верховья р. Зун-Хандагай — пер. Стена СОАН (2А, 2800) — верховья р. Зун-Хандагай

Вышли в 9.40 в направлении перевала. Через 15 минут достигли озера, оно имеет вытянутую форму. Обогнув его слева, идем по луговой растительности около километра. Мы оказались в закрытом цирке с севера и с востока сложные скальные в стены высотой 500-600 метров, никаких путей подъема или седловин не видно. Совершенно очевидно, что перевал Иванникова находится не здесь, местность не соответствует описанию, хотя мы точно вышли к месту, где на карте обозначен перевал Иванникова. Мы располагали только описанием непосредственного прохождения перевала, а при подходах ориентировались по карте, которая и здесь грешит, неправильным указанием перевалов! После анализа ситуации пришли к выводу, что заход на перевал Иванникова из соседнего цирка, и обход составит километров 8-10. Но из нашего цирка, если перевалить через плечо пика СОАН можно также попасть в верховья реки Толта, туда же куда ведет перевал Иванникова.

Решаем попытаться пройти этим путем. После долгого обсуждения пути подъема, выбрали путь по скальному кулуару, составленному монолитами. Он просматривается почти весь, лишь последние метров 80 скрываются за выступом, но очень похоже, что там можно выйти на хребет.

Первые 20 минут поднимаемся по осыпи до начала скальных выходов. Затем преодолев 5-10 метров скал крутизной до 50 гр. вышли в среднюю часть кулуара, имеющего ширину метров 15-20. Поднимаемся плотной группой, по плитам, крутизна 30 гр. В верхней части кулаур раздваивается: прямо уходит крутая узкая щель, по которой вряд ли можно подниматься без крючьев, а налево уходит неизвестное продолжение кулуара, увидеть которое до конца нельзя из-за тумана, но этот путь выглядит приемлемым. Здесь крутизна склона увеличивается до 50 гр., на камнях мокрая трава. Достаем веревку. Погода испортилась: дождь со снегом и холодный ветер. Первые 50 метров прямо вверх до более менее пологой площадки под скалами. Далее 50 метров вправо и вверх в туман в неизвестное продолжение кулуара. Подъем по плите наклоном 40 гр. Эта веревка оказалась последней. Первый человек вышел на седловинку в 13.40. К нашему удивлению, мы обнаружили здесь тур, записка (см. приложение) гласила о том, что группа туристов из Иркутска искала перевал Иванникова и не нашла (видно не мы одни стали жертвой ошибки карты).

В этот момент туман рассеялся в 600-800 метрах южнее отчетливо показалась седловина перевала Иванникова, которая существенно (на 300-400 метров) ниже нас. Спуск в сторону Толты первые 100-150 метров проходит по пологой осыпи, а продолжение склона скрывается за перегибом, однако видно, что ничего хорошего там не предвещается. Спускаемся вправо от седловинки, где склон выглядит более обнадеживающее. Вскоре становится круче (30-40 гр.), вешаем веревку, но спустившись убеждаемся, что продолжение склона все еще не видно. Мы находимся как бы на узком отроге, справа и слева до самого низа уходят скальные склоны 70 и более градусов без каких либо полок. Надежды почти нет, но все же один человек спустился за перегиб еще на одну веревку и убедился, что дальше мы пройти не сможем.

Вернулись на перевал и провели разведку хребта в северном направлении на предмет возможности спуска, но там также оказалось нельзя спуститься. Спуск в верховья Талты можно оценить не менее 3А категории сложности. Движемся обратно по пути подъема с навешиванием 3 веревок по 50 метров в верхней части. Возвращаемся на место ночевки. Разбили лагерь в 21.50, не дойдя примерно 1 км до места предыдущей стоянки.

Далее (17 день (31 июля)
верховья р. Зун-Хандагай - р. Зун-Хандагай - дорога в пос. Тагархай)