справа(!) второе понижение в хребте(отроге хребта, главный был не виден) — перевал, через который мы перешли, он на фото. Фото сделано уже с другой стороны перевала, оттуда перевал будет слева от вершины(на фото), вправо пойдет главный хребет.

Есть фото перевала со стороны сухого ручья. Добавить?
14.01.2013, 20:05:19 |
Вячеслав ПетухинА, ну тогда понятно. Это фотографии после перевала. А я почему-то думал, что до. Я добавлю в текст линию движения в этот день.

Андрей Зарубин: Есть фото перевала со стороны сухого ручья. Добавить?

Вряд ли этот перевал сам по себе кому-то интересен.
14.01.2013, 20:38:25 |
Андрей Зарубин

Вячеслав Петухин: Это фотографии после перевала.

Именно так.

Вячеслав Петухин: Вряд ли этот перевал сам по себе кому-то интересен.