р. Лев. Яман-Гол — пер. Козлов (вариант 1Б) — р. Шумак-Гол — р. Шумак (минеральные источники)

Вышли в 9.50. Дошли до правого притока, текущего в глубоком осыпном распадке, и двинулись по нему вверх. Примерно в полукилометре выше путь преграждает высокий водопад, его окружают отвесные скалы и рядом с водопадом пройти нельзя. Поэтому заранее начинаем набор высоты справа по ходу от водопада. Подъем метров 200 по мраморной осыпи крутизной 30-35 гр.

Выше водопада пологая висячая долина, покрытая в нижней части травой. В восточную часть долины уходит зеленый кулуар, в том направлении есть привлекательная возможность перевала в нижнее течение Шумак-Гола, но противоположная сторона, судя по карте, довольна сложна. За хребтом, ограничивающим долинку с востока протекает река Шумак-Гол, однако никакого перевала в том направлении не видно, подозрение могут вызвать лишь две небольшие зазубрины. Лишь в южном конце цирка есть четко выраженная седловина, но ее направление вызывает сомнения. Все же решаем подниматься на нее, в случае ошибки траверсом всегда можно будет уйти вправо, отыскивая перевал.

Поднялись в 12.15. Оказалось, что эта седловина ведет в верховья Левого Яман-Гола, а не в 4-й приток Шумак-Гола. Уходим вправо траверсов вверх от седловины. Еще 200 метров набора высоты и мы выходим на нужный хребет. Изучив склон на другую сторону, заключаем, что можно спускаться и здесь, но мы из спортивного интереса идем траверсом хребта, чтобы отыскать истинный перевал. Поднявшись на локальную вершинку в хребте увидели тур примерно в 200-300 метрах от места вылаза на хребет. Это перевал Козлов, причем его положение не совпадает ни с одной виденной нами снизу зазубриной. Надо признать, что отыскание перевала с запада очень затруднительно. Ориентир такой — чтобы примерно выйти на перевал, надо подниматься по хорошо заметной границе светлой и бурой осыпи.

Группа вышла к туру в 13.40. Провели разведку и выяснили, что если пройти по хребту еще дальше на север метров 200, то можно спускаться не в 4-й приток Шумак-Гола, а в 3-й. Это сократит путь при движении в направлении минеральных источников на пару километров. Спуск на дно цирка сначала по травянистым полочкам потом по мелкой осыпи общим уклоном 30-35 гр. занял 40 минут, камнеопасно. Этот вариант частичного траверса и спуска можно оценить как 1А*-1Б.

Такой вариант прохождения иногда упоминается как отдельный перевал — Медвежонок

Примечание В. Петухина

У ручья перекус. В 15.20 двинулись дальше. До Шумак-Гола 2 км. Идем по луговой растительности левом берегом ручья, вблизи слияния с Шумак-Голом, падение притока увеличивается, спуск по камням вдоль русла. Через 45 минут не доходя метров 100 реки, вышли на тропу, идущую по левому берегу Шумак-Гола. Движемся по ней. Здесь тропа начинает уходить вверх в обход прижимов и сильно разбита. Однако после пересечения левого притока, туры на камнях и конский навоз указывают, что дальше путь лежит по самому берегу. Это продолжается 2-3 км, пока тропа не переходит на правый берег, отсюда не более километра до слияния с Левым Шумаком. Около 17.30 пережидали сильнейший, но кратковременный ливень, вода в реке на глазах поднялась и помутнела.

Вблизи устья выскочили на шумакскую народную тропу. Отсюда руководитель и один участник побежали за оставленной у водопада в 6 км выше по Левому Шумаку заброской, остальная группа, забрав их вещи, отправилась на шумакские минеральные источники, до которых 3 км. Тропы везде.

Далее (11 день (25 июля)
р. Шумак (мин. источники) - р. Перевальная; полудневка)